|
РАЗДЕЛ I. Прокурорский надзор за законностью судебных постановлений.
Введение
Конституция Республики Беларусь установила, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. С учетом важности стадии уголовного судопроизводства, особенно для защиты прав и свобод человека и гражданина, закон не мог не предусмотреть участия в ней представителя государства. Таким представителем, согласно закону, является прокурор. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в судах - важнейшая отрасль прокурорского надзора. Исходя из положений Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», Уголовно-процессуальным кодекса Республики Беларусь, прокурор выполняет в судебных стадиях уголовного судопроизводства две важнейшие задачи: 1) осуществляя уголовное преследование в суде, выступает в качестве государственного обвинителя; 2) являясь представителем прокуратуры, осуществляет в пределах своей компетенции надзорные функции. Для выполнения названных функций в прокуратуре имеются соответствующие структурные подразделения. В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь — Управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, которое организует и контролирует работу нижестоящих прокуратур. В прокуратурах субъекта Республики Беларусь — соответствующие управления и отделы. В районных прокуратурах — заместители, старшие помощники и помощники районных прокуроров занимаются непосредственной работой по участию в рассмотрении судом уголовных дел.
Прокуроры осуществляют надзор за законностью судебных решений, вынесенных общими и хозяйственными судами первой, кассационной и надзорной инстанций, а также вынесенных хозяйственными судами апелляционной инстанции.
Прокурор, участвующий в судебном заседании, установив нарушения закона, обязан принять меры к их устранению путем заявления возражений, подлежащих занесению по его требованию в протокол судебного заседания, либо путем принесения протеста.
Прокуроры, осуществляющие надзор в этой отрасли руководствуются законом и своим внутренним убеждением, основанным на исследовании всех обстоятельств дела. Прокурор пользуется процессуальной самостоятельностью и вправе определить свою позицию по любому вопросу, связанному с производством по делу. Никто, в том числе и вышестоящий прокурор, не может навязать прокурору, участвующему в судебном заседании, свою точку зрения, требовать, чтобы он высказал в суде мнение, противоречащее его внутреннему убеждению. Это является одной из важнейших гарантий независимости и объективности прокурора, участвующего в судебном заседании. Вместе с тем протест прокурора на решение, приговор, определение, постановление суда может быть отозван вышестоящим прокурором до начала рассмотрения протеста судом. Право вышестоящего прокурора отменить или изменить решение нижестоящего прокурора в том случае, если оно противоречит закону, обеспечивает единообразное понимание и применение закона.
Объект исследования: прокурорский надзор за законностью судебных постановлений.
Цель исследования: изучить методы прокурорского надзора за законностью судебных постановлений ,а также рассмотреть полномочия прокурора при осуществления надзора за законностью, а также надзор за законностью не вступивших в законную силу постановлений суда и др.
Задачи:
дать понятие прокурорского надзора за осуществлением надзора за законностью;
Раскрыть полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью;
Рассмотреть надзор за законность не вступивших в законную силу постановлений суда.
Рассмотреть организацию работы по надзору за законность судебных постановлений и др.
Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список литературы.
РАЗДЕЛ I. Прокурорский надзор за законностью судебных постановлений.
Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении - это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора, направленная на обеспечение законности и обоснованности судебных постановлений всех судебных инстанций по уголовным, гражданским, хозяйственным делам и делам об административных правонарушениях, а также за соблюдением законодательства при их исполнении. Прокуроры осуществляют надзор за соответствием закону судебных постановлений, вынесенных общими и хозяйственными судами первой, кассационной и надзорной инстанций, а также вынесенных хозяйственными судами апелляционной инстанции.[5; 127] Правовую основу прокурорского надзора за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении составляют: 1)Конституция Республики Беларусь; 2)Закон «О прокуратуре Республики Беларусь»; 3)Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь; 4)Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь; 5)Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь; 6)Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях; 7)приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 31 марта 2006 г. № 6 «О реализации прокурорами полномочий в хозяйственном судопроизводстве» (с изменениями, внесенными приказами от 13 июня 2008 г. № 18; от 15 декабря 2008 г. № 75); 8)приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 6 сентября 2007 г. № 32 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при ведении административного процесса»; 9)приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 26 августа 2008 г, № 52 «Об организации поддержания государственного обвинения и повышения эффективности надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам» (с изменениями, внесенными приказом от 15 декабря 2008 г. № 75); 10)постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 октября 2005 г. № 22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве»; 11)иные акты законодательства, в том числе международные договоры Республики Беларусь. Сущность прокурорского надзора в указанной отрасли заключается в обеспечении законности при судебном разбирательстве дел, принятии мер к своевременной отмене в установленном порядке незаконных и необоснованных приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов, устранении нарушений законодательства при исполнении судебных постановлений. Прокурор, участвующий в судебном заседании, установив нарушения закона, обязан принять меры к их устранению путем заявления возражений, подлежащих занесению по его требованию в протокол судебного заседания, либо путем принесения протеста. Прокуроры, осуществляющие надзор в этой отрасли, руководствуются законом и своим внутренним убеждением, основанным на исследовании всех обстоятельств дела. Прокурор пользуется процессуальной самостоятельностью и вправе определить свою позицию по любому вопросу, связанному с производством по делу. Никто, в том числе и вышестоящий прокурор, не может навязать прокурору, участвующему в судебном заседании, свою точку зрения, требовать, чтобы он высказал в суде мнение, противоречащее его внутреннему убеждению. Это является одной из важнейших гарантий независимости и объективности прокурора, участвующего в судебном заседании. Вместе с тем протест прокурора на приговор, решение, определение, постановление суда может быть отозван вышестоящим прокурором до начала рассмотрения протеста судом. Право вышестоящего прокурора отменить или изменить решение нижестоящего прокурора в том случае, если оно противоречит закону, обеспечивает единообразное понимание и применение закона. Конкретные задачи прокурорского надзора в этой отрасли обусловлены требованиями укрепления законности в области правосудия и особым положением суда в системе государственных органов. Задачами прокурорского надзора в этой отрасли является обеспечение: 1)защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства; 2)защиты прав и законных интересов участников хозяйственной деятельности, укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере; 3)законности при осуществлении правосудия по уголовным, гражданским, хозяйственным делам и делам об административных правонарушениях; 4)соблюдения законодательства при исполнении приговоров, решений, определений, постановлений суда.
Объектом надзора является то, на что он направлен. Исходя из этого объектом прокурорского надзора в этой отрасли являются: 1)законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений суда; 2)исполнение законов участниками судебного заседания при рассмотрении судами уголовных, гражданских, хозяйственных дел, а также дел об административных правонарушениях; 3)соблюдение законодательства при исполнении судебных постановлений. Таким образом, прокурорский надзор направлен не только на обеспечение законности и обоснованности вынесенных судами приговоров, решений, определений, постановлений, соблюдения законодательства при исполнении судебных постановлений, но и на обеспечение точного и единообразного исполнения норм материального и процессуального права составом суда и всеми участниками судебного заседания. Участники уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, защищающие свои интересы, либо их представители, защищающие эти интересы от их имени, могут реагировать на нарушения закона, допущенные в судебном заседании, но могут и не делать этого. Закон не обязывает их к этому. Реагируя на допускаемые в судебном заседании нарушения закона, они действуют в защиту собственных или представляемых интересов. Прокурор же действует в судебном заседании от имени государства. Поэтому он не только вправе, но и обязан принять меры к устранению нарушений закона, независимо от того, кем они допущены: судом, гражданским истцом, гражданским ответчиком, представителями, защитником, обвиняемым, потерпевшим, другими участниками гражданского, хозяйственного, уголовного судопроизводства. В частности, в соответствии со ст. 23 ГПК прокурор обязан на всех стадиях гражданского судопроизводства принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Согласно ч. 6 ст. 34 УПК прокурор, участвуя в судебном заседании в качестве государственного обвинителя, вправе протестовать против действий другой стороны, возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего, требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия и записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены. По смыслу закона, прокурор, также как и в гражданском судопроизводстве, на всех стадиях уголовного и хозяйственного судопроизводства обязан принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Своим участием в судебном заседании прокурор способствует обеспечению соблюдения прав и законных интересов участников процесса, точному исполнению процессуального законодательства.[8;29] Прокурор, действуя в судебном заседании в соответствии с требованиями закона, не может оставить без реагирования любые нарушения закона судом и другими участниками судебного заседания. Суд также наделен правом контролировать законность действий прокурора в судебном заседании и реагировать в установленном законом порядке на любые действия прокурора, которые признает незаконными и нарушающими правила правосудия. Это обусловливает процессуальное положение прокурора в судебном заседании и свидетельствует о том, что функция надзора отделена от функции правосудия, осуществляемой только судом. Если нарушение закона не было устранено в процессе судебного заседания, прокурор обязан принести протест на незаконный или необоснованный судебный акт. Прокурор не наделен правом отменять или изменять незаконные или необоснованные судебные акты. Заключение прокурора и высказанные им мнения по возникающим во время судебного заседания вопросам не обязательны для суда, рассматривающего дело. Они учитываются судом лишь в меру их обоснованности. Прокурор не вправе также давать указания суду о выполнении каких-либо действий. Таким правом обладают вышестоящие судебные органы. В ст. 32 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» указано, что предметом надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении являются соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению. Вместе с тем следует отметить, что предметом надзора являются не законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений судов, соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению, а сами эти судебные акты, правовые акты органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению, которые должны соответствовать закону, а также действия участников судебных заседаний и лиц, исполняющих судебные постановления. Поэтому предметом надзора в этой отрасли являются: 1) приговоры, решения, определения и постановления общих и хозяйственных судов; 2) акты, выносимые органами и должностными лицами при исполнении судебных постановлений; 3) действия участников судебного заседания. 4) действия должностных лиц при осуществлении исполнительного производства по уголовным, гражданским, хозяйственным делам и делам об административных правонарушениях.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|