Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 14. Система и виды наказаний.





 

Основные вопросы

Понятие системы наказаний.

Классификация наказаний.

Виды наказаний.

Литература

1. Галиакбаров P.P. Система и виды наказаний. - Горький, 1986.

2. Дементьев С.И. Лишение свободы. - Краснодар, 1996.

3. Дуюнов В.К. Проблемы уголовного наказания в теории, за­конодательстве и судебной практике. - Курск, 2000.

4. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 2. Учение о наказа­нии. - М., 2002.

5. Милюков С.Ф. Российская система наказаний. - СПб., 1998.

6. Михлил А.С. Высшая мера наказания: История, современ­ность, будущее. - М., 2000.

7. Российское уголовное право. Курс лекций: Т. 2. Наказа­ние. - Владивосток, 1999.

8. Чучаев А.И., Абдрахманова Е.Р. Лишение свободы и пробле­мы его реализации. - Ульяновск, 1996.

Понятие системы наказаний

Для достижения целей наказания (ст. 43 УК) законодатель ус­танавливает определенные его виды. Все предусмотренные Уго­ловным кодексом РФ виды наказаний образуют жесткую, иерархически выдержанную структуру, называемую системой наказаний.

Система наказаний – это целостное множество видов наказания (элементов системы) и подсистем, включающих сгруппированные по различным основаниям виды наказаний.



Исторически система наказаний в российском уголовном законодательстве, начиная с Уголовного уложения 1903 г. развивалась от чрезвычайно сложной, непоследовательной и одновременно суровой лестницы наказаний к довольно чёткой и краткой, хотя, опять же, весьма суровой системе наказаний. Однако и советская и российская системы, в разные периоды не уступали и не уступают по жестокости своей предшественнице.

Система наказаний есть установленный уголовным законом целостный и исчерпывающий перечень видов наказаний, строго обязательных для суда и расположенных в определенной, иерар­хически заданной последовательности в зависимости от их функ­ционального назначения, а также характера и сравнительной тя­жести.

Система уголовных наказаний, как и любая другая, должна отвечать известным требованиям:

1) она представляет собой не­что целое и единое, состоящее из исчерпывающего перечня взаи­мосвязанных элементов;

2) она предполагает расположение их в определенном порядке, последовательности, ступенчатости (отсю­да и термин «лестница наказаний»);



3) она строится на началах не только взаимосвязи, целостности и единства, но и взаимодо­полняемости и взаимозаменяемости входящих в нее видов нака­заний.

Классификация наказаний

 

Система наказаний включает следующие их виды (ст. 44 УК): ст. 44, "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2012) {КонсультантПлюс}

а) штраф;

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

г) обязательные работы;

д) исправительные работы;

е) ограничение по военной службе;

ж) утратил силу (конфискация имущества) - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

з) ограничение свободы;

з.1) принудительные работы;

(п. "з.1" введен Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

и) арест;

к) содержание в дисциплинарной воинской части;

л) лишение свободы на определенный срок;

м) пожизненное лишение свободы;

н) смертная казнь.

Подсистемы наказаний.

По порядку назначения все виды наказания в соответствии со ст.45 УК ст. 45, "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2012) {КонсультантПлюс} делятся на: а) основные, б) дополнительные, в) нака­зания, назначаемые в качестве как основных, так и дополнитель­ных (комбинированные).

Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь - применяются только в качестве основных видов наказаний.



Основны­ми эти виды наказания называются потому, что в силу своего ха­рактера и содержания призваны обеспечивать основную, главную, определяющую задачу по достижению стоящих перед наказанием целей, а также потому, что могут назначаться лишь самостоя­тельно, а не путем присоединения к другим наказаниям.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительных видов наказаний (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ).

Дополнительным этот вид наказания считается потому, что играет вспомогательную, побочную, второстепенную роль в процессе достижения стоящих перед наказанием целей, а также в силу того, что назначается лишь путем присоединения к основ­ным, а не в качестве самостоятельного наказания.

Наконец, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ).

Помимо перечисленной классификации выделяют следующие подсистемы: наказания связанные с лишением свободы; ограничением свободы, имущественные наказания, связанные с привлечением к труду, исключительная – смертная казнь, а также срочные и бессрочные.

Виды наказаний.

Действующее законодательство (ст. 44 УК РФ) предусматривает перечень конкретных видов наказаний, расположенных по степени их сравнительной строгости:

- штраф;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

- обязательные работы;

- исправительные работы;

- ограничение по военной службе;

- ограничение свободы;

 

- принудительные работы;

- арест;

- содержание в дисциплинарной воинской части;

- лишение свободы на определенный срок;

- пожизненное лишение свободы;

- смертная казнь.

По сочетаемости наказания делят на:

- основные (обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь);

- дополнительные (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград,);

- смешанные (штраф, ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

По объему карательного воздействия наказания разделяются на:

- связанные с изоляцией от общества;

- не связанные с изоляцией от общества;

- исключительное.

По юридическому содержанию наказания классифицируются на:

- связанные с исправительным воздействием;

- не связанные с исправительным воздействием.

Статья 46. Штраф

 

1. Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за исключением случаев исчисления размера штрафа исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа, взятки или суммы незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, но не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей.

3. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до пяти лет.

4. Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

5. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, за исключением случаев назначения штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, штраф заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса. При этом назначенное наказание не может быть условным.

 

Исходя из специфики штрафа как денежного взыскания, его назначение должно быть сориентировано не только на тяжесть совершенного преступления, но и на реальность исполнения этого наказания. В частности, помимо имущественного положения осужденного и его семьи следует учитывать и такие факторы как наличие или отсутствие у осужденного основного места работы, размер его заработной платы или иного дохода, возможность трудоустройства, наличие имущества, иждивенцев и т.п. (см. ПП ВС РФ от 03.12.2013 N 33).

Минимальный размер штрафа не может быть ниже пяти тысяч рублей, а при его назначении в размере заработной платы или иного дохода осужденного - за период менее двух недель. В определении иных доходов следует исходить из действующего законодательства, устанавливающего доходы, подлежащие налогообложению.

Штраф может назначаться как с рассрочкой выплаты (до пяти лет). так и без рассрочки.

Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа считается осужденный, не уплативший штраф, назначенный без рассрочки, в срок до 30 календарных дней со дня вступления приговора в силу или первую часть штрафа, назначенного с рассрочкой, в этот же срок либо оставшиеся части штрафа не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

 

Судебная практика:Апелляционное ОпределениеСудебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерацииот 16 октября 2013 г. N 49-АПУ13-26 – фрагмент.

По приговору Верховного суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2012 г. Н. осужден по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ к штрафу в размере семидесятикратной суммы взятки, то есть, 28 000 000 рублей, и, в соответствии с ч.3 ст.47 УК РФ, к лишению права занимать должности в органах государственной и исполнительной власти сроком на 2 года.

Судебный пристав-исполнитель внес в Верховный суд Республики Башкортостан представление о замене штрафа другим видом наказания, в связи с тем, что Н. в период с 19 ноября 2012 года по 5 марта 2013 года, всего выплачено 23 000 рублей.

Суд удовлетворил данное представление пристава-исполнителя, заменив наказание в виде штрафа на 7 лет лишения свободы.

Судебное постановление обжаловано в апелляционном порядке.

Судебная коллегия не нашла оснований для отмены или изменения постановления суда.

Доводы Н. о том, что в ходе разбирательства представления пристава-исполнителя им была представлена денежная сумма в размере 450 000 рублей, в его собственности находится автомобиль, средства от продажи которого могут быть обращены для оплаты штрафа, во внимание быть приняты не могут, поскольку являются дополнительным подтверждением того, что он до судебного разбирательства имел возможность принять более действенные меры, направленные на исполнение приговора суда.

Часть 5 ст. 46 УК РФ не допускает возможности применения условного осуждения, в связи с чем эта просьба, содержащаяся в жалобах, также удовлетворена быть не может.

Постановление Верховного суда Республики Башкортостан в отношении Н. оставлено без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

 

 

Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

 

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

 

 

Из названия данной статьи может показаться, что она объединяет два совершенно самостоятельных вида наказаний, отличающихся, прежде всего, адресатом (лицо, занимающее определенную должность и лицо, занимающееся определенной деятельностью). В действительности, это единый вид наказания, заключающийся в лишении виновного в совершении преступления исключительно этих разновидностей прав. Конкретизируется же такое лишение прав или в запрете занимать определенные должности, или в запрете заниматься определенной деятельностью.

Данный вид наказания может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного. В качестве дополнительного наказания оно может назначаться вне независимости от того предусмотрено ли оно санкцией соответствующей статьи УК, по которой осужден виновный. Однако в последнем случае, суд должен учитывать характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, и лишь признав невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, применить данный вид дополнительного наказания.

 

Сфера применения лишения права занимать определенные должности ограничена кругом лиц, состоящих в должности на государственной службе или в органах местного самоуправления. Понятие и виды государственной службы (государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба) даются в Федеральном законе от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Понятие органов местного самоуправления дается в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Применение лишения права занимать определенные должности в отношении лиц, работающих на управленческих или руководящих должностях в негосударственных, а равно коммерческих предприятиях или организациях, невозможно.
При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности в качестве основного или дополнительного вида наказания суду следует исходить из того, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части). Поэтому, лишая права занимать определенные должности, суд в приговоре должен указывать не перечень, а определенную конкретными признаками категорию должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий).

За совершение одного и того же преступления осужденному не могут быть назначены одновременно лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью.

Наказание, предусмотренное ст. 47 УК, может быть назначено и тем лицам, которые выполняли соответствующие служебные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления.

Следует отметить значительный профилактический потенциал (особенно в отношении преступлений коррупционной направленности) именно лишения права занимать определенные должности. Об этом свидетельствуют данные ряда социологических исследований, в соответствии с которыми лишение права продолжать трудиться в прежнем должностном статусе, связанном с совершением преступления, в большинстве случаев воспринимается осужденными как наиболее строгое наказание за совершенные ими деяния.

Лишение права заниматься определенной деятельностью состоит в запрете на занятие профессиональной или иной деятельностью лицом, совершившим преступление, характер которого связан с этой деятельностью (например, педагогической, врачебной, адвокатской деятельностью, управлением транспортом, охотой). Законодатель не устанавливает никаких ограничений по кругу лиц, к которым оно может быть применено. Лишение права заниматься определенной деятельностью может быть применено, если суд признает невозможным сохранение за осужденным права заниматься определенной деятельностью, независимо от места работы (службы), занимаемой должности, характера деятельности.

Более того, данный вид наказания может быть применен не только к лицу, которое обладало таким правом на момент совершения преступления, обладало этим правом на момент вынесения приговора или утратило это право по каким-либо причинам. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2(ред. от 03.12.2013) «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания» «…то обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данное наказание». В данном случае не имеет значения наличие или отсутствие причинной связи между совершенным преступлением и занятием должности или занятием определенной деятельностью. Решающее значение здесь имеет то, что характер совершенного преступления свидетельствует об очевидной несовместимости качеств лица его совершившего с определенными видами деятельности (чаще всего педагогической, воспитательной). Не случайно законодатель предусмотрел в санкциях статей главы 18 (Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности) наиболее продолжительные сроки дополнительного наказания, предусмотренного ст.47 УК – до двадцати лет.

Определенный профилактический потенциал данного вида наказания как дополнительного обеспечивается особенностями установления начального момента исчисления его сроков. При назначении его в качестве дополнительного к основным наказаниям, связанным с лишением свободы (арест, содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы, лишение свободы), его срок исчисляется с момента их отбытия. И это вполне обоснованно, поскольку лицо, отбывая наказание, связанное с лишением свободы, уже объективно лишено возможности занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на этот период. Если же этот вид наказания в качестве дополнительного назначается к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.

 

Судебная практика: Кассационное Олределение Московского городского суда от 20 февраля 2013 г. по делу N 22-1834/2013 - фрагмент

 

Х. осужден по ч.1 ст. 264 УК РФ с применением ст.64 УК РФ к штрафу в размере 100000 (сто тысяч) рублей, с назначением дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством на срок 3 (три) года.

В кассационной жалобе обращает внимание судебной коллегии, что назначив Х. наказание в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей, суд не учел что согласно ч.3 ст.46 УК РФ, размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. Назначенный штраф в размере 100 тысяч рублей фактически обрек Х. на голодную мученическую смерть, создав, одновременно невозможность исполнения вынесенного приговора.

Настаивает, что судом неправильно применен уголовный закон, поскольку назначение дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами возможно лишь при назначении наказания в виде лишения свободы, тогда как суд назначил основное наказание в виде штрафа. Кроме того, ч.4 ст. 47 УК РФ не предусмотрен срок исчисления отбывания дополнительного наказания.

Судебная коллегия отметила, что в силу положений ч.3 ст. 47 УК РФ Х. законно и обоснованно назначено дополнительное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на три года. Запрета на его применение при назначении основного наказания в виде штрафа, исходя из положений ч.3 ст. 47 УК РФ, действующее уголовное законодательство не содержит.

Приговор суда первой инстанции оставлен без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

 

 

Статья 48. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

 

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

 

 

Данный вид наказания назначается лишь в качестве дополнительного и исключительно за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Специальные звания присваиваются работникам ряда ведомств (например, органов внутренних дел, дипломатической, таможенной, налоговой службы, службы связи, железнодорожного транспорта, гражданского воздушного флота, прокурорско-следственным работникам и др.).

Воинские звания присваиваются в Вооруженных Силах, во внутренних войсках МВД РФ, в органах ФСБ, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и др.

Почетныезвания присваиваются за выдающиеся заслуги в различных сферах жизнедеятельности. Например, «Заслуженный эколог РФ», «Заслуженный деятель науки РФ», "Народный артист РФ", "Заслуженный экономист РФ", "Заслуженный юрист РФ" и т.д. Полный перечень почетных званий содержится в Указе Президента РФ от 7 сентября 2010 г. (в ред. Указов Президента РФ от 16.12.2011 №1631, от 16.03.2012 №308, от 12.04.2012 №403, от 03.05.2012 №573, от 24.10.2012 №1436, от 14.01.2013 №20, от 29.03.2013 №294, от 26.06.2013 №582)"О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".

Классные чины - это служебный разряд, присваиваемый государственным служащим, занимающим государственные должности РФ или субъектов РФ (например, государственный советник первого, второго или третьего класса), работникам органов юстиции, прокуратуры, суда и др.

Государственные награды являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, и иные выдающиеся заслуги перед государством. Их перечень содержится в Положении о государственных наградах Российской Федерации (в ред. Указов Президента РФ от 16.12.2011 №1631, от 12.04.2012 №433, от03.05.2012 №573, от 14.01.2013 №20, от 29.03.2013 №294)

Помимо серьезного морального воздействия данное наказание чаще всего влечет и наступление дополнительных неблагоприятных последствий имущественного характера (например, прекращение денежных выплат, отмена привилегий и льгот и др.). Именно в силу этого законодатель в ст. 48 особо указал на возможность его применения лишь с учетом личности виновного.

 

Судебная практика: Постановление Президиума ВС РФ от 04.04.2007 N 5-П07ПР (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ от 01.08.2007 - фрагмент

Ж. был признан виновным и осужден по п.п. «з», «н», «к» ч.2 ст.105, п.п. «б», «в» ч.4 ст.162, ч.5 ст.33, п. п. "з", "н" ч. 2 ст. 105 УК к разным срокам лишения свободы. На основании ч.3 ст. 69 УК назначено 23 года лишения свободы. В соответствии со ст. 48 УК Ж. лишен воинского звания полковник запаса и государственных наград - медалей: "За безупречную службу" 1, 2, 3 степени, "60 лет Вооруженных Сил СССР", "70 лет Вооруженных Сил СССР".

Кассационная инстанция оставила приговор в отношении Ж. без изменения.

Президиум ВС РФ, изменяя судебные решения в отношении Ж., указал, что по смыслу ч.ч.1,4 ст. 69 УК дополнительное наказание не может быть определено по совокупности преступлений, если оно не назначалось ни за одно из преступлений, входящих в совокупность, и исключил из судебных решений указание о назначении осужденному Ж. этого дополнительного наказания по совокупности преступлений.

 

 

Статья 49. Обязательные работы

 

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

 

 

Обязательные работы являются бесплатными общественно полезными работами, временем отбывания наказания определено свободное от основной работы (службы) или учебы время. Срок обязательных работ исчисляется в часах, а время обязательных работ не может быть более четырех часов в выходные дни и более двух часов, по общему правилу, в рабочие дни, а также время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов (ч. 1, 2 ст.27 УИК РФ). Только при наличии уважительных причин законодатель допускает возможность отработать в течение недели меньшее количество часов.

Вид обязательных работ и их объекты определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Так, например, Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 25.12.2012 г. № 1152 определены на территории городского округа виды обязательных работ и перечень организаций, в которых отбывается этот вид наказания.

Предусматривая замену обязательных работ более строгим наказанием в случае злостного уклонения от них, законодатель создал дополнительные гарантии эффективности наказания путем пролонгации процедуры индивидуализации наказания уже на стадии его исполнения. Так, обязательные работы могут быть заменены более строгими видами наказания - принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

 

Судебная практика:Постановление Президиума Верховного Суда Республики Коми от 2 июля 2014 г. N 44у-59 - фрагмент

С.Н. признана виновной в краже, которая имела место 06.04.2013.

В кассационном представлении заместитель прокурора просит изменить приговор. Не оспаривая фактические обстоятельства, а также виновность С.Н. в совершении инкриминируемого преступления, ссылается на наличие у осужденной ребенка, не достигшего на момент постановления приговора возраста 3 лет, а также положения ч.4 ст.49 УК РФ и просит назначить виновной наказание в виде штрафа.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления и заслушав мнение прокурора, Президиум находит приговор подлежащим изменению в кассационном порядке в связи с неправильным применением уголовного закона.

Суд обоснованно пришел к выводу, что обвинение, с которым согласилась осужденная, подтверждается собранными по делу доказательствами, верно квалифицировав ее действия по ч.1 ст. 158 УК РФ.

Однако суд, при назначении наказания, не принял во внимание то обстоятельство, что осужденная С.Н. имеет малолетнего ребенка ... года рождения, которому на момент вынесения приговора не исполнилось 3 года и назначил ей наказание в виде обязательных работ.

При изложенных обстоятельствах суд нарушил требования ч.4 ст.49 УК РФ, так как не мог назначить женщине, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, наказание в виде обязательных работ.

Президиум постановил: кассационное представление заместителя прокурора Республики Коми удовлетворить. Приговор в отношении С.Н. изменить: назначить С.Н. по ч.4 ст. 158 УК РФ наказание в виде штрафа.

 

 

Статья 50. Исправительные работы

 

1. Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

2. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет.

3. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

4. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

5. Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

 

Исправительные работы могут быть назначены как осужденному, имеющему основное место работы, так и осужденному, не имеющему его, и отбываются соответственно по основному месту работы или в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Так, например, Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 04.05.2009 N 303 определен «Перечень муниципальных предприятий и учреждений городского округа город Воронеж для исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ на территории городского округа город Воронеж».

Поскольку исправительные работы предполагают привлечение осужденного, как правило, к физическому труду, суд должен выяснять трудоспособность такого лица, место его постоянного жительства и другие обстоятельства, свидетельствующие о возможности исполнения данного наказания.

Часть пятая статьи 50 УК РФ называет конкретные категории осужденных, которые в силу физического состояния или служебно-профессионального положения не могут отбывать исправительные работы. В частности, данный вид наказания, (также как и обязательные работы) не назначается лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

 


Судебная практика: Постановление Президиума Верховного суда Республики Тыва от 19.08.2010 по делу N 44-У-41/2010 – фрагмент.

Рассмотрено уголовное дело по надзорному представлению заместителя прокурора Республики о пересмотре приговора районного суда, которым

Т. осужден по ч.1 ст. 191 УК РФ к 1 году исправительных работ с удержанием в доход государства заработной платы в размере 20 процентов.

В кассационном порядке приговор не обжаловался.

В надзорном представлении заместитель прокурора Республики Тыва просит о пересмотре приговора ввиду его чрезмерной суровости и несправедливости.

Проверив доводы надзорного представления и материалы уголовного дела, Президиум находит приговор суда подлежащим изменению в части назначения наказания в связи с неправильным применением требований Общей части УК РФ согласно п.1 ст.382 УПК РФ по следующим основаниям.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.