Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие, сущность, задачи участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Процессуальное положение прокурора.





Полномочия, формы и методы прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В соответствии со ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Законом о прокуратуре.

Для выполнения задач при осуществлении надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения, выявления и устранения нарушений законов прокуроры наделены соответствующими полномочиями. В этих целях прокуроры могут использовать не только специальные полномочия, предоставленные для надзора за исполнением законов на рассматриваемом направлении надзорной деятельности (ст. 33 Закона о прокуратуре), но и с учетом специфики предмета надзора полномочия, предусмотренные по другим направлениям прокурорского надзора: полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ст. 22 Закона о прокуратуре); полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 27 Закона о прокуратуре).



К специальному полномочию относится право прокурора посещать в любое время учреждения и органы, указанные в ст. 32 Закона о прокуратуре. В ст. 24 УИК РФ предусмотрено право Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, подчиненных им прокуроров, а также прокуроров, непосредственно осуществляющих надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Закон не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, следовательно, он сам определяет время посещения.



Приказом Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» прокурорам предписывается проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания, практиковать проверки в нерабочее время, незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания.

В приказе Генерального прокурора от 26 февраля 1997 г. № 8 содержится требование к подчиненным прокурорам в целях обеспечения законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания граждан под стражей не реже одного раза в месяц проверять следственные изоляторы. Периодичность проверок состояния законности в иных учреждениях и органах не определена.

Закон не ограничивает прокурора какими-либо основаниями для посещения указанных учреждений и органов.

Посещение прокурором учреждений и органов не является самоцелью. Посещая их, прокурор выясняет вопросы, входящие в предмет прокурорского надзора (соблюдение сроков задержаний и иных сроков, законность водворения осужденных к лишению свободы в штрафной изолятор и т.д.). При этом проверки могут быть как целевые, т.е. затрагивающие, как правило, законность отдельных сторон деятельности учреждений (например, соответствие требованиям закона условий труда лиц, лишенных свободы), так и общие, охватывающие весь комплекс вопросов, относящихся к предмету надзора. Результаты проверки отражаются в составляемых справках (актах).



Для того чтобы выявить нарушения законов, прокурору предоставлено право опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Опрос указанных лиц является также средством предупреждения нарушений законности в деятельности учреждений и органов, где эти лица содержатся.

Путем опроса могут быть выявлены такие существенные нарушения законности, как применение к задержанным, арестованным и иным лицам недозволенных методов применения в нарушение требований закона специальных средств, оружия и других.

При осуществлении надзора прокурор вправе знакомиться с документами, на основании которых произведено задержание, заключение под стражу, осуждение, определение мер принудительного характера. Это полномочие важно, поскольку позволяет выявить и предупредить нарушение сроков содержания под стражей, неправильное определение вида исправительного учреждения, неправильное применение мер взыскания и другие существенные нарушения закона.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ч. 7 ст. 34) предусматривает проведение оперативно-розыскных мероприятий в местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Осуществление оперативно-розыскной деятельности предусмотрено законом (ст. 84 УИК РФ) и в исправительных учреждениях. Задачами оперативно-розыскной деятельности в этих учреждениях являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

В этой связи Закон о прокуратуре дает право прокурору знакомиться также с оперативными материалами. При этом следует Иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 21 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Подробно вопрос о полномочиях прокурора в сфере оперативно-розыскной деятельности изложен в § 2 гл. IX учебника.

Наделение прокурора полномочием требовать от администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера – одна из характерных особенностей надзора на рассматриваемом направлении прокурорской деятельности. Сущность этих требований прокурора заключается в следующем:

во-первых, прокурор может требовать от администрации указанных органов и учреждений соблюдения правил режима и. условий содержания, привлечения осужденных к труду и других условий, исходя из тех вопросов, которые входят в предмет прокурорского надзора;

во-вторых, прокурор может, исходя из конкретной ситуации, установить время для исполнения своих требований;

в-третьих, эти требования подлежат обязательному исполнению администрацией;

в-четвертых, обжалование администрацией требований прокурора не приостанавливает их исполнение;

в-пятых, хотя законом и не установлена форма требований прокурора (они могут быть выражены как в устной, так и письменной форме), целесообразно в целях возможности контролирования облекать их в письменную форму.

Прокурор вправе проверять соответствие законодательству РФ правовых актов – приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре.

Как отмечалось в приказе Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. № 8, прокурорам предписывается постоянно осуществлять надзор за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления уголовно-исполнительной системы, и незамедлительно опротестовывать в случае несоответствия их закону.

Прокурор может проверять соответствие закону правовых актов указанных учреждений и органов не только при поступлении заявлений и жалоб о их противозаконном характере, но и по собственной инициативе.

Прокурор проверяет соответствие закону правовых актов, относящихся к деятельности учреждений и органов, вопросы которой входят в предмет прокурорского надзора. Это прежде всего приказы, распоряжения и постановления, в которых регламентируется порядок и условия содержания задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, привлечение осужденных к общественно-полезному труду, получение общего образования, профессиональной подготовки и другие.

Прокурор вправе, как и по другим направлениям надзорной деятельности, требовать объяснения от должностных лиц. Он может требовать объяснения по любому проверяемому вопросу о нарушениях законности в деятельности администрации. Форма объяснения в законе не предусмотрена, а поэтому прокурор вправе сам определить, исходя из конкретной ситуации, какую форму (устную или письменную) следует использовать. Получение объяснений позволяет прокурору выяснить причины и условия, способствующие нарушениям закона, а следовательно использовать более эффективные средства по их устранению.

Одним из основных средств реагирования прокурора на выявленные нарушения законов является протест. Протест приносится во всех случаях выявления противоречащих закону приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре. В протесте заключается требование о приведении в соответствие с действующим законодательством приказов, распоряжений и постановлений либо их отмене. Отличительной особенностью принесения протеста на правовые акты администрации указанных учреждений и органов от принесения протеста при осуществлении надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов является приостановление действия опротестованного акта администрацией учреждения.

Важным средством реагирования прокурора на устранение выявленных нарушений законов является представление прокурора. В представлении указываются также причины выявленных нарушений законности и условия, им способствующие, и высказывается требование прокурора об их устранении. В представлении прокурор может поставить вопрос о необходимости привлечения к дисциплинарной, материальной ответственности конкретных лиц, чья деятельность привела к нарушениям законов (при отсутствии признаков преступления или административного проступка).

Прокурор вправе и обязан в случаях установления в действиях администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу признаков преступления, в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Прокурор, возбудив уголовное дело, должен принять меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Законом о прокуратуре в 1992 г. впервые прокурору было предоставлено право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу и осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. До этого прокурор был вправе в случаях незаконного или необоснованного дисциплинарного взыскания, наложенного на осужденного администрацией учреждения уголовно-исполнительной системы, опротестовать приказ о наложении такого взыскания или поставить вопрос о его отмене в своем представлении. В настоящее время отмена решений администрации может осуществляется путем вынесения прокурором постановления.

В соответствии с п. 2 ст.33 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель обязаны немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещению в судебно-психи-атрическое учреждение.

Без законных оснований содержание лиц в этих учреждениях и органах будет в случаях отсутствия оформленных в соответствии с установленными правилами документов (постановлений, приговоров, определений) либо истечения сроков задержания, ареста, наказания или применения меры принудительного характера.

Порядок освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи определен ст. 50 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Порядок освобождения осужденных к ограничению свободы, .аресту и лишению свободы определен в ст. 173 УИК РФ. В частности, предусмотрено, что указанные лица освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день. При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа – в последний день этого месяца. Выписка из психиатрического стационара пациента, к которому по решению суда применены принудительные меры медицинского характера, производится только по решению суда.

При установлении случаев содержания указанных лиц без законных оснований прокурор или его заместитель выносит постановление об их освобождении. Это постановление подлежит немедленному исполнению.

Законодательство предусматривает случаи, когда действия администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражей, органов и учреждений, исполняющих наказание, требуют санкции прокурора. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. В законе оговорены случаи, когда санкция прокурора не требуется. В УИК РФ, например, предусмотрено получение санкции прокурора для задержания на срок до 30 суток разыскиваемых, скрывшихся с места жительства; лиц, осужденных к исправительным работам (ч. 4 ст. 46); для задержания на срок до 15 суток осужденных к ограничению свободы, уклоняющихся от получения в органе внутренних дел предписания о выезде к месту отбывания наказания или невыезде к месту отбывания наказания в установленный срок (ч. 2 ст. 48); для задержания органами внутренних дел или администрацией исправительного центра на срок не более 30 суток осужденных к отбыванию наказания в виде ограничения свободы и самовольно без уважительных причин оставивших территорию исправительного центра и находящихся в розыске (ч. 5 ст. 58).

УИК РФ предусматривает необходимость согласования с прокурором введения режима особых условий в исправительных учреждениях. В ч. 3 ст. 85 отмечено, что режим особых условий (в случае стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения особого или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных) вводится на срок до 30 суток по решению министра внутренних дел РФ либо министра внутренних дел, начальника управления внутренних дел субъекта РФ, согласованному с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором.

Ст. 186 УИК РФ, регламентирующая порядок исполнения смертной казни, предусматривает не только обязательное присутствие прокурора при исполнении этого вида наказания, но и обязательность подписи прокурора в протоколе об исполнении приговора суда.

 

Понятие, сущность, задачи участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Процессуальное положение прокурора.

Важной гарантией реализации конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства в правовом государстве является участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в судах. С одной стороны, в ходе судебного разбирательства по уголовному делу прокурор является стороной обвинения, т.е. он от имени государства осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступления. С другой стороны, он обеспечивает законность и обоснованность государственного обвинения. В этой части прокурор как сторона обвинения активно участвует в достижении целей (назначения) уголовного судопроизводства, закрепленных в ст. 6 УПК РФ: обеспечения государственных гарантий защиты прав и интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения; реального обеспечения уголовного преследования и назначения виновным справедливого наказания.

Нормами УПК РФ установлено обязательное участие стороны обвинения в судебном разбирательстве. Причем по делам публичного и частно-публичного обвинения предусматривается обязательное участие государственного обвинителя, а по делам частного обвинения обвинение в судебном разбирательстве поддерживает потерпевший (ч. 1-3 ст. 246 УПК РФ). В соответствии с п. 6 ст. 54 УПК РФ государственным обвинителем, т.е. лицом, от имени государства поддерживающим в суде обвинение по уголовному делу, является должностное лицо органа прокуратуры. Федеральным законом от 5 июня 2007 г. №87-ФЗ “О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”” с 7 сентября 2007 г. из перечня должностных лиц, наделенных полномочием поддерживать государственное обвинение, исключены дознаватель и следователь, проводившие расследование в форме дознания. Таким образом законодатель разрешил одну из самых спорных и неоднозначных ситуаций, существовавшую с момента принятия в ноябре 2001 г. УПК РФ, при которой должностным лицам органов предварительного расследования была придана несвойственная им функция обеспечения законности и обоснованности обвинения при судебном рассмотрении уголовных дел.

Уголовно-процессуальный закон наделяет прокурора, участвующего в уголовном судопроизводстве на стадии судебного разбирательства уголовных дел, статусом стороны обвинения. При этом в состязательном процессе прокурор одновременно осуществляет функцию обвинения и функцию обеспечения его законности и обоснованности.

Последняя обязанность прокурора не поглощается реализацией им функции обвинения, так как понятие “обвинение” согласно п. 22 ст. 5 УПК РФ включает в себя только утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом. Такое уяснение содержания данного понятия позволяет сделать вывод, что отсутствие в Законе о прокуратуре и УПК РФ понятия прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве не означает отсутствия этой задачи перед прокурором в судебном процессе. Помимо участия прокурора в рассмотрении дел судами как стороны обвинения (ст. 246 УПК РФ), на него возложена обязанность на всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к обеспечению неотвратимости уголовного преследования и назначению виновным справедливого наказания.

В современной юридической литературе было высказано, на наш взгляд, объективное мнение о том, что существует “органическая связь осуществляемой прокурором функции уголовного преследования с исполнением прокурором в суде определенных надзорных полномочий. Указание в законе на то, что прокурор в суде поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность, надо полагать, означает не только обязанность прокурора в своих действиях точно следовать предписаниям закона, но и право реагировать на идущие вразрез с законом, затрудняющие поддержание государственного обвинения действия других участников уголовного судопроизводства” (Ястребов В.Б. Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М., 2002. С. 99).

В целом, соглашаясь с указанным выводом, следует отметить, что реагирование государственного обвинителя на нарушение закона участниками уголовного судопроизводства при рассмотрении судом уголовного дела является не правом, а его служебной обязанностью. Об этом свидетельствует грамматическое толкование диспозиции ч. 3 ст. 37 УПК РФ, текст которой предписывает прокурору занятие активной позиции в части обеспечения законности и обоснованности государственного обвинения. Этот весьма важный теоретический постулат процессуальных полномочий, закрепленный в УПК РФ, подтверждается анализом основных задач прокурора в судебном процессе. К последним относятся: обязанность государственного обвинителя (прокурора) обеспечивать участие в рассмотрении судом дел публичного и частно-публичного обвинения; принесение в апелляционную или кассационную инстанцию представлений на предмет отмены судебных решений, не вступивших в законную силу по основаниям их незаконности, необоснованности и несправедливости (ч. 4 ст. 354, ч. 1 ст. 360 УПК РФ).

В апелляционной инстанции при проверке законности, обоснованности и справедливости приговора и постановления мирового судьи независимо от того, какой стороной была подана апелляционная жалоба или представление, обязательно участие государственного обвинителя (прокурора). Последний по завершении судебного следствия выступает с обвинительной речью в объеме полномочий, предусмотренных ст. 246 УПК РФ (содержащей право отказа от обвинения, а также изменения обвинения в сторону смягчения).

К основным положениям, характеризующим участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в судах, важно относить и то, что приговор суда первой инстанции может быть изменен в сторону ухудшения положения осужденного не иначе как по представлению прокурора или по жалобе потерпевшего. Поэтому, характеризуя стоящие перед прокурором задачи в уголовном судопроизводстве на данной стадии, следует иметь в виду, что обоснованность назначения наказания с позиции его справедливости может быть обеспечена в апелляционной инстанции только при наличии соответствующей позиции прокурора, выраженной в его представлении. В противном случае задача назначения судом справедливого наказания не будет достигнута. Иначе говоря, отсутствие прокурора как стороны обвинения в уголовном судопроизводстве при рассмотрении дел в суде блокирует выполнение одной из важнейших задач уголовного судопроизводства.

Несмотря на то, что нормами гл. 45 УПК РФ (“Кассационный порядок рассмотрения уголовного дела”) прямо не предусмотрено участие прокурора в суде кассационной инстанции, как это регламентировано в стадии апелляционного порядка пересмотра уголовного дела, было бы ошибочным полагать, что на данной стадии уголовного судопроизводства отсутствуют задачи, которые обязан решать прокурор. Исходя из смысла ст. 373, ч. 2 ст. 376, ч. 3 ст. 377, ч. 2 ст. 383 УПК РФ, такие задачи имеются и необходимость их выполнения прокурором бесспорна.

Кассационный порядок судебного разбирательства имеет целью проверку законности, обоснованности и справедливости приговора или иного судебного решения по уголовному делу с участием сторон. Выполняя требования ч. 3 ст. 37 УПК РФ, предписывающей обеспечить законность и обоснованность государственного обвинения в ходе судебного производства, прокурор, как сторона обвинения по уголовному делу, обязан участвовать в его рассмотрении судом кассационной инстанции. При рассмотрении кассационной жалобы прокурор излагает возражения против доводов стороны, подавшей необоснованную жалобу. Если одновременно с кассационной жалобой рассматривается и представление стороны обвинения – государственного обвинителя, то прокурор, участвующий в кассационном суде, обосновывает доводы представления и высказывает суду свою позицию. И в этом случае выполнение задачи уголовного судопроизводства назначения виновному справедливого наказания требует участия прокурора. Приговор может быть отменен в связи с необходимостью назначения более строго наказания, чем назначенное судом первой или апелляционной инстанции, лишь в случаях, когда по этим основаниям имеется представление прокурора или жалоба потерпевшего (ч. 2 ст. 383 УПК РФ). Аналогичная ситуация возникает при решении вопроса об отмене оправдательного приговора. Согласно ст. 385 УПК РФ оправдательный приговор, за исключением случаев, когда он постановлен на основании оправдательного вердикта присяжных заседателей, может быть отменен судом кассационной инстанции не иначе как по представлению прокурора или жалобе потерпевшего.

Названные выше положения уголовно-процессуального законодательства России опираются на богатый законодательный опыт современных зарубежных государств. Подтверждение этому легко найти, ознакомившись с учебным пособием “Уголовный процесс западных государств” под редакцией профессора К.Ф. Гуценко. В нем впервые в отечественной юридической литературе глубоко исследуется законодательный опыт целого ряда передовых стран мира – представительниц двух основных правовых семей и убедительно доказывается принадлежность природы уголовного процесса России к правовой семье континентальной Европы. Например, в уголовном процессе Франции среди четырех оснований кассационного пересмотра приговора первым является наличие незаконного состава суда, вынесшего решение, а также отсутствие в судебном заседании представителя прокуратуры. Уголовный процесс Франции предусматривает обязательное участие прокурора в рассмотрении дела публичного обвинения, а прокурор определяется УПК Франции как сторона обвинения. Подобные правовые предписания мы находим и в действующем УПК РФ. Однако опыт уголовного процесса Франции, рассматривающего отсутствие в судебном заседании государственного обвинителя в качестве основания для пересмотра дела в кассационном порядке, отечественным законодателем воспринят не был.

Участие прокурора в пересмотре судебной надзорной инстанцией вступивших в законную силу судебных актов по уголовным делам является, по сути, продолжением осуществления им как представителем государства уголовного преследования с одновременным обеспечением надзора за законностью обвинения. До принятия постановления Конституционного Суда РФ от 11 мая 2005 г. №5-П прокурор при реализации своей обязанности по обеспечению надзора за законностью обвинения был ограничен в процессуальных основаниях принесения надзорного представления. Это объяснялось установленным ст. 405 УПК РФ запретом на пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора, либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела. Конституционный суд РФ названным постановлением признал ст. 405 РФ не соответствующей Конституции РФ.

В теоретическом плане приведенный пример корректирования уголовно-процессуального закона еще раз подтверждает, что прокурор на стадиях уголовного процесса выступает как специальный субъект уголовного процесса: сторона обвинения и специальное должностное лицо государства, обеспечивающее законность и обоснованность обвинения.

Таким образом, анализ действующего федерального законодательства, регулирующего участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в судах, позволяет сделать вывод о том, что в уголовно-судебном процессе прокурор выполняет следующие задачи:

осуществление уголовного преследования в суде первой инстанции путем поддержания государственного обвинения, а также участие в рассмотрении уголовных дел на последующих стадиях уголовного судопроизводства в целях обеспечения законности и обоснованности обвинения;

внесение представлений в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции вследствие незаконности, необоснованности и несправедливости приговора или иного судебного решения.

Среди задач, стоящих перед прокурором в судебном процессе, центральное место занимает поддержание государственного обвинения в судах первой инстанции. При этом участие прокурора в судебных стадиях уголовного процесса не ограничивается осуществлением уголовного преследования. Прокурор – государственный обвинитель – должен быть гарантом соблюдения прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу судопроизводства, в том числе жертв преступлений. Это положение не противоречит назначению уголовного судопроизводства, предусматривающему защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

Выполняя обязанности государственного обвинителя, прокурор должен способствовать всестороннему исследованию обстоятельств дела, правильному его разрешению, поддерживать обвинение лишь в меру его доказанности.

Значимым моментом в успешном решении стоящих перед прокурором задач является безусловное исполнение норм Конституции РФ, определяющих основополагающие принципы осуществления правосудия по уголовным делам. Участвуя в рассмотрении уголовных дел в суде, прокуроры основываются на нормах УПК РФ, а также на руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ по вопросам правильности применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства при рассмотрении судами уголовных дел. Для прокурора, участвующего в рассмотрении судом уголовного дела, являются базовыми руководящие разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия”; от 29 апреля 1996 г. “О судебном приговоре”; от 5 марта 2004 г. “О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”.

Задачи, стоящие перед прокурором в судебном процессе, в свою очередь, определяют объем прокурорской деятельности.

Анализ норм УПК РФ свидетельствует, что в суде первой инстанции государственное обвинение по уголовному делу могут поддерживать несколько прокуроров. Поддержание обвинения проходит в условиях состязательности сторон, непосредственности исследования представляемых государственным обвинителем доказательств.

На стадиях апелляционного, кассационного и надзорного производства существенным является вопрос о том, кто именно из работников прокуратуры должен участвовать в суде по тому или иному делу. Этот вопрос решается руководителями органов прокуратуры. Как правило, в судебном разбирательстве уголовного дела участвует территориальный прокурор уровня, соответствующего территориальной юрисдикции судебного органа власти; в районном суде – прокурорские работники прокуратуры района; в областном – прокуроры аппарата прокуратуры области и т.п. Вместе с тем не исключается возможность выступления в качестве государственного обвинителя как вышестоящего прокурора (если он сочтет это необходимым с учетом важности дела или иных обстоятельств), так и нижестоящего (если прокурор области поручит прокурору района поддержать обвинение по делу, которое рассматривается областным судом с выездом в район).

В кассационной инстанции участвует прокурор областной, краевой или республиканской прокуратуры в составе Российской Федерации либо Генеральной прокуратуры РФ.

Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда в порядке надзора согласно гл. 48 УПК РФ производится по надзорному представлению прокурора субъекта РФ или его заместителей, приравненных к ним руководителей военной прокуратуры, а также Генерального прокурора РФ и его заместителей.

Выступление прокурора в суде в качестве государственного обвинителя – важнейшая часть реализации возложенной на прокуратуру функции уголовного преследования (п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре) как деятельности, направленной на изобличение лица, совершившего преступление, привлечение его к ответственности и обоснование обвинения перед судом.

Квалифицированное участие в суде государственного обвинителя является непременным условием реализации конституционного принципа состязательности судебного разбирательства, предусмотренного ст. 123 Конституции РФ. Действующий УПК РФ в полном объеме воспроизводит эту конституционную норму. В целях ее реализации в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 17 августа 2006 г. №61 “Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства” предписано обеспечить участие прокуроров в судебном разбирательстве всех дел публичного и частно-публичного обвинения, в том числе и дел, возбужденных в соответствии с ч. 3 ст. 18 и ч. 4 ст. 20 УПК РФ мировым судьей.

Как показал опыт работы в этом направлении органов прокуратуры в 2001-2006 гг., задача поддержания обвинения по каждому направленному в суд делу обеспечивается четкой организацией прокурорской деятельности.

Как известно, построение судебного процесса на началах состязательности обеспечивает полное и всестороннее исследование обстоятельств дела и правильное его разрешение, усиливает гарантии соблюдения прав и законных интересов участников процесса. В таком процессе каждое обстоятельство исследуется и каждое доказательство проверяется с точки зрения и обвинения, и защиты, а суд имеет возможность услышать и взвесить все доводы как в пользу обвинения, так и в пользу подсудимого. Выполнение прокурором этой задачи означает реализацию его главного предназначения в судебном разбирательстве и уголовном судопроизводстве в целом.

Однако следует иметь в виду, что наделение прокурора, участвующего в рассмотрении судом уголовного дела, статусом государственного обвинителя ни в коей мере не означает придания его деятельности одностороннего, предвзятого, обвинительного характера. Поддерживая обвинение, прокурор действует таким образом лишь в меру его доказанности, не упуская из виду факты, говорящие в пользу подсудимого. В этом проявляется обязанность прокурора строжайше соблюдать закон, выступать против любых его нарушений.

Выполнение в судебном процессе стоящей перед прокурором задачи по доказыванию обвинения и опровержению необоснованных доводов, приводимых в защиту обвиняемого и подсудимого, вытекает из безусловного выполнения прокурором требований ст. 14 УПК РФ о презумпции невиновности. Согласно норме указанной статьи бремя доказывания вины подсудимого в совершении преступления возложено только на сторону обвинения, центральной фигурой которого является прокурор.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.