Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная ценность и сущность права





Введение

В далеком историческом прошлом имели место споры о понятии права и государства, об их соотношении, они продолжаются и в настоящем. Современные исследователи выделяют несколько подходов и определений права. Один из этих подходов позитивистский, другой непозитивистский.
Первые идеи о государстве и праве были выдвинуты ещё в эпоху рабовладения. Первоначальные наиболее полные, системные знания о государстве и праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции – Платона и Аристотеля.

В учении Платона об идеальном государстве и праве лежит принцип разделения труда. Разумность закона, по Платону, предполагает его необходимое соответствие справедливости и праву, в социологическом аспекте право понимание опирается на его учение. Платон рассматривает справедливость, право и закон как социально-политические явления, как элементы упорядоченной жизни.

Платон под правом понимает справедливость и разумность, рассматривает право как Божественный разум, он считал, что право и закон – это не одно и то же, законы должны соответствовать праву. Аристотель в своём учении проводит различия между естественным и условным правом. Естественное право имеет одинаковое значение, не зависит от признания или не признания людьми.



Условное право существует благодаря законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права к праву условному, установленному людьми. Разумность закона, по Аристотелю, означает его правильность. Закон должен быть нейтральным, что означает его возвышение над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить в рамках справедливости. Тема «права» актуальна в наше время, так как является основой практической юриспруденции, знание теории права развивает юридическое мышление.

Право является системой норм, санкционированной государством, обязательной для исполнения всеми членами общества, оно закрепляет отношение собственности, регламентирует порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления, определяет меры борьбы с преступлениями и правонарушениями.

Значение права состоит в том, что оно есть могучее средство воспитания людей к общественной жизни.



Правовые нормы и повиновение им должны научить человека считаться с существованием других людей и с их интересами. Каждый человек должен приучить себя к тому, чтобы доброю волею ограничивать свои притязания, принимая во внимание, что другие также имеют право жить и осуществлять свои интересы. Ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает ему за то беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т.е. гарантирует ему свободу внутри этих пределов.

Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе.

Цель права, как и других норм общественного поведения, состоит, прежде всего в том, чтобы сделать возможным мирное сожительство людей. Право достигает этого тем, что указывает людям обязательные для них пределы в их внешней деятельности. В деле обуздания людских страстей и ограничения непомерных претензий право довольствуется тем, что устанавливает порядок во внешних поступках, предоставляя каждому узнать, посредством чтения и изучения правовых норм, сущность и черты этого обязательного порядка.

Совершать те внешние поступки, которые правом предписаны, и не совершать тех внешних поступков, которые правом воспрещены, людей побуждает: во-первых, простое сознание того, что так велит правовая норма, во-вторых – сознание того, что уклонение от этого порядка должно повлечь за собою неприятные принудительные последствия.



Задача права заключается в примирении запросов личности и общества, в предоставлении каждому наиболее широкого поля развития и применения своих дарований, наиболее полного удовлетворения своих потребностей, поскольку это не нарушает общественных интересов. Задача права заключается в закреплении в стройных и широких формулах приобретенного людьми многовекового опыта общественной жизни и созданных борьбой общественных классов правовых положений. Задача права состоит в том, чтобы служить человечеству твердой опорой на пути к достижению высших форм общественного быта, царства социальной справедливости.

Глава I. ПОНЯТИЕ ПРАВА

1.1 Понятие и признаки права

Право[1] – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право - единая система норм (правил), обязательная для всех членов общества.

Право, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.

В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право).

Существует несколько теорий о происхождении права:

Теологическая теория (некое первосущество создав человека, предписало ему какой-то набор правил, например у христиан – 10 заповедей).

Намботивистическая теория (Ганс Хельбр – основоположник) – предполагает, что существует некая основная норма, которая дана каждому человеку для его ощущения, социально активные люди и формируют, согласно своим ощущениям, конституционное право (второй уровень норм), затем избранные народом законодатели, на их основе формируют текущее законодательство, а судьи и администраторы приспосабливают его к реальности.

Теория естественного (возрожденного) права. Возникла в XVIII веке. Её развитием занимались: Руссо, Локк и другие. Они полагали, что каждый человек рождается с некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав (все равны), затем в результате каких-то конфликтов возникла необходимость в механизме реализации этих прав (так как не все согласны, что “мои права кончаются там, где начинается свобода другого”). Согласно этой теории существующее в обществе право делится на две части: позитивное право (которое выражено в законах, поддерживается государственным авторитетом, каждая страна имеет своё право, это право должно соответствовать справедливости) и естественное право (вечно, неизменно, выше позитивного права, одинаково для всех народов).

«Джон Локк отвергает теорию врожденных идей, в частности факты истории и географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии (включая идею Бога). Локк показывает, что всеобщего согласия людей по поводу «первых принципов» (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности.

В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают «простые идеи»; душа при этом пассивна, это «чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Для соблюдения этих прав нам и пришлось отдать их часть государству». Марксистская теория.

Право[2] – воля господствующего класса, облеченная в форму закона и опирающаяся на принуждение со стороны государства. Первоначально теория происхождения и понятия права строилась на концепции, в которой право рассматривалось или как общественное отношение или как правовое отношение.

Государство видит совокупность отношений, которые и оформляют в виде закона. Эта точка зрения была раскритикована в 38 году, и право стало пониматься, как система правил поведения отражающих господствующий способ производства и социально-экономическую формацию, установленных или санкционированных государством. Это чисто нормативная точка зрения. Социологическая (Гарвардская) школа права - одно из направлений науки права ХХ в.

«Социологи исходили из того, что право формируется из общественной практики, но свое юридическое закрепление находит в судебных решениях. Сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям».

Основные положения данной теории состоят в том, что всё право в обществе состоит из двух частей: книжное «мёртвое» право, записанное в конституции; и действующее «живое» право, в виде решений судебных органов, с которыми люди сталкиваются в своей деятельности. В этой связи социологи придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности. Крупнейший представитель социологической школы права — американский ученый Р. Паунд. Широкое распространение получила в США. Другое название – Гарвардская школа. Существенные признаки права. Одним из определяющих признаков, свойств права является нормативность.

Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила обращены к населению всей страны, всему обществу, ставшие типичными. Нормативность права носит общеобязательный характер, что выделяет право из других норм социального поведения. Право обязательно санкционируется (или устанавливается) государством.

Также можно выделить следующие признаки права: гарантированную возможность государственного принуждения, формальную определённость, системность, публичность (соответствие в целом моральным взглядам общества).

 

1.2Источники права

Источники права — это исходящие от государства или признаваемые им официально- документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Исторически первым источником права был правовой обычай.

Правовой обычай - это правило поведения, сложившееся в результате постоянного применения людьми и перешедшее в привычку, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Однако обычай приобретает правовой характер тогда, когда появляется государство, потому что в этом случае правовой обычай опирается на государство и становится обязательным для всех. К числу немаловажных источников права относится доктрина (учение, система знаний). Доктрина имеет значение формы права и в других правовых системах, например, в той части ислама, который служит основой для разрешения семейно-брачных, имущественных и иных споров в мусульманских странах. В первую очередь следует назвать Коран и Сунну. Коран - это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха;

Сунна - сборник жизнеописания пророка Мухаммеда. Нередко к доктрине относятся труды ученых. Так, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых.

Следующий источник права - юридический прецедент. Существуют два вида прецедентов: судебный и административный.

Административный прецедент - это решение суда, принятое административным органом или административным судом по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел.

Судебный прецедент[3] - это решение суда, внесенное по конкретному делу, которое становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. Решения вышестоящих судов по аналогичным делам являются обязательными для судов низших инстанций.

В юридической науке стран Запада выделяют декларативные прецеденты, т. е. решения судов, которые либо толкуют существующие нормы, либо повторяют их. Кроме того, есть креативный прецедент, восполняющий пробел в законодательстве и создающий новую норму.

Наиболее распространенным источником права является нормативный правовой акт, являющийся официальным документом, созданный уполномоченным на это государственным органом и принятый в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведения.

Нормативные правовые акты различаются по содержанию, по органу, его издавшему, и процедуре принятия.

 

1.3Принципы права

Развитие прав человека и гражданского общества основано на принципах, которые, по существу, являются основополагающими началами права в целом. Эти принципы приобретают все большее значение, поскольку именно они определяют стратегические направления совершенствования госу­дарственных, правовых и социальных институтов.

Общие или общеправовые принципы оказывают определяющее воздействие на формирование, развитие и функционирование не только права, но и прав человека и гражданского общества, поскольку именно они раскрывают и подчеркивают общ­ность целей и задач всей социальной системы в целом.

Соответственно исследование принципов права позволяет рассматривать всю совокупность ос­новополагающих идей, выступающих в качестве теоретической основы не только для права, но и для прав человека и гражданского общества. Можно предположить, что общность целей и задач общест­ва и государства формирует единые подходы к пониманию общих принципов права, прав человека и гражданского общества.

Большинство учёных к общим основным принципам права относят: полновла­стие народа, демократизм, гуманизм, социальную справедливость, законность.

Общие принципы ха­рактеризуются тем, что относятся к праву в целом, распространяются на все его отрасли, объединяют их, способствуют стабильности действующей системы права и определяют дальнейшее развитие. Общеправовые принципы, в свою очередь, можно подразделить на морально-этические (нравствен­ные) и организационные.

Первые из них образуют нравственную основу права, его духовный фунда­мент. Эти принципы непосредственно влияют на нормативное содержание права.

Вторая группа об­щих принципов, тесно взаимосвязанная с первой, составляет организационно-процедурную основу права, ориентированную на обеспечение его роли как особого, государственного регулятора общест­венных отношений, выполнение правом его специфически юридических функций. Согласно концепции единства естественного и позитивного права морально-этические принци­пы современного казахстанского права составляют естественные законы, символизирующие основ­ные фундаментальные права человека и гражданина, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в последующих международных и внутригосударственных документах, в том чис­ле в Конституции Республики Казахстан. Второй раздел «Человек и гражданин» Конституции Рес­публики Казахстан провозглашает следующие нормы-принципы: равенство (ст.14), право на жизнь (ст.15), свободу (ст.16), достоинство (ст.17). Каждый их этих принципов имеет свое значение. Прин­цип свободы закреплен в Основном Законе нашего государства — в Конституции. В статье 16 Кон­ституции Республики Казахстан закреплено, что «каждый имеет право на личную свободу». Лич­ная свобода человека — это его неотъемлемое и абсолютное право, возникающее в силу естественной природы самого человека. «Все люди, — говорится во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., — рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» .

Если свободы человека от­носительны в смысле их фактической незавершенности, неизбежности исторического изменения и развития их содержания, то личная свобода должна рассматриваться как высшая социальная цен­ность, принцип, который служит критерием человеческого прогресса, особенно в области государст­венно-правовых форм. Личная свобода входит в блок прав, образующих неразрывное единство, пред­ставляющее собой основу практически всего правового статуса человека, ибо без такого права утра­чивают смысл любые другие права и свободы. В правовом государстве личная свобода носит равный для всех характер и защищается государственно-правовыми средствами и формами. Важным принципом является равноправие. «Все равны перед законом и судом», — гласит ст. 14 п.1 Конституции Республики Казахстан. Правовое равенство означает свободу индивида в общест­венных отношениях, признаваемую и утверждаемую в форме его правоспособности и правосубъект­ности. Правовое равенство в свободе как равная мера свободы означает и требование соразмерности в отношениях между свободными индивидами — субъектами права. Нередко правовое равенство смешивается с равенством в социальных отношениях, что следует признать принципиально невер­ным. Это вызвано тем, что долгое время общественное сознание формировалось на идеалах равенст­ва, гуманизма, справедливости, зачастую гипертрофированных, иллюзорных. Сегодня многие убеди­лись, что, как это ни парадоксально, в социально-экономической сфере идеал равенства неизбежно приводит к несвободе, росту ограничений. Правовое равенство означает признание у различных ин­дивидов равной правоспособности приобрести те или иные права на соответствующие блага и обя­занности. Помимо равенства перед законом принцип равноправия включает в себя равенство прав на свободу человека и гражданина. Это равенство гарантируется независимо от природных свойств че­ловека и от его общественных черт, а также обязанностью государства гарантировать это равенство. Одним из наиболее важных и главных норм-принципов является «право на жизнь». Право на жизнь — первооснова всех других прав человека, которое никто не может отнять ни при каких усло­виях.

Во Всеобщей декларации прав человека и гражданина провозглашаются ценность человеческой личности и право каждого человека на жизнь (ст. 3). В Международном пакте о гражданских и политических правах обращено внимание на неотъемлемость этого права, его охрану законом и не­допустимость произвольного лишения жизни (ст. 6).

Право на жизнь признается абсолютным и неотъемлемым и обеспечивается рядом конституционных гарантий: социальным обеспечением по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца (ст. 28 Конституции Республики Казах­стан), правом на охрану здоровья и получение бесплатного гарантированного объема медицинской помощи (ст. 29 Конституции Республики Казахстан), право мирно и без оружия собираться, прово­дить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 32 Конституции Республики Казахстан). Конституцией предусмотрена ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей (ст. 31) .

Право на жизнь[4] защищено не толь­ко Конституцией, но и отраслевым законодательством. Уголовный Кодекс Республики Казахстан со­держит ряд норм, охраняющих жизнь человека. Установлена уголовная ответственность за убийство (ст. 96-101), доведение до самоубийства (ст. 102), оставление в опасности (ст. 118) и другие преступ­ления. Допускаются необходимая оборона (ст. 32) . Целью утверждения принципа социальной справедливости в политической жизни общества, служит курс государства на радикальную реформу политической системы общества, практическое осуществление которой, непосредственно связано с реальным включением широких масс в управле­ние всеми государственными и общественными делами, с передачей на деле всей власти народным избранникам, в том числе Президенту, обеспечением необходимых политических условий для утвер­ждения самоуправления народа формирования правового государства.

 

1.4 Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право, но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще; юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов. Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления. Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.

Обыкновенный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определенных культурологических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограничено рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти право- понимание исчезает совсем. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-ученый оставляет после себя еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства:

Во-первых, исторические условия функционирования нрава и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»;

Во-вторых, зависимость результата правопонимания от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта;

В-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек. Бог или Космос) и под его сущностью (водя класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям — в других.

Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет систематизировать различные взгляды о праве на основе определенных критериев. Уже само отношение к праву, его судьбе, положительное или отрицательное значение его для общества, существование в качестве самостоятельного социального явления или в качестве элемента иной системы регулирования, выявляет противоположные мнения. В частности, представители ряда философских течений рассматривали право как часть нравственности (А. Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицали социально-ценностный характер права (J1. Н. Толстой, В. С. Соловьев).

Негативное отношение к праву высказывали анархисты. Проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории.

При решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права. Для первого характерны теологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только Божественное происхождение, но и Божественную сущность.

Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для человека. Последователи Фомы Аквинского — неотомисты — пытаются увязать религиозную сущность права с естественно-правовыми началами и эмпирическими оценками общественных отношений с целью обосновать более жизнеспособные и реалистические варианты его учения. На другом полюсе, в рамках материалистического подхода, разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступают: обусловленность права экономическим базисом общества; классовый характер права; жесткая зависимость права от государства; обеспеченность права принудительной силой государства. В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования — государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.[5]

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен; что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу "вечных" уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право.

Глава II. СУЩНОСТЬ ПРАВА

Социальная ценность и сущность права

Сущность — главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С. С. Алексеева, «на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы». С этим мнением следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение — древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права прежде всего состояла в том, что оно выполняло в основном охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи. Право выполняло охранительную функцию с помощью механизмаправосудия, относящегося к государству. Правосудие, с одной стороны, представляло собой процедуру тщательного и всестороннего рассмотрения конкретного социального конфликта, а с другой — опиралось на поддержку и мощь государства, т. е. верховной власти в обществе. С утверждением буржуазного экономического и социального строя право постепенно начинает выполнять также и регулятивную функцию, более того, становится основным и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, особенно в таких областях, как экономика и политика. С формированием во второй половине XX в. в ряде стран развитого гражданского общества право становится развитым и в полной мере проявляющим свои ценные свойства. Специфика современного развитого права состоит в том, что в центре его находится отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер — духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации. Изложенное позволяет сделать вывод, чтоправо имеет общесоциальную сущность, служит интересам каждого человека, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане. Общесоциальная сущность права конкретизируется в понимании его как выражения общенародной воли, разума, нравственных начал и меры свободы. В пределах своих прав человек уверен и свободен в собственных действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, а зло — нарушением этой нормы. Далеко не все современные национальные правовые системы в полной мере проявляют указанные сущностные свойства. Право более ранних эпох вообще не могло иметь такие характеристики. В связи с этим существовали и существуют сейчас и другие взгляды на сущность права. Наиболее распространенной является теория классовой сущности права, обстоятельно и всесторонне разработанная в марксистском учении о государстве и праве. Утверждается, что право по своей сущности есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Представляется, что изначально право создавалось в интересах всего общества, для сохранения его целостности в условиях социального расслоения. Поэтому реальные проявления классовости в содержании права следует рассматривать как искажение его общесоциальной сущности. Сущность права находит свое выражение в правовых принципах, в его социальном назначении и функциях.

2.2 Основные признаки права

Сущность права[6] - это качественная его основа, которая отражает его природу и назначение в обществе. Сущность правав концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.

Сущность права - это его внутреннее содержание, которое проявляется в установлении равного масштаба поведения к неравным людям. Равная мера поведения, которую устанавливает каждая применяемая правовая норма, закрепляет формальное равенство всех перед законом вне зависимости от положения в обществе, материального и др. критериев.

Право как один из важнейших институтов человеческой цивилизации.

Понятие права, его нормы и признаки, значение с точки зрения регулятора общественных отношений. Функции, классификация и принципы права. Роль и ценность его принципов в современном обществе.

Что такое “истинный закон”? – вопрошал Цицерон. И тут же отвечал, соотнося право не только со справедливостью и добром, но с самой природой, естественным бытием человека, что – это “разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга...” Право, по Цицерону, устанавливая те или иные ограничения и запреты, “запрещая, от преступления отпугивает; однако оно ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая”. Идеи и основные положения естественного права нашли свое отражение в конституционном и текущем законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции РК прямо указывается на то, что “основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” (ст. 17, п. 2). Тем самым подчеркивается, что они “не даруются и не устанавливаются “свыше” каким бы то ни было государственным или иным органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих, причин. Наряду с названными факторами, оказывающими большое влияние на формирование представления о сущности и содержании права а также на его определение, важную род в данном процессе играют и другие факторы. Среди них следует выделить такие, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства. Общепризнанным является тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет волю и интересы господствующих классов, стоящих у власти социальных слоев, групп, прослоек. Нет права “вообще”. 0но всегда конкретно и реально. В чем это проявляется? В первую очередь в том, что право на всех стадиях его развития освящает и закрепляет имущественное, социальное и иное неравенство людей. Неравенство рабовладельца и раба, феодала, помещика и крепостного, работодателя и работополучателя. Даже размер наказания за убийство человека раньше ставился в зависимость от его общественного положения.

Явно выраженное или завуалированное неравенство людей прослеживается и во множестве других, изданных ранее или на последующих этапах развития человеческого общества актах. Широко известное в марксистской и немарксистской литературе положение – выдержка из “Манифеста Коммунистической партии” о том, что право буржуазии “есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса”, несомненно имеет под собой реальную основу, по существу адекватно отражает реальную действительность. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении других классовых по своему характеру положений и государственно-правовых утверждений. Не подлежит никакому сомнению тот факт (и это подтверждается повседневной государственно-правовой практикой), что право в любом обществе и государстве выражает волю и интересы экономически и политически господствующего при данной системе отношений класса, что обслуживает прежде всего стоящие у власти классы. Право – это прежде всего совокупность, а точнее – система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система. Как и любая иная система она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Таковыми являются нормы права или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Возникающие между ее отдельными структурными элементами – нормами – связи, как и сами нормы должны быть направлены на выполнение строго определенных - регулятивных и иных функций, на достижение единых целей. Любая правовая система для того, чтобы стать действенной и эффективной, должна сложиться как целостная, органическая система. Это является одним из непременных требований и одновременно одним из признаков реальной, действующей, а не формальной правовой системы. В основе любой системы норм или правил поведения лежат как объективные, так и субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются однотипные экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как отдельные н

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.