Сделай Сам Свою Работу на 5

Финансовая система: понятие, характерные особенности, структурные элементы финансовой системы Российской Федерации





Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Финансовая система РФ — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. В ряде случаев под финансовой системой государства понимается система финансовых учреждений – совокупность органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Каждое звено финансовой системы характеризуется тем, что обслуживает определенную сферу распределения и перераспределения национального дохода посредством применения специфических форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований. Названные особенности лежат в основе различий, имеющихся между отдельными звеньями финансовых отношений. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на публичную финансовую деятельность и имеет свои функции.



В настоящее время финансовая система Российской Федерации состоит из следующих звеньев:

а) бюджетная система;

б) внебюджетные государственные и муниципальные фонды;

в) государственный и муниципальный кредит;

г) обязательное государственное страхование;

д) финансы предприятий любых форм собственности, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства.

Бюджетная система – это базирующаяся на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Бюджетная система любого государства определяется государственным и административно-территориальным устройством.

Бюджеты являются финансовой основой государственных и муниципальных органов власти.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, представляющие собой совокупность денежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публичных мероприятий.



Внебюджетные фонды образовываются для обеспечения финансирования социальных, научно-технических, экологических, инвестиционных и иных потребностей страны. Они расширяют возможности государственного влияния на развитие хозяйственной и социальной жизни общества.

Внебюджетные фонды создаются на всех уровнях и в силу этого могут быть государственными или муниципальными. Обособленные от бюджета фонды имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные отрасли экономики, развития проблемных отраслей инфраструктуры, выполнения социальных программ.

Третьим звеном финансовой системы является государственный и муниципальный кредит, который как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального образования) денежных средств, а также отношения по предоставлению государственных гарантий. Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заемные отношения с императивным участием государства.

Четвертым звеном финансовой системы является обязательное государственное страхование – урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых указанными лицами страховых взносов.



Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы предприятий, которые с точки зрения финансово-правового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов предприятий.

Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для осуществления публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства.

Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам, поскольку обладают определенной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимодействия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью.

 

 

Понятие и функции государственных финансов

В рамках современной интерпретации под термином «государственные финансы» подразумевается совокупность экономических отношений между государством и обществом, возникающих в реальном денежном обороте, в процессе которых происходит сбор и использование денежных средств для удовлетворения государственных потребностей в интересах всего общества. Результатом этих отношений выступает создание системы общегосударственных денежных фондов, таких как государственный бюджет, бюджеты различных административно-управленческих и территориальных единиц, внебюджетные социальные и экономические фонды, фонды государственных предприятий, кредитный фонд государства.

Регулирование процесса управления государственными финансами в центре и на местах осуществляется посредством утверждения нормативно-правовых актов, касающихся формирования и исполнения бюджетов различных уровней, путем введения изменений в налоговое законодательство по поводу установления и отмены налогов, акцизов, таможенных тарифов и других обязательных платежей.

Сущность государственных финансов проявляется в их функциях:

- перераспределительная – заключается в перераспределении национального дохода между населением, предприятиями и государством; производственной и непроизводственной сферами экономики; между отраслями материального производства; регионами страны; формами собственности и хозяйствования; между социальными группами;

- воспроизводственная – предусматривает участие государства в воспроизводстве главной производительной силы – человека (через сферы образования, здравоохранения, социального обеспечения), в развитии науки, социальной и производственной инфраструктуры, стимулировании развития экономики и обеспечении занятости населения;

- регулирующая – выполняется в процессе реализации вышеперечисленных функций и состоит в координации социально-экономического развития;

- стимулирующая – сводится к тому, чтобы заинтересовать все субъекты, связанные с формированием и расходованием государственных финансовых ресурсов в более эффективной и производительной работе, в ускорении научно-технического прогресса и повышении конкурентоспособности продукции и услуг внутри страны и на внешнем рынке;

- плановая (прогнозная) – реализуется в процессе составления и исполнения бюджетов всех уровней, а также через внебюджетные фонды;

- контрольная – представлена контрольной деятельностью законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных подразделений за сферой финансовых отношений всех экономических субъектов;

- социальная – способствует решению социальных проблем – обеспечение занятости, содержание нетрудоспособных, сокращение социального неравенства и т.п.

Таким образом, государственные финансы как совокупность денежных отношений направлены на обслуживание потребностей всех членов общества.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.