Сделай Сам Свою Работу на 5

Международно-правовая ответственность субъектов за действия своих органов и должностных лиц





Тема 7. Ответственность и санкции в международном праве

 

1. Понятие международно-правовой ответственности. Нормы, касающиеся ответственности, как особый международно-правовой институт.

2. Основания международно-правовой ответственности. Юридические основания, их варианты. Фактические основания, их конкретные проявления.

3. Признаки международного правонарушения. Противоправность деяния (поведения). Вред (ущерб). Вопрос о вине как самостоятельном признаке правонарушения.

4. Виды международных правонарушений. Простые правонарушения. Международные преступления.

5. Отграничения правонарушений государства от смежных деяний. Недружественные акты. Преступления международного характера.

6. Обстоятельства, освобождающие от ответственности. Обстоятельства, исключающие возникновение ответственности и ее реализацию.

7. Ответственность за правомерную деятельность. Ее основание и разновидности.

8. Виды и формы международно-правовой ответственности. Материальная и нематериальная (политическая) ответственность. Формы возмещения: реституция, компенсация, сатисфакция и т. д.



9. Осуществление ответственности. Основные способы: добровольный (согласительный) и с использованием принудительных средств. Санкции. Процессуальный механизм урегулирования.

Вопрос 1

Понятие международно-правовой ответственности

Каждое международно-противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой международную ответственность. Международно-противоправное деяние может представлять собой одно или более действий или бездействий или их сочетание. Факт наличия международно-противоправного деяния обусловливается, во-первых, требованиями обязательства, которое было нарушено, во-вторых, рамочными условиями для такого деяния. Например, Международный суд ООН в своих консультативных заключениях по делу о возмещении ущерба в связи с увечьями и по делу о толковании мирных договоров отметил, что отказ от выполнения договорного обязательства влечет за собой международную ответственность1. Постоянная палата Третейского суда ООН в деле ≪Рейнбоу Уорриор≫ указала, что ≪любое нарушение государством любого обязательства, независимо от его происхождения, влечет за собой возникновение ответственности государства≫2. В международном праве, как и в любой правовой системе, противоправное деяние способно порождать различные виды правоотношений в зависимости от обстоятельств.



В соответствии с основным принципом международного права каждый субъект несет ответственность за свое собственное поведение в отношении своих собственных международно-правовых обязательств. Более того, один субъект международного права может нести ответственность за международно-противоправное деяние другого субъекта, например, в том случае, если деяние было совершено под его руководством и контролем.

Ответственность субъекта международного права возникает в силу нарушения им международно-правового обязательства независимо от происхождения соответствующего обязательства. Международные обяза-

тельства могут устанавливаться обычной нормой международного права, договором или общими принципами права. Субъекты могут принимать на себя международные обязательства в силу одностороннего акта. На-

пример, Франция приняла на себя одностороннее обязательство не проводить испытания ядерного оружия в атмосфере3. Международно-противоправное деяние субъекта международного права выражается в активном действии или в бездействии. Причем любой из этих элементов международно-противоправного деяния должен присваиваться государству, и любое из них представляет собой нарушение международно-правового обязательства, действующего для данного субъекта в данное время. Международный суд ООН в деле о дипломатическом и консульском персонале в 1980 г. (США против Ирана) отметил, что для установления ответственности Ирана ≪во-первых, необходимо определить, насколько в юридическом смысле соответствующие деяния могут рассматриваться в качестве присваиваемых иранскому государству. Во-вторых, следует рассмотреть вопрос об их совместимости или несовместимости с обязательствами Ирана по действующим договорам или по другим нормам международного права, которые могут быть применены≫1.



Присваиваемое субъекту международного права поведение может быть как действием, так и бездействием. Например, в деле о проливе Корфу Международный суд ООН усмотрел достаточные основания для ответственности Албании, поскольку она знала или должна была знать о наличии мин в ее территориальных водах, но не уведомила об этом Великобританию. В результате два английских эскадренных миноносца

≪Сомарез≫ и ≪Волэдж≫ получили повреждения. Эти военные корабли осуществляли мирный проход через северную часть пролива Корфу, составляющую албанские территориальные воды. В ряде случаев может

иметь место сочетание действия и бездействия, которое составляет основу ответственности. Так, в соответствии со ст. 4 Гаагской конвенции ≪Об установке автоматических контактных подводных мин≫ от 18 октября 1907 г. нейтральная держава, которая устанавливает мины у своего побережья и не направляет требуемые уведомления другим государствам, несет за это ответственность.

В Докладе Комиссии международного права ООН подчеркивается, что ≪деяние государства должно быть квалифицировано как международно-противоправное, если оно нарушает международно-правовое обязательство, даже тогда, когда данное деяние не противоречит внутреннему праву государства, и даже тогда, когда согласно этому внутреннему праву государство должно было действовать именно таким образом≫2.

Следовательно, международно-правовая ответственность предусматривает применение к субъектам, совершившим правонарушения, предусмотренные нормами международного права, меры принуждения в установленном для этого процессуальном порядке. Международно-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности. В отличие от других видов ответственности она всегда связана с принуждением, с практическим применением к правонарушителю установленных источниками международного права санкций. Юридическая ответственность сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений имущественного и неимущественного порядка.

Для возникновения и осуществления на практике юридической ответственности требуются определенные, предусмотренные нормами международного права основания и условия. В настоящее время принцип ответственности субъекта за международные правонарушения является общепризнанным принципом, носящим императивный характер. По справедливому мнению И. И. Лукашука, этот принцип является необходимым принципом международного права в целом, вытекает из его правовой природы1.

Международно-правовая ответственность субъектов за действия своих органов и должностных лиц

Субъекты международного права (кроме индивидов) несут международную ответственность, если причиненный иностранцу ущерб является результатом несанкционированных действий их официальных органов или должностных лиц, если эти действия противоречат международно-правовым обязательствам такого субъекта. Применительно к государствам это положение подтверждено, например, ст. 91 Женевского дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., где говорится, что сторона, находящаяся в конфликте, несет ответственность за все действия, совершаемые лицами, входящими в состав ее вооруженных сил. В ст. 41 Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния указывается на следующее: поведение любого органа государства рассматривается как деяние данного государства по международному праву независимо от того, осуществляет ли этот орган законодательные, исполнительные, судебные или какие-либо иные функции, независимо от положения, которое он занимает в системе государства, и независимо от того, является ли он органом центральной власти или административно-территориальной единицы государства.

Поведение лица или группы лиц рассматривается как деяние государства по международному праву, если это лицо или группа лиц фактически действует по указаниям либо под руководством или контролем этого государства или если эти лица находятся на соответствующей государственной службе (полицейские, пожарники и т. д.). Например, в начале 20-х годов минувшего века США получили возмещение в сумме 15

тыс. долл., так как мексиканские власти не приняли надлежащих мер по наказанию убийцы некоего Масси, гражданина США, работавшего в Мексике. Нильсен, член комиссии, разбиравшей дело, высказал сле-

дующее мнение: ≪Я считаю несомненно разумным возложение ответственности на государство за неправомерные действия его служащих, если их поведение — каким бы ни был их статус или ранг по внутреннему праву — приводит к неисполнению государством его обязательств по международному праву≫. Государство несет международно-правовую ответственность за правонарушения, совершенные вооруженными силами, ошибки законодательных или судебных органов, а также своих представительств за рубежом.

§ 3. Ответственностьгосударства в связи с деянием другого государства

Обстоятельства, которые порождают ответственность государства в связи с деянием другого государства, указаны в гл. IV Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, принятых к сведению LVI сессией Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря 2001 г. (A/Res/56/83). Государство, которое помогает или содействует другому государству в совершении последним междунароно-противоправного деяния, несет международную ответственность за это, если: а) данное государство делает это. зная об обстоятельствах международно-противоправного деяния; б) деяние явилось бы международно-противоправным в случае его совершения данным государством. Такие ситуации возникают в тех случаях, когда государство добровольно содействует или помогает другому государству в осуществлении деяния,

нарушающего международные обязательства второго государства, например, путем сознательного предоставления существенно важного средства или финансирования соответствующей деятельности, закрытия международного водотока, содействия похищению лиц и т. д. Государством, несущим главную ответственность, в каждом случае является государство-исполнитель, а содействующее государство играет лишь вспомогательную роль1.

Содействующее в совершении международно-противоправного деяния государство несет ответственность в следующих трех случаях: 1) соответствующему органу или учреждению государства, предоставляющему помощь или содействие, должно быть известно об обстоятельствах, придающих поведению государства, которому предоставляется помощь, международно-правоправный характер; 2) помощь или содействие должны предоставляться с целью облегчения совершения такого деяния и фактически должны вести к его совершению; 3) выполнение деяния должно носить противоправный характер, как если бы оно было совершено самим содействующим государством

Государство, которое руководит другим государством и осуществляет контроль над ним в совершении последним международно-противоправного деяния, несет международную ответственность за данное деяние, если: а) данное государство делает это, зная об обстоятельствах международно-противоправного деяния, б) деяние являлось бы международно-противоправным в случае его совершения данным государством.

Государство, которое принуждает другое государство к совершению какого-либо деяния, несет международную ответственность за данное деяние, если такое деяние, если бы не принуждение, являлось бы международно-противоправным деянием принуждаемого государства и принуждающее государство делает это, зная об обстоятельствах этого деяния. В данном случае для принуждаемого государства нет никакого реального выбора, кроме как выполнить желание государства, применяющего принуждение. Принуждающее государство должно принуждать к совершению международно-противоправного деяния.

Перечисленные выше обстоятельства, порождающие ответственность государства в связи с деянием другого государства, применимы также mutatis mutandis и к другим субъектам международного права.

 

Вопрос 2

Основания международно-правовой ответственности

Ответственность наступает при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях – на основе чего и за что возникает ответственность.

Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения.

Международное правонарушение – деяние (действие или бездействие) субъекта международного права, нарушающее международные договоры или обычные нормы и наносящее другому субъекту, группе субъектов или всему международному сообществу материальны либо нематериальный ущерб.

Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.

Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С другой – если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается.

Юридические основания. Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.

Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решение международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающих юридически обязательные правила поведения для данного государств (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).

Фактические основания. Фактические основания есть то, за что наступает ответственность. В силу этого необходимо четко установить элементы международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. КМП выделила два элемента правонарушения. Статья 3 проекта статей об ответственности «Элементы международно-противоправного деяния» гласит: «Международно-противоправное деяния государства налицо в том случае, когда а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства».

Государство – это единый социальный организм, все функции которого осуществляются через систему государственных органов. Поэтому, решая вопрос о вменении поведения государству, надо установить круг органов, за которые оно несет ответственность. Статья 5 проекта статей формулирует общее правило: «Поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства, рассматривается согласно международному праву и при условии, что в данном случае указанный орган действовал в качестве такового, как деяние этого государства». Следовательно, какая-либо инстанция должна иметь статус органа государства, определение же системы таких органов относится к внутренней компетенции каждого государства.

Последующие статьи проекта конкретизируют общее правило и устанавливают, что не имеет значения, к какой власти принадлежит орган государства – учредительный, законодательный, исполнительный, судебный или иной, а также какой – международный или внутригосударственный - характер имеют эти функции.

Презумпция, следовательно, такова, что государство несет международную ответственность за действия любых своих органов, независимо от их функций.

Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально регламентирована в международно-правовых актах, в других – ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.

Итак, международно-правовая ответственность возникает при необходимых юридических и фактических основаниях – конкретного правового обязательства и наличия правонарушения в действиях субъекта.

 

Вопрос 3

Международное правонарушение характеризуют следую­щие необходимые признаки: противоправность деяния и вред (ущерб). Неотъемлемым структурным элементом правонаруше­ния является причинная связь между деянием и наступивши­ми последствиями (ущербом).
Противоправность поведения проявляется в нарушении международных обязательств государства в форме действия или бездействия. Противоправность в международном праве пони­мается как противоречие между правовой нормой (обязатель­ством) и поведением государства. Статья 16 проекта устанавли­вает: "Нарушение государством международного обязательст­ва налицо в том случае, когда деяние этого государства не соот­ветствует тому, что требует от него указанное обязательство".
Таким образом, противоправность будет во всяком случае, когда государство не выполняет любое свое международное обя­зательство. Как подчеркнул специальный докладчик Комиссии международного права профессор Р. Аго, "в международном праве понятие о нарушении обязательства можно рассматри­вать как совершенно точно соответствующее понятию по нане­сению ущерба субъективному праву другой стороны".
Очевидно, что такое понимание противоправности в меж­дународном праве отличается от ее понятия в таких отраслях внутреннего права, как уголовное и административное право, где зафиксирован конкретный перечень правонарушений и где противоправность предполагает соответствие деяния и описа­ния правонарушения в правовой норме. В международном пра­ве противоправность — это, обычно, расхождение между дей­ствием и нормой,,
Вред (ущерб). Любое противоправное поведение есть при­чинение ущерба защищаемым международным правом закон­ным интересам государств либо всему международному сооб­ществу. В результате ущерба государство становится потер­певшим, что дает основания ставить вопрос об ответственности.
Ущерб может быть материальным (территориальные, иму­щественные потери, убытки, упущенная выгода) и нематери­альным (ущемление прав, чести, достоинства, престижа госу­дарства и т. д.). Нередко он причиняется в смешанной форме.
В проекте статей Комиссия международного права не вы­делила вред в качестве самостоятельного элемента правонаруше­ния, мотивируя это тем, что он покрывается самим фактом про­тивоправного поведения. Однако международная практика сви­детельствует о том, что во многих ситуациях основным услови­ем возникновения ответственности является нанесение ущерба.
Для наступления ответственности необходима причинная связь между противоправным поведением и ущербом. Причинная связь дает возможность достаточно точно определить при­частность государства к вредным последствиям, причиненным какими-либо событиями или действиями, следовательно, решить вопрос об ответственности.
Вопрос о вине как самостоятельном признаке международ­ного правонарушения порождает различные суждения и не имеет однозначного решения.
Основываясь на международной практике и стремясь из­бежать сложностей при доказательстве вины, различного тол­кования самого понятия вины, КМП не включила в проект ста­тей элемент вины государства как необходимый признак пра­вонарушения. Сторонники выделения вины исходят из того, что при любых обстоятельствах государство проявляет свою волю. При совершении международного правонарушения проявление воли носит неправомерный, т. е. виновный, характер.
Итак, международно-правовая ответственность возникает при необходимых юридических и фактических основаниях — конкретного правового обязательства и наличия правонаруше­ния в действиях субъекта.

 

Вопрос 4

Виды международных правонарушений
Исходя из отмеченного выше понимания противоправно­сти, можно подчеркнуть, что в международном праве нет кон­кретного перечня правонарушений.
Вместе с тем международные правонарушения неодинако­вы по своей направленности и степени тяжести. Необходима их обоснованная классификация, ибо от этого зависит и различ­ный режим ответственности.
В отечественной литературе был предложен критерий сте­пени социальной опасности международных правонарушений, из чего вытекает необходимость разграничения простых пра­вонарушений имеждународных преступлений.
Особая категория правонарушений — преступления про­тив мира и безопасности человечества — выделена в ряде меж­дународно-правовых актов: Уставе Нюрнбергского трибунала, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и нака­зании за него 1948 г., Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенции о непримени­мости срока давности к военным преступлениям и преступле­ниям против человечества 1968 г., а также в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, под­готовленном Комиссией международного права ООН.
Одним из важных шагов явилось предложение КМП про­водить при кодификации ответственности различие между де­ликтами и международными преступлениями. Данная класси­фикация предпринята на основе анализа обширного фактиче­ского материала и международно-правовой доктрины, и, как было отмечено в самой Комиссии, позитивный вклад в разра­ботку данной проблемы внесла советская доктрина. Статья 19 -проекта статей об ответственности "Международные преступ­ления и международные правонарушения" гласит: "1. Деяние государства, нарушающее международное обязательство, яв­ляется международно-противоправным деянием, независимо от объекта нарушенного обязательства. 2. Международно-проти­воправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагаю­щего для обеспечения жизненно важных интересов междуна­родного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом, составля­ет международное преступление". В числе таких деяний назва­ны: агрессия, установление или сохранение силой колониаль­ного господства, рабство, геноцид, апартеид, массовое загрязне­ние атмосферы и морей.
Деяние, которое не составляет международного преступ­ления, — это простое международное правонарушение (деликт).
Перечень международных преступлений не считается ис­черпывающим. КМП презюмирует, что в будущем могут поя­виться новые виды преступлений. Она подчеркивает также, что в отношении двух видов правонарушений будут применяться и два различных режима ответственности. Если при совершении ординарных правонарушений (деликтов) право на обращение в суд имеет только непосредственно потерпевшее государство, то при международных преступлениях — другие субъекты меж­дународного права, все международное сообщество.
Такое разграничение правонарушений было благожелатель­но принято государствами на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и специалистами в области международного права. Тра­диционный для международного права режим двусторонней от­ветственности "потерпевший — нарушитель" не может функ­ционировать должным образом, когда речь идет о нарушениях норм, защищающих фундаментальные интересы всех государств. Эта мысль подчеркивается и в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Вопрос 5

Отграничение правонарушений от смежных деяний
Правильная квалификация поведения государства связана с необходимостью не только установления признаков правона­рушения, но и отграничения правонарушения от деяний, смеж­ных с ним, но не обладающих всеми необходимыми признака­ми. Это — недружественные акты и преступления междуна­родного характера.
Недружественный акт — такое поведение государства, ко­гда наносится ущерб другим государствам, но не нарушаются нормы международного права, вследствие чего нет и правона­рушения. Недружественные акты ущемляют интересы госу­дарств, которые не защищены международным правом. К по­добным действиям (актам) относятся, например, ограничение прав иностранных физических и юридических лиц на террито­рии данного государства, повышение таможенных пошлин на ввозимые товары, национализация иностранной собственности. В данных и других аналогичных случаях государство само вправе решать, как поступить, если это не противоречит обязательст­вам по договорам.
Международное право не содержит запретов совершения недружественных актов, поэтому основную роль в урегулиро­вании всех возникающих с ними проблем играют моральные и политические средства.
Преступления международного характера — уголовно на­казуемые деяния, совершаемые физическими лицами, посягаю­щие на интересы двух, нескольких или многих государств, на международный правопорядок, т. е. имеющие международную опасность. Юридическими основаниями ответственности за по­добные деяния являются международные конвенции по борьбе с конкретными видами преступлений и принятые в соответст­вии с ними внутригосударственные нормы уголовного права (под­робнее см. § 4 гл. 17).
Главный отличительный признак таких преступлений — то, что они совершаются вне связи с политикой государства, индивидами, не являющимися должностными лицами государ­ства, не действующими от его имени, наоборот, как правило, вопреки законодательству и правопорядку своего государства. Государству не присваивается деятельность частных лиц, по­этому данные преступления не являются основаниями между­народно-правовой ответственности.

Вопрос 6

5. Обстоятельства, исключающиеответственность государств

Как правило, всякое противоправное деяние государства влечет международную ответственность этого государства. Однако в действительности могут иметь место обстоятельства, которые препятствуют на дан-

ном этапе выполнению государством своих обязательств, в том числе выполнению их в срок. Эти обстоятельства могут исключить международно-правовую ответственность государств Наряду с такими обстоятельствами могут существовать и обстоятельства, смягчающие ответственность государства за невыполнение своих обязательств.

Статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния, подготовленные Комиссией международного права и одобренные (точнее, ≪принятые к сведению≫) LVI сессией Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря 2001 г.. содержат перечень обстоятельств, исключающих противоправность. Ответственность государств исключается при следующих определенных условиях:

1. В случае достижения государствами взаимного согласия относительно действий, которые противоречат ранее принятым ими обязательствам или соответствующим нормам международного права. Например,

ввод иностранных войск на территорию государства обычно рассматривается как серьезное нарушение суверенитета государства, а зачастую как акт агрессии. Однако подобная акция не может быть признана таковой, если она осуществляется по просьбе или с согласия государства (например, ввод индийских войск на территорию Шри-Ланки в 1987 г. По взаимному договору для борьбы против боевиков ТОТИ).

Исключение ответственности государства в данном случае наступает при наличии следующих условий: согласие государства должно быть международно-правомерным; согласие должно быть ясно выраженным__(а не подразумеваемым); согласие должно предшествовать совершению

действий. Согласие может быть использовано в качестве обстоятельства, исключающего противоправность деяния только в тех пределах, которые имеет в виду государство, дающее такое согласие (речь идет о сфере действия и сроках). Однако согласие не может быть дано на совершение действий, противоречащих императивным нормам международного права (например, согласие на использование территории для совершения агрессии в отношении третьего государства).

2. В случае, если действия государства вызваны противоправными действиями другого государства и являются правомерными с точки зрения международного права мерами в отношении государства-правонарушителя, или, иными словами, когда имеется вина самой потерпевшей стороны. Такие меры могут быть применены также по поручению или уполномочию компетентной международной организации (например, ООН, соответствующей региональной организацией).

3. Если деятельность государства была вызвана непреодолимой силой или не поддающимися контролю непредвиденными внешними событиями. Причем предполагается, что оба указанных события не позволили государству действовать в соответствии с ранее принятыми на себя обязательствами или понять, что его проведение не соответствует этому обязательству. В частности, речь может идти о ситуациях, вызванных явлениями природы (наводнение, землетрясение, эпидемия и т. п.) или деятельностью людей, и обозначаются они терминами ≪форсмажор≫ или ≪непредвиденный≫, ≪непреодолимый≫ случай. Форсмажор как основание для освобождения государства от ответственности предусмотрен, например, в ст. 41 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., ст. 18 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Однако государства не освобождаются от ответственности, если форсмажорная ситуация обусловлена —либо целиком, либо в сочетании с другими факторами —поведением ссылающегося на нее государства или государство приняло на себя риск возникновения такой ситуации.

4. Если субъект поведения, представляющий данное государство, в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти свою жизнь или жизни вверенных ему людей. На практике случаи бедствия были в основном связаны с воздушными или морскими судами, которые оказывались на территории государства из-за плохих погодных условий, технической неисправности или выхода из строя навигационного оборудования. Например, капитан судна, терпящего бедствие, пытается укрыться от шторма в иностранном порту, не имея на то разрешения, или пилот летательного аппарата совершает без разрешения вынужденную посадку на иностранной территории, с тем чтобы избежать неминуемой катастрофы и спасти пассажиров, или, наконец, капитан судна отказывается от спасения человека в воде, поскольку это может быть связано с реальной гибелью собственного судна и вверенных ему пассажиров. Во всех этих случаях формально имеет место нарушение границ другого государства и обязанности оказывать помощь в море всем терпящим бедствие, однако эти действия произошли в силу исключительных обстоятельств. Бедствие как обстоятельство, исключающее ответственность государства, предусмотрено, например,'в ст. 14 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., приложении 1 Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов 1973/78 гг., ст. V Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.

Государство несет ответственность, если оно само содействовало возникновению ситуации крайнего бедствия или если поведение, о котором идет речь, могло вызвать более тяжкое бедствие. Например, подводная лодка с ядерной силовой установкой, потерпевшая серьезную аварию, может вызвать ядерный взрыв в порту, в котором она пытается укрыться и произвести необходимый ремонт. В этом случае будет поставлена под угрозу жизнь гораздо большего числа людей, и государство, чей флаг несет подводная лодка, не может освобождаться от ответственности.

5. Если государство было вынуждено нарушить принятые на себя обязательства при наличии крайней необходимости. Однако ссылка на крайнюю необходимость правомерна лишь при наличии ряда одновременно действующих условий, в частности абсолютно исключительного характера ситуации, на которое ссылается государство; неизбежности характера опасности, угрожающей жизненно важным интересам государства и его населения; невозможности устранить такую опасность другими средствами; непременно временный характер действия, ограниченный рамками периода опасности. Государство не может ссылаться на состояние крайней необходимости еще, по крайней мере, в следующих двух случаях: - если международное обязательство, которому не соответствует деяние этого государства, установлено договором, в котором прямо или косвенно исключается возможность ссылки на состояние крайней необходимости в отношении этого обязательства; — если государство, о котором идет речь, само способствовало возникновению состояния крайней необходимости, которое и не позволило

выполнить свои международные обязательства.

6. Если государство, наносящее ущерб другому государству вопреки

действующим нормам международного права, действует в целях самообороны от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН, совершаемой этим другим государством.

7. Противоправность деяния государства, не соответствующего международно-правовому обязательству этого государства в отношении другого государства, если и исключается, то в той мере, в какой это деяние является контрмерой. Судебные решения, практика государств и доктрина подтверждают тезис о том, что контрмеры, отвечающие определенным существенным и процессуальным условиям, могут быть правомерными. В деле о проекте Габчиково-Надьмарош Международный суд ООН в 1996 г. признал, что контрмеры могут оправдывать противоправные дейстия. В противном случае такие действия, ≪предпринятые в ответ на предшествующее международно-противоправное деяние другого государства и направленные против такого государства, будут противоправными≫1.__

Вопрос 7

Ответственность за правомерную деятельность
Согласно общему правилу (см. § 2) фактическим основани­ем ответственности является международное правонарушение. Но в международном праве предусмотрены и случаи ответст­венности за совершение определенных действий, которые сами по себе являются правомерными. Так, ст. 22 Конвенции об от­крытом море 1958 г. и ст. 110 Конвенции ООН по морскому пра­ву 1982 г. допускают возможность осмотра иностранных торго­вых судов военными кораблями, когда есть достаточные осно­вания подозревать, что судно занимается пиратством либо не­санкционированным вещанием и т. п. Но если подозрения ока­зываются необоснованными, судну должны быть возмещены причиненные убытки или ущерб.
Чаще всего такую ответственность устанавливают за виды деятельности, связанные с источником повышенной опасности, с большой степенью риска, — освоение космоса, использование атомной энергии и технологии, которая может привести к за­грязнению окружающей среды.
Возложение ответственности за правомерную деятельность привело к появлению правовой концепции абсолютной ответст­венности за невиновное причинение ущерба. К актам такого рода относится Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., ст. 11 которой устанавливае

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.