Сделай Сам Свою Работу на 5

Всемирная торговая организация.





ВТО приступила к своей деятельности в начале 1996 года в результате модификации Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).

Являясь одной из крупнейших международных экономических организаций, ВТО установила принципы, правовые нормы и правила ведения государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. Основными принципами деятельности ВТО, являются:

- обеспечение режима наибольшего благоприятствования экспортным, импортным транзитным операциям посредством установления соответствующих таможенных пошлин и сборов;

- уравнивание прав импортных и местных товаров внутри страны за счет налогов, правил торговли и др.;

- предоставление участникам соглашения всех прав, преимуществ и льгот по ввозу и вывозу товаров, таможенным пошлинам, мореплаванию и другим аспектам, которыми пользуется в данной стране любое другое государство;

- использование преимущественно тарифных средств защиты национальных рынков, отказ от импортных квот и иных подобных ограничений;

- снижение таможенных тарифов на основе регулярного проведения многосторонних переговоров;

- предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами;



- разрешение торговых споров посредством переговоров;

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

ВТО действует путем многосторонних переговоров, объединенных в раунды. За всю историю ВТО было проведено 8 раундов переговоров, результатом которых явилось десятикратное снижение среднего уровня таможенных тарифов (с 40 до 4%) в странах участницах.

Участниками ВТО к началу 1996 года были 130 стран. Членами ВТО стала 81 страна. Бюджет новой организации складывается из взносов стран-участниц. Заседания высшего руководящего органа ВТО проводятся дважды в год. Решения должны приниматься единогласно.

ВТО осуществляет также регулирование международного обмена услугами (банковские, страховые, транспортные и др.), торговлю интеллектуальной собственностью контролирует защиту инвестиций. В составе ВТО созданы специальные учреждения: Соглашение о торговле услугами (Г АТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). По прогнозам специалистов, деятельность ВТО позволит к началу XXI века снизить среднюю ставку таможенных тарифов в развитых странах до 3% (в середине 90-х годов в развитых странах она составляла 4%) и существенно повысить доходы в этой сфере мировой экономики. Республика Беларусь, не являясь членом ВТО (имеет статус наблюдателя), многое теряет в следствии ограничений по допуску ее товаров на мировые рынки.



 

31. Основные виды кредита и кредитных операций на мировом рынке капиталов.

Формой ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, является международный кредит. Эта финансовая операция связана с предоставлением заемщику валютных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов.

Международный кредит выступает в разных видах.

По срокам международные кредиты подразделяются на:

1. краткосрочные до одного года

2. среднесрочные до пяти лет

3. долгосрочные свыше пяти — семи лет.

В зависимости от субъектов кредиты делятся на частные, предоставляемые фирмам банками, правительственные кредиты, международных валютно-финансовых организаций, региональных банков развития.

По своему целевому назначению международные кредиты подразделяются на связанные и финансовые. Связанные кредиты имеют строго целевой характер, закрепленные в кредитном соглашении. К ним относятся, в частности, коммерческие кредиты, предоставляемые на закупку определенных товаров или оплату услуг, и инвестиционные кредиты, предназначенные для строительства конкретных объектов. Финансовые кредиты в отличие от связанных не имеют строго целевого назначения. Они могут быть использованы по усмотрению заемщика на любые цели, включая погашение задолженности инвестирования в ценные бумаги, прямые капиталовложения.



С точки зрения формы кредиты бывают товарные и валютные. В товарной форме, преимущественно выступают коммерческие (фирменные) кредиты, а в валютной - финансовые. Рассмотрим указанные выше виды кредитных операций. Международный краткосрочный кредит до одного года, как правило, применяется при кредитовании внешней торговли преимущественно сырьевыми товарами или при международном обмене услугами. Среднесрочный международный кредит от одного года до пяти лет традиционно используется при кредитовании экспорта машин и оборудования. Долгосрочный кредит, предоставляемый на срок свыше пяти - семи лет, используется для финансирования крупномасштабных проектов на 'компенсационной основе или при сооружении объектов промышленности или инфраструктуры.

Важным видом международного кредита являются правительственные займы. В 70-80-е гг. они предоставлялись преимущественно промышленно развитыми странами развивающимся государствам. В настоящее время особенностью развития международного кредита стало то, что - правительства выступают не только активными участниками международных кредитных отношений в роли кредитора или заемщика, но и в позиции гаранта процесса кредитования. Так, государства широко практикуют кредитование экспорта и страхование экспортных кредитов как средства конкурентной борьбы на мировых рынках. Для осуществления операций по страхованию внешнеторговых кредитов и предоставления гарантий по ним созданы специальные банки.

Наряду с частными и государственными организациями в последнее время предоставлением кредита стали заниматься международные кредитно-финансовыеучреждения - МВФ, МБРР и др. Причем получение кредита у международных организаций часто служит основанием для кредитования страны частными банками.

Наиболее распространенным видом финансовых кредитов являются еврокредиты, источником которых служат ресурсы евро-валютного рынка. Как правило, такие кредиты предоставляют крупные коммерческие банки, возглавляющие консорциумы. Срок ссуды, чаще всего составляет от пяти до десяти лет. Еврокредиты обычно предоставляются на условиях roll over, когда процентная ставка не фиксируется, а регулярно пересматривается каждые три или шесть месяцев в соответствии с изменением стоимости на международном денежном рынке.

В настоящее время увеличилась роль облигационных займов как формы привлечения долгосрочных средств с международных и национальных рынков капитала. Условия облигационных займов отличаются большим разнообразием. Процентная ставка может фиксироваться на весь срок займа или регулярно пересматриваться в соответствии с конъюнктурой международного денежного рынка. В последние годы большой популярностью у инвесторов пользуется облигации с варрантом - с отдельным документом, дающим владельцу право покупки в течение указанного срока акций по фиксированному курсу. Особой разновидностью таких ценных бумаг являются облигации с золотым варрантом, который дает возможность инвестору приобрести золото по твердой цене не зависимо от конъюнктуры рынка. В международной практике применяются также конвертируемые облигации, которые при определенных условиях можно обменять на акции компании-должника по заранее установленному курсу.

За последние 10-15 лет на международном рынке ссудных капиталов большое распространение получили различные новые финансовые инструменты. К ним относятся так называемые евроноты - краткосрочные и среднесрочные обязательства с плавающей процентной ставкой. Среди краткосрочных финансовых инструментов видное место занимают еврокоммерческие бумаги обязательства частных корпораций, выпускаемые на срок З-6 месяцев с небольшой маржей к соответствующей базовой ставке международного денежного рынка.

К международным кредитам по целевому назначению относятся не только финансовые, но и связанные международные кредиты, которые бывают коммерческими и инвестиционными. Инвестиционные кредиты затрачиваются на сооружение конкретных народнохозяйственных объектов. Коммерческое кредитование внешней торговле может быть экспортным и импортным.

 

32. Понятие конъюнктуры мирового рынка и его показатели.

Конъюнктура - это совокупность факторов и условий, определяющих развитие мировой экономики, экономическое положение отдельно взятой страны, развитие какой-либо сферы воспроизводства. В связи с этим различают общехозяйственную конъюнктуру, характеризующую состояние всего мирового хозяйства и конъюнктуру товарных рынков, когда изучаются текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров.

Научный анализ рыночной конъюнктуры требует знания циклических закономерностей развития экономики, в том числе и характерных признаков каждой фазы и условий их перехода из одной в другую.

Изучения экспортных товарных рынков позволяет получить ответы на такие вопросы, как: могут ли быть реализованы, в каком количестве и на каких условиях те товары, которые экспортер предполагает поставить. Важнейшими элементами изучения любого товарного рынка экспортером являются оценка его емкости, рассмотрение позиции конкурентов, получение и анализ информации о покупателях, и ее анализ.

При изучении импортного рынка с помощью каталогов, прейскурантов, предложений фирм, а также путем личных контактов с их представителями дает возможность обосновать выбор продавца (поставщика), уточнить технико-экономические и коммерческие условия продажи товара, которые будут наиболее приемлемы для покупателя.

При проведении конъюнктурных исследований применяются следующие показатели:

- при проведении конъюнктурного исследования, во-первых, следует определить, какие страны на данном товарном рынке играют решающую роль в качестве производителей и потребителей, экспортеров и импортеров;

- во-вторых, выявить количественные и качественные изменения, происходящие на рынке. Данные о производстве и внешней торговле стран, играющих первостепенную роль на конкретном товарном рынке, надо рассматривать за ряд лет. Только такой анализ позволит выявить основные изменения, происшедшие в объеме производства, экспорта или импорта, и выделить главную тенденцию развития. Полученные результаты дают возможность судить о конкурентоспособности той или иной страны на мировом рынке, о происшедших изменениях в расстановке сил, в издержках производства и т.д.

- в-третьих, сопоставить цифры внутреннего производства, потребления, экспорта и импорта, что объяснит особенности положения на рынках отдельных стран. Не зная, какой удельный вес занимают поставки на экспорт в общем, объеме производства или сколь велика доля импорта во внутреннем потреблении, нельзя понять суть тех изменений, которые происходят в уровне спроса и предложения, в ценах.

- в-четвертых, рассмотреть статистику производства, потребления и внешней торговли и определить степень зависимости той или иной страны от внешнего рынка. В то же время сила воздействия отдельной страны на конъюнктуру какого-либо конкретного товарного рынка зависит также от того, насколько велик удельный вес этой страны в мировом потреблении, производстве и экспорте данного товара.

- в-пятых, анализ конъюнктуры товарного рынка требует учета тех изменений, которые происходят в структуре фирм Необходимо знать, какую роль играют основные фирмы, определяющие положение на рынке, и каково их значение.

Расширение номенклатуры выпускаемой продукции позволяет промышленным компаниям успешнее маневрировать в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры,, переключая собственные производственные мощности с одного вида продукции на другой, а, также поглощая более слабые фирмы, имеющие налаженное производство или проводящие научно-исследовательские работы по выпуску каких-либо новых видов продукции. Монополии способны быстро расширять производство той продукции, которая в данный момент пользуется наибольшим спросом и, следовательно, может принести максимальную прибыль.

 

33. Методы прогнозирования мирового товарного рынка.

Прогноз конъюнктуры любого товарного рынка обычно разрабатывается на основе данных анализа и изучения показателей, которые могут помочь в определении тенденций развития производства и международной торговле в будущем (динамика капиталовложений, сведения о заказах и т.д.) В настоящее время существует множество разнообразных методов прогнозирования, среди которых наибольшее распространение получили экстраполяция, экспертные оценки, экономико-математическое моделирование, балансовый метод и др.

Экстраполяция основана на анализе сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей развития изучаемого экономического явления и распространения их на будущее. Предполагается, что основные соотношения, пропорции и темпы роста, характерные для данного явления, с большой степенью вероятности без существенных изменений могут иметь место в перспективе. Таким образом, использование экстраполяции в целях прогнозирования рыночной конъюнктуры представляет собой учет опыта прошлого как действия объективных законов развития экономики.

Экспертные оценки базируются на опыте, знаниях и интуиции высококвалифицированных специалистов. Наиболее часто они применяются и при разработке экономических прогнозов.

Экономико-математическое моделирование дает возможность установить определенные количественные закономерности, характеризующие развитие рынка, и дать качественную оценку значимости отдельных показателей, отражающих воздействие различных конъюнктурно образующих факторов. На основе данных за ряд лет составляются экономико-математические модели, отражающие более или менее сложные функциональные зависимости между конъюнктурными показателями товарного рынка.

Балансовый метод применяется для прогноза конъюнктуры некоторых рынков сырья органического происхождения. Суть его заключается в составлении баланса спроса и предложения. На основе данных за предыдущие годы разрабатывается предполагаемый баланс производства и потребления на будущий год. В нем учитываются переходящие запасы прошлых лет, оценки урожая, внутреннего потребления и преходящие запасы на конец будущего года.

Практическая ценность прогнозных оценок заключается в своевременном и правильном использовании прогноза. Величина инвалютных расходов при импорте и поступлений валюты при экспорте при прочих равных условиях зависит от уровня цен. Правильное же определение цен во всех внешнеторговых операциях непосредственно связано с реализацией результатов изучения конъюнктуры в практике оперативной работы.

Прогноз конъюнктуры дает оценку вероятного движения цен. В зависимости от возможного повышения или понижения цен меняется тактика реализации или закупки товара. Следовательно, можно сделать вывод, что между прогнозом конъюнктуры и оперативной тактикой внешнеторговых организаций существует прямая связь

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.