Сделай Сам Свою Работу на 5

К семинарским и практическим занятиям / дневное отделение





САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ

Им.И.Е.РЕПИНА

Утверждена

Ученым советом ФТИИ

« » 200 г. пр.№

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«История русского искусства и архитектуры ХХ в.»

 

 

Часть П. Отечественное изобразительное

искусство 2-й пол. ХХ века.

 

 

/для студентов очного и заочных отделений ФТИИ/

 

/ специальность ___________/

 

 

Санкт-Петербург

 

 

Программа «Отечественное искусство 2-й пол. ХХ века».

 

Пояснительная записка.

Дисциплина «Отечественное изобразительное искусство 2-й пол. ХХ века» входит в общий курс «История русского искусства и архитектуры ХХ вв.» и предусматривает изучение истории отечественного искусства названного времени, его эволюции, значительных явлений, специфику разных видов и жанров искусства, в контексте политических и общекультурных процессов, происходящих в стране. Искусство 2-й пол.ХХ в. рассматривается в неразрывной связи с искусством предшествующего периода с целью создания целостной картины его развития в ХХ веке.



2-я пол.ХХ в. сложный, многогранный и многосоставной период в истории отечественной культуры. Происходившие в стране перемены политического характера играли важную роль в развитии отечественного искусства, выдвигая и актуализируя в разное время задачи как собственно содержательного, так и формального плана. В программе обращается особое внимание на изучение стилистических особенностей искусства, специфику развития видов и жанров искусства в центральном и других регионах страны, отмечается повсеместное расширение круга используемых традиций.

Цели и задачи дисциплины «Отечественное изобразительное искусство 2-й пол. ХХ в.» : дать не только общие исторические и теоретические представления об искусстве этого времени, но акцентировать внимание на наиболее важных, узловых моментах его развития, индивидуальных особенностях искусства ряда мастеров. Особое внимание уделяется искусству художников-педагогов Института им.И.Е.Репина, членам Российской Академии художеств. Учебный процесс предусматривает практические занятия: встречи с мастерами искусств, обсуждение выставок и ряда тем общего или частного характера. Практические занятия призваны совершенствовать умение анализировать произведения, мотивировать их художественную значимость, соотнося с современными процессами развития искусства. В соответствии со специализацией кафедры программа и чтение курса в ее рамках дают прикладные знания, позволяющие ориентироваться в сложном мире искусства, его истории и современности.



Изучение дисциплины происходит на 5 курсе Очного отделения ФТИИ / 15+28 лекций/; на Заочном отделении ФТИИ /14 лекций/ и Втором высшем образовании заочного отделения ФТИИ /14 лекций/. Тематика лекций всех отделений идентична, на заочном отделении курс излагается в более сжатом варианте.

Тематический план занятий:

№№ Темы занятий Лекции ОО ФТИИ Лекции ОЗО,ВО ФТИИ Семинары И практ занятия ОО ФТИИИ Самост. ОО
1. Введение. Политика государства в области культуры во 2-й пол.ХХ в. 2 часа 2 часа    
2. Станковая живопись 2-й пол.ХХ в., развитие станковых форм в искусстве рубежа 1950-60-х гг. Особенности развития жанров, их эволюция и взаимодействие. 18 часов 8 часов 12 часов /см .темы2,5,6,7/    
3. История неформального и актуальное искусство 2-й пол.ХХ в. 4 часа 2часа    
4. Религиозная живопись 2-й пол.ХХ в. 4 часа 2 часа 2 часа  
5. Монументальная живопись 2-й Пол.ХХ века. 6 часов 2 часа    
6. Развитие скульптуры во 2-й пол. ХХ века. 14 часов 8 часов    
7. 8. Графика 2-й пол.ХХ века. 9. 6 часов 10. 2 часа    
8. Некоторые итоги развития искусства 2-й пол.ХХ века. 2 час. 2 час.    
  11. Итого 12. 56 часов 13. 28 часов 14 часов  

 



Программа.

 

Тема 1. Введение в изучение курса.

Специфика курса, степень и характер изученности материала;

политика государства в области культуры во 2-й пол.ХХ в.

Тема 2. Станковая живопись 2-й пол.ХХ в.

Особенности развития станковых форм искусства на рубеже

1950-60-х гг.

Бытовой жанр, его сюжетное и стилистическое многообразие,

нарастание социально острых мотивов.

Портрет, эволюция его развития, типологические особенности жанра

в разные десятилетия.

Историческая картина. Рост исторического самосознания общества,

расширение круга тем, соотнесение исторической проблематики с

вечными темами и проблемами Бытия.

Многообразие форм пейзажа и натюрморта.

Процесс взаимодействия разных жанров. Жанровая система как

проблема искусствознания.

Тема З. История неформального и актуального искусства 2-й пол.ХХ в.

Политические и теоретические и предпосылки возникновения и

развития неформального искусства. Искусство андеграунда Москвы

и Ленинграда середины 1950-х –1980-х гг. Абстракционизм как

одна из форм неформального искусства. Актуальное искусство.

Тема 4. Религиозная живопись 2-й пол.ХХ в.

Возрастающий интерес к религиозной тематике. Интенсивное

развития храмовой живописи после празднования 1000-я

Крещения Руси. Поиски стиля. Роль традиций Византии и

Древней Руси в формировании современного художественного

языка. Крупнейшие иконописные центры.

 

Тема 5. Монументальная живопись 2-й пол. ХХ века.

Новые условия развития монументальной живописи.

Фрески, мозаики, витражи. Поиски новых средств выразительности

в витраже. Возрастание интереса к мозаике. Проблема синтеза

искусств и архитектуры. Взаимодействие различных видов

монументальных искусств.

 

Тема 6. Развитие скульптуры во 2-й пол.ХХ в.

Новые тенденции в развитии станковой и монументальной

скульптуры. Пространство как формообразующий элемент в

станковой и монументальной скульптуре. Скульптура как

градообразующий фактор в системе строительства новых городов и

районов.

Возрождение интереса к дереву как материалу станковой и

монументальной скульптуры. Усиление содержательной функции

цвета в скульптуре. Новые материалы – новые возможности

пластических решений /картон и др./. Влияние местных традиций

/скульптуры, поэзии, архитектуры/ на создание художественных

образов /Россия, Прибалтика, Грузия и др./.

Тема 7. Графика 2-й пол.ХХ в.

Поиски новых выразительных средств в станковой графике.

Использование линогравюры как техники способной оптимально

решать проблему художественного обобщения. Натурный рисунок

как способ обретения правдивого отражения действительности.

Поиски новых графических материалов / шелкография , др./.

Книжная графика. Расширение круга иллюстрируемых

произведений. Книга, как единый организм /осмысление опыта

работы художников «Мира искусств», В.П.Фаворского /. Художник

и компьютерная графика.

Тема 8. Некоторые итоги развития искусства 2-й пол.ХХ века.

Противоречивость художественного процесса в России в ХХ в.

Художественное обобщение – одна из важнейших задач

отечественного искусства. Расширение круга художественных

традиций – способ познания достижений мирового искусства,

средство обогащения художественного языка, характерная черта

искусства 2-й пол.ХХ в. Конец 1980-начало ХХ1 столетия - новый

этап в развитии искусства, в определении задач и целей

деятельности художников, искусствоведов, коллекционеров.

Появление арт-рынка, усиление интереса к отечественному

искусству за рубежом /Германия, США, Япония, Китай/.

 

 

Планы и методические рекомендации по подготовке

к семинарским и практическим занятиям / дневное отделение

ФТИИ/.

 

Семинар 1. /2 часа/ Дискуссия о судьбах станкового и монументального искусства / 1950- нач.1970-х гг./

 

Методические рекомендации:

Обратить внимание на идеи производстенников 1920-х гг. и их

развитие в трудах философов и эстетиков 1960-х- нач.1970-х гг.

Изучить и проанализировать художественную практику этого

времени.

Литература:

1. Арватов. Искусство и классы. М.-П.1923.

2. Я.Тугенхольд. Искусство октябрьской эпохи. Л.1930.

3. В.Ванслов. О станковом искусстве и его судьбах. М.1972.

4. М.Яблонская. Взаимодействие станкового и монументального в

советской картине 20,60-70-х гг. Советская живопись. 1974. М.1976.

5.Г.Недошивин. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М.1972.

6. А.И.Морозов. Советское искусство 60-х годов и опыт «нового реализма». Советское искусствознание,25. М.1989, с.39-63.

Семинар П. / 2 часа/ Суровый стиль в искусстве 2-й пол.ХХ в.

Методические указания:

Ознакомиться с историей возникновения термина /литература,

изобразительное искусство/.

Изучить специфику проявления «сурового стиля» в разных видах и

жанрах искусства, проследить эволюцию «стиля» в творчестве разных

мастеров /В.Попков, В.Иванов, Г.Коржев, Т.Салахов и др./.

Литература:

1. Андронов. Егоршина. Каталог выставки. Вступ. ст. Л.Мочалов.СПб.2006

2. Зайцев. Гелий Коржев.

3. Виктор Иванович Иванов. Альбом. Авт.текста Вл.Сысоев.М.2002.

4. Александр Каменский. Романтический монтаж. М.1989.

5. В.Манин. Виктор Попков. М.1989.

6. Попков Ю.Н. Художник Виктор Попков. М. 1998.

и др.

Практическое занятие. /2 часа/ Портрет. Специфика жанра, время и художник, портретист и оригинал. Эволюция теоретических взглядов на портретный жанр.

Методические рекомендации:

Обратить внимание на развитие теоретического аспекта темы, проследить изменение назначения и роли жанра в разные десятилетия отечественного искусства. Определить характер различных типологических групп жанра. Проследить развитие жанра во 2-й пол.ХХ в. Проведение занятия осуществляется на базе художественной выставки.

Литература:

1. М.Андронникова. Портрет от наскального рисунка до звукового фильма. М.1980.

2. Б.Р.Виппер. Статьи об искусстве . М.1970.

3. А.Габричевский. Портрет как проблема изображения. Сб.Искусство портрета.М.1928.

4. Г.В.Ельшевская. Модель и образ. М.1984

5. Л.Зингер. О портрете. М.1969

6. Т.В.Ильина. Изобразительное искусство. От техники к образу. С-Пб.2006

7. В.А.Леняшин. Проблемы портрета. Художник, 1976, № 3.

8. В.А.Леняшин. Портрет портрета /Выставка «Портрет в России. ХХ век» в ГРМ/.Сб.Портрет. Проблемы и тенденции, мастера и произведения. СПб2004.

9. А.И.Морозов. Художник и мир личности.М.1981.

10. Н.Тарабукин. Портрет как проблема стиля. Сб.Искусство портрета М.1928

.

Семинар Ш. /2 часа/ Искусство и религия в ХХ веке в России.

Методические рекомендации:

Составить представление о многообразии путей взаимодействия

искусства и религии. Определить место и роль религиозной темы в

отечественном искусстве 1910-30-90-х гг. Изучить состояние, проблемы

и тенденции храмового искусства в сер.1950-нач.ХХ столетия.

 

Литература:

1. Г.К.Вагнер. В поисках истины. Религиозно-философские искания

русских художников. Середина Х1Х-начало ХХ в. М.1993.

2. Н.С.Кутейникова. Иконописание России второй половины ХХ века. СПб. 2005

3. Рафаил, архимандрит /Карелин. Христианство и модернизм.

М.1999.

4. Русь и христианство. Автор и сост. О.Кандауров. М.1991.

5. Русь Православная. История и современность.

Сб. ст. Сост.Н.С.Кутейникова.СПб, 2001.

6. Современная православная икона. Альбом. Авт. и сост.С.В.Тимченко.М.1998.

7. Ирина Языкова. «Се творю все новое» Икона в ХХ в. Италия 2002.

.

Семинар 1У и практическое занятие /4+2 часа/. Художники-педагоги Института им.И.Е.Репина Российской Академии художеств.

Методические рекомендации:

Ознакомиться с творчеством художников- педагогов разных поколений

факультетов живописи, скульптуры и графики, а также их педагогической

практикой.

Литература:

1.Ю.И.Кузнецов.Виктор Михайлович Орешников. Л.1985.

2. В.А.Леняшин. Борис Сергеевич Угаров. Л.1984.

3. А.Каганович. А.А.Мыльников. Л.1986.

4.Мыльников А. Каталог выставки в залах Академии художеств. Санкт-Петербург, февраль 1999. Авт.сост.А.Б.Алешин. М. 2002.

5.Г.В.Кекушева. Евсей Моисеенко. М.1981.

6.Н.Г.Леонова. Евсей Моисеенко. Предисл.М.К.Аникушина. Л.1989.

7.В.А.Леняшин. Художников друг и советник. Л.1985.

8.И.Г.Мямлин. Юрий Непринцев. Л.1976.

9.Репин С., Сухов В., Уралов И., Фомин Н. Монументальное искусство.

Живопись. Авт.сост.А.Дмитренко. СПб. 1998.

10.А.И.Замошкин. Михаил Константинович Аникушин. Л.1979.

Сазонова К.К. Петр Тимофеевич Фомин. Л.1984.

11.Петр Фомин. Живопись. Воспоминания современников. Авторы проекта

И сост. Н.П.Фомин, М.Б.Фомина. СПб. 2002.

12.А.К.Быстров. Альбом. Вст.ст.Н.С.Кутейникова.Ляонин, 2001.

и др.

11.Альберт Чаркин. Жизнь в искусстве. Авт.сост.М.Васильева. СПб. 2002.

Контрольные вопросы для подготовки к экзамену:

1.Творчество П.Корина.

2. Творчество В.Фаворского.

3.Творчество А.Пластова.

4. Тенденции развития станковой живописи рубежа 1950-60-х гг.

5.Суровый стиль и портрет.

6.Творчество В.Иванова.

7.Творчество В.Попкова.

8.Народные традиции в творчестве художников Росии 2-й пол.ХХ в.

9.Историческая картина 2-й пол.ХХ в. Тенденции развития.

8. Творчество Г.Коржева.

12.Творчество Т.Назаренко.

13.Развитие бытового жанра в живописи 2-й пол.ХХ в.

14.Портрет в живописи1940-50-х гг.

15.Развитие портретного жанра в живописи 2-й пол.ХХ в.

16.Пейзаж в искусстве 2-й пол.ХХ в.

17.Некоторые тенденции развития неформального и актуального искусства

2-й пол.ХХ в.

18.Религиозная тема в русском искусстве 2-й пол.ХХ в.

19. Храмовое искусство в России 2-й пол.ХХ в.

20.Тенденции развития станковой скульптуры 2-й пол.ХХ в.

21. Творчество М.Аникушина.

22.Творчество Е.Моисеенко.

23. Творчество Б.Свинина.

24. Портрет в творчестве отечественных скульпторов 2-й пол.ХХ в.

25. Творчество С.Лебедевой.

26. Монументальная скульптура 2-й пол.ХХ в.

27. Искусство витража во 2-й пол.ХХ в.

28.Монументальная живопись 2-й пол.ХХ в.

29.Мозаики 2-й пол.ХХ в.

30.Мемориальные памятники Великой Отечественной войны. Тенденции

развития. Тенденции развития. 1950-90-е гг.

 

Литература

Основная:

1..Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Терминологический

словарь.М.1997.

2.Время перемен, искусство 1960-85 в Советском Союзе. ГРМ. СПб.2006.

3.Всеобщая история искусства. Т.6 М.1960-66.

4.Т.В.Ильина. История искусств. Отечественное искусство. М.2006

5 История русского искусства. в 13 т. /под ред.И.Э.Грабаря, В.Н.Лазарева и

В.С.Кеменова. М. 1953-1969

6.История русского и советского искусства. /под ред.Д.В.Сарабьянова/ М.1979.

7.Очерки истории советского искусства Отв.ред Г.Г.Поспелов. М.1980.

8. Очерки современного советского искусства. Ред.И.А.Крюкова, Г.А.Недошивин и

др. М.1975.

9.Русский гуманитарный словарь. Т.1-3. М-СПб. 2002.

10.Советское изобразительное искусство. 1941-1960. /под ред. Б.В.Веймарна,

О.И.Сопоцинского/. М.1981.

11.Н.Степанян. Искусство России ХХ века. Взгляд из 90-х. М.1999.

12.Степанян Н. Искусство России ХХ века. Развитие путем метаморфозы. – М.:

Галарт, 2008. – 416 с

 

13.Александр Каменский. Романтический монтаж. М.1989.

14.С.Валериус. Монументальная живопись. Современные проблемы. М.1979.

15.Ванслов В.В., Зайцев Е.В. Российская Академия художеств и отечественное

искусство ХХ века. М.1999.

16.Н.Б.Воронов. Советская монументальная скульптура 1960-80. М.1984

17..В.А.Леняшин. Художников друг и советник. Современная живопись и проблемы

критики. Л.1985.

18..В.А.Леняшин. Портрет портрета /Выставка «Портрет в России. ХХ век» в ГРМ/.

Сб..Портрет. Проблемы и тенденции, мастера и произведения. СПб.2002..

19.А.Морозов. Художник и мир личности. М.1981

20..Р.Никулина. Природа глазами художника. М.1982

21.Полякова Н.И. Скульптура и пространство. М.1982.

22.Яковлева Н.А. Историческая картина в русской живописи. М.2005.

.

Дополнительная литература:[1]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.