Теории международной торговли
Сущность, особенности международной торговли.
Ее конкурентоспособность.
Теории международной торговли.
Международная торговля услугами.
Сущность, особенности международной торговли.
Мировая торговля –перемещение за границу товарно-материальных ценностей в обмен на денежные потоки.
Современные особенности международной торговли:
– резкое возрастание объемов международной торговли товарами и услугами;
– изменение в товарной структуре мирового экспорта в сторону увеличения обмена наукоемкой продукцией и услугами;
– превращение из простой реализации на внешнем рынке определенного излишка продукции в заранее согласованные поставки товаров между кооперирующимися предприятиями разных стран;
– тенденция к увеличению импортной зависимости ряда стран;
– регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий ГАТТ – ВТО;
–либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин – образование «свободных экономических зон»;
– активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
–развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок. Стремление развивающихся стран диверсифицировать свой экспорт за счет товаров промышленной группы зачастую встречает в той или иной форме противодействие промышленно развитых стран;
–отдельные развивающиеся страны, прежде всего НИС (новые индустриальные страны: Сингапур, Таиланд, Республика Корея, Малайзия, Филиппины, Тайвань), сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в том числе машин и оборудования;
–весьма заметной тенденцией стало увеличение объемов внутриотраслевой торговли между развитыми странами (между автомобильными, авиационными, электронными, сталелитейными и другими компаниями);
–возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона в системе международных экономических отношений, в том числе в области международного товарообмена. К числу перспективных лидеров мировой торговли следует отнести Китай, Индию;
– после распада социалистического блока резко возросла торговля между ЕС и странами бывшего соцлагеря.
Отраслевая структура мировой торговли
1. Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами.
2. Значительно возросла роль торговли машинами и оборудованием. Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования.
3. Одной из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией.
4. Важной тенденцией 90-х годов является весьма динамичный рост мирового металлургического рынка.К особенностям этого рынка следует отнести относительное, но достаточно заметное снижение доли традиционных экспортеров – Японии и стран ЕС. Заметно укрепились позиции Республики Корея и Бразилии. Место крупнейших нетто-импортеров по-прежнему сохраняют США и Китай.
5. В целом, развитие мировой экономики во многом определяется ростом торговли услугами – транспортными, финансовыми, туристическими.
6. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится только 1/4. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой торговли к концу 90-х годов – это торговля машинами и оборудованием.
Конкурентоспособность отраслей экономики России:
Первая группа – по мировым стандартам конкурентоспособные ресурсные отрасли (нефтяная, газовая, лесная, алмазная промышленность, отчасти энергетика, черная и цветная металлургия). В этих отраслях работают 4% всех занятых в экономике и 17% – в промышленности. В них создается около половины добавленной стоимости в индустрии и примерно 15% ВВП, если считать во внутренних ценах (в мировых ценах – существенно больше). Россия занимает первое место по экспорту природного газа, необработанных алмазов, алюминия, никеля и азотных удобрений; третье-четвертое места по экспорту нефти, нефтепродуктов, электроэнергии, калийных удобрений и проката черных металлов.
Вторая группа – отрасли обрабатывающей промышленности, имеющие большой научно-технический потенциал, способные производить продукцию, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и (при определенных условиях) на внешнем рынке. К ним относятся авиакосмическая, атомная промышленности, отчасти энергетическое машиностроение, тяжелое станкостроение, биотехнологии, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, а также военная промышленность. Данная группа отраслей нуждается в протекционистской политике государства для поддержания конкурентоспособности на внутреннем рынке.
Если на рынке обычных вооружений Россия прочно удерживает второе место, обеспечивая порядка 13% мировых потребностей, то позиции России на рынках гражданской готовой продукции и высокотехнологичных изделий крайне слабы. Сегодня Россия вывозит в 5 раз меньше высокотехнологичных изделий, чем Таиланд, в 8 раз меньше, чем Мексика, в 10 раз меньше, чем Китай, и в 14 раз меньше, чем Малайзия и Южная Корея.
Третья группа – это отрасли, которые вряд ли могут быть конкурентоспособными на внешнем рынке, но в состоянии удовлетворить значительную часть спроса на внутреннем рынке: автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. Все эти отрасли, вместе взятые, дают около 18% промышленной продукции, но почти не поставляют свою продукцию на экспорт.
В рассматриваемую группу неконкурентоспособных отраслей входит сельское хозяйство (на его долю приходится около 15% занятых в народном хозяйстве, но только 7% ВВП).По отношению к данной группе отраслей, вероятно, следует, во-первых, активно использовать защитительные импортные тарифы и другие законные протекционистские меры (сохраняя в то же время разумную конкуренцию) и, во-вторых, всемерно поощрять внутренний спрос на их продукцию (через систему государственных закупок, лизинга и т.д.).
В международной торговле услугами Россия также ориентируется на традиционные и низкотехнологичные ниши: туризм и услуги транспорта. На две указанные позиции во второй половине 90-х годов приходилось от 75 до 80% всего российского экспорта услуг
Теории международной торговли
Теория сравнительного преимущества
Случай абсолютного преимущества
| |
Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны.
Рассмотрим условный пример: две страны (Аргентина и Бразилия) производят два товара (зерно и сахар). Пусть, например, Аргентина на единицу затрат может произвести 50т зерна или 25т сахара, а Бразилия при аналогичных затратах – 40т зерна или 100т сахара (см. рис. 1.1 и1.2).
Аргентина Бразилия
Зерно Зерно
Линии
торговых
возможностей
| | Линия
производственных
возможностей
| | 100
50
Линии
торговых
возможностей
| | Линия
производственных
возможностей
| |
А/ 40 В/
А
В
0 25 50 Сахар 0 100 Сахар
Рис. 1.1 Рис. 1.2
Для упрощения анализа предполагаем, что издержки замещения остаются постоянными, и поэтому эти линии – прямые.
В нашем примере Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну (то есть на единицу затрат в Аргентине можно произвести больше зерна), а Бразилия по сахару. Эти абсолютные преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами – особыми климатическими условиями или наличием природных ресурсов.
С другой стороны, преимущества в производстве различной продукции (прежде всего в отраслях обрабатывающей промышленности) могут быть и приобретенными, то есть обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства и т.д.
В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое он производит, а относительные цены этих товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. В нашем примере эти цены составят: 1 т зерна = 0,5 т сахара в Аргентине и 1 т зерна = 2,5 т сахара в Бразилии.
То есть мы видим, относительные цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны (в результате различий в обеспеченности факторами производства, используемых технологиях, в квалификации рабочей силы и т.д.). Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров из страны в страну, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли. Так, в нашем примере производитель зерна в Аргентине при реализации его на внутреннем рынке может в обмен получить только 0,5 т сахара, а в Бразилии этот же товар стоит в 5 раз дороже (2,5 т сахара).
Этот условный пример показывает, что после установления торговых отношений между странами направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства. Аргентине будет выгодно экспортировать зерно и импортировать сахар, а Бразилии наоборот будет выгодно экспортировать сахар и импортировать зерно.
ВЫВОД: Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Для нашего примера мировая цена на зерно должна устанавливаться в пределах:
0,5 т сахара < 1 т зерна < 2,5 т сахара
Если цена на мировом рынке установится, например, на уровне 1 т сахара = 1 т зерна, то максимальные объемы потребления сахара и зерна уже будут определяться линиями торговых возможностей (пунктирные линии на рис. 1.1 и 1.2) Наклон этих линий определяется соотношением цен на зерно и сахар на мировом рынке.
Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен двумя причинами:
- изменением структуры потребления;
- специализацией производства.
В первом случае специализация не происходит и сложившаяся в странах структура производства, определяемая прежде всего структурой спроса, остается неизменной. Пусть, например, структура производства в Аргентине определяется точкой А на ее кривой производственных возможностей (см. рис. 1.1), а в Бразилии – точкой В (см. рис. 1.2). Продавая на внешнем рынке часть продукции, по которой она обладает преимуществом, страна в обмен может теперь получить гораздо больше другого товара.
Изменяя таким образом структуру потребления, страна увеличивает его общий объем, выходя за пределы границы производственных возможностей (тонкая пунктирная линия, выходящая из точки А на рис. 1.1 и из точки В на рис. 1.2).
Еще больший выигрыш можно получить, если обе страны будут полностью специализироваться на производстве того товара, по которому они обладают преимуществом, и торговать между собой. В этом случае обе страны могут увеличить объемы потребления и зерна и сахара (например,, точка А’ для Аргентины и точка В’ для Бразилии).
Покажем это на простом цифровом примере (табл. 1)
Таблица 1.
До специализации
| Страна
| Производство
| Экспорт (-)/
Импорт (+)
| Потребление
| Прирост
потребления
| Аргентина
зерно
сахар
|
|
|
|
| Бразилия
зерно
сахар
|
|
|
|
| После специализации
| Аргентина
зерно
сахар
|
|
-20
+20
|
|
+10
+5
| Бразилия
зерно
сахар
|
|
+20
-20
|
|
+8
+10
|
Случай сравнительного преимущества
| |
Даже тогда, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих сторон. Изменим наш условный пример. Пусть Аргентина на единицу затрат по-прежнему может производить 50 т зерна или 25 т сахара, но Бразилия при аналогичных затратах теперь производит 67 т зерна или 100 т сахара (рис. 1.3 и 1.4).
Аргентина Бразилия
Зерно Зерно
Линии
торговых
возможностей
| | Линия
производственных
возможностей
| | 100
50 67
Линии
торговых
возможностей
| | Линия
производственных
возможностей
| |
А/ В/
А
В
0 25 50 Сахар 0 100 Сахар
Рис. 1.3 Рис. 1.4
Другими словами, Бразилия теперь обладает абсолютным преимуществом и по сахару, и по зерну. Однако до тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, то есть у нее всегда найдется такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.
В нашем примере хотя Аргентине производство обоих товаров обходится абсолютно дороже, чем Бразилии, но зерно оказывается относительно дешевле: 1 т зерна = 0,5 т сахара с 1 т зерна = 1,5 т сахара в Бразилии.
Таким образом, по зерну Аргентина обладает сравнительным преимуществом и может экспортировать зерно в обмен на сахар. В свою очередь, Бразилии будет выгодно экспортировать сахар и импортировать зерно.
Если страна специализируется на производстве того вида продукции, по которому она обладает сравнительным преимуществом, то это позволяет ей расширить объемы потребления. Более того, увеличится и совокупный объем выпуска продукции в масштабах всей мировой экономики. Он будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки.
Выигрыш стран от внешней торговли при наличии сравнительных преимуществ можно проиллюстрировать на цифровом примере (табл. 2).
Сравнение ситуаций абсолютного преимущества и сравнительного преимущества позволяет сделать важный ВЫВОД: в обоих случаях выигрыш от торговли проистекает из того факта, что соотношение издержек в отсутствие торговли (наклоны линий производственных возможностей) в разных странах различны, то есть направления торговли определяются относительными издержками независимо от того, имеет страна абсолютное преимущество в производстве какого-либо продукта или нет.
Таблица2.
До специализации
| Страна
| Производство
| Экспорт (-)/
Импорт (+)
| Потребление
| Прирост
потребления
| Аргентина
зерно
сахар
|
|
|
|
| Бразилия
зерно
сахар
|
|
|
|
| После специализации
| Аргентина
зерно
сахар
|
|
-20
+20
|
|
+10
+5
| Бразилия
зерно
сахар
|
|
+20
-20
|
|
+4
+4
| Торговля в условиях возрастающих издержек замещения
| |
Ранее мы предполагали, что издержки замещения остаются неизменными при любых объемах производства. Из этого упрощающего допущения следовало, что страна максимизирует свой выигрыш о внешней торговли, если полностью специализируется на производстве продукта, по которому она обладает сравнительным преимуществом.
В реальной действительности такой полной специализации не происходит поскольку издержки замещения, как правило, возрастают по мере роста объемов производства. В этом случае, то есть при возрастающих издержках, во-первых, не выгодна полная специализация и, во-вторых, в результате конкуренции между странами предельные издержки замещения выравниваются.
Предположим, что, как и в предыдущем примере с постоянными издержками, Аргентина занимает такое положение на кривой своих производственных возможностей, что соотношение издержек составляет 1 т зерна = 0,5 т сахара (точка А на рис. 1.5) Но сейчас ресурсы уже не взаимозаменяемы для альтернативного использования (кривая производственных возможностей выпуклая).
Аргентина
Зерно
А/
А
Сахар
Рис. 1.5
По мере того, как Аргентина будет специализироваться на зерне и расширять его производство, соотношение издержек 1 т зерна = 0,5 т сахара будет увеличиваться. Ей понадобится пожертвовать более 0,5 единицы сахара для производства дополнительной единицы зерна и, следовательно, каждая последующая единица зерна будет стоить дороже/
Отсюда следует, что по мере специализации и увеличения производства зерна будет достигнута точка А/ , в которой соотношение издержек на производство сахара и зерна сравняются с мировой ценой (1 т зерна = 1 т сахара). В этом случае основания для углубления специализации (ввиду различий в соотношении издержек) исчерпают себя и дальнейшая специализация поэтому будет экономически нецелесообразной.
Таким образом, теория сравнительных преимуществ при предположении о возрастающих издержках замещения приводит к более реалистичному ВЫВОДУ: максимизация выигрыша от внешней торговли происходит при частичной специализации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|