Очно-заочная форма обучения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И
Кафедра _ «Уголовно-правовых дисциплин»__
Наименование кафедры
Рассмотрено на заседании кафедры «УТВЕРЖДАЮ»
Протокол №_____от__________20__г. Директор Департамента
По учебной и
Заведующий кафедрой инновационной работе
Уголовно-правовых дисциплин
Качалов В.И. Демидова С.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рекомендуется для направления подготовки бакалавров
030900.62 — «Юриспруденция»
профиль подготовки — «Уголовно-правовой»
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Москва — 2011
© Ермолович Я. Н. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Примерная программа дисциплины Прокурорский надзор в Российской Федерации. Рекомендуется для подготовки бакалавров по направлению 030900.62 — «Юриспруденция» профиль подготовки — «Уголовно-правовой».
М.: МГУТУ, 2011.
Настоящая программа представляет цели, задачи, общие требования к содержанию и уровню усвоения дисциплины, трудоемкость и виды учебной работы по дисциплине «Прокурорский надзор в Российской Федерации» для подготовки бакалавров по направлению 030900.62 — «Юриспруденция» профиль подготовки — «Уголовно-правовой» в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Высшего профессионального образования.
Разработчик:
МГУТУ кафедра «Уголовно-правовых дисциплин», зав. кафедрой, к.ю.н., доцент Качалов Виктор Иванович
МГУТУ кафедра «Уголовно-правовых дисциплин», доцент, к.ю.н. Ермолович Ярослав Николаевич
Эксперты:
Щербакова О. Е. — зав. кафедрой «Технология хлебопродуктов» д.т.н., профессор
Сапронова Л.А. — д.т.н., профессор кафедры «Товароведение и технология пищевых производств» Московского государственного университета пищевых производств
© Московский государственный университет технологии и управления, 2011 109004, Москва, Земляной Вал, 73
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………………………....4
2. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины …...4
3. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы …………………..…8
4. Содержание дисциплины ……………………………………………………10
4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость
и рекомендуемые виды учебной работы………………………………………..10
4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей
дисциплины …………………………………………………………………..….14
4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных
модулей ……………………………………………………………………….….18
5. Самостоятельная работа ………………………………………………..….24
Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины ………………………………………………………………..…...26
7. Материально—техническое обеспечение дисциплины ………………..35
8. Контроль и оценка результатов обучения …………………………..…..35
8.1. Контроль знаний по дисциплине …………………………………………35
8.2. Рейтинговая оценка знаний по дисциплине ……………………….....…..36
Методические рекомендации по организации
изучения дисциплины …………………………………………………….…..39
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «Прокурорский надзор в Российской Федерации» — обязательная дисциплина профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) части государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 030900.62 — «Юриспруденция» профиль подготовки — «Уголовно-правовой», квалификация (степень) — бакалавр.
Преподавание прокурорского надзора в РФ осуществляется на основе комплексного подхода и имеет цели:
— научить студентов (будущих юристов) правильному пониманию задач и предназначения прокуратуры в демократическом государстве, места ее в системе правоохранительных органов, роли прокурорского надзора в укреплении законности и правопорядка в Российской Федерации.
— привить им практические навыки и умения осуществлять прокурорский надзор и иную деятельность прокурора, в том числе составлять акты прокурорского реагирования.
При этом преследуются следующие основные задачи:
образовательная (учебная) — прочное усвоение теоретических положений курса и законодательства, регулирующего вопросы организации и осуществления прокурорского надзора, а также задач, форм и методов реализации этой деятельности. Ставится также задача научить студентов самостоятельно работать с учебной литературой и нормативными правовыми актами, проявлять инициативу в овладении знаниями, привить им интерес к работе в органах прокуратуры;
практическая — выработать у студентов прочные навыки применения в практической деятельности полученных знаний, необходимых для работы в органах прокуратуры различных звеньев, принятия решений в ситуациях, возникающих в практической деятельности прокуроров и следователей;
воспитательная — привить студентам навыки правомерного поведения в процессе реализации своих прав и свобод, дать целевую установку на не совершение ими противоправных деяний, влекущих за собой наступление неблагоприятных для них последствий;
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Прокурорский надзор в РФ» студенты должны:
— знать правовое положение, принципы и содержание деятельности органов прокуратуры Российской Федерации;
— особенности реализации основных отраслей прокурорского надзора в оперативно-розыскной деятельности, в ходе дознания и предварительного следствия;
— характер участия прокурора в рассмотрении дел судами и методику прокурорской деятельности при осуществлении надзора за исполнением законов при исполнении наказаний, назначенных судом;
— уметь анализировать основные нормативные акты, федеральные и региональные программы по предупреждению преступлений;
быть ознакомлены:
— с порядком судебного разбирательства, обжалования, опротестования и пересмотра приговора суда;
— с основными вопросами, связанными с надзором за исполнением наказаний.
Профессиональные компетенции:
Выпускник по направлению подготовки 030900.62 — «Юриспруденция» профиль подготовки — «Уголовно-правовой», квалификация (степень) — бакалавр в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы после изучения дисциплины «Прокурорский надзор в Российской Федерации» должен обладать следующими профессиональными навыками:
— осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
— приобрести знания о понятии органов прокуратуры, их системе и структуре, правовом обеспечении и службе в органах прокуратуры;
— развить навыки и умения по работе с нормативными правовыми актами, составлению уголовно-процессуальных и гражданско-правовых документов.
Предметная область дисциплины, обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение курса, ознакомление с актуальными проблемами теории и практики прокурорского надзора на современном этапе развития науки и деятельности органов прокуратуры, обеспечивает нравственное и правовое воспитание студентов.
Прокурорский надзор в РФ, вся многогранная правоохранительная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, государства и общества. Прокурорский надзор – это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, осуществляемый только прокуратурой – федеральным централизованным надзорным органом. Это обстоятельство обусловило включение в учебные планы высших юридических учебных заведений дисциплины «Прокурорский надзор в РФ».
Предметом изучения этой дисциплины являются задачи, принципы, формы и методы надзора прокуратуры за точным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов. Изучение данного курса основывается на знании студентами основ теории государства и права и осуществляется в тесной связи с такими правовыми науками как конституционное (государственное) право России, административное право, гражданское право, уголовное право, граждан, гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и другими. В связи с этим дисциплина подлежит изучению на старших курсах.
Учебная дисциплина изучается студентами 3 курса в 5 семестре. Ее изучение способствует более успешному усвоению других юридических дисциплин. Наиболее тесно преподавание курса связано с уголовным процессом, уголовным правом, правоохранительными органами в РФ.
Изучение дисциплины «Прокурорский надзор в Российской Федерации» призвано способствовать нравственному и правовому воспитанию обучаемых.
Основными методом изучения предмета является самостоятельная работа обучаемых по усвоению рекомендованной литературы и приобретение практических навыков по составлению соответствующих процессуальных документов, связанных с прокурорским надзором.
Процесс обучения включает в себя аудиторные занятия с преподавателями (лекции, семинары, деловая игра), зачет как форму итогового контроля, а также самостоятельную работу студентов, включающую в себя подготовку и написание контрольных работ и рефератов.
Лекции носят в основном проблемный или обзорно-консультативный характер. Обзорно-консультативные лекции читаются, как правило, по всем разделам курса. При этом первая лекция является установочной.
Семинары проводятся в учебных группах по узловым и наиболее сложным темам с целью углубленного изучения студентами теоретических проблем курса и привития им навыков научного анализа правовых явлений. На них отрабатывается умение студентов проводить юридический анализ конкретных ситуаций, возникающих в практике работы органов прокуратуры, принимать основанные на законе решения, а также правильно готовить акты прокурорского надзора (реагирования) и другие документы.
Самостоятельная работа — основной метод изучения курса, по овладению знаниями путем систематической работы с нормативными актами, учебной литературой, теоретическими трудами и другими источниками, рекомендуемыми в заданиях по соответствующим темам.
Деловая игра проводится для того, чтобы помочь наглядно уяснить содержание деятельности работников органов прокуратуры и других органов, привить им навыки разрешения проблемных ситуаций.
Практические занятия проводятся по темам, изучение которых необходимо для глубокой отработки ряда принципиальных положений курса. Подготовка к каждому практическому занятию осуществляется обучаемыми по специальному заданию, разработанному кафедрой. В заданиях предусмотрено изучение конкретных законодательных и ведомственных нормативных актов, специальной литературы, а также решение практических казусов.
Практическое занятие призвано закрепить и углубить знания, полученные обучаемыми на лекциях и в процессе самостоятельной подготовки, привить им навыки самостоятельного решения вопросов, возникающих в практической деятельности юристов при применении норм, регламентирующих задач, устройство и компетенцию судебных и правоохранительных органов.
В ходе практических занятий обучаемые получают разъяснения по отдельным теоретическим вопросам. На занятиях осуществляется текущий контроль их подготовки по теме. Занятия проводятся путем постановки и обсуждения контрольных вопросов, решения задач, внедрения в учебный процесс других активных методов обучения, в том числе ролевых ситуаций.
В основу проведения учебных занятий кладется принцип индивидуализации обучения. При этом преподаватель учитывает уровень подготовки каждого обучаемого и использует эту информацию для работы с обучаемыми.
Основным методом изучения курса является самостоятельная работа обучаемых в целях изучения вопросов укрепления законности и правопорядка, усвоения содержания действующего законодательства и литературы, рекомендованной учебной программой. Самостоятельная работа преследует двойную цель: выполнение конкретных заданий и выработку навыков самостоятельного изучения тех или иных проблем. Это имеет важное значение для становления их как специалистов, основным требованием к которым является постоянно пополнять багаж своих знаний и совершенствовать свою практическую подготовку.
Организацией самостоятельной работы занимаются, в основном, преподаватели, ведущие практические занятия в учебных группах, а также преподаватели, читающие лекции по курсу. Деятельность преподавателя по организации самостоятельной подготовки сводится не только к проверке качества подготовки обучения по курсу. Он обязан также оказать им помощь в подборе литературы и нормативных актов, объяснить методику решения задач, проверить конспекты первоисточников, а также осуществлять консультативную работу с обучаемыми во внеаудиторное время. Консультация должна оказывать помощь в организации самостоятельной работы в целом и при подготовке к конкретным учебным занятиям.
Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения обучаемыми учебного материала, знания ими отдельных положений курса, практического умения и навыков применения законодательных актов при решении практических вопросов. Его осуществляют преподаватели в ходе проведения практических занятий. Наиболее распространенными способами текущего контроля являются: контрольный (устный и письменный) опрос; проверка выполнения заданий (решения задач, выполнения упражнений, составление документов); собеседования по пройденным темам, проверка конспектов лекций. Задачами такого контроля являются: 1) выяснение и оценка уровня подготовки обучаемых по отдельным темам; 2) оказание им помощи в овладении учебным материалом; 3) выявление путей совершенствования преподавания учебного материала, недостаточно усвоенного обучаемыми.
Промежуточный контроль включает письменные контрольные работы по всему курсу. Его цель аналогична цели текущего контроля, однако проверка знаний обучаемых производится не по отдельным темам, а по курсу в целом.
Итоговый контроль заключается в приеме у обучаемых зачета. Зачет проводится по билетам, содержание которых охватывает весь материал дисциплины. Методика проведения зачета и содержание билетов обсуждается на предметно-методической комиссии и утверждается на заседании кафедры. После сдачи зачета рекомендуется провести анализ допущенных в процессе преподавания недостатков для последующего их устранения.
На занятиях, проводимых по курсу, широко используются активные методы обучения: программированный контроль знаний, деловые игры, ролевые ситуации и другие современные методические приемы.
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы. 1 зачетная единица равна ориентировочно 36 академическим часам. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы представлено в таблице 1.
Таблица 1. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы*
Очная форма обучения
Вид учебной работы
| Зачетных единиц
| Академических
часов
| Общая трудоемкость дисциплины
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Лекции
| 0,4
|
| Практические работы
| 0,6
|
| Самостоятельная работа (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Самостоятельное изучение отдельных тем модулей
| 0,16
|
| Изучение тем лекций
| 0,16
|
| Подготовка к практическим работам
| 0,16
|
| Подготовка и презентация реферата
| 0,16
|
| Подготовка к рубежному контролю
| 0,16
|
| Подготовка к промежуточной аттестации (зачёту)
| 0,16
|
| Контроль (всего)
| 0,1
|
| В том числе
|
|
| Входной, текущий, рубежный
|
|
| Промежуточная аттестация (зачет)**
| 0,1
|
| * В зависимости от технологии обучения вуз самостоятельно устанавливает распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы в соответствии с рекомендациями примерной программы
** Систему контроля степени освоения дисциплины и оценки приобретенных компетенций, знаний, умений и навыков, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой дисциплины, используя рекомендованную примерной программой систему диагностики.
Очно-заочная форма обучения
Вид учебной работы
| Зачетных единиц
| Академических
часов
| Общая трудоемкость дисциплины
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 0,2
|
| В том числе:
|
|
| Лекции
| 0,1
|
| Практические работы
| 0,1
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 1,8
|
| В том числе:
|
|
| Самостоятельное изучение отдельных тем модулей
| 0,3
|
| Изучение тем лекций
| 0,3
|
| Подготовка к практическим работам
| 0,3
|
| Подготовка и презентация реферата
| 0,3
|
| Подготовка к рубежному контролю
| 0,3
|
| Подготовка к промежуточной аттестации (зачёту)
| 0,3
|
| Контроль (всего)
| 0,1
|
| В том числе
|
|
| Входной, текущий, рубежный
|
|
| Промежуточная аттестация (зачёт)**
| 0,1
|
| * В зависимости от технологии обучения вуз самостоятельно устанавливает распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы в соответствии с рекомендациями примерной программы
** Систему контроля степени освоения дисциплины и оценки приобретенных компетенций, знаний, умений и навыков, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой дисциплины, используя рекомендованную примерной программой систему диагностики.
Заочная форма обучения
Вид учебной работы
| Зачетных единиц
| Академических
часов
| Общая трудоемкость дисциплины
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 0,2
|
| В том числе:
|
|
| Лекции
| 0,1
|
| Практические работы
| 0,1
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 1,8
|
| В том числе:
|
|
| Самостоятельное изучение отдельных тем модулей
| 0,3
|
| Изучение тем лекций
| 0,3
|
| Подготовка к практическим работам
| 0,3
|
| Подготовка и презентация реферата
| 0,3
|
| Подготовка к рубежному контролю
| 0,3
|
| Подготовка к промежуточной аттестации (зачёту)
| 0,3
|
| Контроль (всего)
| 0,1
|
| В том числе
|
|
| Входной, текущий, рубежный
|
|
| Промежуточная аттестация (зачёт)**
| 0,1
|
| * В зависимости от технологии обучения вуз самостоятельно устанавливает распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы в соответствии с рекомендациями примерной программы
** Систему контроля степени освоения дисциплины и оценки приобретенных компетенций, знаний, умений и навыков, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой дисциплины, используя рекомендованную примерной программой систему диагностики.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы
Рабочая программа дисциплины должна быть построена по модульно-блочному принципу.
Модуль — совокупность частей учебной дисциплины (курса), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения. Каждый модуль состоит из двух частей:
— инвариантный блок —включает минимум (ядро) знаний, законов, принципов, понятий, обладающих значительной временной стабильностью (трудоемкость блока не менее 50 % общей трудоемкости дисциплины);
— вариативный (профильный) блок — под которым следует понимать укрупненную группу знаний по направлению. Дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовой части, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
В таблице 2 дано название базовых образовательных модулей дисциплины и рекомендованные виды учебной работы, которые в вузовской рабочей программе детализируются в зависимости от используемых технологий обучения. Трудоемкость модулей в зачетных единицах и видов учебной работы в пределах каждого модуля в учебных часах устанавливается вузом в зависимости от технологии обучения и определяется временными затратами на освоение регламентированного минимума результатов обучения в виде компетенций, знаний, умений и навыков.
Таблица 2. Базовые модули дисциплины, рекомендуемые трудоемкость в зачетных единицах и виды учебной работы для групп областей знаний*
Очная форма обучения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|