Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность и виды монополий





Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

В экономической литературе дается следующая классифика­ция видов монополий.

1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:

В масштабе определенной отрасли— абсолютная (полная) монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет пол­ный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

В масштабе национального хозяйства также образуется абсо­лютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).

Монопсония (абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров.



2. В зависимости от характера и причин возникновения разли­чают следующие виды монополий:

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяй­ственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградни­ки). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имею­щие особо важное и стратегическое значение для всего общест­ва (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от боль­ших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные (от лат. legalis — законный) монополии образу­ются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

· а) патентная система. Под патентом подразумевается свиде­тельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патен­том также именуется документ, дающий право на занятие про­мыслом, торговлей



· б) авторские права, согласно которым интеллектуальные соб­ственники получают исключительное право продавать или раз­множать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода

· в) торговые знаки — специальные рисунки, названия, симво­лы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать заре­гистрированные торговые знаки)

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради по­лучения монополистических выгод. Эти монополии преднамерен­но меняют структуру рынка:

· создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм

· ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вош­ли в монополистическое объединение) доступ к источникам сы­рья и энергоносителям

· создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии

· применяют более крупный капитал (дающий больший эф­фект от роста масштаба производства)

· «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм: кар­тель, синдикат, трест и концерн.

· Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продук­ты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продук­ции, продажных ценах, распределении рынков и др.



· Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяй­ствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.

· Трест — монополия, в которой создается совмест­ная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

· Концерн — союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промыш­ленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого го­ловная фирма организует финансовый (денежный) контроль за все­ми участниками.

· Консорциум — временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведе­нии финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

Сущность и особенности всех видов монополистических объе­динений ярко проявляются в целях и характере их поведения.


 

Характеристика спроса.

СПРОС- потребность в том или ином экономическом благе, обеспечивающего деньгами.

СПРОС- кол-во блага выраженного в ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ, которое готовы купить в определенном месте по всему ДМАПОЗОНУ ЦЕН.

 

От понятия СПРОС различают величину / объем спроса.

ВЕЛИЧИНА СПРОСА- кол-во товара в НАТУРАЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЕ, которое готовы купить в определенный момент времени по ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЦЕНЕ.

 

Между величиной спроса и ценой, при прочих равных условиях имеется обратная зависимость ,которая называется ЗАКОНОМ СПРОСА.

Зависимость может быть выражена в виде таблицы:

Pd
Qd

 

P-цена, Q-кол-во, d-спрос.

Qd=f(Pd)- Леон Вальрас (1834-1910)

Pd=f(Qd)- Альфред Маршалл (1842-1924)

 

В экономической теории функцию зависимости взяли от Вальраса, а график интерпретации от Маршалла

Помимо цены на спрос оказывает влияние и ряд других основных факторов:

1. Величина дохода (прямая зависимость)

2. Налоги (обратная зависимость) больше налоги, меньше спроса

3. Льготы, дотации, субсидии (прямая зависимость)

4. Качество товара

5. Вкусы и предпочтения потребителей

6. Инфляционные ожидания (спрос увеличивается >> рост цен)

7. Дефляционные ожидания (спрос уменьшается >> снижение цен)

8. Кол-во покупателей (прямая зависимость)

9. Цена на товары- субституты (взаимозаменяемые) спрос увеличивается

10. Цены на комплиментарн. Блага (взаимодополняющие блага) обратная связь


 

11.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.