Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 3 Факультативные элементы налоговой обязанности (правовой режим налоговых льгот)





Налоговые льготы по правовому режиму являются факультативным элементом налогообложения, наличие которых в законе о налоге может и предусматриваться, и не предусматриваться.

Понятие налоговой льготы. В НК РФ (ст.56) впервые в налоговом законодательстве дано легальное определение налоговых льгот. Льготами по налогам и сборам признается предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Из указанного определения вытекают следующие квалифицирующие признаки налоговых льгот:

1. По своему содержанию налоговая льгота должна создавать преимущества одним категориям налогоплательщиков по сравнению с остальными налогоплательщиками в форме либо освобождения от уплаты налога, либо уплаты его в меньшем размере.

2. Налоговые льготы должны предусматриваться исключительно законодательством о налогах и сборах.

3. Налоговые льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков, и по общему правилу, не могут носить индивидуальный характер.



Виды налоговых льгот. Прежнее налоговое законодательство содержало открытый перечень налоговых льгот. К таковым относились: необлагаемый минимум объекта налогообложения, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога, освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налогового оклада, целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты и прочие налоговые льготы (ст.10 Закона ”Об основах налоговой системы в РФ”. Действующий НК РФ не содержит подобного перечня, хотя необходимость в таковом очевидна. Представляется, что налоговые льготы следует классифицировать, по крайней мере, по двум критериям: по порядку установления налоговых льгот и применительно к каждому необходимому элементу налогообложения.

В соответствии с первым критерием классификации можно выделить федеральные, региональные и местные налоговые льготы. Налоговые льготы по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются соответствующими представительными органами власти РФ, субъектов Федерации или органов местного самоуправления. В соответствии с НК РФ на федеральном уровне законами РФ устанавливаются налоговые льготы по федеральным налогам. Представительные органы власти субъектов Федерации законом определяют налоговые льготы по региональным налогам. У нас - Закон Ярославской области от 24 февраля 1998 №2-з «Об условиях и порядке предоставления льгот по налогам и сборам. Аналогичными правами в отношении налоговых льгот по местным налогам наделены органы местного самоуправления.



Вторая из предлагаемых классификаций имеет также не сколько теоретическое, а сколько практическое значение в плане унификации терминологии по видам налоговых льгот и определения порядка использования каждого вида налоговых льгот. Например, если речь идет о вычетах и скидках, то они исчисляются применительно к базе налогообложения, если - об изъятиях, то - к объекту налогообложения и т.д. При этом следует учитывать, что в законах о налогах налоговые льготы зачастую объединяются по нескольким критериям, так, только льготным категориям налогоплательщиков предоставляются кратные необлагаемые минимумы по подоходному налогу. С учетом изложенного наша классификация налоговых льгот включает следующие:

1. Налоговые льготы по субъектному составу.

2. Налоговые льготы по объекту налогообложения - это изъятия из объекта обложения налогом.

3. Налоговые льготы по базе налогообложения - это необлагаемый минимум (налоговые скидки) и налоговые вычеты.



4. Налоговые льготы по ставкам налогообложения..

5. Налоговые льготы по порядку исчисления и уплаты налога.

Использование налоговых льгот.

1) Это право, а не обязанность налогоплательщика. Согласно НК РФ (ст.56) налоговые льготы применяются по усмотрению налогоплательщика.

2) Он вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Коль скоро налоговые льготы используются, а не предоставляются, то налогоплательщик вправе реализовать вышеназванные права, не сообщая о своем решении в налоговые органы, поскольку разрешения или согласия этих органов не требуется. Разъяснение Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 «О некоторых вопросах, связанных с введением ч.1 НК РФ» «сам факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении налоговой декларации за конкретный налоговый период не означает отказа от использования налоговой льготы в этом периоде.»

3) Порядок использования льготы зависит от порядка уплаты налога. В окладных налогах льгота используется в заявительном порядке. В неокладных налогах – самостоятельно налогоплательщиком при определении налоговой базы с учетом налоговых льгот. Конкретная процедура использования налоговой льготы устанавливается по отдельному налогу.

4) Бремя доказывания права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика. В НК РФ (ст.23) содержится обязанность налогоплательщика предоставлять в налоговые органы в установленном порядке налоговые декларации, а в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налога. К последним и следует отнести документы, подтверждающие право на налоговые льготы. Поэтому данная обязанность увязывается с возложением бремени доказывания права на налоговую льготу на налогоплательщика. Именно такой позиции придерживается судебная практика. Если налогоплательщик ни в период проверки, проводимой налоговым органом, ни в ходе судебного разбирательства не представляет соответствующие документы, подтверждающие, что льгота была использована правомерно, оснований для признания решений налоговых органов о взыскании финансовых санкций за необоснованное применение льготы недействительным не будет.

Заявительный характер налоговой льготы означает, что налоговые льготы предоставляются с момента предъявления названных документов в налоговые органы при исчислении ими налогового оклада или при наличии у налогоплательщика подтверждающих документов при самостоятельном исчислении налога. При этом указанные налоговые льготы, которые налогоплательщик не использовал, не подлежат переносу с прошлых налоговых периодов на будущие налоговые периоды. налога.

Вопрос 4. Сроки в налоговом праве.

Квалификация сроков в налоговом праве – это определение правовой природы срока, порядка его исчисления и правовых последствий пропуска срока.

1) По степени определенности сроков выделяются:

· определенные сроки, имеющие указание в законе на их начало и окончание (например, ст.113, 115 НК РФ);

· неопределенные сроки, которые могут исчисляться приблизительно по усмотрению субъекта правоприменительной деятельности.

Например, в соответствии с НК РФ (ст.40 п.2) налоговые органы при осуществлении контроля вправе проверять правильность применения цен по сделкам в пределах непродолжительного периода времени. Отнесение срока к непродолжительному периоду времени находится в компетенции налогового органа или суда.

2) По порядку установления сроков можно назвать следующие:

· императивные - сроки, установленные законом и не подлежат изменению субъектами налоговых отношений;

· диспозитивные - это сроки, которые устанавливаются налоговыми органами (например, ст.69 п.4 НК РФ), соглашением сторон налогового правоотношения (например, ст.65,67,73,74 НК РФ), назначаемые судебными органами (например, ст.68 п.7 НК РФ) и самим налогоплательщиком(например, в отношении досрочного исполнения налоговой обязанности по ст.45 п.1 НК РФ).

3) В зависимости от полноты правовой информации о сроке различаем сроки:

· информация о которых в полном объеме содержится в законе и не требует привлечения дополнительных источников для уяснения смысла соответствующей нормы (например, ст.140, 113,115 НК РФ);

· информация о сроке, требует обращение к дополнительным источникам, т.е. статья закона носит отсылочный характер (например, ст80 п.6 НК РФ)

4) Назначение сроков в процессе реализации прав и обязанностей субъектов налоговых отношений предполагает следующее деление сроков:

· сроки осуществления налоговых прав;

· сроки исполнения обязанностей;

· давностные сроки.

Особый интерес для нас представляют давностные сроки. Они подразделяются на сроки исковой давности и пресекательные сроки. Срок исковой давности - это предоставленные законом управомоченному лицу сроки для защиты своего нарушенного права. Например, защищая свое право на возврат сумм излишне взысканного налога, налогоплательщик может обратиться в суд с заявлением в течение 3 лет со дня когда он узнал или должен был узнать о названном факте (ст.79 НК РФ). При пропуске срока по уважительной причине, он может быть восстановлен судом. Сроками исковой давности являются и сроки судебного взыскания недоимки, пени за счет имущества физического лица (ст.48 НК), срок давности взыскания налоговых санкций (ст.115 НК РФ).

В то время как пресекательные сроки - это сроки, отведенные уполномоченным государственным органам для выполнения действий, связанных с фискальной функцией государства. Например, срок давности привлечения к налоговой ответственности (ст.113 НК РФ). Пресекательные сроки восстановлению в случае их пропуска не подлежат. Однако законодатель допускает возможность приостановления таких сроков (см. ст.113 НК РФ)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.