Финансовая политика государства.
Функции Финансов
1.распределительная функция
Распределение национального дохода заключается в создании основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
1)зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства.
Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.
Распределительная функция заключается в том, что в финансовой системе концентрируются средства, направляемые затем на решение крупных народнохозяйственных проблем комплексного, межотраслевого характера. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.
2.контрольная функция.
Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.
3.регулирующая функция.
Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Она проявляется, например, в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем
Наконец, в качестве самостоятельной нередко рассматривают еще одну функцию финансов - фискальную. Выполнение этой функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов фирм и населения для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов.
Понятие финансовой системы и ее структура.
Составные части финансовой системы называют блоками финансовых отношений.
Выделяют 3 сферы финансовых отношений:
1. Государство;
2. Финансы предприятий и организаций;
3. Финансы населения.
Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей. Организационная структура финансовой системы– это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. Структура финансовой системы – это совокупность ее элементов и связей между ними. Известно, что государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает четыре звена (подсистемы): -государственный бюджет; -местные финансы; -специальные внебюджетные фонды; -финансы государственных корпораций. Вместе с тем, возможны и другие варианты структуризации финансовой системы. Например, выделение финансов холдингов, финансово-промышленных групп, финансов семей и граждан.
В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:
-централизованные (публичные) финансы;
-децентрализованные финансы.
Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:
1. Финансы хозяйствующих субъектов
2. Финансы домашних хозяйств
3. Государственные финансы
4. Муниципальные финансы
Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.
Финансовая политика государства и финансовый механизм.
Финансовая политика государства.
Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики и финансовой сферы страны, на мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области экономических отношений.
Финансовая политика государства призвана обеспечить устойчивое и эффективное функционирование экономики и ее финансовой системы. Она также обеспечивает эффективное осуществление государством своих функций – социальных, экономических, экологических, оборонных и др.
Содержание финансовой политики:
1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
2. Создание адекватного финансового механизма.
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.
Задачами финансовой политики является:
1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.
Целями финансовой политики могут являться:
-политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики
-экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне
-социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).
В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:
- бюджетная политика
- налоговая политика
- таможенная политика
- денежно-кредитная политика
- инвестиционная политика
Важной составной часть финансовой политики является формированиефинансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Элементы финансового механизма:
· формы финансовых ресурсов;
· методы их формирования;
· система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
· организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм играет особое значение в реализации финансовой политики государства. Современный финансовый механизм призван не только создавать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности государства, но и обеспечивать экономическое регулирование в условиях функционирования рынка и многоукладной экономики. Развитие новых форм финансовых отношений влечет за собой усложнение финансового механизма.
Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|