Сделай Сам Свою Работу на 5

Система органов прокуратуры РФ





Прокурорский надзор

Прокуратура РФединая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Основателем органов прокуратуры в РФ является Петр I (в соответствии с указом от 12 января 1722 года «О должности Сената» в России появилась прокуратура как государственно-правовой институт)

Орган прокуратуры – элемент системы прокуратуры РФ, организованный в соответствии с административно-территориальным делением РФ (территориальные органы прокуратуры или в соответствии с построением отношений в различных сферах (экологии, в ВС) а также не совпадающих с административно-территориальным делением страны (специализированные прокуратуры))

Прокуратура является самостоятельной независимой структурой (не относятся ни к одной ветви власти) выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей.

Функции прокуратуры – конкретное направление деятельности, обусловленное назначением прокуратуры, выраженное в её целях и задачах.



 

Прокурорский надзор (П.Н.) как…

…вид государственной деятельности:

Деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ, в целях:

1) Обеспечения верховенства закона;

2) Единства и укрепления законности;

3) Защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.

Выполняется с использованием предусмотренных законов полномочий и правовых средств их осуществления.

…отрасль юридической науки:

Изучает закономерность возникновения, становления и развития правоотношений в сфере осуществления П.Н., исследует основные понятия П.Н., содержание полномочий прокурора, изучает эффективность правовых норм, деятельность региональных органов прокуратуры по осуществлению надзора.

…как учебная дисциплина:

Изучается в высших и средних юридических заведениях, связан с определенным объемом изучения, зависящим от профиля учебного заведения и охватывает собой общую и особенную части курса.

 

Объект П.Н.-

Предусмотренное законом о прокуратуре совокупность федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов власти S-в РФ, органов власти местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц (всех этих органов), руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а также других органов и граждан, на которых распространяется компетенция прокуратуры.



 

S-ты П.Н.

Должностное лицо органа прокуратуры, наделенное правоохранительной властью в пределах своей компетенции.

 

Предмет П.Н.

Направление деятельности, обусловленное видом прокурорского надзора, спецификой правового положения поднадзорных объектов, полномочиями прокурора, актами правового реагирования на нарушения законов.

Средства П.Н.

Совокупность правовых приемов и способов, действия прокурора для достижения цели и осуществления задач прокуратуры.

 

Методы П.Н.

Совокупность научно-обоснованных и опробованных практикой приемов и способов применения и реализации правовых средств П.Н.

 

Сущность П.Н.

Состоит в том, что;

1) П.Н. самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

2) П.Н. осуществляется от имени государства.

3) П.Н. заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ.

4) П.Н. обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.



 

Цели и задачи П.Н.

Цели определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в гос. устройстве и понимаются как то:

-к чему надо стремится;

-что надо осуществлять;

-результат, на достижение которого направлена деятельность органов прокуратуры, регламентируемая законодательством.

Цели закреплены в п.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре»:

1. Обеспечение верховенства закона;

2. Обеспечение единства и укрепления законности;

3. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

4. Обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи непосредственно направлены на достижение целей.

Задачи П.Н.:

1. Общие.

2. Специальные

3. Частные.

1.- Характеризуют весь П.Н.

2.- –//– какие-то направления деятельности.

3.- –//– какую-то частную деятельность.

Общей задачей П.Н. является обеспечение законности и охраны от посягательств:

–прав и интересов граждан, предприятий и организаций, независимо от формы собственности;

-общественного и государственного устроя РФ.

Содержание общей задачи определяют специальные задачи, стоящие перед конкретным направлением деятельности (содержание специальных задач определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений).

Частной называется задача временного характера, которую П.Н. решает на данном этапе реализации специальных задач ( напр.: получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия законам и т.д.).

 

Правовая основа курса «Прокурорский надзор»

Состоит их источников нормативного регулирования органов прокуратуры, к которым относятся:

1) Конституция РФ;

2) ФЗ « О прокуратуре РФ» от 17.01.92 с последующими изменениями от 17.11.95 и др.;

3) Иные законодательные акты, регламентирующие полномочия и процессуальное положение прокурора (ст.37 УПК, ст. 34 ГПК, ст.52 АПК, ст.19.4, ст.19.5 КоАП, ст. 22 УПК, ст. 38 «О милиции», ст.21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» др.)

4) Общепризнанные принципы и нормы права и международные договоры РФ (нормы договоров, конвенций, касающихся непосредственно прокуратуры)

5) Указы Президента РФ;

6) Приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции Генпрокурора.

7) Постановления Конституционного Суда;

8) Разъяснения Пленумов ВС и ВАС.

 

Понятие, сущность, и система принципов организации и деятельности прокуратуры

Принципы организации и деятельности прокуратуры это закрепленные в законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие построение П.Н., характеризующие признаки деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней.

Сущность принципов заключается в следующем:

1) Принципы определяют наиболее существенные черты и требования;

2) Принципы обязательны для прокурорского работника, независимо от занимаемой должности.

Система принципов организации и деятельности прокуратуры подразделяются на:

- общие;

- внутрипроизводственные.

Общие закреплены в Конституции ст.122 и в законе «О прокуратуре» (ст.4):

1)законность;

3) единство и централизация органов прокуратуры;

4) гласность;

К внутренним относятся:

-зональный (территориальный)

-предметный.

 

Характеристика общих принципов

1.Законность.

Закреплен в ч.2, ст.15 Конституции РФ и означает, что органы государственной власти (в том числе органы прокуратуры), органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы (органы прокуратуры обязаны следить за исполнением законов всеми юр. и физ. лицами) при безусловном соблюдении предусмотренных законодательством их прав и интересов.

Единство и централизация органов прокуратуры

Согласно ст.129 Конституции РФ, прокуратура – единая федеральная система территориальных и специализированных прокуратур, подчиняющихся единому центру – Генпрокуратуре.

Принцип централизации характеризует организацию системы прокуратуры выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех прокуроров – Генпрокурору. Реализация этого принципа находит проявление и в сочетании единого руководства инициативой прокуроров на местах. Содержание принципа также включает ответственность вышестоящего прокурора за эффективную организацию работы подчиненных ему прокуроров.

Принцип независимости.

Согласно ст.4 «О прокуратуре» заключается в том, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, независимо от федеральных органов, органов государственной власти S-в РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений и руководствуются законами и изданными в соответствии с ними принципами и указаниями Генпрокурора.

Реализация принципа независимости обеспечивается:

1) установленным порядком назначения прокуроров;

2) определенной законом системой подчиненности и подотчетности прокуроров;

3) порядком материально-технического обеспечения прокурорских органов ( финансирование всех органов прокуратуры осуществляется за счет средств федерального бюджета);

4) Материальным и социальным обеспечением работников органов прокуратуры.

Соблюдение принципа независимости гарантируется ст.5 ФЗ «О прокуратуре», закрепившей недопустимости вмешательства в осуществлении П.Н.

Признаком данного принципа является политическая независимость прокурора (прокурорские работники не м.б. членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности).

Прокурорские работники не вправе совмещать свою деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной, творческой деятельности.

Принцип гласности

Закреплен в п.2, ст.4 «О прокуратуре» и означает что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Реализация обеспечивается:

1) сообщением в печати о назначении и освобождении прокурора от должности;

2) Ежегодным представлением Генпрокурором палатам Федерального собрания (Госдума и Совет Федерации) доклада о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению;

3) Созданием в органах прокуратуры специальных подразделений, осуществляющих связь со СМИ (в Генпрокуратуре центр информации и общественных связей)

В тех случаях, когда предание гласности информации о работе прокуратуры по конкретным делам может причинить вред интересам личности, общества и государства, то предание гласности о работе прокуратуры не допускается.

 

Характеристика внутриорганизационных принципов деятельности прокуратур

Зональный (территориальный) принцип предусматривает организацию деятельности прокуратуры посредством распределения работы структурных подразделений между работниками по определенным территориям (территориальным зонам) Напр.: в Генпрокуратуре в зависимости от объема работы в состав территориальной зоны включаются прокуратуры одного ил нескольких S-в Федерации.

В процессе осуществления своей деятельности зональный прокурор оформляет соответствующее производство, в котором содержаться документы, находящиеся на исполнении. Отражаются недочеты и ошибки, а также отмечаются сведения о положительном опыте работы.

Предметный принцип связан с предметом деятельности прокурора и характеризуется распределением обязанностей между прокурорами по различным направлениям правового регулирования (в соответствии с этим принципом за прокурором закрепляется определенное конкретное направление деятельности, относящееся к предмету ведения).

В органах прокуратуры для организации работы используется предметно-зональный принцип, означающий закрепление за зональными прокурорами еще и определенных сфер правового регулирования (предметом ведения).

Вопрос о распределении обязанностей в органах прокуратуры в соответствии с зональным и предметными принципами организуется прокурором-руководителем или начальником управления (отдела) и оформляется письменным распоряжением или приказом.

Организация работы по предметно-зональному принципу обязывает прокурора обобщать относящиеся к предмету ведения статистические и другие данные прокуратуры об исполнении законов, анализировать соответствующие материалы (доклады, решения коллегий, обзоры и др. материалы).

 

Система органов прокуратуры РФ

Возглавляемая Генпрокурором единая централизованная совокупность федеральных органов и учреждений и учреждений, выполняющих взаимосвязанные задачи и функции, направленные на обеспечение единой законности, правопорядка, федеративной государственности РФ, построенная на единых принципах с учетом административно-территориального устройства государств

В соответствии со ст.11 з-на «О прокуратуре» систему прокуратуры РФ составляют:

1) Генпрокуратура РФ;

2) Генпрокуратуры S-в РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;

3) Прокуратуры городов и районов, другие территориальные военные и иные специализированные прокуратуры;

4) Научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являются юр. лицами.

 

Возглавляет систему органов прокуратуры Генпрокуратура РФ. В структуру Генпрокуратуры входит Главная военная прокуратура, возглавляющая систему органов военной прокуратуры.

К территориальным относятся:

– прокуратура республики в составе РФ;

– прокуратура края, области;

– прокуратуры Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов;

– прокуратуры городов и районов, иные территориальные прокуратуры (межрайонные).

Специализированные прокуратуры действуют на правах областных и районных, и подразделяются на военные и иные специализированные прокуратуры.

Военные прокуратуры:

– Главная военная прокуратура;

– Прокуратуры родов войск, военного округа, флота, группы войск, армии, флотилии, соединения, гарнизона;

Иные специализированные прокуратуры:

– природоохранные;

– транспортные;

– по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах;

– по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях;

– иные специализированные прокуратуры.

 

В систему органов прокуратуры входят также научно-образовательные учреждения (НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при прокуратуре РФ; институты повышения квалификации руководящих кадров Генпрокуратуры РФ и др.) и редакции печатных изданий органов прокуратуры («Законность»)

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему органов прокуратуры – не допускается (п.2,п.3 ст.11 ФЗ «О прокуратуре»).

 

Генпрокуратура РФ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.