Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфические принципы: независимость прокурорских органов, единство прокурорского надзора, централизм, единоначалие.





Сущность:

1)выявление фактов несоблюдения Конституции РФ и нарушения требований законов; 2)установление виновных в правонарушениях;

3)принятие мер к устранению правонарушений и их предупреждению;

4)наказание виновных.

Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения или должностные лица.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации.

Прокурорский надзор — самостоятельный вид государственной деятельности(проверка точности соблюдения Конституции РФ, исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону, принятие мер к устранению выявленных правонарушений с помощью средств, представленных законом исключительно прокуратуре)

Прокурор — это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом вышестоящего прокурора.



Объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. В качестве примера можно назвать любое федеральное министерство, орган исполнительной или законодательной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления.

Субъектом прокурорского надзора следует считать участника прокурорско-надзорной деятельности — прокурора, проводящего проверку исполнения законов юридическим или физическим лицом (объектом надзора). В прокурорско-надзорных отношениях могут участвовать одновременно несколько объектов и субъектов надзора.

Согласно пункту 2 ст. 1 Закона о прокуратуре целями прокуратуры являются:

ü обеспечение верховенства закона;

ü обеспечение единства и укрепления законности;

ü обеспечение защиты и свобод человека и гражданина;

ü обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.



Задачи разделены на три вида:

 

1)Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Федеральным законом о прокуратуре, рядом иных нормативных актов, например, УПК, ГПК. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:

а) закрепленного Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в состав РФ, уставами иных субъектов РФ общественного и государственного строя;

б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, Конституциями республик и уставами иных субъектов РФ;

в) прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, независимо от форм собственности, кооперативных и иных общественных организаций.

 

2) Специальной задачей – это своевременность проверки законности издаваемых актов, выявление фактов нарушений точного исполнения законов указанными органами, нарушителей этих законов, недопущение безнаказанности за такие правонарушения.

 

3)Частные задачи различаются в зависимости от (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора.

В числе частных задач могут быть названы:

- получение полной информации о конкретном нарушении закона;

- своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону;

- обеспечение своевременности обжалования (опротестования) незаконных приговоров, решений суда и т.п.



 

  1. История развития российской прокуратуры.

1)Выдающаяся заслуга Петра I в том, что он впервые в России создал органы, специально предназначен­ные для контроля и надзора за соблюдением законов. Внача­ле это был институт фискалов, а затем — прокуратура. 1711 года был издан указ о Правительствую­щем сенате. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа. Функции Сената тогда не были четко определены. Впоследствии он стал решать вопросы финан­сов, управления различными отраслями хозяйства, правосу­дия и т.п. Сенат стал высшим управленческим и судебным органом. Сюда направляли со всей России на окончательное рассмотрение и решение многие дела. Только император мог пересмотреть «приговор» или определение Сената. Пользуясь весьма широкими полномочиями и не чувствуя должной ответст­венности, многие фискалы не прочь были поживиться за счет тех мест, при которых они состояли, погрязнув в лихо­имстве и злоупотреблениях. Их стали почти открыто нена­видеть, так что само слово «фискал» люди относили к та­ким же бранным, как, например, «шпион», «доноситель». Возникла нужда создать новое учрежде­ние, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими госу­дарственными учреждениями. Таким органом стала проку­ратура.

2) 1722 года царь подписал указ, направленный на улучшение деятельности всех орга­нов государства. В нем определялись обязанности сенаторов, предписывалось присутствовать президентам некоторых коллегий в Сенате, устанавливалась ревизион-коллегия и учреждались при Сенате должности генерал-прокурора, ре­кетмейстера, экзекутора и герольдмейстера. Петр при­давал новой должности прокурора как блюстителя законов, хотя функции прокуроров тогда еще не вполне сложились. Указ предписывал, что генерал-прокурор повинен сидеть в Се­нате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хра­нил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени. Хочется особо подчеркнуть, что осуществление надзора за соблюдением законов в государстве Российском всегда было прерогативой прокуратуры, а это предполагало ее не­зависимость от иных, особенно местных властных структур.

3)После Октябрьской революции органы прокуратуры, как известно, были ликвидированы. Такое положение, вполне приемлемое в условиях граж­данской войны, стало нетерпимым во время мирного строи­тельства. В 1921 году со всей остротой встал вопрос о созда­нии прокуратуры.

  1. Правовое регулирование прокурорского надзора.

Правовое регулирование прокурорского надзора осуществляется:

 

1)Конституцией РФ. (Конституция РФ регламентирует деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов. В частности ст. 1 29 Конституции РФ закрепляет: прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ; прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами; иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ; полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом).

2) Федеральные законы РФ. (ФЗ «О прокуратуре РФ», закрепляет общие положения о прокуратуре, понятие прокуратуры и виды прокуратур, организация деятельности органов прокуратуры, система органов прокуратуры, полномочия органов прокуратуры, требования, предъявляемые к работе в данной сфере и т. д.) ФЗ: «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; Законом РФ «О милиции»; «Об органах федеральной службы безопасности»; «Об оперативно-разыскной деятельности»; «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».

 

3) УПК РФ (закрепляет, что порядок уголовного судопроизводства является обязательным для органов прокуратуры, поскольку прокурор является государственным обвинителем.)

4) Гражданский процессуальный кодекс РФ указывает на участие прокурора в гражданском судопроизводстве.
Прокурор является обязательным участником арбитражного процесса.

 

  1. Система и структура органов прокуратуры.

Прокуратура в РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов.

Систему прокуратуры РФ составляют:

1)Генеральная прокуратура РФ,

2)прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами

3)прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

4)Следственный комитет при прокуратуре РФ входит в систему органов прокуратуры РФ, который включает в себя следующие структурные подразделения:

ü главное следственное управления Следственного комитета при прокуратуре РФ;

ü следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ;

ü следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам.

ü следственные управления (отделы) при военных и специализированных прокуратурах.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют:

ü главные управления,

ü управления и отделы на правах управлений: Главная военная прокуратура, Главное следственное управление; управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел, за расследованием особо важных преступлений;

ü управление криминалистического обеспечения.

В соответствии с Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента в Российской Федерации в Федеральном округе» на управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах возложены следующие полномочия:

ü координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;

ü надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;

ü надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами;

ü надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно- розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного комитета при МВД России;

ü расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях.

Территориальные прокуратуры существуют прокуратуры республик, входящих в состав РФ, прокуратуры краев, областей, автономных округов и автономной области.

Прокуратуры субъектов РФ возглавляют назначаемые на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ соответствующие прокуроры. Руководители прокуратур субъектов РФ имеют первого заместителя и заместителей, которые также назначаются на должность Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов и иных административно-территориальных единиц. Они уполномочены издавать приказы, указания, распоряжения, которые обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами. Они также могут вносить в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Специализированные прокуратуры. Систему органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Прокуратуры закрытых административно-территориальных образований. В настоящее время в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 № 59 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» действуют две специализированные прокуратуры закрытых административно- территориальных образований с непосредственным подчинением Генеральной прокуратуре РФ.

 

  1. Система курса «Прокурорский надзор».

Предмет курса составляют нормы права, определяющие сущность, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора, а также регламентирующие общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, и субъектами, вовлеченными (привлеченными) в эту деятельность.

Система курса – направление в изучении. Систему курса «Прокурорский надзор» как учебной дисциплины составляют основные изучаемые темы общей и особенной частей.

В общей части излагается материал о роли прокуратуры как конституционного государственно-правового института в системе органов государственной власти; содержание и система прокурорского надзора как учебного курса; правовые основы, принципы организации и деятельности прокуратуры; основные направления деятельности; система прокуратуры, структура различных ее звеньев, порядок их формирования; понятие, задачи, принципы и функции управления в органах и учреждениях прокуратуры; требования, предъявляемые к прокурорам и следователям, а также рассматриваются основные исторические этапы учреждения, формирования и совершенствования российской прокуратуры.

Особенная часть курса последовательно раскрывает понятие, сущность, задачи и полномочия прокуроров по выявлению, предупреждению и устранению нарушений законов в основных направлениях деятельности прокуратуры; изучает разделы, посвященные: прокурорскому надзору за соблюдением и исполнением законов и законностью правовых актов; прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; прокурорскому надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами; прокурорскому надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; участию прокурора в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами; координации прокуратурой деятельности по борьбе с преступностью.

 

  1. Отрасли прокурорского надзора.


Отрасли, группирующие различные направления прокурорской деятельности, имеют и свои специальные задачи, свои объекты надзора, свои правовые средства и методы осуществления надзора.

1)Осуществляя общий надзор, прокуроры вправе истребовать приказы, инструкции, решения, распоряжения, постановления и другие акты, издаваемые министерствами, ведомствами, подчиненными им учреждениями, предприятиями, а также исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, кооперативными и иными общественными организациями и должностными лицами, для проверки соответствия этих актов закону. Все учреждения и должностные лица обязаны по требованию прокурора представлять названные выше акты, а также документы и сведения, необходимые для установления нарушений закона и выяснения причин и условий, способствующих этим нарушениям.

2) Осуществление надзора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах. Прокурорам предоставлено право в пределах своей компетенции требовать любое гражданское или уголовное дело из судебных органов для проверки в порядке надзора. Прокурор обязан немедленно освободить лицо, которое незаконно содержится в местах лишения свободы или в нарушение закона подвергнуто задержанию, предварительному заключению, принудительному лечению или воспитанию.
3)Обязанностей по обеспечению прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы прокурор в пределах своей компетенции наделен широкими правами:
а) в любое время посещать места лишения свободы с беспрепятственным допуском во все помещения;
б) знакомиться с документами, на основании которых лица содержатся в местах лишения свободы;
в) производить личный опрос заключенных;
г) проверять соответствие закону приказов и распоряжений администрации мест лишения свободы, определяющих условия и режим содержания заключенных;
д) требовать личных объяснений представителей администрации мест лишения свободы по поводу нарушений законности содержания заключенных.

 

  1. Понятие и содержание принципов организации и деятельности прокуратуры.

Первоначально принципы, положенные в основу организации и деятельности прокуратуры, формулируются как основополагающие идеи, которые закреплены в Конституции РФ, Законе о прокуратуре Российской Федерации и других законодательных актах.

Принципы прокурорского надзора — это руководящие начала, взятые законодателем за основу правового регулирования организации и деятельности прокуратуры.

ü Демократизм. Демократия — власть народа, она свойственна деятельности всех видов государственных орга­нов, в том числе прокурорских.

ü Принцип законности в деятельности прокуратуры – это строгое соблюдение законности в правовом государстве. Из принципа законности вытекает ряд требований, предъявляемых к прокурорам. Они обязаны: глубоко знать законы, исполнение которых проверяется и на основании которых формулируются предложения.

ü Гласность — средство совершенствования деятельности государственных органов

Специфические принципы: независимость прокурорских органов, единство прокурорского надзора, централизм, единоначалие.

ü Принцип независимости органов прокуратуры— полная самостоятельность прокуроров при его осуществлении. У прокуроров один господин — закон, которому они подчиняются и служат. Этот принцип нашел четкое выражение в законодательстве. В п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре Российской Федерации указано: «Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов Государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений...». «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (п.1. ст. 120 Конституции РФ). То же следует сказать и о прокурорах. Они при осуществлении возложенных на них функций независимы и подчиняются также только Конституции и федеральному закону.

ü Принципы централизма и единства прокурорского надзора. Прокурорский надзор за исполнением законов осуществляется на всей территории РФ. Обеспечение единства законнос­ти в стране потребовало объединения прокурорских органов в одну систему, которое было произведено на основе принципа централизма, в силу которого нижестоящий прокурор подотчетен вышестоящему с общим подчинением Генеральному прокурору РФ.

ü Принцип единоначалия. Единоначалие выражается в руководстве как прокурорскими органами, так и их работниками. Принцип единоначалия —руководство надзорной деятельностью осуществляет единолично прокурор, возглавляющий всю прокурорскую систему либо отдельный орган, структурное подразделение. Всю систему возглавляет Генеральный прокурор РФ; ее часть — прокурор области, края, республики, входящей в состав федерации; орган — прокурор района, города; структурное подразделение — начальник управления, отдела.

 

  1. Содержание организации работы в органах прокуратуры.

Три вида организации работы прокуратуры

 

1)Организация работы каждого прокурорского органа. Обозначая основные направления деятельности органа, а затем закрепляют за конкретным долж­ностным лицом, определяют круг его обязанностей и в дальней­шем контролируют их исполнение. Кроме того, нужно создать надлежащие условия для работы: предоставить помещения, необходимые технические средства. Организация работы конкрет­ного органа отражает организацию осуществления прокурор­ского надзора в целом.

Организация работы внутренних структурных подразделений — это организация работы по от­дельным отраслям или направлениям прокурорского надзора.

 

2)Индивидуальная организация работы каждого должност­ного лица. Необходимо организовать свою работу: согласовать время исполнения поручений с работой других органов, свое­временно получать информацию о нарушениях законности, при­нимать меры по ее проверке и т. д. Особенно тщательно следует готовиться к совершению наиболее ответственных действий, та­ких как поддержание государственного обвинения в суде и др. В стадии судебного разбирательства прокурор проявляет себя как судья, психолог, следователь, оратор.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.