Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные этапы и сроки выполнения курсовой работы

Учебно-методический комплекс

По выполнению курсовой работы

Специальность 080105.65«Финансы и кредит»

 

Утверждено Рекомендовано
Учёным советом факультета кафедрой «Финансы и кредит»
Протокол № 1 Протокол № 1
«31» августа 2011 г. «29» августа 2011 г.
Декан факультета ____________ Зав. кафедрой _______________
____________ Т. А. Плаксунова ____________ А. В. Литвинова

 

Волжский 2011 г.


Автор-составитель:

Вороханова Юлия Михайловна, канд. экон. наук, доцент

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105.65 «Финансы и кредит».


СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Методические указания по подготовке к написанию курсовой работы.. 4

1.1 Выбор темы.. 4

1.2 Подбор литературы.. 5

1.3 Общие требования к курсовой работе. 6

2 Методические указания по выполнению курсовой работы.. 8

2.1 Основные этапы и сроки выполнения курсовой работы.. 8

2.2 Структура и содержание курсовой работы.. 8

2.2.1 Титульный лист. 8

2.2.2 Введение. 9

2.2.3 Основная часть. 11

2.2.4 Заключение. 15

2.2.5 Список использованных источников и оформление ссылок. 15

2.2.6 Приложения. 22

2.3 Требования к оформлению курсовой работы.. 22

2.4 Рецензирование курсовой работы.. 26

2.5 Процедура зашиты курсовой работы.. 26

3 Методические рекомендации для преподавателей, руководящих курсовой работой 28

Приложения. 30

Приложение А – Тематика курсовых работ на 2011-2012 учебный год. 30

Приложение Б – Бланк заявления на выполнение курсовой работы.. 49

Приложение В – Рекомендуемый календарный график выполнения курсовой работы 50

Приложение Г – Образец оформления плана курсовой работы.. 51

Приложение Д – Образец оформления титульного листа курсовой работы.. 52

Приложение Е – Рецензия-рейтинг курсовой работы.. 53

 


Методические указания по подготовке к написанию курсовой работы

Выбор темы

В соответствии с учебным планом специальности «Финансы и кредит» студенты в процессе обучения выполняют по кафедре «Финансы и кредит» три курсовых работы: по дисциплине «Деньги, кредит, банки», по дисциплине «Финансы», по дисциплине «Налоги и налогообложение».



Выбор темы определяется интересами студента, предприятия, научного руководителя, а также объемом и качеством знаний студента и умения их использовать, его склонностями, наличием у него идей и доступностью источников данных. Тема курсовой работы должна быть не только актуальной, но и реально выполнимой, постижимой интеллектуально. Важен также психологический настрой студента на выполнение курсовой работы по выбранной теме.

Выбор темы осуществляется, исходя из примерного перечня тем курсовых работ, рекомендуемых кафедрой. Студент, желающий выполнять курсовую работу на тему, не предусмотренную примерной тематикой, должен обосновать свой выбор и получить разрешение у заведующего кафедрой.

Курсовую работу целесообразно выполнять по теме, по которой у студента уже имеются определенные наработки. Курсовая работа является продолжением ранее начатых исследований, которые нашли отражение в подготовленных в процессе обучения докладах, рефератах, эссе и т.п., а также выполненных ранее студентом отчетах о пройденных практиках. В свою очередь, курсовая работа может стать основой для будущих научных исследований в рамках выпускной квалификационной работы.

Тематика курсовых работ ежегодно обновляется и утверждается кафедрой в сентябре каждого учебного года. Тематика курсовых работ четко соответствует содержанию дисциплины, по которой в соответствии с учебным планом пишется курсовая работа (Приложение А). Закрепление темы за студентом производится на основе заявления, где указывается выбранная тема, ставится отметка о согласовании с научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой (Приложение Б).

 

Подбор литературы

Усложнение экономических процессов и явлений закономерно обусловило и значительное увеличение количества научной и учебной литературы, представляющей разные точки зрения по исследуемой в курсовой работе проблеме. Поэтому перед студентом встает задача из всего многообразия учебников, учебных пособий, монографий и статей, посвященных различным аспектам функционирования финансово-экономической системы страны, выбрать и сосредоточить внимание на работах тех авторов, которые внесли наибольший вклад в разработку выбранной проблемы. Помощь в определении круга таких авторов студенту оказывает научный руководитель. Исходя из его рекомендаций, студент приступаете к подбору литературы и составлению списка используемых источников по теме курсовой работы.

В процессе написания работы изучаемую литературу целесообразно разбить на несколько групп:

– основная (учебники, монографии, статьи в научных журналах, законы, постановления Правительства РФ, указы Президента и пр.);

– дополнительная (статьи в периодической печати, аналитические обзоры);

– специальная (словари, справочники, статистические сборники, отраслевые экономические обзоры, схемы, графики).

Изучение основной, дополнительной и специальной литературы позволит определить основные понятия, ключевые положения и новые термины по рассматриваемому вопросу, подобрать иллюстративный материал, статистические данные, которые можно будет использовать в дальнейшем анализе, что позволит сформировать аргументационную базу для доказательства действующих тенденций и закономерностей развития финансово-экономической системы. Привлечение статистических показателей позволит студентам определить количественные параметры рассматриваемых процессов и приобрести навыки использования экономико-статистических методов обработки информации (средние величины, динамические ряды, группировки и т.д.).

Опираясь на помощь преподавателя-консультанта, студент должен определить теоретические основы рассматриваемой проблемы, рассмотреть представленные в литературе точки зрения разных ученых по изучаемому вопросу, проанализировать их аргументы, выявить противоречия, критически оценить представленные взгляды на рассматриваемый вопрос. В ходе такого размышления над литературными источниками пополняется, уточняется, вырабатывается собственный научный аппарат исследования, приобретаются навыки подбора аргументов для доказательства своих позиций по тем или иным вопросам. Внимательная работа с научной литературой не только формирует собственное понимание тех или иных процессов, но и позволяет акцентировать внимание на том аспекте проблемы, рассмотрение которого составит цель работы.

 

1.3 Общие требования к курсовой работе

Курсовая работа должна соответствовать следующим критериям:

– направленность на достижение поставленной цели;

– четкость структуры;

– логическая последовательность изложения;

– полнота освещения вопросов;

– убедительность аргументации;

– краткость, ясность и точность формулировок;

– конкретность изложения результатов работы;

– доказательность выводов, конкретность и обоснованность рекомендаций;

– грамотное оформление курсовой работы как по структуре, так и по содержанию.

Объем курсовой работы, как правило, должен составлять 25-30 страниц без учета приложений.

Студент несет полную ответственность за достоверность информации, представленной в курсовой работе, обоснованность решений и допущенный плагиат в соответствии с законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Курсовая работа не должна:

– носить описательный характер;

– быть сведена к изложению элементарных вопросов;

– включать материалы, не относящиеся к выбранной теме.

В противном случае работа может быть признана неудовлетворительной и не будет допущена к защите.


Методические указания по выполнению курсовой работы

Основные этапы и сроки выполнения курсовой работы

Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от четкого соблюдения установленных сроков и последовательного выполнения отдельных этапов работы (Приложение В).

 

2.2 Структура и содержание курсовой работы

При составлении плана работы необходимо исходить из того, что он является «путеводной нитью», которая может привести, при условии его удачного составления, к успеху. План работы должен в дальнейшем развернуться в логически стройный текст, поэтому нагромождение в нем большого количества вопросов, отсутствие логики во взаимосвязи между ними будут являться свидетельством недостаточного овладения теоретическим материалом, неумения отделить главное от второстепенного.

Рекомендуемая структура курсовой работы включает следующие составляющие: титульный лист, введение, основная часть (состоит из отдельных глав, которые разбиваются на параграфы), заключение, список использованных источников, приложения.

Каждая структурная часть (кроме параграфов) в пределах главы начинается с новой страницы. Наименования приводятся с абзаца, с прописной (заглавной буквы). Точка в конце наименования не ставится. Главы и параграфы обозначаются арабскими цифрами. Слово «глава» не пишется. Между номером главы (параграфа) и их названием точка не ставится (см. образец оформления в Приложении Г).

 

Титульный лист

Титульный лист (Приложение Д) является первой страницей курсовой работы (номер страницы не проставляется) и заполняется по строго определенным правилам оформления, определяемым кафедрой.

 

Введение

Объем введения для курсовой работы составляет 2-3 страницы.

Введение является вступительной частью работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, ее существующее состояние. Обязательная структура введения включает следующие составляющие:

– актуальность темы;

– цель исследования;

– задачи исследования;

– объект исследования;

– предмет исследования;

– теоретическая и эмпирическая база исследования;

– структура исследования.

Актуальность исследования выражается, с одной стороны, в своевременности и значимости разрешения проблемной ситуации, в необходимости получения нового полезного результата для объекта исследования, с другой стороны, в недостаточной изученности отдельных аспектов проблемы (предполагается, что именно эти аспекты проблемы будут решены студентом в курсовой работе).

Цель исследования ориентирует на его конечный результат – теоретико-познавательный и практически-прикладной. Задачи исследования формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования, то есть цель исследования логически диктует структуру его задач – теоретических и практических.

Например, для курсовой работы на тему «Совершенствование налогообложения прибыли в российских коммерческих организациях (на примере ООО «X»)» цель целесообразно сформулировать в следующем виде: цель работы заключается в теоретическом обосновании и разработке мероприятий, направленных на совершенствование налогообложения прибыли в российских коммерческих организациях. Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:

– проанализировать …;

– исследовать …;

– предложить …;

– разработать … и т.д.

В задачах исследования объект (например, конкретное предприятие) не упоминается. Объект исследования формулируется после задач исследования.

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Под объектом исследования понимается избранный элемент реальности, который обладает четкими границами, относительной автономностью существования по отношению к окружающей среде. Объектом исследования может быть предприятие, регион, страна и любая другая обособленная целостность. Объект исследования как кибернетическая модель (черный ящик) представляет собой процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, требующую решения.

Пример формулировки объекта исследования для вышеназванной темы курсовой работы: объектом исследования стала российская коммерческая организация «X», созданная в форме общества с ограниченной ответственностью и осуществляющая деятельность в сфере …

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования – это отношения, складывающиеся в границах объекта исследования. Предмет исследования практически совпадает с его названием.

Пример формулировки предмета исследования для выше указанной темы курсовой работы: предметом исследования являются финансовые отношения, складывающиеся в процессе налогообложения прибыли в российских коммерческих организациях (на примере ООО «X»).

Теоретическая база исследования должна быть представлена классическими и современными научными разработками и концепциями отечественных и зарубежных специалистов, исследовавших данную проблему, законодательными актами, методическими, нормативными документами.

Эмпирическая база исследования служит основой для обеспечения доказательности теоретических положений, достоверности выводов и рекомендаций и представлена, как правило, статистическими данными и аналитическими материалами (например, Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка России, Министерства финансов РФ); информационными ресурсами INTERNET; материалами, размещенными в справочных правовых системах «Консультант плюс» и «Гарант»; данными по теме исследования, собранными лично автором: авторскими расчетами и т.д.

Структура исследования излагается примерно следующим образом: «Курсовая работа изложена на … страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, содержит … приложений и список использованных источников, включающий … наименований. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены … Во второй главе определены … В третьей главе разработаны… В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации, направленные на…».

Основная часть

Основная часть работы включает главы, разделенные на параграфы и пункты, в которых последовательно и логично раскрывается содержание исследования. Количество глав, параграфов и пунктов не регламентируется и зависит от специфики исследуемой проблемы и круга изучаемых вопросов. Однако, как правило, основная часть курсовой работы состоит из трех глав, в каждой главе по 2-3 параграфа.

Основная часть предусматривает:

– выбор направления исследования, включающий обоснование принятого направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной или разработку общей методики проведения исследования;

– теоретическое (библиотечное) исследование, включающее определение характера и содержания теоретических исследований, методы и инструменты исследования, методы расчета;

– экспериментальное (практическое) исследование объекта по выбранной теме, включающее расчеты, измерение, анализ, обобщение и оценку результатов исследования, в том числе оценку достоверности результатов, выводы и предложения по направлению дальнейших работ;

– обобщение и оценку результатов исследования, пути основных направлений совершенствования конкретных сторон исследуемого объекта, включающие разработку конкретных рекомендаций с оценкой достоверности полученных результатов и обоснованием их эффективности и практического использования.

Первая глава имеет теоретический характер. В ней рассматриваются теоретические основы проблемы, раскрывается сущность экономических процессов и ключевых категорий, анализируется научный вклад ученых, которые занимались разработкой данной проблемы, проводится сопоставление различных точек зрения, позиций, подходов к проблеме и обосновывается собственная позиция автора курсовой работы, дается аргументация авторского видения проблемы, раскрываются закономерности и тенденции изучаемого процесса, специфика их осуществления в современных пространственно-временных условиях.

В первой главе основной части:

– целесообразно рассмотреть теоретические и методологические вопросы исследуемой темы на основе изученных материалов из различных источников;

– кратко дать анализ изучаемой проблемы в ее состоянии на сегодняшнем этапе;

– отразить собственную позицию по исследуемому вопросу в виде выводов, сформулированных в конце.

Необходимо показать высокий уровень знания теории по изучаемой теме на основе проработки различных источников. При этом следует выявить особенности взглядов, подходов и мнений различных авторов, систематизировать, выполнить анализ и сформулировать свою точку зрения с обоснованием предпочтительности своего подхода по вопросам рассматриваемой темы.

Аргументы, подтверждающие верность своего подхода, целесообразно подкрепить анализом статистических данных из ежегодников, журналов, газет и других источников, в том числе из источников внутренней среды организаций.

Для обеспечения соблюдения авторских прав в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» обязательно наличие внутритекстовых ссылок на материалы и цитаты из использованных источников информации, даже если цитируемое представлено в работе не дословно, а в произвольной форме.

Пример внутритекстовой ссылки: [4, С. 16] – номер книги в списке использованных источников четвертый, страница в книге шестнадцатая.

В конце каждого параграфа первой главы должны быть представлены краткие выводы по содержанию параграфа.

Вторая глава основной части курсовой работы носит аналитический характер. В ней представлен глубокий и конкретный анализ деятельности объекта исследования по направлению выбранной темы с использованием определенных методов и инструментов его изучения, освоенных студентом во время обучения в институте по специальности «Финансы и кредит» (статистика, прогнозирование, моделирование, оптимизация, экономический анализ, факторный анализ, ситуационный анализ и др.).

В начале второй главы основной части дается анализ финансового состояния объекта, после чего переходят к непосредственному анализу объекта в соответствии с темой исследования на основе расчетов, графиков, диаграмм, таблиц, экспертных оценок и т.п. Анализ осуществляется по данным за три (не менее) последних года с целью выявления закономерностей, особенностей и динамики показателей предмета исследования. При анализе следует опираться на теорию, методологию и выводы первой главы с учетом поставленных задач по достижению цели.

Результаты анализа должны быть наглядно отражены в иллюстративной форме в виде самостоятельно структурированных таблиц и рисунков в соответствующих местах текста или в приложениях. На все таблицы и рисунки должны быть ссылки в тексте.

Анализ должен быть полным, объективным в отражении сторон деятельности объекта в соответствии с выбранным предметом исследования (темой). При этом должны быть выявлены факторы, влияющие на результаты деятельности объекта исследования.

В конце каждого параграфа второй главы должны быть представлены краткие выводы по содержанию параграфа.

В третьей главе основной части студент разрабатывает основные направления совершенствования некоторых конкретных сторон исследуемого объекта на основании:

– теоретических подходов и прогрессивных достижений мировой и отечественной практики, отраженных в первом разделе;

– полученных результатов анализа во втором разделе;

– своих идей.

Эти направления представляют в виде алгоритмов, моделей, схем функционирования и развития процессов и структуры объекта. Они являются исходными данными для разработки проекта по совершенствованию исследуемого объекта.

В третьей главе должны быть:

– сформулированы конкретные рекомендации;

– представлена оценка их экономической, социальной эффективности или дано обоснование другого положительного эффекта;

– отражена возможность практического использования предложенных рекомендаций;

– разработана программа по реализации рекомендаций, которые имеют высокую практическую ценность.

В конце каждого параграфа третьей главы должны быть представлены краткие выводы по содержанию параграфа. Допускается отсутствие деления третьей главы курсовой работы на отдельные параграфы.

 

Заключение

Рекомендуемый объем заключения для курсовой работы составляет 2 страницы. В заключении курсовой работы следует подвести итоги исследования, обязательно отметив ключевые положения, к которым можно отнести авторскую или общепринятую трактовку понятия, его сущностные черты, классификационные признаки, факторы, оказывающие влияние, и конкретные предложения, способствующие решению сформулированных во введении задач.

В заключении должны быть:

– обобщены результаты исследования;

– показана прикладная значимость результатов исследования:

– показана новизна результатов исследования;

– определены перспективные направления исследований по данной теме (проблеме).

– показана возможность распространения полученных результатов на другие объекты.

2.2.5 Список использованных источников и оформление ссылок

Перечень использованных в работе источников должен размещаться в конце работы, после раздела «Заключение» по строгому алфавитному списку фамилий авторов и заглавий произведений, если автор не указан. Обозначается как «Список использованных источников».

При подготовке работы следует добросовестно отнестись к заимствованиям идей, фактов, разработок других авторов. Если используется текст автора без внесения каких-либо изменений, то этот прием называется цитированием. Для обеспечения соблюдения авторских прав в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» обязательно наличие ссылок на материалы и цитаты из использованных источников информации, даже если цитируемое представлено в работе не дословно, а в произвольной форме. Ссылки на использованные источники должны быть внутритекстовыми, оформляются в виде указания номера источника, а также номеров страниц в квадратных скобках в соответствии с государственным стандартом.

Пример внутритекстовой ссылки: [4, С. 16], где «4» –номер источника в списке, «16» – страница источника.

Если ссылка указывается в конце предложения, то точка ставиться после ссылки.

Пример: По мнению И. И. Иванова, политика государства в области налогообложения должна быть направлена на оптимальное сочетание экономических интересов всех субъектов рынка [17, С. 34-35].

Ссылки также обязательно делаются для таблиц и рисунков. Если таблицы и рисунки берутся из источника без изменений, тогда ссылка оформляется следующим образом:

Пример: Таблица 1 – Результаты финансового анализа деятельности ОАО ВТЗ за 2008 – 2010 гг., тыс. руб. [4, С. 16]

или

Таблица 1 – Структура денежного агрегата М2 на 01.01.2010 г., млрд. рублей*

Дата Денежная масса (М2) в том числе
Наличные деньги (М0) Безналичные средства
01.01.2010 15 697,7 4 038,1 11 659,6

*Источник: [2, С. 11]

Если таблицы и рисунки изменяются автором, тогда ссылка оформляется под соответствующей таблицей и рисунком следующим образом:

Рисунок 1 – Взаимосвязь денежной базы и массы денег в обращении*

*Источник: составлено автором

В настоящее время введен и действует ГОСТ 7.1 – 2003 «Межгосударственный стандарт. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Примеры описания книг

Книги одного автора

Бердникова, Т. Б. Оценка ценных бумаг [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Т. Б. Бердникова. – М. : ИНФРА – М, 2009. – 143 с.

Голодова, Ж. Г. Финансы и кредит [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Ж. Г. Голодова. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 448 с.

Корчагин, Ю. А. Деньги. Кредит. Банки [Текст] : учеб. пособие / Ю. А. Корчагин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 348 с.

Лисин, В. С. Макроэкономическая теория и политика экономического роста [Текст] : монография – учеб. пособие / В. С. Лисин. – М. : ЗАО «Изд-во «Экономика», 2009. – 320 с.

Миляков, Н. В. Налоги и налогообложение [Текст] : учебник / Н. В. Миляков. – М. : Инфра-М, 2007. – 506 с.

Книги 2-х или 3-х авторов

Важно: при наличии двух или трех авторов в заголовке указывают только имя первого автора.

Албегова, И. М. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку [Текст] / И. М. Албегова, Р. Г. Емцов, А. В. Холопов; А. В. Сидоровича; по ред. А. В. Сидоровича; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М. : Дело и Сервис, 2008. – 319 с.

Баландин, В. С. Оценка эффективности инвестиционных проектов в современной экономике (теория и методология) [Текст] / В. С. Баландин, Д. В. Гольдштейн; под. ред. проф. В. Р. Атояна. – Саратов : Сарат. гос. техн. ун-т, 2006. – 196 с.

Елисеева, И. И. Общая теория статистики [Текст] учебник / И. И. Елисеева, М. М. Юзбашев; под ред. И. И. Елисеевой. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 480 с.

Иванова, Е. И. Аудит эффективности в рыночной экономике [Текст] / Е. И. Иванова, М. В. Мельник, В. И. Шлейников; под общ. ред. С. И. Гайдаржи. – М. : КНОРУС, 2009. – 326 с.

Иншаков, О. В. институциональная теория в современной России: достижения и задачи развития [Текст] / О. В. Иншаков, Н. Н. Лебедева : Препринт # WR/2001/12/. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. – 40 с.

Попков, В. П. Оценка бизнеса: схемы и таблицы [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Попков, Е. В. Евстафьева. – СПб. : Питер, 2007. – 236 с.

Шапкин, А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций [Текст] / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. – М. : Дашков и К, 2009. – 543 с.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.