Сделай Сам Свою Работу на 5

Международное правовое регулирование туризма





Важное значение для эффективного правового регулирования туризма имеет международный правовой опыт. При этом международное правовое регулирование связано не только с международным туризмом; оно оказывает существенное влияние на национальное законодательство в данной области.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Можно выделить две основные группы международных правовых актов в сфере туризма: акты, затрагивающие интересы стран СНГ; акты, затрагивающие интересы иных иностранных государств.

Прежде чем перейти к анализу международных правовых актов в сфере туризма, охарактеризуем роль и место Всемирной туристской организации (ВТО) в международном правовом регулировании туризма.

ВТО является специализированной организацией в системе ООН, созданной в 1975 г., и играет решающую роль в пропаганде и развитии ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, призванного способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод. Выполняя эту миссию, ВТО уделяет особое внимание интересам развивающихся стран в сфере туризма.



Всемирная туристская организация имеет следующую структуру:

- Генеральная ассамблея - высший орган;
- Исполнительный совет - руководящий орган;
- региональные комиссии;
- комитеты;
- секретариат1.

Российская Федерация является членом ВТО как правопреемник бывшего СССР, состоявшего в ВТО с момента ее образования.

За время деятельности международных организаций был принят ряд важнейших документов по вопросам туризма; основные из них:

- Манильская декларация по мировому туризму;
- Гаагская декларация по туризму;
- Глобальный этический кодекс туризма;
- Хартия туризма и ее раздел «Кодекс туризма»;
- Осакская декларация по туризму;
- Осакская декларация тысячелетия.



Манильская декларация по мировому туризму была принята всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) в 1980 г. Декларация определила место туризма в современном обществе. В частности, туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую сферы жизни государств и международных отношений.

В данном акте подчеркивается неразрывная связь между туризмом и правами граждан на отдых, отпуск и свободные передвижения. Учитывая широкое распространение этих прав как прямого следствия права на труд, правительства и общество должны переосмыслить понятие туризма и предоставлять гражданам реальные возможности доступа к туризму.

В декларации рассматривается экономическая составляющая туризма. Он признается одной из основных отраслей мировой экономической деятельности. Развитие внутреннего туризма положительно сказывается на внутренней экономике страны, поскольку балансирует ее, что должно способствовать деятельности государств по поощрению соответствующих капиталовложений.

Однако участники конференции отметили, что туризм нельзя оценивать только с экономической точки зрения. Важное значение в сфере туризма имеют чувство принадлежности к какой-либо культуре и народу, солидарность с соотечественниками, возможность гражданина реализовать свое право на отпуск, ознакомиться с тем, что его окружает, укрепить национальное сознание.

Декларация устанавливает приоритет духовных ценностей в туристической сфере, к которым относятся:



1) полное и гармоничное развитие человеческой личности;
2) постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;
3) равные права народов в определении своей судьбы;
4) освобождение человека (как право на уважение его достоинства и индивидуальности);
5) признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов.

Особое внимание уделяется социальному туризму, рассматриваемому как цель, к которой должно стремиться общество, путем поддержки молодежного туризма, туризма лиц преклонного возраста и инвалидов.

В указанной декларации отмечено, что туризм имеет влияние на сферу занятости в государствах, поскольку способствует созданию новых рабочих мест.

В документе также отмечается международное значение туризма как фактора, содействующему взаимопониманию между народами.

Гаагская декларация по туризму принята Межпарламентской конференцией по туризму, проведенной в Гааге (Нидерланды) в 1989 г. Содержание декларации сводится к закреплению 10 основных принципов, которые необходимо соблюдать всем участникам отношений в сфере туризма. В каждом принципе закрепляются основополагающий тезис и рекомендации по его реализации:

Первый принцип содержит определение туризма, под которым понимаются не только все свободные перемещения людей, но и сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений. Здесь же определяется значение туризма для жизни человека и общества.

Второй принцип посвящен социально-экономической составляющей туризма: «Туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономическому росту всех стран». Подчеркивается, что условием этого является приемлемый уровень самообеспечения туристской сферы, при котором страна не должна тратить больше того, что она надеется получить от туризма.

Третий принцип закрепляет необходимость охраны окружающей природной среды и иных туристских ресурсов.

Четвертый принцип содержит определение иностранного туриста.

Пятый принцип говорит о возможности разумного ограничения прав человека на отдых и свободное время только в случаях, предусмотренных законом.

Шестой принцип посвящен вопросам упрощения туристских формальностей.

Седьмой и восьмой принципы затрагивают взаимосвязанные проблемы безопасности в туризме и угрозы терроризма.

Девятый принцип определяет, что качество туристских услуг зависит от уровня образования не только специалистов в сфере туризма, но и общества в целом.

Десятый принцип закрепляет основные составляющие взаимодействия между туризмом и публичными властями, которые выражаются в особом внимании, необходимом сфере туризма со стороны государства, наделении туристских администраций расширенными полномочиями, а также в проведении адекватной национальной политики и международного сотрудничества.

Глобальный этический кодекс туризма принят в Сантьяго (Чили) в 1999 г. на 13 сессии Генеральной ассамблеи ВТО.

В кодексе освещаются следующие вопросы в сфере туризма: вклад туризма во взаимопонимание и взаимоуважение людей и сообществ; обязанности профессионалов туристического бизнеса; право на туризм; свобода туристских перемещений; права работников и предпринимателей в туриндустрии.

Туризм рассматривается как двигатель индивидуальной и коллективной самореализации; фактор устойчивого развития; пользователь и творец культурного наследия; полезная активность для принимающих стран и сообществ.

Хартия туризма одобрена в 1985 г. на 6 сессии Генеральной ассамблеи ВТО. Фактически документ содержит рекомендации по деятельности нескольких субъектов туристической сферы: государства, представителей местного населения туристских районов, работников в сфере туризма и самих туристов. Рекомендации для последних содержатся в специальном разделе (Кодекс туриста).

Поскольку право на отдых признается во всем мире, государствам следует разрабатывать и проводить политику внутреннего и международного туризма, включающую в себя:

- развитие туризма на различных уровнях - местном, региональном, национальном и международном;
- обеспечение доступности туризма;
- защиту туристской среды;
- содействие росту туристского сознания и контактам местного населения с посетителями;
- обеспечение свободы передвижения, отсутствия какой-либо дискриминации и безопасности туристов;
- создание условий для беспрепятственного доступа туристов к службам здравоохранения, административным и юридическим службам;
- принятие мер по противодействию использования туризма для эксплуатации других в целях проституции и распространения наркотиков.

При этом местное население само должно иметь возможность доступа к туристским ресурсам. Оно также вправе ожидать понимания и уважения к своим обычаям, религиям и прочим сторонам своей культуры, что должно обеспечиваться распространением соответствующей информации среди туристов. Местное население также должно принимать туристов «с лучшим гостеприимством».

Работники в сфере туризма, от которых зависит качество туристского продукта, также вправе рассчитывать на содействие со стороны государства, выражающееся в создании благоприятных условий их деятельности, обеспечении возможности профессиональной подготовки, сотрудничества между собой и с публичными властями.

Кодекс туриста закрепляет основные права и обязанности туристов. Туристы должны способствовать взаимопониманию между народами; проявлять уважение к укладу жизни и законодательству стран пребывания; с пониманием относиться к обычаям, верованиям и поступкам местного населения; воздерживаться от подчеркивания различий, существующих между ними и местным населением; быть восприимчивыми к культуре местного населения; препятствовать эксплуатации кого-либо в целях проституции и распространению наркотиков. Туристы имеют право на: смягчение административного и финансового контроля; возможно лучшие условия на транспорте; свободный доступ к районам туристского интереса; надлежащую информацию об условиях путешествия; личную безопасность и безопасность своего имущества; возможность пользоваться средствами общественной гигиены и предоставления информации по предупреждению распространения инфекционных заболеваний; доступ к средствам связи и административным и юридическим процедурам; возможность исповедания своей религии; обращение в законодательные органы и общественные организации для наилучшего осуществления права на отдых.

Осакская декларация по туризму принята в 1994 г. Всемирной конференцией министров по туризму в Осаке (Япония). Декларация посвящена росту и значению международного туризма, развитию индустрии туризма, воздействию международного туризма на общество и окружающую среду, соотношению международного туризма и мира на земле, а также роли правительств и международных организаций в сфере туризма.

Осакская декларация тысячелетия принята в 2001 г. на Конференции лидеров туризма тысячелетия, которая прошла в Осаке (Япония). В данном документе констатируются достижения сферы туризма к началу XXI в., а также поднимаются проблемы развития рынка международного туризма, сохранения культурного наследия на основе туризма, внедрения в туристическую сферу современных информационных технологий.

Существует ряд документов, посвященных отдельным аспектам туризма, например:

- Заявление ВТО в области предотвращения организованного секс-туризма (Мадрид (Испания) и Сент Винсент, Балле-д’Аоста (Италия), 1995 г.);
- Документы Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях (Эстерсунд (Швеция), 1995 г.);
- Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (Монреаль (Канада), 1996 г.), посвященная вопросам социального туризма;
- Материалы Мадридского семинара ВТО по вопросам подготовки кадров для сферы туризма (Мадрид (Испания), 2000 г.).

Международные договоры в области туризма можно классифицировать на: многосторонние международные договоры в сфере туризма и путешествий (например, Шенгенские соглашения Европейского союза «О едином визовом и туристском пространстве»); двусторонние договоры в туризме2.

Наиболее эффективным и перспективным признается многостороннее сотрудничество государств по правовому регулированию международной туристской деятельности; двустороннее же - не обладает такой характеристикой. «При этом в силу регионального/субрегионального характера процессов интеграции, культурной общности, расположения туристских ресурсов наиболее адекватное регулирование присуще этому уровню межгосударственного взаимодействия»3.

Тем не менее практика двустороннего регулирования отношений в области туризма активно развивается. Следуя рекомендациям и развивая положения международных актов, Российская Федерация (СССР) заключила более 50 соглашений с иностранными государствами в сфере туризма. Эти соглашения можно разделить на договоры 0 сотрудничестве в социальной сфере, в том числе туристской, и договоры, посвященные исключительно вопросам туризма.

Необходимо подчеркнуть, что и в случае, когда договор о сотрудничестве между Российской Федерацией и иностранным государством направлен на регулирование только туристских отношений, он имеет достаточно общий характер, устанавливая лишь определенные рамки для дальнейшего взаимодействия.

В качестве примера проанализируем Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в сфере туризма4. В соответствии с данным соглашением стороны:

- стремятся к упрощению формальностей, связанных с туристским обменом между Российской Федерацией и Республикой Болгарией;
- содействуют как организованному групповому, так и индивидуальному туризму, а также обмену специализированными туристскими группами, в том числе с целью посещения симпозиумов и конгрессов по вопросам туризма;
- поддерживают обмен между государственными органами управления туризмом статистической и другой информацией в области туризма, включая информацию о законодательных и иных нормативных актах государств, регулирующих туристскую деятельность, а также об опыте управления гостиницами и иными средствами размещения туристов;
- содействуют участию российских и болгарских туристских организаций в международных туристских выставках, проводимых при поддержке своих государственных органов управления туризмом, и т.д.

В соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 г. образован Совет по туризму стран СНГ. Основными актами о сотрудничестве государств - участников СНГ в области туризма являются:

- Межправительственное соглашение от 23 декабря 1993 г. «О сотрудничестве в области туризма»;
- Рекомендательный законодательный акт Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 29 октября 1994 г. «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма»;
- Межгосударственная целевая программа от 14 февраля 1996 г. «Развитие туристских связей между государствами - участниками СНГ» (концепция). Анализируя проводимую политику сотрудничества государств - участников СНГ, принятые международные правовые акты в области туризма, А.В. Стригулина делает вывод о недостатках развития правовой базы в туристической сфере, относят к ним следующие:

а) положения о целях и задачах, направлениях деятельности основополагающих международных правовых актов недостаточно конкретизированы;
б) немало формулировок соглашений носят необязательный характер («будут стремиться», «будут способствовать» и т.п.);
в) отсутствует единообразно понимаемое определение некоторых понятий и явлений, используемых в сфере международного туризма, или наблюдается их не совсем обоснованное применение в принятых документах и соглашениях СНГ.

Среди причин, которые затрудняют процесс образования единого туристского пространства, автор также называет нестабильность политической ситуации, различный уровень развития экономик стран - участниц СНГ, невыполнение интеграционных соглашений и др.5

 

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРАВА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

В настоящее время туризм является одним из наиболее перспективных направлений для развития многих государств, а также важнейшим направлением деятельности международных организаций, напрямую развивающим рынок услуг, товаров, иностранной валюты, занятости и инвестиций. Во всех странах, где туризм стал процветающей индустрией услуг, он оказывает глубокое экономическое, а также социальное воздействие на национальное развитие. Одновременно туризм является устоявшимся компонентом современных процессов глобализации. ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения «диалога между культурами». Без координации усилий государств и иных субъектов международного права дальнейшее развитие туризма невозможно. Поэтому одной из основных задач межгосударственного сотрудничества в этой сфере является международно-правовое регулирование туристских отношений. При этом участие государств в международном регулировании туристской деятельности осуществляется по ряду направлений.

Во-первых, посредством заключения межгосударственных соглашений о сотрудничестве в решении проблем, появляющихся в ходе развития туризма; во-вторых, путем присоединения государств к уже действующим международным конвенциям, одобрения резолюций международных организаций, конференций по вопросам международного туризма; в-третьих, путем имплементации основополагающих положений и принципов международных документов в сфере туризма в содержание национального законодательства.

Закономерно возникает вопрос, можно ли в настоящее время говорить о формировании такой отрасли международного публичного права как «международное туристское право».

Для характеристики любой отрасли международного публичного права значение имеет наличие самостоятельного предмета правового регулирования, специальных принципов, определяющих специфику данной отрасли, а также существование соответствующих правовых источников.

Отношения, на которые воздействует международное право, составляют предмет его правового регулирования. Традиционно предмет правового регулирования, наряду с методами правового регулирования, в общей теории права рассматривается как основание для дифференциации права на самостоятельные подсистемы, отрасли. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить, а являются ли межгосударственные отношения в сфере туристской деятельности предметом самостоятельного правового регулирования. Если да, то в достаточной ли мере они обособлены, чтобы рассматривать их в качестве основного критерия выделения соответствующей отрасли права.

Сами международные отношения в сфере туризма являются комплексными. Они складываются из отношений, регулируемых нормами международного публичного права; отношений с участием иностранных юридических лиц, регулируемых нормами международного частного права; отношений, возникающих при туристском обмене, которые не ограничиваются пределами территории одного из их государств-участников и подлежат правовому регулированию на международном уровне. Прежде всего в сферу регулирования международного права попадают отношения между государствами. Двусторонние и многосторонние, в рамках которых, в частности, решаются вопросы правового положения иностранных туристов, классификации целей туристских посещений, въезда в страну и выезда из страны пребывания, статистического учета туристов, унификации и стандартизации загранпаспортов, процедуры их выдачи, визовых и таможенных формальностей, валютно-контрольных формальностей. Вторую группу составляют отношения между государствами и международными межправительственными туристскими организациями, в том числе в связи с членством государств в данных организациях, а также отношения между межправительственными туристскими организациями. Указанные виды отношений, в конечном счете, можно квалифицировать как межгосударственные, так как каждая международная межправительственная организация –это форма объединения государств. Но, наряду с ними существуют и международные отношения с иностранным элементом или с международным элементом. Это отношения государств с юридическими и физическими лицами, которые занимаются туристской деятельностью и находятся под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными туристскими организациями и международными хозяйственными объединениями в области туризма. Такие отношения все в большей мере попадают в сферу регулирования международного публичного права. Ярким примером здесь выступают такие его отрасли как международное экономическое право, международное гуманитарное право и ряд других общепризнанных отраслей международного публичного права.

Таким образом, если имеется система самостоятельных, достаточно обособленных и значимых межгосударственных или смешанных международных отношений в сфере туризма, требующих своей правовой регламентации, то можно констатировать наличие процесса формирования такой отрасли международного публичного права как международное туристское право. Общие принципы международного публичного права получают детализацию и конкретизацию в так называемых отраслевых, или специальных принципах. Данные принципы обозначают специфику и самого объекта правового регулирования, и отрасли в целом. Они являются фундаментом и своеобразным каркасом построения той или иной отрасли международного права, являясь одновременно нормами обязательного свойства.

Одной из проблем является отсутствие должного соответствия терминологии, которая применяется в международно-правовых актах и внутригосударственных нормативных правовых актах, регулирующих туристскую деятельность в РФ.

В федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм рассматривается как поездки (путешествия) за пределы постоянного места жительства. В связи с этим особое значение приобретает понятие обычной среды, которое в определении, данном в российском законе, сводится, в сущности, к постоянному месту жительства. В то же время в документах ВТО кроме критерия расстояния от места жительства вводится критерий частоты посещения. [Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела 2011. № 3, С.293] В связи с этим к числу посетителей по данному критерию относят всех, кто совершает временные поездки с постоянного места жительства. Ведение понятия обычной среды, с определением ее по критерию расстояния и/или частоты поездки внесет определенность в понимание содержания туризма и точность в количественные оценки его масштабов.

Необходимо отметить, что в нормативных актах РФ отсутствуют определения таких понятий как «путешественник», «посетитель» и «посещение». В рекомендациях ВТО исходным понятием является «путешественник», то есть любое лицо, совершающее поездку между двумя или более населенными пунктами (местами). «Посетители» в международной системе понятий и определений – это особая категория путешественников, поездка которых отвечает трем основным критериям: 1) совершается за пределы обычной среды; 2) продолжительность не превышает 12 месяцев подряд; 3) главной целью поездки не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. К числу туристов относятся все ночующие посетители. В российском законодательстве понятие «туристский продукт» используется в единственном числе. В документах же ВТО обычно используется термин «туристские продукты», т.е. во множественном числе. Это приводит к различным толкованиям данной категории. В методологических рекомендациях ВТО отмечается, что туристские пакеты являются комплексными продуктами, предлагаемыми посетителям, составленными из разнообразных элементарных туристских продуктов. Таким образом, более правильным было бы говорить об элементарном туристском продукте и комплексном туристском продукте. В целом, в международных документах используются следующие термины: «характерные (т.е. типичные) туристские продукты» и «характерные туристские виды деятельности». Эта система понятий играет важную роль в классификациях туристского предложения и спроса. [Международное сотрудничество государств в области туризма / Барчукова Н.С.. - М.; Междунар. Отношения 1986г. 173 с.]

Термин «туристская индустрия» в Федеральном Законе об основах туристской деятельности в Российской Федерации определен как совокупность предприятий, производящих туристские услуги. Следует отметить, что в документах ВТО термин «туристская индустрия» используется довольно часто, но прямого определения ему не дается. Однако из контекста следует, что индустрия туризма понимается как совокупность видов деятельности, а не как совокупность предприятий.

Таким образом, объектом национального правового закрепления с соответствующими уточнениями должны стать, в первую очередь, основные нормативные понятия: «туризм», «турист», «туристская деятельность», «виды туризма», «туристский продукт», «туристская услуга», «туристские ресурсы», «договор» и др. Их терминологическое значение должны быть едиными и соответствовать понятиям, употребляемым в международной туристской практике и в рекомендациях Всемирной туристской организации. Такой подход способствовал бы формированию общенациональной правовой базы для регулирования туристской деятельности, качественной имплементации международно-правовых актов, созданию модельных законодательных актов, используемых при разработке региональных нормативных актов в сфере туризма.

Помимо терминологических разночтений в международных документах и российских правовых актах в сфере туризма, существуют недостатки в построении нормативно-правового материала в российском законодательстве, значимые пробелы в его содержании. Это можно обнаружить при анализе базового закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и сопоставления его статей, в частности, с Хартией туризма и Кодексом туриста (1985 г.), принципами Глобального этического кодекса туризма (1999 г.), Осакской декларацией Тысячелетия (2001 г.). Так, в законе отсутствует прямая фиксация обязанностей государства в сфере туризма. В ст. 4 обозначены только основные пути государственного регулирования туристской деятельности, которые можно в определенной степени рассматривать как обязательства государства перед туристом и по развитию туристской индустрии. Однако в Хартии туризма обязанности государства закреплены напрямую в ст.ст. II, III, IV, V. Зафиксированы также права и обязанности местного населения, органов местного самоуправления (ст.ст. VI, VII), а также обязанности работников в области туризма и поставщиков услуг для туризма и путешествий. В принципах Глобального этического кодекса туризма и Осакской декларации Тысячелетия вопросам закрепления обязанностей государства в сфере туристской деятельности, а также обязанностям участников туристского процесса уделено большое внимание. На регламентацию деятельности государства, с учетом необходимости развития рынка международного туризма, сохранения природного и культурного наследия на основе туризма, использования в области туризма информационных технологий, направлены положения Осакской декларации Тысячелетия.

Отсутствие в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Федеральный закон об основах туристической деятельности в РФ] прямого закрепления обязанностей государства в лице его федеральных и региональных структур, а также органов местного самоуправления в сфере туризма приводит к тому, что реализация прав туриста существенно затруднена. Это вытекает из известного правила, что правам всегда коррелируются соответствующие обязанности контрагента. В данном случае государственных органов и органов местного самоуправления. Как следствие, субъектом юридической ответственности по отношению к туристу может выступать только турагент или туроператор. Представляется необходимым целый ряд положений, содержащихся в данных международно-правовых актах имплементировать в структуру российского законодательства с целью более полной и четкой регламентации туристской деятельности.

В Кодексе туриста закреплен основной пакет прав и обязанностей туриста. К сожалению не все эти права и обязанности нашли свое отражение в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». По всей видимости, при подготовке нового закона о туристской деятельности ряд правомочий и обязанностей туриста, зафиксированных в Кодексе туриста, должны быть включены в его содержание.

Развитие системы международных правовых актов в сфере туризма, возросший их объем, с неизбежностью привел к появлению достаточно острой проблемы любой правовой системы – проблемы существования правовых коллизий[1]. Их разрешение становится одной из первоочередных задач участников международно-правовых туристских отношений. Подход к международному туристскому праву как структурному элементу международного публичного права позволяет более эффективно использовать все наработанные в нем механизмы разрешения юридических коллизий.

Таким образом, на основе проведённого анализа можно сделать следующие выводы: во-первых развитие правовой отрасли, занимающейся вопросами туризма в Российской Федерации возникло относительно недавно в отличие от многочисленных стран, где правовое обеспечение осуществляется давно, во-вторых мы выяснили, что создания «благоприятной платформы» какой-либо отрасли необходимо права необходимо четко разграничивать терминологию и четко понимать, что она подразумевает. Исходя из этого можно сказать, что развитие туризма в России сдерживается несовершенством законодательной базы. Пути решения ее заключаются в том, что необходимо в федеральных законах четко разграничить понятия и термины и использовать их в дальнейшем четко в соответствии с их точным определением, а также опираясь на судебную практику вносить необходимые коррективы в законодательные акты.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.