Сделай Сам Свою Работу на 5

Свобода и ответственность





Этика, как наука

Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить.

Цель этики по Аристотелю, цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержание. Аристотель впервые выдвинул этику как самостоятельную, независимую от философии науку.

Задачей по Аристотелю является исследование человеческих отношений. Основные задачи: описание и объяснение морали: ее история, нормы, принципы, идеалы… Дать анализ морали в ее "должном" и "сущем". Учить морали, для того чтобы человек в дальнейшем смог выработать собственную стратегию "правильной жизни".

Структура: 1. История этики и морали, 2.Теория морали (сущность, основные принципы), 3.Нормативная этика(обоснование моральных принципов и норм). 4.Прикладная этика(принципы, нормы, правила, выполняющие функцию научения людей должному поведению.)

Виды этики

Выдающемуся этику и философу XX в. Эрику Фромму (1900 – 1980) принадлежит учение о двух видах этики – гуманистической и авторитарной.

Сопоставим:

1. В ГЭ человек сам и творец, и исполнитель нравственных норм.



В АЭ «автором» выступает авторитет, определяющий, в чем благо человека, и устанавливающий законы и нормы поведения, которые люди лишь исполняют. АЭ базируется на власти над людьми, с одной стороны, и страхе – с другой, он строится на неравенстве и подчинении. Авторитет запрещает критику.

2. ГЭ считает человека, его жизнь, свободу и собственность высшей ценностью и целью.

В АЭ высшей ценностью и целью является не человек, а интересы общества или государства, высшая идея, вождь, Бог и т.д. Человек начинает рассматриваться лишь как средство достижения цели.

3. ГЭ основным методом моральной регуляции признает свободный сознательный выбор человеком собственной линии поведения на основе личных интересов, способности предвидеть последствия своих действий и готовности нести за них ответственность.

В АЭ основным методом моральной регуляции выступает внешнее принуждение, которое осуществляется через механизм подчинения. АЭ опирается на страх, зависимость и насилие (физическое или моральное).



4. ГЭ базируется на принципе индивидуализма, понимаемого как любовь человека к себе, стремление к самоутверждению и самореализации.

В основе АЭ лежит принцип коллективизма, требующий от личности ориентации на общественный интерес, подчинения воле, взглядов и интересов (быть «как все»). Поэтому ведется борьба с индивидуализмом и «инакомыслием».

 

Сущность и свойства морали

Мораль – это способ освоения мира. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и регламентируя поведение людей в обществе.

Сущность: обеспечить баланс личного и духовного блага, внести гармонию в процесс человеческого общения.

Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью (от лат. imperative – повелевать).

1.обобщенный характер. Моральные нормы не содержат рецептов на все случаи жизни.

Предельно обобщенное требование морали одно: делай добро!

2.всепроницающий характер: нет такой сферы, где моральная регуляция не действует, нет такого явления, которое не подлежало бы моральной оценке.

3.неинституциональная регуляция. Для поддержания морали нет специальных общественных учреждений. Внешний контроль в морали не действенен, она держится на самоконтроле личности и общества.

Моральные требования имеют 4.личностную форму, т.е. это требования, обращенные личностью к самой себе.(«я должен…», а не «ты должен…»).

Итак, мораль представляет собой способ неинституциональной регуляции человеческого поведения с помощью требований, имеющих личностную форму, обобщенный и всепроницающий характер.



Структура морали

Моральное сознание

Включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству. Моральное сознание — духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень включает в себя эмоции, чувства, настроение.

Эмоционально-чувственное моральное сознание определяет отношения человека:

а) к другим людям (чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия)

б) к самому себе (скромность, достоинство, самолюбие, требовательность и т. д.);

в) к обществу в целом (чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость и др.). Рациональный уровень - способность личности к логическому анализу и самоанализу.

Нравственное самосознание-это осознание человеком себя к личности и своего места в общественной деятельности людей.

Моральное поведение, являются результатом становления личности и ее свободного выбора.

Поведение человека является показателем его нравственной культуры. Включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения.

Моральные отношения — центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

 

Функции морали.

Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей.

Познавательная функция. Предполагает познавание смысла явлений в результате практического освоения.

Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, личностные качества.

Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации.

Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей.

 

Добро и зло.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения.

Добро и Зло – наиболее общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Они являются универсальной этической характеристикой всякой человеческой деятельности и отношений. Добро есть все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, Зло есть уничтожение, разрушение блага.Добро и Зло – совокупность положительно или отрицательно оцениваемых субъектом нравственных поступков и норм поведения. Добро и Зло – не антологичны (не сущности), а ценности (аксеологичны) т.е. то, что значимо. Взаимность различения добро и зла в том, что мы соотносим эти понятия с тем, что хорошо или плохо для развития морали. Добро и Зло – взаимно определяемые понятия. Человек узнает зло, т.к. имеет представление о добре. Он ценит добро, познав зло.

 

Свобода и ответственность

Моральная свобода — ценность, к достижению которой человек стремится и обладание которой есть для него благо. Нравственная свобода —превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека.

Нравственная свобода проявляется в умении:

1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков; 2)давать им нравственную оценку,

3) предвидеть их последствия,4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями.

Нравственная свобода – способность приобретения субъектом власти над своими поступками.

Выбор является 1.свободным, когда мольные требования сливаются с ее внутренними потребностями, 2.Ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом, а волеизъявление личности затруднено противоречиями между хочу, могу и надо.

Свобода имеет два аспекта: негативный и позитивный. Негативная свобода – это «свобода от», свобода отрицающая, разрушающая зависимость «от» – от сил природы. Позитивная свобода – «свобода для», дающая возможность полной реализации интеллектуальных и эмоциональных способностей.

Моральная ответственность – это способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность.

Виды ответственности определяются тем, перед кем/чем и за что человек несет ответственность. Это может быть:

-ответственность перед самим собой;

-ответственность за конкретные действия и поступки перед другими людьми;

-ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся и забота о мире, вызванная тревогой о нем.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.