Принципы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд
Внешнеэкономические связи
· Условия конкуренция
· Социальные отношения и социальное обеспе-чение
· Подготовка и переподготовка кадров
· Экономическая и национальная безопасность
· Фундаментальная наука
· Окружающая среда
Цели ГРЭ: Обеспечение общеэкономической стабильности, Правовой порядок, Координация хозяйственной деятельности , Поддержание конкурентной среды
Методы ГРЭ: Прямые (административные) - Расширение гос. соб-ственности на мате-риальные ресурсы;
Управление гос. пред-приятиями;Законотворчество . Косвенные (рыночные): Макроэкономическая политика государства: Фискальная- Монетарная
Теории ГРЭ
Классическая теория
Кейнсианская теория
Неоклассическая теория
Концепция индикативного планирования
Субъекты ГРЭ:Органы государственной власти: законодательные, исполнительные, судебные. Центральный Банк
Основополагающие принципы ГРЭ:
ì Научное понимание социально-экономической сущности, содержания и роли регулирующих процессов в развитии экономики страны;
ì Соответствие государственной эконо-мической политики долгосрочным и стабильным интересам страны в целом;
ì Сочетание гибкости политики и устойчивости стратегии, экономических и социальных целей
· Четкое определение главных целей государственного воздействия на экономику, ранжирование и расположение их в пространстве и времени;
· Вовлечение в процесс ГРЭ общественных институтов (законов, эффективных норм и ограничений, общественного контроля и др.);
· Формирование устойчивого института государственной службы, призванного проводить в жизнь долговременную, а не конъюнктурную национальную государственную политику;
· Разделение труда и взаимодействие между государственной, региональной и местной службами;
· Обеспечение эффективной деятельности государственных служащих, органов управления и регулирования
Макроэкономическая политика государства:-Фискальная- Монетарная ; стабилизационная -Решение проблемы восстановления равновесия в данной конкретной ситуации; структурная -Поддержание равновесия в экономике независимо от текущих проблем; социальная - Социальное обеспечение, развитие социальной сферы; внешнеэкономическая - Экономические отношения с другими странами.
Фр. Перру: Разработал "концепцию доминирования", из которой выводит принципы индикативного планирования.
Доминирующая единица с мощным "эффектом увлечения" представляет своеобразный полюс роста, он порождает эффект "агломерации". Полюсы роста, под которыми можно понимать и фирм, и компанию и отрасль и комплекс отраслей, обладающих сильным "эффектом увлечения" образуют точки, зоны или полюса развития в регионе или стране.
Классическая теория: Идея «невидимой руки рынка»:
присущая рыночной системе способность к автоматическому саморегулированию, свободная конкуренция и невмешательство государства в хоз. жизнь восстанавливают в экономике уровень производства автоматически
Кейнсианская теория: Государство д.б. необходимым дополнением к рынку, т.к.:
1) Рыночная экономика внутренне неустойчива: для нее характерны циклический характер воспроизводства и безработица, увеличивающаяся в годы кризиса.
2) Рыночная экономика безразлична к социальному результату
Кейнсианская теория: основные предложения
· Денежная политика: снижение процентной ставки;
· Бюджетная политика: увеличение гос. расходов, гос. инвестиций и гос. закупок (организация общественных работ);
· Налоговая политика: снижение налогов;
· Социальная политика: перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы, расширение системы соц. обеспечения, развитие системы долгосрочного кредита и т.д.
· Политика полной занятости, направленная на недопущение значительной безработицы.
Неоклассическая теория:Государство, не вмешиваясь непосредственно в действие рыночных сил, должно создавать благоприятные условия для эффективного функционирования рынка и предпринимательства:
охрана закона и порядка, защита прав собственности, поддержание конкуренции, обеспечение здорового неинфляционного денежного обращения, осуществление налоговой политики, стимулирующей предпринимательство, учет в экономической политике ожиданий населения.
Основные проблемы развития
l Разнонаправленность действия экономических (рынок) и политических (государство) факторов развития российской экономики;
l Формализация политических институтов, способных эффективно ограничивать те или иные действия властей;
l Коррупционная лояльность как основа системной коррупции;
l Хроническое отставание законодательства от экономических реалий (лаг от 4 до 10 лет), неадекватность законодательного, правоприменитель-ного и регулятивного обеспечения процессов экономического развития;
l Формирование «двойного стандарта» и различных правил игры для разных классов участников, изби-рательное применение законов в целях политической борьбы и недобросовестной конкуренции;
l Укрепление модели «государственного капитализма» в начале 2000-х годов
Особенности развития российской экономики за последнее десятилетие
· Усилилась деградация потенциала российской промышленности в целом и машиностроения в частности
· Смещение экономической активности от производственной сферы к сфере обращения и перераспределения общественного продукта;
· Ухудшилась демографическая ситуация и снизилось качество рабочей силы
· Сегодня в России превышен порог продовольственной и промышленной безопасности
· Глубокие структурные диспропорции российского банковского сектора
· К 2008г. большинство отечественных владельцев крупного капитала переместились за рубеж.
Понятие государственного сектора
В большинстве стран используется понятие 2-х секторной экономики:
· Государственный или общественный (public);
· Негосударственный или частный (private)
· В РФ в соответствии с БК, принятом в 2000г. получила юр. оформление 3-х секторная модель:
· Государственный;
· Муниципальный;
· Частный
Понятие госсектора:Совокупность юридических лиц, управление которыми осуществляется государством через федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации.
Понятие муниципального сектора: Совокупность юридических лиц, управление которыми осуществляется органами местного самоуправления .
Понятие частного сектора:Юридические лица, не входящие в состав государственного или муниципального секторов, а также физические лица ведущие хозяйственную деятельность без образования юридического лица
Состав госсектора
· Государственные предпринимательские структуры:
· Государственные бюджетные некоммерческие организации и учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, обороны, гражданской защиты, охраны природы, обеспечения экологической и гос. безопасности и т.п.
· Государственная федеральная собственность и собственность субъектов Федерации сверх той, что закреплена в качестве имущества, имеющегося у объектов, входящих в предыдущие два блока (земля и др. природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, др. юр. лиц или муниципалитетов, а также именные сред-ства, составляющие гос. казну).
Тенденции развития российского госсектора
· Формальное сокращение числа унитарных предприятий;
· Интеграция принадлежащих государ-ству активов в холдинговые компании;
· Деятельность холдингов с участием государства по расширению масштабов своего бизнеса и его диверсификация путем поглощений и слияний, вертикальной и горизонтальной интеграции
· Появление госкорпораций ГК - государственная компания огромного размера, с особым статусом.
Функции госкорпораций
· По определению некоммерческая организация – организация, которая основной целью имеет не прибыль как таковую, а выполнение целевых функций, определенных в Уставе этой некоммерческой организации
· Основной смысл ГК – не получение прибыли в краткосрочной перспективе, а развитие отраслей народного хозяйства.
Функции госсектора:
· Регулирование экономической деятельности (с помощью гос. инвестиций, госзаказа, госзакупок, реконструкции предприятий инфраструктуры);
· Совершенствование структурной политики на основе реконструкции действующих и строительства новых предприятий в разви-вающихся отраслях и видах производства;
· Поддержание занятости населения путем сохранения существующих и создания новых рабочих мест;
· Аккумулирование и перераспределение денежных средств;
· Через ЦБ регулирование на финансовом рынке;
· Организация производства общественных благ, развитие науки, НИОКР, подготовка и перепод-готовка кадров, интенсификация внешнеэконо-мической деятельности с помощью гос. пред-приятий и организаций, обеспечение экономи-ческой безопасности
Показатели роли госсектора в экономике:
· Стоимость, или размер (в натуральном измерении) гос. имущества и его доля в общей стоимости или величине конкретного имущества страны;
· Число предприятий, хозяйств и др. предприни-мательских структур и их удельный вес в общем количестве предприятий страны;
· Численность и доля работников, занятых в госсекторе;
· Объем продукции, товаров, работ, услуг, производимых госсектором и их удельный вес к объему ВВП;
· Объем госзаказа и его доля к ВВП;
· Сумма и доля капиталовложений к ВВП и к общему объему инвестиций в стране;
· Общий размер госрасходов и их доля в ВВП
Субъекты управления госсектором:
·Президент РФ;
·Законодательные органы;
·Правительство РФ;
·Органы исполнительной власти;
·Органы управления основными звеньями госсектора
Основной инструмент управления госсектором - планы и программы развития
· Финансовый план страны (бюджет);
· Целевые программы, связанные с функционированием госсектора;
· Мобилизационный план экономики и функционирования оборонного производства;
· Планы и программы министерств, ведомств, др. федеральных и региональных органов управления
Государственные нужды: Необходимая РФ продукция (товары, работы, услуги) для решения задач жизнеобеспечения, обороноспособности и безопасности страны, выполнения федеральных и межгосударственных целевых программ. Эти нужды удовлетворяются за счет федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Государственный заказ
· Обоснованная и оформленная потребность в поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд
· Размещение госзаказа – действия по определению поставщиков в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
· Государственная закупка – конечный этап процесса реализации государственного заказа
Принципы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд
·Открытость и прозрачность
·Подотчетность и ответственность
·Конкурентность
·Равенство и справедливость
·Эффективность
·Экономичность
Государственные заказчики:
• государственные органы,
• государственные внебюджетные фонды,
• получатели средств ФБ (учреждения и предприятия),
• получатели средств бюджетов субъектов РФ и уполномоченные органами власти субъектов РФ на размещение заказов
Муниципальные заказчики:
· органы местного самоуправления,
·получатели средств местных бюджетов и уполномоченные органами местного самоуправления на размещение заказа
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|