Сделай Сам Свою Работу на 5

Выбор мощности электродвигателя





Сыктывкарский лесной институт

Санкт-Петербургской государственной лесотехнической

академии им. С.М. Кирова

КАФЕДРА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

М. В. Хохлов

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К выполнению курсовоГО ПРОЕКТА

по дисциплине «Электропривод»

 

Сыктывкар 2003

Методические указания предназначены для выполнения студентами очной и заочной формы обучения (специальность 311400 – Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, специализация 311404 - Электроснабжение) курсового проекта по дисциплине «Электропривод» на тему «Расчет и выбор автоматизированного электропривода с асинхронным двигателем с фазным ротором» или «Расчет и выбор автоматизированного электропривода с двигателем постоянного тока независимого возбуждения».

СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Задания и требования к оформлению работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Методические указания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

2. Выбор мощности электродвигателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14



3. Построение естественной характеристики . . . . . . . . . . . . . . . . 21

4. Построение реостатной характеристики . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

5. Построение пусковой диаграммы и расчет

пусковых реостатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

6. Построение тормозной диаграммы и расчет

тормозных реостатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

7. Выбор предварительной ступени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

8. Выбор реостата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

9. Полная пусковая диаграмма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

10. Расчет и построение кривых переходных процессов

при пуске и торможении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

11. Проектирование принципиальной электрической

схемы электропривода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

Выбор электрических аппаратов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

 

Общие положения

 

Настоящие методические указания предназначены для выполнения студентами очной и заочной формы обучения (специальность 311400 – Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, специализация 311404 - Электроснабжение) курсового проекта по дисциплине «Электропривод».



Содержание проекта включает следующие основные этапы проектирования: построение нагрузочной диаграммы механизма, выбор двигателя, расчет его естественных и искусственных характеристик, сопротивлений, расчет и построение кривых переходных процессов, проверка выбранного двигателя, проектирование принципиальной электрической схемы и выбор аппаратуры.

В методических указаниях даются практические рекомендации по выполнению задания на проектирование, приведены необходимые справочные материалы и формулируются требования к оформлению работы.

Необходимым условием успешного выполнения курсового проекта является предварительное изучение основных разделов курса «Электропривод»: механические характеристики электроприводов, регулирование координат электроприводов, основы динамики переходных процессов в электромеханических системах, режимы работы электродвигателей и определение потребной мощности и др. Список литературы позволяющий изучить эти вопросы, приведен в конце методических указаний.

Вариант задания на курсовое проектирование выдается персонально каждому студенту. Выполнение курсового проекта осуществляется в течение семестра и оформляется в соответствие с требованиями, изложенными в настоящих указаниях.

 

 

ЗАДАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ

Задания на курсовое проектирование



 

Тема курсового проекта и исходные данные определяются согласно шифра задания (табл.1). Первые цифры и буква в шифре обозначают тему и вариант задания, а последние цифры – вариант диаграммы скоростей и ускорений. Тип кинематической схемы и таблицу диаграмм скоростей и ускорений определяют по таблице вариантов заданий.

Темы заданий по курсовому проекту:

· расчет и выбор автоматизированного электропривода с асинхронным двигателем с фазным ротором (буква А в шифре задания);

· расчет и выбор автоматизированного электропривода с двигателем постоянного тока независимого возбуждения (буква Ш в шифре задания);

Исходные данные для расчета статических нагрузок приведены в таблицах вариантов заданий: масса всех поступательно движущихся частей системы ; маховые моменты рабочих механизмов и барабана ; статические усилия , или моменты сопротивления , в начале и конце рабочего цикла; передаточное отношение механической передачи i; диаметр барабана ; установившаяся скорость рабочих механизмов и установившаяся скорость подъема груза .

В таблицах диаграмм скоростей и ускорений приведены скорость равномерного движения механизма с пониженной скоростью при разгоне; скорость дотяжки при торможении; ускорения на соответствующих участках нагрузочной диаграммы; время равномерного движения t2, t4, t6 и время паузы t0.

Часть данных принимают в следующих пределах: моменты инерции элементов механической передачи ; ; ; КПД механической передачи .

Технические данные некоторых электрических машинах общего назначения, необходимые при выполнении курсового проекта, приведены в Приложении 2.


Таблица 1. Шифры заданий

№ варианта
Шифр 1Ш1 2Ш6 3Ш12 4Ш7 5Ш10 6Ш3 7Ш5 8Ш9 9Ш11 10Ш4
№ варианта
Шифр 11Ш7 12Ш12 13Ш8 14Ш5 15Ш11 16Ш9 17Ш2 18Ш6 19Ш4 20Ш1
№ варианта
Шифр 1А1 2А7 3А5 4А6 5А10 6А8 7А11 8А12 9А2 10А4
№ варианта
Шифр 11А1 12А6 13А2 14А8 15А7 16А4 17А10 18А5 19А12 20А3

 

 
 

 

Рис.1 Кинематическая схема механизма (а)

 

 

Таблица 2. Варианты заданий для кинематической схемы «а»  
  Ва-ри-ант GDI,II2 тc×м2 i MснI кН×м MскI кН×м MснII кН×м MскII кН×м n wуст 1/с
  1A 4,8 4,8 4,8 4,8 12,8
  2A 6,2
  3A 11,5 6,9 6,3 6,7
  4A 8,2 12,6
  5A 5,5
  6A 17,2 3,34
  7A 16,3
  8A 3,6
  9A 10,5 10,5 3,82
  10A 6,2
  11,5 14,8 14,8 13,2
  6,3
  11,5 6,5 6,85
  3,34 2,8 2,9 15,7
  6,2 6,2 17,5
  15,7
  6,3
  11,5 5,2 5,2 6,85
  2,4 2,2 17,5
  10Ш 6,8 6,8 9,8
                     

 

 

Таблица 3. Варианты диаграмм скоростей и ускорений для схемы «а»
Ва-ри-ант w1 1/с w6 1/с e1 1/с2 e3 1/с2 e5 1/с2 e7 1/с2 t2 с t4 с t6 с t0 с
0,5 0,5 0,1 0,5 0,5 0,2
0,3 0,6 0,6 0,3
0,8 0,8 0,4 0,9 0,9 0,2
0,7 0,2 0,6 0,6
0,6 0,3 0,3 0,1
0,2 0,2 0,1
7 0,9 0,2 0,6 0,6
0,5 0,4
0,8 0,2 0,6 0,6
0,8 0,7 0,8 0,1
0,9 0,8
0,8 0,5 1,2 1,2

 

 

 
 
 


 
 
 

Рис. 2. Кинематическая схема механизма (б)

Таблица 4. Варианты заданий для кинематической схемы «б»  
  Ва-ри-ант Sm т i GDБ2 тc×м2 Fсн кН Fск кН DБ м n Vуст м/с
  11A 18,5 19,5 6,7
  12A 12,62
  13A 4,15
  14A 3,85
  15A 11,5 3,8 3,8 10,5
  16A 4,25
  17A 11,5 8,95
  18A 3,84
  19A 11,5 12,4
  20A 11,5 12,5
  11Ш 5,72
  12Ш 13,5 1,5 8,2
  13Ш 9,4 9,5 4,72
  14Ш 11,5 4,4 4,2 4,1 3,5 9,5
  15Ш 10,5
  16Ш 4,1 4,1 7,85
  17Ш 7,9
  18Ш 10,5
  19Ш 20,5 5,5
  20Ш 6,5 5,95
                   

 
 
 


Таблица 5. Варианты диаграмм скоростей и ускорений для схемы «б»
Ва-ри-ант V1 м/с V6 м/с а1 м/с2 а3 м/с2 а5 м/с2 а7 м/с2 t2 с t4 с t6 с t0 с
0,2 0,8 0,2
0,9 0,9 0,3 0,9 0,3
0,8 0,8 0,4 0,7 0,2
0,7 0,2 0,9 0,9
5 0,6 0,2
0,8 0,9 0,2
0,9 0,4 0,7 0,7
0,6 0,6
0,8 0,4 1,1
0,8 1,2 0,4
0,8 0,4 0,6 0,6

 

 
 
 

Требования к оформлению работы

 

Курсовой проект оформляется в виде пояснительной записки объемом 25-30 страниц рукописного текста с форматом листов 279х210 мм (А4). Записка должна иметь титульный лист (см. Приложение 1); оглавление с указанием начальных страниц разделов работы; задание с кинематической схемой механизма; введение; основной текст с иллюстрационным материалом и список используемой литературы. Ссылка на литературу в тексте дается только в квадратных скобках, например, [3]. Записка пишется на одной стороне листа с полями по всем четырем сторонам. Размеры левого поля - 32 мм, правого – 10 мм, нижнего и верхнего – 20 мм. Записка выполняется со сквозной нумерацией страниц, начиная с титульного листа. На титульном листе номер страницы не ставится. Номер страницы ставится на расстоянии 10 мм от первой строки текста посередине верхнего поля.

Все расчеты выполняются в системе единиц СИ. Сначала записывается формула в общем виде, затем подставляются численные значения и указывается окончательный результат с соответствующей размерностью. При необходимости дается расшифровка буквенных обозначений в формуле. В ходе решения даются краткие словесные пояснения. Результаты расчетов для удобства могут сводиться в таблицы, которые располагаются по тексту записки. На каждую таблицу в тексте необходимо давать ссылку. Например: «Зависимость скорости двигателя от момента на валу показана в табл.2». Таблицы необходимо давать с заголовками.

Текст записки должен сопровождаться иллюстративным материалом в виде графиков, схем, которые выполняются на миллиметровой или белой нелинованной бумаге. Оси координат вычерчивают сплошными линиями со стрелками на конце, масштабы шкал по осям выбирают равномерными, начиная с нуля, с использованием всей площади графика. Цифры шкал наносят слева от оси ординат и под осью абсцисс. Буквенное обозначение шкалы и единицу измерения пишут над числами шкалы ординат и под осью абсцисс, справа вместо числа шкалы. Рисунки давать с подрисуночной подписью. На каждый рисунок должна быть ссылка в тексте. Например: «На рис.4. изображена нагрузочная диаграмма двигателя». Рисунки, схемы, графики должны иметь сквозную нумерацию.

Графическая часть проекта должна соответствовать заданию и включать в себя при нормальном объеме курсового проекта два листа чертежей формата А1. На чертежных листах приводится: кинематическая схема привода, нагрузочные диаграммы, механические характеристики, графики переходных процессов, электрические схемы и т.д. Схемы и графики на листах должны иметь названия, а листы основную надпись (штамп). Оформление графической части должно соответствовать требованиям ЕСКД и быть выполнено согласно действующим ГОСТам.

На схемах однотипные элементы должны иметь одинаковые размеры (резисторы, катушки реле, контакты и т.д.). На осях координат указываются только принятые в тексте обозначения изображаемых величин; при наличие цифр обязательно указываются единицы измерения в соответствии с принятыми в ГОСТе сокращениями.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Введение

 

Во введении следует кратко описать область применения, особенности работы и требования к реостатному электроприводу с заданным типом электродвигателя; регулировочные свойства, преимущества и недостатки, возможные способы автоматизации электропривода и требования к системе управления.

 

Выбор мощности электродвигателя

 

Нагрузка двигателя – основной фактор, оценивающий потери энергии, выделяющиеся в двигателе, и его нагрев при работе. Согласно основным уравнениям движения она зависит от статической нагрузки и от динамических моментов, обусловленных изменениями скорости электропривода.

Процесс выбора электродвигателя выполняется в три этапа:

· по нагрузочной диаграмме рабочего механизма с грубой оценкой влияния динамических перегрузок осуществляют предварительный выбор двигателя;

· для выбранного двигателя рассчитывают нагрузочную диаграмму двигателя и проверяют двигатель по нагреву;

· если двигатель перегружен или недоиспользуется, по уточненной оценке влияния динамических нагрузок повторяют выбор и проверку вновь выбранного двигателя.

2.1. Ориентировочный выбор электродвигателя.

2.1.1. По заданным кинематической схеме рабочего механизма и электропривода и моментам сопротивлений рабочих механизмов определяют приведенный к частоте вращения вала двигателя статический момент нагрузки в начале и конце рабочего цикла и строят нагрузочную диаграмму рабочего механизма Mc=f(t) (рис.3a). На основании энергетического баланса системы приведенный момент статического сопротивления

для кинематической схемы (а)

(1a)

для кинематической схемы (б)

(2б)

где , - заданные момент и усилие статического сопротивления соответственно в начале и конце рабочего цикла; m, n - число одновременно работающих механизмов и электродвигателей, соответственно; - установившаяся угловая скорость движения рабочего механизма; - установившаяся скорость подъема груза; i и h - соответственно, передаточное отношение и КПД механической передачи; wуст - установившаяся угловая скорость двигателя, определяемая как (для схемы а), (для схемы б).

2.1.2. По среднему значению приведенного к валу двигателя статического момента определяют требуемую среднюю мощность электродвигателя:

(2)

где - коэффициент запаса, учитывающий влияние динамических моментов и ухудшение вентиляции двигателя (если выбирается двигатель с самовентиляцией) в периоды пауз, разбега и торможения.

При заданной частоте вращения и средней мощности по каталогу выбирают двигатель, у которого ; .

2.1.3. Из каталога выписывают все необходимые данные принятого двигателя, включая момент инерции или маховый момент двигателя. На основании этих данных рассчитывают параметры, необходимые для дальнейших расчетов, и результаты заносят в таблицу.

 

 

Технические данные двигателя постоянного тока

Тип двигателя Мощность Pном, кВт Напряжение якоря Uном, В Номинал. частота вращения nном, об/мин КПД hном, % Ток якоря Iном, А Момент Mном, Нм Суммарное сопротивление якоря Rя, Ом Сопротивление обмотки возбуждения Rв, Ом Допустмая перегрузка по току Iдоп /Iном Момент инерции Jдв, кгм2
   

 

Технические данные асинхронного двигателя

Тип двигателя Мощность Pном, кВт Напряжние Uном, В Синхронная частота вращения n0, об/мин КПД hном, % сos j Скольжение s, % Перегрузоч-ная способ-ность l Ток ротора Ip, А Напряжение ротора Up, В Момент Мном, Нм Момент инерции Jдв, кгм2
                       

 

При наличии каталожных данных о сопротивлении обмотки якоря Rо.я и сопротивлении добавочных полюсов Rд.п. сопротивление якорной цепи определяется как Rя=Rо.я+Rд.п. В случае если в каталоге сопротивление якоря не указано, то его ориентировочно определяют, принимая, что половина всех потерь в двигателе при номинальной нагрузке связана с потерями в меди якоря

. (3)

Следует учесть, что сопротивление обмоток возбуждения и якорных цепей в каталогах приводится при температуре 15 или 20 0С. Необходимо привести каталожное значение сопротивления к рабочей температуре 80-90 0С, для чего каталожное сопротивление умножается на коэффициент . Для обмоток, выполненных из меди, Ом/0С. Например, если разность температур действительной ( ) и каталожной ( ) составляет 700С, то , тогда .

Если в каталоге не приводится номинальный ток якоря Iном его можно определить, зная сопротивление цепи якоря, из уравнения (3).

Синхронная частота вращения асинхронных двигателей , где f1 =50 Гц – частота питания, р – число пар полюсов, определяемое из типоразмера двигателя. Обычно число полюсов указывается в конце перед обозначением климатического исполнения и категории размещения. Так двигатель типа АК-82-6У3 имеет шесть полюсов, соответственно р=3.

 
 

Номинальный момент .

Если в каталоге для двигателей указывается значение махового момента GD2 (кгс×м2 или Н×м2), определение момента инерции ротора двигателя выполняется согласно таблице пересчета единиц измерения.

 

Таблица 6. Пересчет единиц измерения

момента инерции и махового момента*

GD2 кгс×м2 Н×м2
J, кг×м2 GD2/4 GD2/4g

*Примечание: g = 9,807 м/с2

 

2.2. Расчет и построение нагрузочных диаграмм двигателя

Наличие номинальных данных позволяет приступить к расчету нагрузочной диаграммы двигателя. При расчете нагрузочной диаграммы для целей проверки двигателя по нагреву можно пренебречь электромагнитными переходными процессами и учесть динамические нагрузки на основе тахограммы привода (диаграммы скорости электропривода) (рис.3b).

2.2.1. Для построения зависимости определяют время разгона и замедления при постоянном ускорении на i-м периоде диаграммы

, (4)

где - начальное и конечное значения угловой скорости двигателя на данном участке; - угловое ускорение (замедление) двигателя на i-м участке диаграммы, определяемое как (для схемы а), (для схемы б).

2.2.2. Нагрузочная диаграмма двигателя M=f(t) (рис.3d) может быть получена в результате суммирования статического и динамического моментов . Поэтому значение требуемого момента на валу двигателя в i-й точке диаграммы определяют из уравнения движения:

, (5)

где Mci – момент статического сопротивления, J - суммарный момент инерции системы, приведенный к валу двигателя. Для этого предварительно рассчитывают Mci в i-й точке нагрузочной диаграммы рабочего механизма, соответствующей началу или концу каждого участка тахограммы[1], а так же приведенный момент инерции:

для кинематической схемы (а)

 

, (6а)

где m – число одновременно работающих механизмов,

для кинематической схемы (б)

 

, (6б)

где m – масса груза, wБ – угловая скорость вращения барабана.

 

2.2.3.Построение диаграммы токов (рис.3e). В приводе с двигателем независимого возбуждения, а так же (при некотором допущении) с асинхронным двигателем с фазным ротором ток якоря (ротора)

. (6)

 

2.3. Режим работы электропривода

Построенные нагрузочные диаграммы позволяют обосновать и выбрать режим работы двигателя на каждом участке.

Если в период замедления момент положительный, применяют торможение в двигательном режиме. Если момент отрицательный, применяют динамическое торможение.

Если в диаграмме в период замедления тормозной момент , с относительно небольшой ошибкой времени торможения принимают торможение свободным выбегом.

 

2.4. Проверка выбранного двигателя

2.4.1. Продолжительность включения

, (7)

где полное время цикла работы

. (8)

Когда ПВ³60%, двигатель проверяют как для длительного режима. Если ПВ£ 60%, двигатель выбирают и проверяют как для повторно-кратковременного режима, если ПВ£10%, выбирают как для кратковременного режима работы.

2.4.2. Для проверки выбранного двигателя независимого возбуждения и асинхронного двигателя с фазным ротором по нагреву определяют эквивалентный момент. С учетом небольшой разницы между начальным и конечным моментами в период разгона и замедления:

, (9)

где a = 0,65…0,75; b = 0,33…0,50 - коэффициенты, учитывающие ухудшение условий охлаждения двигателей с самовентиляцией при уменьшении скорости и остановке; если двигатель имеет независимую вентиляцию, a =b = 1; - суммарное время пуска и торможения двигателя; - время работы двигателя с максимальной установившейся скоростью .

Если торможение производят свободным выбегом, в числителе подкоренного выражения моменты (токи), соответствующие участку диаграммы со свободным выбегом, принимают равными нулю.

Выбранный ориентировочно двигатель должен удовлетворять следующим условиям:

или . (10)

2.4.3. Проверка двигателя по условиям допустимой перегрузки. При реостатном пуске асинхронных двигателей с фазным ротором с учетом возможного снижения напряжения в сети необходимо соблюдать условие

, (11)

где - максимальное значение момента из нагрузочной диаграммы; - критический момент; l - перегрузочная способность двигателя.

Для двигателя постоянного тока должно соблюдаться условие

, (12)

где - максимальное значение тока в период пуска по диаграмме; - допустимый ток якорной цепи двигателя (берут по каталогу).

Если двигатель не удовлетворяет условиям проверки, то выбирают двигатель большей мощности, и повторяют п.2.2-2.4.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.