Сделай Сам Свою Работу на 5

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности.





Российские прокуроры всех уровней традиционно принимали активное участие в правотворческой деятельности, способствуя тем самым совершенствованию федерального, субъектного и муниципального законодательства. В настоящее время обязанность прокурора участвовать в правотворческой деятельности законодательно закреплена вст. 1, 9 Закона о прокуратуре, что подчеркивает роль прокуратуры в совершенствовании законодательства – фундамента правового государства.

Участвуя в правотворческой деятельности, прокуроры одновременно реализуют возложенную на них функцию правозащиты, обеспечивают верховенство законов. Принятие всеми представительными и исполнительными органами нормативно-правовых актов в строгом соответствии с Конституцией РФ и законами, а именно на это направлена правотворческая деятельность прокурора, предупреждает нарушения прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, способствует повышению авторитета органов представительной и исполнительной власти, что положительно сказывается на укреплении законности и правопорядка.

Прокуроры повседневно, постоянно работая с законодательными и иными нормативными актами, осуществляя надзор за исполнением законов, участвуя в расследовании уголовных дел и в рассмотрении в судах уголовных и гражданских дел, рассматривая жалобы и заявления граждан, анализируя причины неисполнения или ненадлежащего исполнения правовых предписаний и совершая многие другие предусмотренные законом действия, нередко встречаются с фактами несовершенства (дефектностью) отдельных законодательных и иных актов, несоответствием их нормативным актам более высокой юридической силы, с противоречивостью правовых предписаний (двусмысленностью), содержащихся в различных нормативных актах, с пробелами в правовом регулировании, разного рода грамматическими погрешностями, нередко искажающими смысл правовых предписаний. Особенно часто с такими фактами прокуроры встречаются в процессе осуществления прокурорского надзора за законностью актов, принимаемых (издаваемых) органами представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ, а также местного самоуправления. Уже это обстоятельство обязывает прокуроров держать названный участок деятельности в поле зрения и систематически проводить проверки законности актов.





Реализуя возложенные на них обязанности, прокуроры в одном случае принимают меры к отмене незаконных актов илиихотдельных предписаний либо к приведению их в соответствие с законом, внося протесты или обращаясь с заявлениями в суды, в другом случае вносят в законодательные (представительные) органы и в органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных актов.

Формы участия прокуроров в правотворческой деятельности весьма многообразны. Кратко рассмотрим основные из этих форм.

Участие прокурора в подготовке проектов нормативных актов.Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов федерации и муниципальных образований (районов, городов) порою привлекаются по решениям или поручениям представительных (законодательных) органов к подготовке проектов законов и других нормативных актов. Работники Генеральной прокуратуры РФ принимали наряду с другими органами участие в разработке Закона о прокуратуре. Они же подготовили ряд других проектов. Аналогичная работа проводится прокуратурами субъектов федерации и муниципальных образований по просьбе представительных (законодательных) органов.

По просьбам (предложениям) Президента и Правительства РФ, исполнительных органов власти субъектов РФ и муниципального уровней прокуроры участвуют нередко совместно с другими правоохранительными органами и иными органами в разработке отдельных наиболее важных нормативных актов, федеральных и региональных программ, направленных на укрепление законности, правопорядка и борьбу с преступностью, в особенности организованной.



К разработке таких документов и экспертизе проектов актов, как правило, привлекается широкий круг прокурорских работников и следователей. Помимо прокуроров-руководителей прокуратуре эта работа в Генеральной прокуратуре РФ координируется отделом по работе с законопроектами, который непосредственно контактирует с палатами Федерального Собрания, а в республиканских, областных и им равных прокуратурах – прокурорскими работниками, ответственными за поддержание связей с представительными и исполнительными органами. В ряде прокуратур республик и других субъектов федерации по распоряжению прокуроров созданы группы по законотворческой работе из числа наиболее опытных и грамотных работников. Создание подобных групп в основном диктуется тем, что многие представительные органы субъектов федерации не обладают достаточным опытом законотворческой работы.

Закон не запрещает прокурорам разрабатывать проекты законов и других нормативных актов и по собственной инициативе. Сказанное касается и проектов программ, направленных на укрепление законности, правопорядка и борьбу с правонарушениями. Однако при этом прокурорам не должно изменять чувство меры, поскольку прокуратура в первую очередь – орган надзорный, и поэтому в основном надзорной деятельностью должны заниматься прокуроры. Правотворческая деятельность для прокуратуры не главная, хотя и важная по своему значению.

Проведение прокурорами правовой экспертизы проектов законов и иных нормативных актов.В силу сложившейся практики и по взаимной договоренности с прокурорами Государственная Дума Федерального Собрания РФ, представительные (законодательные) органы субъектов федерации и органы местного самоуправления направляют в органы прокуратуры проекты наиболее важных законов и других актов для изучения и дачи заключения на предмет их соответствия российскому законодательству. Что касается органов исполнительной власти всех уровней, то они также, хотя и реже, направляют проекты нормативных решений и постановлений в органы прокуратуры.

Тщательное изучение прокурорами проектов нормативных актов, оценка их с точки зрения соответствия актам более высокой юридической силы и подготовка письменных мотивированных заключений по каждому акту нередко предупреждают принятие актов, противоречащих действующему законодательству. При этом прокуроры имеют возможность предложить более совершенную редакцию отдельных статей акта, внести соответствующие дополнения в виде новых статей или пунктов, указать на неполноту регулирования актом общественных отношений и высказаться о возможных негативных последствиях в случае, если акт будет принят в представленном виде. Более того, прокурор может выразить мнение о невозможности принятия акта ввиду явного несовершенства.

В отдельных случаях прокурор вообще может высказаться о нецелесообразности принятия акта, например, когда общественные отношения в рассматриваемой сфере достаточно обстоятельно урегулированы ранее принятым актом или когда принятие акта, в силу противоречия его действующему законодательству, приведет к нарушениям прав и свобод граждан и другим негативным последствиям.

Обычно в изучении проектов нормативных актов и даче заключений по поручению прокурора участвует несколько оперативных работников либо группа по законотворческой работе, если она создана. Генеральная прокуратура РФ помимо прокурорско-следственных работников к этой работе нередко привлекает и профессорско-преподавательский состав НИИ проблем укрепления законности и правопорядка и институтов повышения квалификации. Это позволяет избегать субъективизма в оценке проектов актов и подготавливать более объективные заключения.

В случаях необходимости прокуроры с проектами актов могут ознакамливаться непосредственно в органах представительной и исполнительной власти и высказывать свое мнение относительно их законности, а также, в определенной мере, – полноты регулирования общественных отношений, грамматической и стилистической отработанности проектов. Прокуроры порою, как по собственной инициативе, так и по просьбе депутатов и иных разработчиков, участвуют вместе с авторами проектов в их обсуждении. Нередко депутаты и разработчики проектов актов в процессе законотворческой работы обращаются к прокурорам за консультациями по правовым вопросам. Дача таких консультаций – также одна из форм участия прокурора в правотворческой деятельности, способствующая подготовке и принятию основанных на законодательстве актов.

Участие прокурора в обсуждении проектов законов и других нормативных актов на заседаниях представительных и исполнительных органов. Согласно ст. 7 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор РФ, его заместители и по их поручению другие прокуроры, прокуроры субъектов федерации, городов, районов, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях законодательных (представительных) органов, их палат, комитетов и комиссий, а также на заседаниях исполнительных органов, в том числе и при обсуждении проектов законов и подзаконных актов и их принятии. При обсуждении проектов, в особенности нормативных актов, рассчитанных на длительное применение и распространяющих свое действие на всех или на многих граждан, проживающих в границах соответствующей административно-территориальной единицы, прокурор высказывает свои замечания и мнение о законности принимаемого акта.

Если усматриваются какие-либо противоречия действующему законодательству и иные дефекты проекта акта, на это обращается внимание представительного органа, Президента РФ, главы администрации, губернатора. Председателя Правительства РФ, называется конкретный закон, который нарушен, напоминается о вредных последствиях, которые могут наступить, и объясняется, что в случае принятия акта в таком виде, на него будет принесен протест.

Давая правовую оценку проектам актов с точки зрения их соответствия действующему законодательству, внося предложения, направленные на совершенствование проектов актов, прокурор, с одной стороны, предупреждает принятие (издание) правовых актов, противоречащих законам, и, с другой стороны, способствует принятию более совершенных актов. Участие прокуроров в заседаниях представительных и исполнительных органов позволяет им, кроме того, быть в курсе законотворческой практики, обсуждаемых вопросов, оказывать правовую помощь депутатам. Учитывая это, Генеральный прокурор РФ обязывает прокуроров активно использовать предоставленное им право участия в заседаниях представительных органов, администрации, правительства в целях предупреждения принятия (издания) актов, не соответствующих законам.

Понятно, что прокуроры не имеют возможности присутствовать на всех заседаниях представительных и исполнительных органов при обсуждении проектов актов и их принятии. В случаях, когда имеется приглашение (просьба) руководителей названных органов принять участие в заседании или имеются сведения о возможном принятии акта, противоречащего закону, а также при обсуждении и принятии конституций и уставов субъектов федерации и муниципальных образований, и других наиболее важных актов, прокурорам необходимо принимать участие в заседаниях представительных и исполнительных органов.

Принесение прокурором мер к отмене незаконных правовых актов проводится как путем их опротестования, так и посредством обращения с заявлениями в суды общей юрисдикции и арбитражные суды о признании их недействующими (см. 8 гл. YII учебника)

Участие прокурора в рассмотрении представительными и исполнительными органами внесенных им протестов на незаконные правовые акты. Закон о прокуратуре (ст. 7) наделил прокуроров, их заместителей и по их поручению других прокуроров правом участия в рассмотрении внесенных ими протестов и представлений органами представительной и исполнительной власти, а также представительными и исполнительными органами муниципальных образований. Это право достаточно широко используется прокурорами всех уровней. Участвуя в этой работе, прокуроры имеют возможность выступить в обоснование внесения акта прокурорского надзора (реагирования) со ссылками на соответствующие законы, убедить депутатов и других лиц в незаконности, в частности, принятого ими акта или части его, напомнить о вредных последствиях, которые наступили или могут наступить при исполнении незаконных предписаний. Как правило, депутаты и руководители исполнительных органов прислушиваются к мнению прокуроров и принимают решения, направленные на устранение дефектности актов. Эта деятельность прокуроров также способствует совершенствованию законодательства и, следовательно, укреплению законности и правопорядка.

Внесение прокурорами предложений в органы представительной (законодательной) власти, представительные и исполнительные органы муниципальных образований и в органы, обладающие правом законодательной инициативы, о принятии новых актов, об отмене действующих актов или о внесении в них дополнений и изменений (поправок). К сожалению. Конституция РФ не наделила Генерального прокурора РФ и других прокуроров-руководителей прокуратур правом законодательной инициативы. Однако Закон о прокуратуре (ст. 9) дает право прокурорам вносить предложения в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, об изменении, отмене или принятии новых законов и иных нормативных актов. Органы, наделенные правом законодательной инициативы, перечислены вст. 104 Конституции РФ, в соответствующих статьях конституций и уставов субъектов федерации.

В зависимости от того, в ведении какого представительного органа находится принятие законов и иных нормативных актов, регулирующих те или иные общественные отношения, прокуроры либо непосредственно выходят с соответствующими законодательными предложениями в представительный орган, либо действуют через вышестоящего прокурора, направляя ему проекты актов или их статей (поправок) и другие материалы. С законодательными предложениями прокуроры обращаются также и в органы, обладающие правом законодательной инициативы.

Прокуроры могли бы более весомо влиять на законотворческий процесс, если бы обладали правом законодательной инициативы. В связи с этим вст. 104 Конституции РФ следовало бы внести соответствующее дополнение, включив в перечень органов, обладающих правом законодательной инициативы, Генеральную прокуратуру РФ.

Но и сейчас закон позволяет прокурорам активно участвовать в правотворческой деятельности, способствуя тем самым совершенствованию российского законодательства.

Планирование и отчетность работы в органах прокуратуры

В целях организации право­охранительной деятельности прокуратуры прогнозируется разви­тие состояния законности или отдельных ее элементов на перспек­тиву, развитие правового регулирования, организационной струк­туры, состояния ее кадров, иные аспекты. Прогнозирование рассматривается как средство, позволяющее с достаточной обоснованностью формулировать конкретные зада­чи,, которые должны решать органы прокуратуры в предстоящем периоде. Важнейшие черты планирования работы органов прокурату­ры — конкретность и рациональность. Различаются перспективное, текущее и календарное планиро­вание. Общие перспективные планы прокуратуры региона разра­батываются, как правило, на полугодие. Проводится планирование направленных на борьбу с преступностью мероприятий в коорди­нации с иными правоохранительными органами. Планы работы органов прокуратуры составляются в письмен­ном виде и содержат ряд обязательных элементов. В подготовке и составлении их проектов участвуют практически все оперативные работники данного органа прокуратуры.

В структуре управления работой органов прокуратуры важное место занимает контроль исполнения. Контроль за исполнением нормативных актов Генерального прокурора РФ составляет существенную часть работы по контролю исполнения. После принятия управленческого решения, особенно выражен­ного в нормативных правовых актах (приказе, указании, распоря­жении, инструкции), прокурор обеспечивает ознакомление с ним оперативных работников, и в первую очередь тех, которые имеют непосредственное отношение к его исполнению. При необходи­мости проводится оперативное совещание либо заседание колле­гии. Прокурор обязан на­значить лиц, персонально ответственных за организацию выполне­ния приказа, определить порядок его выполнения. Наиболее рас­пространенной и действенной формой контроля исполнения явля­ется проверка работы нижестоящих органов прокуратуры непо­средственно на месте. Проводятся проверки комплексные; отрас­левые (функциональные); специальные и контрольные. Комплексные проверки осуществляются в полном объеме рабо­ты соответствующей прокуратуры. Отраслевые (функциональные) про­верки проводятся в целях установления состояния работы ниже­стоящей прокуратуры по определенному функциональному на­правлению ее деятельности в полном объеме. Специальная проверка проводится для установления состояния работы нижестоящей прокуратуры по отдельным функциональ­ным вопросам. Контрольные проверки про­водятся на основе принятых руководителем прокуратуры либо кол­легией решений в установленные сроки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.