Сделай Сам Свою Работу на 5

Подбор экспериментальных методик





Принципы построения патопсихологического обследования детей

Патопсихологическое обследование детей имеет свою специфику по сравнению с патопсихологическим обследованием взрослых. Чем младше ребенок, тем более важную роль играют особенности возрастных проявлений, отражающие патологически измененные проявления нормального возрастного развития. Поэтому прежде всего необходимо исследовать те психологические образования, которые на данном возрастном этапе играют определяющую роль в психическом развитии ребенка. Именно эти психологические образования особенно насыщены признаками болезненной симптоматики. Так, например, задержка развития речи в младшем дошкольном возрасте, ее специфическое искажение (сохранение автономной речи, неологизмы, аутистическая направленность и т. д.) свойственны для ранней детской шизофрении. В возрасте 4–5 лет признаки этой же болезни будут уже проявляться не в особенностях речи ребенка, а в содержании его ролевой игры, в рисунках, фантазиях. Анализируя продукты этой ведущей для данного возраста деятельности, можно выявить эмоциональные расстройства (страхи, агрессивные тенденции), интеллектуальные нарушения (патологические ассоциации, неадекватность мыслительной деятельности).



Поскольку психика ребенка находится в постоянном развитии, в психологической характеристике обследуемого всегда следует отличать два вида симптомов: первичные, т.е. непосредственно связанные с вредоносным воздействием (болезнью, травмой и т.д.), и вторичные являющиеся результатом нарушения развития под влиянием болезненного процесса (текущего либо уже завершившегося). Например, в младшем школьном возрасте происходит становление логического мышления. У ребенка формируются понятия о сохранении числа, массы, объема, автоматизируются навыки чтения и письма. Поражение либо недоразвитие психических функций, не позволяющее освоить необходимую информацию и навыки, приводит к недостаточности (либо задержке) формирования логического мышления, способности к прогнозированию.

Таким образом, исследуя нарушения психической деятельности ребенка, необходимо учитывать не только характер нарушений, но и ту возрастную фазу, в которой отмечалось вредоносное воздействие, а также влияние этого первичного дефекта на возникновение вторичных образований, которые проявляются на момент исследования.



Опираясь на указанные выше принципы, детский патопсихолог решает в ходе исследования психики ребенка такие задачи:

• выявляет нарушения психической деятельности и дает им патопсихологическую квалификацию;

• проводит структурный анализ выявленных нарушений, выделяет первичные и вторичные симптомы;

• разрабатывает программу коррекционных мероприятий.

Можно выделить два различных подхода к осуществлению этой деятельности психологом.

Первый, представленный в основном в работах зарубежных авторов/это проблемный подход к исследованию психики ребенка. При данном подходе психолога интересуют следующие параметры:

1) имеется ли проблема;

2) у кого она выражена в большей степени (так, например, нарушения поведения могут быть достаточно безразличны для самого школьника, но в то же время могут серьезно беспокоить учителей и родителей);

3)каковы пути решения данной проблемы;

4) выбор оптимального пути решения проблемы, исходя из интересов всех участвующих сторон;

5) осуществление разработанного плана действий.

Источником подобного способа мышления являются опыт, накопленный практикой воспитания, и современные психотерапевтические подходы, такие как позитивная и когнитивная психотерапия. Проблемный подход является в значительной степени эффективным, при решении задан, связанных с нарушениями поведения, негативным и личностными особенностями подростков и т.д., т. е. когда мала вероятность того, что причиной обращения может быть нарушение со стороны развития психических процессов. Весьма перспективным проблемный подход является при необходимости деятельной психологической коррекции. В этом случае он позволяет определиться со сферой приложения усилий психолога, выявить позицию ребенка и других участников проблемной ситуации, наладить отношения сотрудничества. Достоинство этого подхода – слитность психодиагностики и психокоррекции – обусловило и сложность его применения школьным психологом в постсоветских современных условиях. Учитывая уровень квалификации практического психолога в системе народного образования, его колоссальный объем работы и множество обязанностей, вряд ли можно ожидать от него применения подхода, рассчитанного на длительную семейную психотерапию. На данном этапе развития психологической службы психолог в большей мере занят психодиагностической и консультационной работой. Поэтому, на наш взгляд, более приемлем второй подход – психодиагностический. Основы этого подхода разработали в отечественной психологии Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Крук, В.В. Лебединский, А.Е. Личко, С.Я. Рубинштейн и др.



При психодиагностическом подходе к исследованию перед детским патопсихологом выдвигаются следующие задачи:

1) подробное исследование функций психических процессов и обнаружение имеющихся отклонений;

2) определение возможности улучшения результатов при оказании помощи;

3) диагностика личностных особенностей ребенка;

4) соотнесение полученных результатов с «нормативными» и установление патопсихологического диагноза;

5) определение возможностей оптимизации процесса развития ребенка и путей решения его социальных проблем.

Применение данного подхода целесообразно в случаях решения экспертных вопросов, прежде всего проблем, связанных с обучаемостью ребенка и выбором места обучения; в случаях, когда высока вероятность, что у ребенка имеется отклонение в психическом развитии; при необходимости проведения психотренинговых мероприятий; при выяснении причин социальной дезадаптации ребенка.

Подбор экспериментальных методик

Современная патопсихология использует множество экспериментальных методик исследования психических процессов и состояний. Суть их применения состоит в моделировании проблемных ситуаций. Их решение требует от обследуемого того вида психической деятельности, который изучается в данном исследовании. Патопсихологическое обследование, по мнению Б. В. Зейгарник, может быть приравнено к «функциональной пробе» в медицине. С помощью этого метода врачи изучают состояние функций внутренних органов. Например, при исследовании интеллекта роль «функциональной пробы» играют экспериментальные задачи, которые актуализируют умственные операции, обычно используемые человеком в своей реальной жизни.

Деление существующих методик: на вербальные и невербальные, качественные и психометрические, по функциональному признаку (для исследования внимания, памяти, мышления и т. д.) – довольно условно. Поскольку психика человека является целостным образованием, один и тот же дефект проявляется как стержневой при выполнении нескольких различных заданий. Психолог, владея множеством методических приемов, должен выбрать ограниченное число именно тех, которые наиболее соответствуют задачам исследования. Подбор адекватных методик облегчается предварительным сбором информации о ребенке.

Обычно с жалобами на неуспеваемость в учебе либо отклоняющееся поведение ребенка обращаются к психологу родители или учителя. В беседе с ними очень важно выяснить все моменты, касающиеся психического и физического развития ребенка, что даст возможность предположить наличие (или отсутствие) у ребенка тех или иных нарушений психической деятельности. На основании гипотезы о типе нарушений психолог определяет предполагаемый набор методик. Вместе с тем, следует учесть, что сам ход эксперимента, беседа с ребенком и его поведение иногда существенно меняют предположения психолога. Поэтому надо уметь на ходу подбирать методические приемы, которые смогут опровергнуть предварительную гипотезу или, напротив, подтвердить ее.

Таким образом, разработать какой-либо стандарт проведения патопсихологического исследования можно лишь условно-схематически. На практике это всегда творческий процесс, требующий от психолога гибкой экспериментальной тактики, высокопрофессионального владения максимально возможным набором диагностических методик, умения оценить результаты выполнения отдельных заданий в целостном контексте данных о ребенке, включая общее впечатление о его поведении в ситуации эксперимента.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.