Сделай Сам Свою Работу на 5

Наркотиков и порядок их изъятия





 

Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на практике считается самой не сложной категорий преступлений, что обусловлено четким алгоритмом расследования и типичностью проводимых мероприятий.

Вместе с тем, именно по данной категории уголовных дел чаще всего выносятся оправдательные приговоры, в основе которых, признание судами полученных на стадии документирования фактов изъятия наркотиков, как доказательств добытых с нарушением норм закона – их не допустимость.

Порядок действий сотрудников правоохранительных органов при выявлении признаков преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, представлен в Инструкции «О порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения», утвержденной совместным приказом МВД России, Минюста России, Минздрава России, Минэкономики России, ГТК России, ФСБ России, и ФПС России № 840/320/388/472/726/530/585 от 9 ноября 1999 г.[35]



Указанный локальный нормативный акт содержит десять основных разделов, в каждом из которых изложен алгоритм действий, правила проведения различных мероприятий, связанных с незаконным оборотом наркотических, психотропных средств и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, не зависимо от способа выявления и процессуального режима документирования. В нем конкретно регламентирован:

– Порядок изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования (Раздел II, п.п. 4-13).

– Порядок хранения изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования (Раздел III, п.п. 14-25).

– Порядок учета изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Раздел IV, п.п. 26-32).

– Контроль за состоянием учета и хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Раздел V, п.п. 33-38).



– Передача для дальнейшего использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, конфискованных или изъятых из незаконного оборота (Раздел VI, п.п. 39-44).

– Порядок передачи наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, для использования в оперативно-розыскной деятельности (Раздел VII, п.п. 45-66).

– Порядок передачи конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, для использования в экспертной деятельности (Раздел VIII, п.п. 67-73).

– Порядок передачи конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также инструментов и оборудования, для использования в научных и учебных целях (Раздел IX, п.п. 74-82).

– Порядок передачи конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, государственным унитарным предприятиям, осуществляющим их переработку или уничтожение, либо Министерству здравоохранения Российской Федерации для использования в медицинских целях (Раздел X, п.п. 83-93).

– Порядок уничтожения конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования (Раздел XI, п.п. 94-101).

Кроме того, уместно будет напомнить общие (имеющие отношение ко всем способам документирования), правила отбора проб и образцов для сравнительного исследования:



– смывы должны выполняться чистым ватный, марлевый или тканевый тампоном, смоченный небольшим количеством этилового спирта;

– тампон со смывами с каждой руки подлежит упаковке в отдельный конверт таким образом (чтобы тампоны, находящиеся в одном конверте не контактировали с тампонами, находящимися в другом конверте);

– к смывам обязательно прилагается контрольный тампон из того же материала и смоченный тем же растворителем, что и тампоны, использовавшиеся для проведения смывов. Контрольный тампон также упаковывается в отдельный конверт;

– для определения наличия контактного взаимодействия наркотиков и поверхностей громоздких предметов (столов, полок, шкафов) с них также выполняются смывы.

– предметы одежды могут быть направлены на исследование целиком, а также фрагментарно, т.е. участки, предположительно контактировавшие с наркотическим веществом.

Часто в качестве фрагментов одежды подлежащих изъятию в связи с обнаружением наркотических средств, сотрудниками правоохранительных органов вырезаются внутренние части (мешковина) карманов. Кроме того, что каждая из них должна упаковываться отдельную, следует помнить, что за собственником вещи, изъятый фрагмент из которой повлек функциональную ее непригодность, остается право обратиться в суд с заявлением о возмещении вреда причиненного органами предварительного следствия и дознания).

Упаковка объектов должна отвечать требованиям безопасности и не допускать видоизменения объекта при его транспортировки и хранении, а также сделать невозможным несанкционированный доступ к содержимому[36].

При упаковке объектов необходимо соблюдать следующие правила:

Упаковка растительных наркотических средств производится в бумажные конверты или картонные коробки с проделанными в них мелкими отверстиями, мешки из легкой ткани или марли. Растительные вещества, находящиеся во влажном состоянии, при нахождении в замкнутом объеме подвержены интенсивному гнилостному разложению, в процессе которого происходит разрушение наркотических веществ. Чтобы избежать этого явления, растительные наркотики должны быть упакованы в такую упаковку, которая, с одной стороны, защитит их от утери, а с другой - обеспечит газообмен с окружающей средой. При этом на упаковке и в сопроводительном документе следует указать, что представленный на экспертизу объект способен к быстрому гниению (например: растительный материал при длительном хранении может быть подвержена деструкции т.е. гниению)[37].

Разнородные объекты должны быть упакованы в различные пакеты. Это требование обязательно в отношении самих наркотиков, а также предметов, могущих нести на себе следовые количества наркотического вещества. Общая упаковка способствует перенесению частиц наркотических веществ с одного предмета на другой.

Однородные объекты упаковываются вместе (не следует упаковывать отдельно каждую таблетку, если их большое количество, они внешне одинаковые и лежат россыпью в одном месте).

Упаковка должна исключать возможность извлечения ее содержимого без нарушения целостности либо замены содержимого; она опечатывается оттиском печати органа внутренних дел; на ней должны присутствовать сведения о содержимом, месте изъятия, принадлежности изъятого; с целью обеспечения соответствия вещественных доказательств материалам уголовного дела оттиск печати заверяется подписями следователя и понятых.

Упаковка должна обеспечивать безопасное обращение с содержащимися в ней объектами: колюще-режущие части изъятых предметов должны быть изолированы от случайного поражения сотрудников, работающих с вещественными доказательствами (инъекционные иглы должны быть закрыты защитными колпачками или загнуты так, чтобы исключить возможность укола при транспортировке или при осмотре объекта).

Во избежание неточности количественной оценки изъятого, вышеуказанный Приказ МВД России, Минюста России, Минздрава России, Минэкономики России, ГТК России, ФСБ России, и ФПС России № 840/320/388/472/726/530/585 от 9 ноября 1999 г., рекомендует количественную оценку проводить только в тех случаях, когда это не требует специальных познаний или применения специальной техники.

Действующее законодательство РФ предполагает выявление (соответственно и документирование) фактов незаконного оборота наркотиков в трех правовых режимах, каждый из которых определяет способ выявленного факта, соответствующий виду деятельности: административно-юрисдикционной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной, осуществляемой должностными лицами, имеющими различные полномочия.

В структуре зарегистрированных фактов незаконного оборота нарко­тических средств и психотропных веществ 55% составляют преступле­ния, выявленные в процессе административной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Как правило, они выявляются в ходе обеспечения надзора за соблюдением гражданами и должностными лицами действующего законодательства по ох­ране общественного порядка, контролем за распитием спиртных напитков и пива в общественных местах, курением в общественных местах, соблюдением правил безопасности дорожного движения, требований по использованию земельных участков и т.д. Нарушения в данных сферах деятельности устанавливаются как непосредственно сами сотрудниками органов правопорядка, так и в процессе проверки обращений и заявлений граждан, которые признаются действующим законодательством поводами к началу административно-юрисдикционной деятельности (ч.1 ст. 28.1 КоАП). Это означает, что все выявленные факты документируются в соответствии с нормами КоАП РФ.

На долю преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков выявленных сотрудниками ОВД в рамках оперативно-разыскной деятельности, приходится 10-15%, где поводом к началу уголовно-процессуальной деятельности служат материалы ОРД.

В рамках уголовно-процессуальной деятельности изначально выявляется и документируется около 25% зарегистрированных преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Возникает закономерный вопрос: неужели следователь либо дознаватель, которому поручено производство по данной категории преступлений, должен нести ответственность за качество первоначального материала собранного в рамках административной или оперативно-розыскной деятельности (которая выходит за пределы его основных функций)? Ответ однозначный – да. Прежде чем принять решение о возбуждении уголовного дела, в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ он обязан учитывать, что основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, достаточность которых проверяется в ходе проверки этих данных на предмет соответствия процедур законодательной регламентации.

Уголовно-процессуальный режим документирования признаков преступления предусмотренного ст. 228-235 УК РФ может быть применен в случаях выявления в рамках возбужденного уголовного дела нового, (не имеющего отношения к расследуемому) факта незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Такие факты, как правило, выявляются вследствие результата обысков, проводимых в рамках уголовных дел не связанных с расследованием фактов незаконного оборота наркотиков. Обнаруженные в этом случае предметы, вещества и средства в связи с подозрением отношения их к наркосодержащим изымаются и исследуются (путем производства судебных экспертиз в соответствие ст. 195 УПК РФ) в рамках уголовного дела по которому выносилось постановление о производстве обыска. Подтверждение подозрения в основе которого заключение эксперта об отношении исследуемого вещества, к наркотическим, психотропным или их аналогам, является основанием для возбуждения уголовного дела.

В иных случаях, поводом и основанием для возбуждения уголовного дела могут послужить свидетельские показания и явки с повинной (которые не следует путать с добровольной выдачей).

Принимая решение о возбуждении уголовного дела, должностное лицо в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ обязано учитывать, достаточных данных о совершенном преступлении, что проявляются в проверке этих данных на предмет соответствия процедуры их сбора четкой законодательной регламентации, представленной КоАП, Законом «Об ОРД», УПК РФ.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.