Сделай Сам Свою Работу на 5

Прокуроры Российской Империи 3 глава

Поэтому субъектом прокурорского надзора не могут вы­ступать юридические или физические (должностные) лица, исполнение законов которыми проверяется прокурором. Такие лица могут быть наряду с прокурором субъектами прокурорско-надзорных правоотношений.

Прокурорско-надзорные правоотношения — это отноше­ния, возникающие между прокурором и юридическими и фи­зическими (должностными) лицами в процессе осуществления надзора за исполнением (соблюдением) Конституции РФ и за­конов.

Иерархическая (уровневая) компетенция органа прокура­туры— совокупность полномочий (прав, обязанностей, ответ­ственности) по осуществлению функций надзора за исполне­нием законов прокурорами органов прокуратуры, входящими в систему прокуратуры РФ. Иерархическая компетенция орга­на прокуратуры состоит прежде всего в том, что прокуроры этой прокуратуры обычно осуществляют надзор за исполне­нием законов на объектах соответствующего им и нижестоя­щего уровня, участвуют в рассмотрении дел судами соответ­ствующего и нижестоящего уровней.

Так, прокурор области и прокуроры отделов (управле­ний), входящих в аппарат областной прокуратуры, осуществ­ляют свои полномочия в отношении объектов правопримене­ния, перечисленных в ст. 1, 21, 26, 29, 32 Закона о прокура­туре РФ, областного и нижестоящего (городского, районного) уровней. В силу централизованного характера системы проку­ратуры РФ, при определенных условиях и по уполномочию Генерального прокурора РФ либо совместно с прокурорами отделов, управлений Генеральной прокуратуры РФ прокурор­ские работники, состоящие на службе в органах прокурату­ры в субъектах Федерации, могут осуществлять прокурорские функции и в отношении федеральных органов власти и других субъектов правоприменения, на которые распространяются полномочия прокуратуры РФ.

Особенности иерархической компетенции прокуроров рег­ламентируются нормами процессуального законодательства (арбитражно-процессуального, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального).



Так, правом на обращение с иском в Высший Арбитраж­ный Суд РФ обладают Генеральный прокурор РФ и его заме­стители, а в арбитражные суды субъектов Российской Федера­ции — также прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель, приравненные к ним прокуроры и их замес­тители (п. 2 ст. 41 АПК РФ). При обнаружении нарушений, тре­бующих прокурорского реагирования путем обращения с иском в арбитражный суд, прокуроры городов и районов должны под­готовить проект искового заявления и направить его вместе со всеми необходимыми материалами в вышестоящую прокуратуру.

Предметная (отраслевая) компетенция прокурора (органа прокуратуры) — это сфера надзорной и иной функциональной специализации работников органа прокуратуры, в которой в соответствии с установленным в прокуратуре распределением обязанностей, в том числе и путем выделения в составе аппа­ратов органов прокуратуры определенных структурных под­разделений, реализуются задачи прокуратуры по определен­ным видам (сферам) деятельности и выполняющим их государственным и другим органам с использованием установленных законом функций и полномочий прокуратуры.

Предметную компетенцию имеют и военные, транспорт­ные и иные специализированные прокуратуры. Специализация таких прокуратур и осуществляется в связи со специфичес­ким предметом их надзорной и иной функциональной деятель­ности в специальных сферах правовых отношений.

Предметом прокурорского надзора в общем виде являет­ся соблюдение Конституции Российской Федерации и испол­нение законов, действующих на территории Российской Фе­дерации, прав и свобод человека и гражданина, законности правовых актов, принимаемых органами и должностными ли­цами, на которые распространяется надзорная компетенция прокуроров. В зависимости от сферы деятельности и возника­ющих при этом правоотношений, в том числе и с участием прокуроров, предмет надзора еще более конкретизируется. Так, например, это происходит при надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Здесь предметом надзора является соблюдение прав и свобод граж­данина, установленного порядка разрешения заявлений и со­общений о совершенных и готовящихся преступлениях, вы­полнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель­ность, дознание и предварительное следствие. Свои особенно­сти имеет предмет надзора и в других сферах деятельности и возникающих при этом правоотношениях.

Полномочия прокурора — определенная федеральными законами и нормативными правовыми актами Генерального прокурора РФ совокупность прав и обязанностей прокурора по выполнению возложенных на прокуратуру задач и функций.

Акт прокурорского надзора — предусмотренное феде­ральными законами правовое средство реализации полномочий прокуратуры, используемых прокурором в соответствии со своей предметной и иерархической компетенцией в целях ус­тановления нарушений или несоблюдения Конституции РФ и федеральных законов, прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государ­ства, проверки этих нарушений и принятия мер к восстанов­лению нарушенной законности.

Актами прокурорского надзора являютсяпротест (на пра­вовой акт, не соответствующий закону, частный протест на постановление судьи, кассационный протест государственно­го обвинителя на приговор суда по уголовному делу, протест в порядке надзора на вступивший в силу приговор суда и др.); постановление (о возбуждении производства об администра­тивном правонарушении, о возбуждении уголовного дела, об избрании меры пресечения, об освобождении обвиняемого из-под стражи и т.д.);представление (об устранении нарушений законодательства в различных сферах правовых отношений); предостережение о недопустимости нарушения закона (при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях); заявление прокурора в суд о признании недействительным правового акта;указание прокурора (о регистрации заявле­ния о совершении преступления органом внутренних дел, сле­дователю — о проведении следственных и розыскных действий по уголовному делу и т.п.);апелляционная жалоба прокуро­ра в апелляционную инстанцию арбитражного суда на опреде­ление арбитражного суда;кассационная жалоба прокурора на решение и постановление апелляционной инстанции арбит­ражного суда и другие.

Так, например, протест — это акт реагирования проку­рора на незаконный правовой акт нормативного или индивиду­ального характера, вносимый им по результатам проверки ин­формации о нарушении (несоблюдении) требований закона оп­ротестовываемым актом должностному лицу, органу или уч­реждению, суду или арбитражному суду, компетентному принять решение о приведении опротестованного акта в соот­ветствие с законом либо о его отмене (признании недейству­ющим). Соответственно в учебнике определяются и иные акты прокурорского надзора.

Прокурор — должностное лицо —государственный слу­жащий федеральной государственной службы Российской Фе­дерации, исполняющий обязанности по государственной дол­жности федеральной государственной службы в органах про­куратуры, обладающий полномочиями по осуществлению воз­ложенных на прокуратуру функций и задач в соответствии с установленной компетенцией.

Прокурорские работники — прокуроры, следователи, на­учные и педагогические работники учреждений прокуратуры, которым в соответствии с их должностями и стажем работы присвоены классные чины. Законом предусмотрено исключи­тельное полномочие Генерального прокурора РФ, который может в отдельных случаях присваивать классные чины юсти­ции и другим работникам органов и учреждений прокуратуры.

Иногда понятие "прокурорский работник" определяется как работник органа или учреждения прокуратуры, имеющий классный чин или воинское звание применительно к органам и учреждениям военной прокуратуры, но выполняющим функциональные обязанности, не связанные с надзором или след­ствием и другой оперативной деятельностью. Таким образом, к прокурорским работникам в правовом значении этого поня­тия можно отнести научных и педагогических работников на­учных и образовательных учреждений Генеральной прокура­туры РФ и некоторых других работников органов и учрежде­ний прокуратур. Такое определение противоречит Закону о прокуратуре (ст. 41, 54 и др.). Согласно этим нормам, для от­несения любого работника органа, учреждения прокуратуры к числу прокурорских работников и наступления для них опре­деленных в законе правовых последствий необходимо наличие у такого работника классного чина, присвоенного ему в уста­новленном порядке. И естественно, что это прежде всего про­куроры и следователи, а также научные и педагогические работники учреждений прокуратуры.

Классный чин — квалификационная характеристика ра­ботника органа или учреждения прокуратуры, выраженная в присвоении ему в установленном законом порядке квалифика­ционного звания работника юстиции определенного класса в соответствии с занимаемой должностью, уровнем образования, опытом, стажем работы, сложностью и напряженностью и ре­жимом службы.

Прокурор отдела (управления) — должностное лицо ап­парата соответствующего прокурора (Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров — руково­дителей соответствующих прокуратур), выполняющее задачи, функции и полномочия, возложенные законом на прокурату­ру в целом, в соответствии с принятой в данной прокуратуре структурой аппарата, в соответствии со своей функциональ­ной (отраслевой) и иерархической компетенцией, определяемой федеральными законами, нормативными правовыми актами Генерального прокурора РФ, а также прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров.

Генеральный прокурор Российской Федерации — выс­шее должностное лицо федеральной государственной службы, которое возглавляет систему прокуратуры Российской Феде­рации и руководит ею, наделено всей полнотой функций и полномочий по выполнению задач, возложенных на прокура­туру, и несет ответственность за их выполнение.

Исключительная компетенция Генерального прокурора РФ — совокупность установленных федеральными законами прав и обязанностей Генерального прокурора РФ по выполнению воз­ложенных на прокуратуру РФ функций, а также по руководству прокурорской системой, которые могут быть осуществлены толь­ко данным должностным лицом, либо лицом, исполняющим в установленном законом порядке его обязанности.

К числу таких полномочий федеральными законами отне­сены возбуждение уголовного дела в отношении депутата, судьи, народного заседателя, Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты или аудиторов Счетной палаты; издание приказов, указаний или инструкций, обязательных для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры, и ряд других.

Нормативные правовые акты прокуратуры Российской Федерации — совокупность нормативных приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций Генерального проку­рора РФ, прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, приня­тых ими в соответствии с федеральными законами, и установ­ленной для них иерархической (уровневой) и предметной ком­петенцией, регулирующих вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ или ее соответствующих составных частей и порядок реализации мер материального и социального обеспечения всех работников органов и учреждений прокурату­ры и обязательных для исполнения в системе прокуратуры РФ или в соответствующих органах прокуратуры РФ.

Генеральный прокурор РФ издает также указания по вопросам предварительного следствия и дознания, не требу­ющим законодательного регулирования, обязательные для со­блюдения всеми следователями и органами дознания независи­мо от их ведомственной принадлежности (ст. 30 Закона о про­куратуре). При этом имеются в виду указания, нормами кото­рых формируется конкретный механизм реализации тех или иных законов, отдельные положения которых сформулированы в общем виде, для устранения разночтений и предотвращения принятия не соответствующих закону решений в правоприменительной практике деятельности следователей и органов доз­нания.

Прокурорские правоотношения — отношения между про­курорами и другими субъектами правоприменения, возникаю­щие в процессе осуществления прокурорами возложенных на них функций, полномочий и правовых средств их реализации. При этом выделяются прокурорско-надзорные, прокурорские уголовно-процессуальные, административно-процессуальные, гражданско-процессуальные и арбитражно-процессуальные правоотношения. Различные виды прокурорских правоотноше­ний, основания их возникновения, реализации и прекращения, иные их признаки и атрибуты с различной полнотой урегули­рованы в соответствующем процессуальном отраслевом зако­нодательстве. Отдельную самостоятельную группу составляют организационно-управленческие правоотношения, возникаю­щие и реализующиеся внутри системы прокуратуры РФ в связи с необходимостью создания и поддержания в оптималь­ном состоянии организационных, информационных и иных ус­ловий, необходимых для обеспечения надлежащего исполне­ния возложенных на прокуратуру задач, надзорных и других функций. В определенной мере эти правоотношения организа­ционно-управленческого характера урегулированы Конститу­цией РФ (ст. 129), Законом о прокуратуре, нормативными пра­вовыми актами Генерального прокурора РФ.*

* См.: Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. М., 1999.

 

Тактика прокурорского надзора — основанная на изуче­нии и научном обобщении практики деятельности органов про­куратуры совокупность приемов, обеспечивающих в условиях конкретной надзорной ситуации выбор целесообразной органи­зации деятельности органа прокуратуры в целом и порядка осуществления отдельных действий прокурора по выявлению и установлению нарушений закона, причин правонарушений и способствующих им условий, привлечению виновных к уста­новленной законом ответственности.

Общая методика прокурорского надзора — научно обо­снованная система апробированных и выверенных методов, приемов и технических средств, направленных на эффектив­ное применение полномочий прокурора в целях установления, проверки нарушений законов, принятия мер к их устранению.

Частная методика прокурорского надзора характеризу­ется использованием прокурором имеющихся возможностей применительно к конкретным сферам правовых отношений, иерархическому уровню объектов надзора, видам деятельно­сти, в процессе которых допускаются правонарушения, тре­бующие прокурорского реагирования путем их индивидуали­зации и учета особенностей факторов, обуславливающих спе­цифику правонарушений и деятельности прокурора по восста­новлению нарушенной законности.

Глава II. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

§ 1. Конституционные основы деятельности прокуратуры

Организация и деятельность прокуратуры как федерально­го органа государства, осуществляющего надзор за соблюдени­ем Конституции РФ и исполнением законов, должна быть точ­но и полно урегулирована нормами федерального законодатель­ства. Основные компоненты правовых основ деятельности про­куратуры определены в ст. 3 Закона о прокуратуре. В ней установлено, что организация и порядок деятельности проку­ратуры Российской федерации и полномочия прокуроров опре­деляются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом о прокуратуре и другими федеральными законами, международными договорами Российской федерации.

К этому следует добавить, и это вытекает из требований Конституции России, что в определенной мере деятельность органов прокуратуры в субъектах Федерации регламентирует­ся конституциями и уставами (основными законами) этих субъектов Федерации. В случаях, предусмотренных федераль­ным законом, деятельность прокуратуры регулируется указа­ми Президента Российской Федерации.

В пределах своей компетенции Генеральный прокурор РФ также регулирует различные аспекты организации и деятель­ности органов прокуратуры путем принятия приказов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации прокуратура и законодательство о прокуратуре относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п. "о" ст. 71). Поэтому все иные способы и средства нормативной регламен­тации каких-либо аспектов организации и деятельности про­куратуры РФ в случае их противоречия, несоответствия закону недействительны и не подлежат применению, приоста­навливаются или отменяются в установленном порядке.

В ст. 129 Конституцией РФ определены только общие воп­росы организации прокурорской системы и порядка назначе­ния на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации. Согласно ст. 129 прокуратура Российс­кой Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ге­неральному прокурору РФ

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представ­лению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначают­ся Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъек­тами. Таким образом, Конституция РФ делает только одно ис­ключение из правила п. "о" ст. 71 Конституции, когда законо­дательством субъекта Федерации должно быть определено, с какими органами власти субъектов Федерации и в каком порядке производится такое согласование. Следовательно, зако­нодательство (конституции и уставы [основные законы]) субъектов Федерации в части, определенной Конституцией РФ только по вопросу согласования Генеральным прокурором РФ назначения предлагаемой им кандидатуры прокурора субъекта Федерации, относится к составу правовых основ деятельнос­ти прокуратуры РФ.

Конституциями, уставами (основными законами) различ­ных субъектов Федерации этот вопрос регламентируется не единообразно. Так, согласно Уставу Ставропольского края про­курор края назначается на должность Генеральным прокуро­ром РФ по согласованию с Государственной Думой и губерна­тором края (ст. 71); по Уставу Курганской области — проку­рор области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной вла­сти области (ст. 130); в Липецкой области — по согласованию с областным Собранием депутатов и администрацией области (ст. 143). В Уставе (основном законе) Оренбургской области оп­ределено, что прокурор области назначается Генеральным прокурором РФ (п. 2 ст. 92).

§ 2. Федеральный закон о прокуратуре Российской Федерации

В соответствии с п. 5 ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ опреде­ляются федеральным законом. Федеральный закон о прокура­туре в действующей редакции принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. (подписан Президентом РФ 17 ноября 1995г.), опубликован и введен в действие 25 ноября 1995 г.

Федеральный закон о прокуратуре содержит основные положения статуса прокурорской системы в целом и различ­ных составляющих ее звеньев. В нем определяется понятие прокуратуры как единой федеральной централизованной сис­темы органов, осуществляющих от имени Российской Федера­ции надзор за соблюдением Конституции Российской федера­ции и исполнением законов, действующих на территории Рос­сийской Федерации.

Тем самым подчеркивается, что прокуратура, являясь федеральной системой, обеспечивает надзор за исполнением не только федеральных законов, но в равной мере и законов субъектов Федерации, принятых и введенных в действие в установленном порядке.

Закон определяет принципы организации и деятельности прокуратуры (ст. 4), функции прокуратуры (ст. 1, 8, 9, 31). В нем содержится совокупность норм, характеризующих проку­ратуру РФ как систему, определяются составляющие ее зве­нья: Генеральная прокуратура (ст. 14), прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуратуры (ст. 15), про­куратуры городов и районов, приравненные к ним прокурату­ры (ст. 16), определяются полномочия прокуроров различных уровней прокурорской системы по руководству подчиненными органами прокуратуры (ст. 17—19).

В самостоятельных разделах закона содержатся нормы, характеризующие отдельные виды (отрасли или подфункции) прокурорского надзора. (Глава 1 раздела III Закона "Надзор за исполнением законов (общий надзор)"; глава 2 этого же раз­дела: "Надзор за соблюдением прав и свобод человека и граж­данина"; глава 3: "Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, доз­нание и предварительное следствие"; глава 4: "Надзор за ис­полнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принуди­тельного характера, администрациями мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу".) В каждой из этих глав содержится норма, определяющая специфику предмета проку­рорского надзора в соответствующей сфере правовых отноше­ний, а также статьи о конкретных полномочиях прокуроров по установлению правонарушений, их проверки и принятию мер воздействия (внесение протеста, представления прокуро­ра, вынесение постановления, предъявление требований про­курора и др.). В разделе IV содержатся нормы, регулирующие общие условия участия прокурора в рассмотрении дел судами. Подчеркивается, что прокурор в соответствии с процессуаль­ным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого тре­бует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рас­смотрении дел, определяются процессуальным (уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, арбитражным про­цессуальным) законодательством.

Раздел V Закона о прокуратуре РФ (в редакции Феде­рального закона от 10 февраля 1999 г.) впервые в законода­тельстве о прокуратуре РФ содержит детальную регламента­цию особенностей службы в органах и учреждениях прокура­туры, а также вопросы, связанные с определением требова­ний к кадрам органов и учреждений прокуратуры. Установле­но, что служба в органах и учреждениях прокуратуры явля­ется видом федеральной государственной службы. При этом прокурорские работники являются государственными служа­щими именно федеральной государственной службы Российс­кой Федерации, даже если они работают в прокуратурах субъектов федерации или в органах местного самоуправления (городах, районах). Прокурорские работники исполняют обя­занности по государственной должности федеральной государ­ственной службы с учетом специфики ее регламентации Фе­деральным законом о прокуратуре. В законе определены тре­бования, предъявляемые к лицам, назначенным на должнос­ти прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры. Предусмотрены правовые основания и порядок установления испытания при приеме на службу в органы прокуратуры, принятие присяги прокурора, следователя, проведения их аттестации, присво­ения классных чинов.

Законодательством определен специальный порядок при­влечения прокуроров и следователей к уголовной и админис­тративной ответственности. Любая проверка сообщения о фак­те правонарушения, совершенного прокурором или следова­телем прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь за­стигнут при совершении преступления), производство рассле­дования являются исключительной компетенцией органов про­куратуры. Такие особенности привлечения прокуроров и сле­дователей органов прокуратуры к ответственности связаны с характером их задач, функций и полномочий, в том числе по привлечению к установленной ответственности работников иных правоохранительных органов, совершивших преступле­ния и иные правонарушения, надзору за исполнением законов практически во всех урегулированных законом сферах обще­ственных отношений.

Прокуроры и следователи, являясь представителями госу­дарственной власти, находятся под особой защитой государства как и их близкие родственники, а также их имущество. Поря­док и условия осуществления такой защиты прокуроров и сле­дователей определяются Федеральным законом "О государ­ственной защите судей, должностных лиц правоохранитель­ных и контролирующих органов", иными нормативными пра­вовыми актами.

Особое внимание уделено законодательной регламентации порядка прохождения службы, перевода, а также поощрения работников и привлечения их к дисциплинарной ответственно­сти, оснований и порядка прекращения службы, мерам матери­ального и социального обеспечения работников прокуратуры, правовой и социальной защиты прокуроров и следователей.

В разделе VI впервые в законодательстве в едином зако­не определены особенности организации и обеспечения дея­тельности органов военной прокуратуры. В нем содержатся нормы, устанавливающие структуру военной прокуратуры (ст. 46), особенности полномочий военных прокуроров (ст. 47), кадровое, материальное и социальное обеспечение органов во­енной прокуратуры.

В заключительном разделе VII Закона регулируются воп­росы статистической отчетности, финансирования, материаль­но-технического обеспечения органов и учреждений прокура­туры, разъясняются некоторые наименования, содержащие­ся в Законе.

§ 3. Регламентация деятельности органов прокуратуры иными федеральными законами

Процессуальное положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации в различных судебных ин­станциях при рассмотрении уголовных, гражданских, арбит­ражных дел, дел об административных правонарушениях рег­ламентируются соответственно Уголовно-процессуальным ко­дексом РСФСР, Гражданско-процессуальными кодексом РСФСР, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодек­сом РСФСР об административных правонарушениях.

Наиболее систематизированная и детализированная сово­купность норм об организации, полномочиях и порядке дея­тельности прокуроров и следователей прокуратуры содержится в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР. Согласно ст. 25 УПК прокурор обязан во всех стадиях уголовного судопроиз­водства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

Особенности прокурорского надзора в сфере таможенных отношений регламентируются также Таможенным кодексом РФ (ст. 227, 228, 248 — надзор при использовании метода контролируемой поставки при ввозе, вывозе или транзите наркотических средств или психотропных веществ).

Отдельные нормы, преимущественно определяющие зада­чи и надзорную функцию прокуроров в соответствующих сфе­рах правовых отношений, содержатся в Кодексе законов о тру­де, некоторых иных кодифицированных законодательных актах.

Нормы о прокурорском надзоре за исполнением законов предусматриваются нередко в различных федеральных зако­нах, регулирующих различные сферы правовых отношений. Тем самым законодателем подчеркивается повышенная значи­мость прокурорского надзора в связи с соответствующим ви­дом деятельности государственных и иных органов в соответ­ствующих сферах правовых отношений. Хотя, в принципе, та­ких упоминаний и не требуется, поскольку общие предметы ведения прокуратуры, функции и полномочия прокуроров оп­ределены в Законе о прокуратуре. Тем не менее, подчеркивая особую значимость для охраны прав и свобод человека и граж­данина, общества и государства тех или иных видов деятель­ности, законодатель счел необходимым специально указать на возложение на прокуратуру надзора за исполнением законов. Об этом имеется прямое указание в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 21); Федеральном законе "О внешней разведке" (ст. 25); Федеральном законе "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (ст. 38 п. 5); Законе "О федеральных органах правительственной связи и информации" (ст. 22), в ряде других.

Специальными федеральными законами регламентируются задачи, полномочия и порядок деятельности прокуроров в от­дельных сферах правовых отношений, ввиду специфики кото­рых прокурор является по существу единственным "внешним" гарантом законности. К их числу относится, например, Феде­ральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". В нем, в частности, определено, что подозреваемые и обвиняемые содержатся в следственных изоляторах временного содержания (ст. 7). Для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут использоваться учреждения, исполняющие наказания. Пере­чень таких тюрем и исправительно-трудовых учреждений ут­верждается Министерством внутренних дел РФ по согласова­нию с Генеральным прокурором РФ (ст. 10). В ряде случаев действия администрации этих мест могут быть выполнены только с согласия прокурора (содержание в камерах, где со­держатся несовершеннолетние, положительно характеризую­щихся взрослых, впервые привлекаемых к ответственности за нетяжкие преступления, — ст. 33 п. 1 и др.), введение с согла­сия соответствующих прокуроров при наличии указанных в законе условий в местах содержания под стражей режима особых условий.

В некоторых законах определяются, конкретизируются элементы исключительной компетенции прокуроров, органов прокуратуры различных уровней (иерархическая компетенция). Так, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга­нов государственной власти субъектов Федерации"* устанавли­вается, что непосредственный надзор по делам о правонару­шениях депутатов, за которые предусматривается уголовная или административная ответственность, следственные дей­ствия и порядок производства по административным правона­рушениям осуществляется под непосредственным надзором прокурора субъекта Российской Федерации (ст. 13, 14).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.