Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные исторические этапы организации деятельности прокуратуры.





1772 – 1864 гг. – дореформенная (петровская) прокуратура.

1864 – 191 7 гг. – пореформенная прокуратура.

1922 – 1991 гг. – советская прокуратура.

С 1991 г. – новая российская прокуратура.

Указом от 12 января 1772 г.:«Быть при Сенате генерал-прокурору» была учреждена должность генерал-прокурорадля надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Таким образом, созданная прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде. Судебная реформа 1864 г.,проведенная Александром II, привела к выполнению одной основной функции – обеспечению уголовного преследования на следствии и в суде. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных еле-дователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции – обеспечения уголовного преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»). Советская прокуратурабыла создана 28 мая 1922 г.В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственныхучреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» внес новые походы в прокурорскую практику. Прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений. Правовой статус дореформенной прокуратуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства – императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти – министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органу – Верховному Совету страны и его Президиуму, ими контролировалась и выполняла их решения. В российских условиях прокуратура,не входя ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.





5. Место прокуратуры в структуре государственного механизма. Есть точки зрения что прокуратура относиться к: 1. Законодательной. 2. Исполнительной 3. Судебной власти. 4. Не относиться ни к какой власти. 5. Самостоятельная ветвь власти, которая обеспечивает взаимодействие ветвей власти, и инструмент противовесов. Прокуратура - орган законодательной власти.В настоящее время высказываются предположения об отнесении прокуратуры к органам законодательной власти. К примеру, В.Д.Ломовский определяет место прокуратуры рядом с законодательной, представительной властью [1, c. 23-24]. Прокурорский надзор возник и существует для выполнения функции обеспечения единства законности, присущей также высшей законодательной власти. Последняя, принимая законы, заинтересована в их точном и единообразном выполнении и создает для этого необходимые государственно-правовые структуры, в том числе прокуратуру. В то же время прокурорский надзор не подменяет законодательную власть, Конституционный суд, администрацию в области обеспечения закона, единства законности и в решении иных задач. Прокуратура, как элемент судебной власти. Ряд исследователей считает: тот факт, что статья Конституции о прокуратуре помещена в главу “Судебная власть”, не должен вызывать панику [1, c. 26-27]. Прокуратура в Конституции определяется как централизованная система органов. Централизация - это условие независимости. Вместе с тем общность конечных целей, таких, как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопределяют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами. Предпосылки для такого взаимодействия уже заложены в действующем законодательстве. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о прокуратуре и ст. 41 ГПК, “прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства”. При выявлении правонарушений, содержащих признаки преступления, прокурор осуществляет уголовное преследование в целях привлечения виновных к ответственности, в которые, в частности, входит поддержание обвинения в суде. Прокурор осуществляет надзор за соблюдением законов при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, причем ряд возникающих при этом вопросов разрешается судом с участием прокурора. Наконец, по закону прокурор вправе опротестовать судебное решение, которое считает незаконным или необоснованным, передавая дело на разрешение вышестоящего суда. Прокуратура - самостоятельный орган власти . Подавляющее большинство ученых и практиков полагают, что прокуратура есть самостоятельный орган власти. По мнению зам. директора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, д.ю.н., профессора К.Ф.Скворцова [1, с. 4], статья, посвященная прокуратуре в Конституции Российской Федерации, по недоразумению включена в главу “Судебная власть” (гл. 7), хотя прокуратура, как известно, не отправляет правосудия. Прокурорская система не должна организационно входить ни в одну из ветвей государственной власти. Но это не означает, что она превращается в некую “пятую власть”. Прокуратура действует в интересах всех властей, взаимодействует с ними, в некотором смысле обслуживает их. Прокуратура - это инструмент, механизм контроля за реализацией полномочий (предписаний) всех ветвей государственной власти путем надзора за точным исполнением законодательных актов. Она должна занимать особое место в механизме взаимодействия властей, содействовать не разъединению и противостоянию властей, а строжайшему соблюдению законов всеми властями, верховенству закона, как одному из важнейших принципов правового государства.Схожего мнения придерживается и Н.Т.Ведерников [1, с. 8-9]. Исходя из исторических российских традиций и специфической роли прокуратуры, он считает, что уместно было бы изменить название гл. 7 на “Судебная власть и прокуратура”, а ст. 129 Конституции, содержание которой было порождено известным компромиссом в ходе конституционной реформы 1993 года, должна быть существенно изменена. Прокуратура - опора президентской власти.Есть сегодня и сторонники отнесения прокуратуры к президентской власти. Учитывая статус Президента Российской Федерации, который признается гарантом Основного закона, прав и свобод человека и гражданина, они признают логичным, по крайней мере, на переходный период, конструировать прокуратуру как структуру президентской власти, осуществляющую от его имени надзор за исполнением законов и президентских указов в стране. Прокуратура должна стать важной и необходимой опорой президентской власти, что особенно необходимо в создавшихся условиях нестабильных правовых отношений в обществе. В предмет деятельности прокуратуры должен войти постоянный и системный надзор за исполнением законов и указов Президента, имеющих силу закона и особое значение в проведении реформ и обеспечении правопорядка.



 

6. Функции прокуратуры: понятие, классификация, содержание каждой функции.Функции прокуратуры – это обусловленный публичным предназначением, установленный государством круг ее специфической деятельности с определенным предметом ведения и способами воздействия. По закону о прокуратуре выделяют: а) Надзорные функции Традиционно, принято говорить о том, что надзор осуществляется по отраслям надзора. Эти отрасли названы в статье 1 ФЗ о прокуратуре: 1. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов. 2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие. 3. Надзор за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание и иные назначенные судом меры принудительного воздействия 4. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 5. Надзор за исполнением закона судебными приставами В основе деления надзорной функции на отрасли положены следующие критерии:1. объект надзора – те органы, организации, учреждения и лица, за исполнением законов, которые наблюдает прокурор. 2. субъект надзора – прокурор. 3. предмет надзора – надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением законности НПА. 4. Полномочия прокурора и его правовые средства. Правовые средства – это формы реализации полномочий прокурора (например, протест, требование). Б) Ненадзорные функции. Принято было называть ненадзорными направлениями деятельности.1. Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Здесь имеются как уголовные, таки гражданские и административные дела.2. Координация деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (НПА – указ президента «о координации деятельности ПО по борьбе с преступностью») 3. Участие в правотворческой деятельности (Приказ Генеральной прокуратуры №144) 4. Международно-правовое сотрудничество Генеральной прокуратуры. В) Некоторые авторы выделяют функцию уголовного преследования.

7. Основные термины курса. Прокуратура, прокурорский надзор, прокурор, прокурорский работник, функции прокуратуры, правовые основы, принципы, система, организация работы, компетенция, служба , аттестация , классный чин, объект субъект предмет надзора, правовые средства прокурорского надзора, акты прокурорского реагирования, методика и тактика прокурорского реагирования.Теория и практика прокурорского надзора выработала ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Не все из них учеными и практиками воспринимаются однозначно, и это в определенной мере негативно сказывается на эффективности прокурорского надзора. Поэтому необходимым условием прочного усвоения учебного курса является освоение терминологии прокурорского надзора.Прокуратура- согласно ч 1 ст1 ФЗ "О Прокуратуре" - это единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющая надзор за соблюдением конституции и исполнении законов действующих на ее территории.Прокурорский надзор – это особый вид государственной деятельности по обеспечению режима законности на всей территории РФ, основная функция прокуратуры, содержанием которой является выявление и предупреждение нарушений законности, реагирование на правонарушение их причины и условия.Прокурор – это, во-первых, должностное лицо, возглавляющее соответствующую прокуратуру и их заместители, во-вторых, может включать в себя других должностных лиц прокуратуры в функциональные обязанности которых входит исполнение прокурорских полномочий, в том числе и помощник прокурора.Прокурорский работник – под ними понимаются работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины или воинские звания, это и прокуроры и заместители, их помощники, прокуроры отделов и управлений, научные и педагогические работники, специалисты. Функции прокуратуры – это обусловленный публичным предназначением, установленный государством круг ее специфической деятельности с определенным предметом ведения и способами воздействия. Принципы – это законодательные основополагающие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры. Система органов прокуратуры – это совокупность четко структурированных прокурорских органов, объединенных в единую федеральную централизованную систему и осуществляющую от имени РФ надзор за соблюдением конституции РФ и исполнением законов. Правовые основы деятельности прокуратуры- это организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации. Акт прокурорского реагирования – это решение прокурора, закрепленное в специальном документе, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Акт прокурорского реагирования это - широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Объект прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъект прокурорского надзора – участники прокурорской надзорной деятельности. Правовые средства прокурорского надзора составляют часть предоставленных прокурору Законом о прокуратуре полномочий. По своему содержанию они могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений. Классный чин – это специальный разряд прокурорского работника, который присваивается с учётом занимаемой должности, стажа работы (выслуги), знаний и опыта, а также достижений в работе.Аттестация прокурорских работников – это процедура, которая позволяет определить соответствие работника занимаемой им должности.

 

 

8. Международное сотрудничество органов прокуратуры , понятие нормативно правовая база , формы, участники , уровни.Международное сотрудничество генеральной прокуратуры и других прокурорских органов основано на следующих актах:международные договоры, соглашения,правила, конвенции:1.Всеобщая декларация прав и основных свобод человека. 2.Конвенция о правах ребёнка3.Пекинские правила (о несовершеннолетних)4.Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней5.Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными6 .Конвенция о выдаче преступников и др.Эти акты касаются охраны прав человека, защиты нарушенных прав, борьбы с преступностью, осуществления правосудия. Особого внимания заслуживает Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (сокращённое название: Минская конвенция) от 22 января 1993 г. Эта конвенция была подписана в Минске представителями государств – бывших членов СССР. Согласно этой конвенции: граждане государств – бывших членов СССР имеют право обращаться свободно и без ограничений в органы, осуществляющие правосудие этих государств. Генеральной прокуратурой подписан ряд договоров о правовой помощи и сотрудничестве с прокуратурами стран – бывших членов СССР (например: с Таджикистаном, с прибалтийскими республиками). Направления (формы) сотрудничества: 1) направление и исполнение разовых поручений и запросов об оказании правовой помощиТак решаются: вопросы возбуждения уголовных дел, вопросы производства отдельных процессуальных действий, вопросы вызова свидетелей, вопросы выдачи документов, вопросы экстрадиции. 2) постоянное сотрудничество с правоохранительными органами, занимающимися борьбой с транснациональной организованной преступностью (Интерполом, Европолом): обмен информацией, взаимные консультации, проведение совещаний, обмен делегациями специалистов для передачи опыта работы. Международное сотрудничество осуществляется через Генеральную прокуратуру и её территориальные подразделения. В рамках прокуратуры существует специальное подразделение – Международное правовое управление. Акты ген. прокурора, предписывающие, каким образом должно осуществляться сотрудничество:Приказ № 50 от 3 августа 1998 г. «Об организации международного сотрудничества прокуратуры РФ» Приказ № 35 от 26 июня 2002 г. – касается вопросов организации сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Также действуют указания ген. прокурора. ФЗ « О Прокуратуре» ,Статья 2. Международное сотрудничество. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

9. Участие рассмотрения дел судами, как ненадзорная функция прокуратуры. ФЗ О прокуратуре,Раздел IV. Говорит о УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ СУДАМИ. Статья 35. Участие прокурора в рассмотрении дел судами1. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.2. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.3. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.4. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.5. Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.6. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.Статья 36. Опротестование судебных решений.1. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.2. Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.3. Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.Статья 37. Отзыв протеста. Протест на решение, приговор, определение или постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест. Статья 38. Приостановление исполнения судебного приговора. Принесение Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение. Статья 39. Представление о даче судам разъяснений. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

10. Координация деятельности правоохранительных органов оп борьбе с преступностью (нормативна правовая база, формы, участники, уровни принципы).Координационная функция прокуратуры нормативно определена в ст.8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (утверждено Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567) определены цели, принципы, направления, формы координации, круг полномочий участников. В приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» от 26 июня 1997 г. № 34 реализация полномочий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью признана одним из важнейших направлений работы органов прокуратуры. Предписано: «Регулярно, но не реже одного раза в квартал, проводить координационные совещания руководителей органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов федеральной службы налоговой полиции и органов таможенной службы с приглашением при необходимости на них руководителей исполнительной и представительной (законодательной) власти, судов и других заинтересованных ведомств. Разрабатывать и осуществлять совместные меры, но борьбе с преступностью. Возложить на прокуроров субъектов Российской Федерации координацию деятельности по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов, военных, транспортных и других специализированных прокуратур, дислоцирующихся на территории соответствующих субъектов Федерации»Координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью – это вид деятельности прокуратуры по необходимому ориентированию должностных лиц правоохранительных органов в определенных сферах их действия. Эта деятельность возложена на прокуратуру, так как она обладает наибольшими сведениями о совершенных преступлениях, их раскрываемости, причинах и условиях преступности, результатах расследования, а также о качестве их рассмотрения в судах. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов (ст. 8 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Целью координации является эффективность в борьбе с преступностью. Принципы: соблюдение законности, самостоятельность, равенство участников, гласность в работе, ответственность за выполнение поставленных задач. Основные направления: обеспечение всестороннего анализа состояния преступности и эффективности принимаемых мер, согласованность действий, устранение дублирования, недопущение столкновения интересов правоохранительных органов, устранение причин и условий преступности. Анализ принятых мер должен включать и прогнозирование направлений пути развития преступности и ее искоренение. Координация проходит в три уровня: федеральный уровень (Генеральная прокуратура, ФСБ, МВД – руководит Генеральный прокурор); региональный уровень (прокуроры субъектов РФ); местный уровень (прокуроры городов, районов). Формы координации: выражается в федеральных и региональных программах, которые обсуждаются на координационном совещании, а также прокурор организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ. На этом совещании присутствуют Генеральный прокурор, его заместители и руководители правоохранительных органов. Все участники совещания пользуются равными правами: обмениваются информацией, связанной с борьбой с преступностью, обмениваются опытом, разрабатывают предложения и т. д. По окончании координационного совещания выносится решение-протокол, которое подписывается всеми участниками, в нем указываются задачи, сроки и лица, ответственные за их исполнение. Данное решение обязательно для исполнения всеми должностными лицами правоохранительных органов. В целом координация носит конкретный характер, так как должна быть направлена на устранение причин и условий, способствующих преступности.

11. Правотворческая деятельность: НПБ, формы, участники, плюсы и минусы отсутствия генерального прокурора права законодательной инициативы. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. Статья 9. Участие в правотворческой деятельности. Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Необходимость правового обеспечения эффективной реализации проводимых в стране реформ и действенной борьбы с преступностью, достижения соответствия принимаемых законов Конституции и федеральным законам, устранения имеющихся в законодательстве пробелов и выявляемых противоречий, а также исчерпывающего знания законов и правильного их применения требуют от органов прокуратуры активного участия в правотворческой деятельности, полного и достоверного учета нормативных правовых актов РФ и ее субъектов. Приказ Генерального прокурора РФ от 09.08.1996 № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации» в целях достижения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ, исключения фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры РФ содержит указания обеспечить активное участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности. Уполномоченные прокуроры при выявлении пробелов и недостатков законодательства, требующих дополнительного правового регулирования, должны вносить предложения с необходимым обоснованием и приложением конкретных формулировок предлагаемых норм, которые следует направлять в управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ для проработки и представления на рассмотрение руководства. Необходимо исключить факты направления законодательных предложений (за исключением предложений по совершенствованию законодательства субъектов РФ) в другие органы, минуя управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ. Прокуроры субъектов РФ обязаны обеспечить активное участие нижестоящих прокуратур в разработке законодательных актов субъектов РФ, используя для этого такие формы работы, как представление инициативных проектов, участие в составе рабочих групп, направление заключений на законопроекты, участие в обсуждении проектов на пленарных заседаниях представительных (законодательных) органов. Систематизация законодательства в Генеральной прокуратуре РФ возложена на отдел систематизации законодательства управления правового обеспечения, в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах – на старших помощников прокуроров по правовому обеспечению (отделы правового обеспечения), в прокуратурах городов, районов, приравненных к ним прокуратурах – на одного из старших помощников (помощников) прокурора. На отдел систематизации законодательства управления правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ возложено решение следующих вопросов: – учет и поддержание в контрольном состоянии поступающих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, систематическое ведение их картотеки, а также карточек судебной практики; – учет и поддержание в контрольном состоянии конституций (уставов), кодексов, законодательных актов субъектов РФ по предметам совместного ведения, систематическое ведение их картотеки; – проведение консультационно-справочной работы; – обеспечение аппарата Генеральной прокуратуры РФ нормативными материалами и юридической литературой;– издание экспресс-бюллетеня Генеральной прокуратуры РФ, сборников нормативных актов по отдельным отраслям законодательства; – внесение информационному центру предложений по совершенствованию информационной системы федерального законодательства; – проверка состояния работы по систематизации законодательства в подчиненных органах прокуратуры, оказание им практической помощи, распространение положительного опыта работы; – организация мероприятий по повышению квалификации подведомственных кадров, их стажировка; – сотрудничество с прокуратурами государств СНГ по вопросам, отнесенным к компетенции отдела. На старших помощников прокуроров субъектов РФ по правовому обеспечению (отделы правового обеспечения) и приравненных к ним прокуроров возложено решение следующих вопросов: – учет и систематическое ведение картотек федеральных нормативных правовых актов, судебной практики, а также нормативных правовых актов субъектов РФ; – поддержание нормативной базы в контрольном состоянии; – проведение консультационно-справочной работы; – обеспечение своих аппаратов и подчиненных прокуратур нормативными материалами и юридической литературой; – контроль за состоянием работы по систематизации в подчиненных прокуратурах и оказание им практической помощи.

12. Понятие системы принципов организации деятельности органов прокуратуры. Принципы – это руководящие положения (идеи), положенные законодателем в основу правового регулирования организации и деятельности прокуратуры в РФ. В РФ существует система принципов. Принципы делятся на 3 вида: 1) общеправовые (общеорганизационные) Т.к. прокуратура входит в систему гос. органов, является гос. органом => на неё распространяются принципы организации и деятельности всех гос. органов. 1) принцип законности 2) принцип гласности. 2) специфические принципы, характерные только для прокуратуры как системы органов (поскольку прокуратура является особым гос. органом – единственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением законов): 1) независимость 2) единство и централизм 3) принцип единоначалия. 3) отраслевые принципы – это принципы уголовного процесса, гражданского, административного. Деятельность прокуратуры неразрывно связана с деятельностью поднадзорных субъектов => подчиняется установленному для этой деятельности законодателем правовому режиму. Прокурор является полноправным участником уголовного процесса, подчиняется принципам.

13. Общие и общеправовые принципы. ( содержание, формы, ограничения значение ).Общеправовые (общеорганизационные) принципы: Принцип законности. Закреплён в Конституции и ст.4 закона «О прокуратуре»: органы прокуратуры должны действовать на основе соблюдения конституции и законов. Этот принцип распространяется на все органы, организации, должностных лиц, граждан. Это основополагающий принцип. Применительно к прокуратуре выделяются 2 аспекта применения этого принципа: 1) внешний Характеризует взаимоотношения прокуратуры с поднадзорными субъектами. Эти отношения бывают 2-х видов: 1) законоохранительные – направлены на охрану закона от нарушении 2) правоохранительные – охраняют от нарушений права и свободы, предоставленные гражданам и организациям. Деятельность поднадзорных субъектов оценивается прокурором только с одной позиции: соответствует ли она закону (является ли законной)? Другие характеристики (например, целесообразность/нецелесообразность) для прокурора значения не имеют. Для прокурора не может служить оправданием ссылка должностного лица на то, что закон, который оно нарушило, устарел. 2) внутренний аспект Касается того, какой должна быть деятельность прокуроров и органов прокуратуры. Она должна соответствовать конституции и законам. Недопустимы ошибки, т.к. они подрывают авторитет государства и прокуратуры в глазах граждан (общественности).

Необходимо: 1) глубокое знание прокурорами действующего законодательства2) в процессе осуществления надзора полностью должны выявляться нарушения закона и обстоятельства, способствующие их совершению3) прокурор, выявив правонарушение, должен правильно квалифицировать его4) прокурор обязан применить исчерпывающие меры по устранению правонарушений, их причин и условий5) прокурор обязан проконтролировать, как фактически устранены нарушения закона после его вмешательства. Для этого проводятся контрольные проверки и проч.Принцип гласности. Принцип гласности – это информирование граждан (общественности), должностных лиц о деятельности прокуратуры и правоохранительных органов в борьбе с преступностью и правонарушениями. Предназначение этого принципа: 1) оказывать воспитательное воздействие на граждан и должностных лиц с целью формирования у них убеждения о недопустимости правонарушений2) гласность позволяет развивать демократические начала в общественной жизни, позволяет гражданам знакомиться с деятельностью этих органов, оценивать её, определять значимости и выявлять недостатки. Формы проявления принципа гласности: 1) информирование населения о состоянии законности; о мероприятиях, проводимых правоохранительными органами (например, издаётся специальный журнал, по результатам расследований организуются выступления с докладами и проч.)2) информирование органов гос. власти, управления, органов местного самоуправления По истечении отчётного периода данные о состоянии преступности и предпринятых по борьбе с ней мерах (мероприятиях) оформляются, подводятся итоги и информация направляется в эти органы. Соблюдается тайна расследования, государственная тайна, военная тайна. Материалы расследования (проверок) не могут разглашаться до завершения дела иначе как по разрешению прокурора.

 

14. Специфические прокурорские принципы: единство централизация, независимость включая политическую независимость, единоначалие, коллегиальность.Специфические принципы, характерные для прокуратуры: Принцип независимости прокуратурыСформулирован в ст.4, 5 ФЗ «О прокуратуре».Принцип независимости прокуратуры означает, что прокуроры должны действовать на основе внутреннего убеждения, руководствуясь правовыми нормами, самостоятельно. Вмешательство в деятельность прокуроров со стороны каких-либо гос. органов, должностных лиц или граждан недопустимо. Можно выделить 2 стороны проявления этого принципа:1) внешняяПрокуроры при осуществлении надзора не подчиняют себе никакие органы, организации, должностных лиц.Характерный способ действия прокурора – выявление правонарушения и обращение к компетентному органу с требованием его устранения. 2) внутренняяСуществуют определённые гарантии независимости прокуроров (они закреплены в законе) – они характеризуют внутреннюю сторону проявления принципа независимости прокуратуры: прокуроры при осуществлении надзора никому не подчиняются, кроме вышестоящего прокурора и ген. прокурора. К гарантиям независимости прокуроров относятся следующие запреты:1) прокуроры не могут быть членами выборных органов, которые образуются органами гос. власти или местного самоуправленияВ советское время такого положения не существовало2) прокуроры не могут являться членами (принимать участие в деятельности) о

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.