Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБОСНОВАНИЯ И СОПРОТИВЛЕНИЕ





 

Если малыш отказывается отправляться в постель, никакие обоснования не помогают. Рассказывая о том, что уже поздно и ему нужно выспаться, вы ничего не добьетесь и ничему ребенка не научите. Если ребенок спрашивает «почему» без вызова в голосе, то объяснения могут быть полезны; если же он просто сопротивляется вашей воле, любые обоснования только во вред. В какой‑то момент единственная причина, почему ребенок должен что‑то сделать, состоит в том, что вы — родители. Помню, как я купил своей жене, Бонни, футболку с шуточной надписью: «Почему? А потому что я — твоя мама!»

 

«Почему? А потому что я — твоя мама!» — наилучший ответ, когда ребенок не хочет выполнять приказание.

 

Подростки нередко доводят родителей едва ли не до нервного срыва, подвергая сомнению и оспаривая любые их распоряжения. Родители пытаются обосновать свои требования и проигрывают. Ребенок или подросток задает вопрос за вопросом, и с каждым ответом ваше положение становится все более шатким. С каждым ответом вы уступаете новую пядь своей власти. Все, что нужно детям, — задавать все новые вопросы, что они и делают.



Рассмотрим пример. Кэрол хочет смотреть телевизор, а ее мать хочет, чтобы девочка села за уроки.

 

МАМА: Кэрол, я хочу, чтобы ты выключила телевизор.

КЭРОЛ: Почему?

МАМА: Тебе нужно сделать уроки.

КЭРОЛ: Нам ничего не задано на завтра.

МАМА: Но тебе нужно написать несколько рефератов. Ты всегда тянешь до последней минуты, а потом жалуешься, что тебе не хватает времени. Если вам ничего не задано на завтра, значит, сейчас самое время заняться рефератом.

КЭРОЛ: Я уже сделала все, что могла. Теперь мне делать нечего, пока у меня нет иллюстраций, а они будут готовы только через несколько дней.

МАМА: Ты слишком много смотришь телевизор.

КЭРОЛ: Не много.

МАМА: Много. Ты сидишь перед экраном с полудня.

КЭРОЛ: С чего ты взяла? Ты только что вернулась домой.

МАМА: Да, но ты смотрела телевизор, когда я уходила.

КЭРОЛ: Но пока тебя не было, я его не смотрела.

МАМА: Вредно так много сидеть перед экраном. Пошла бы прогулялась. Сегодня такая чудная погода!

КЭРОЛ: Я не хочу гулять. Я натерла ноги на физкультуре. МАМА: Лучше бы вам послушаться меня, молодая леди. Будьте осторожнее, не то я вообще запрещу вам смотреть телевизор.



КЭРОЛ: Ты злая и несправедливая.

МАМА: Еще немного — и никакого телевизора.

КЭРОЛ: А мне начхать.

МАМА: Ладно, ты не будешь смотреть телевизор две недели.

Подобных споров и перепалок можно избежать, просто стоя на своем и никак не пытаясь объяснить ребенку или подростку преимущества своей позиции. Если ребенок или подросток готов выслушать ваши доводы, тогда другое дело, но если он просто сопротивляется вашей воле, он будет оспаривать любые доводы, как бы хороши они ни были.

Ниже я привожу пример, как использовать методы позитивного воспитания, чтобы избежать перепалки.

 

ПРИМЕР ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИКАЗАНИЙ

 

Шаг 1: попросить (не приказывать)

МАМА: Кэрол, не выключишь ли ты телевизор?

КЭРОЛ: Почему? Тут очень хороший фильм.

МАМА: Что за фильм?

КЭРОЛ: О Шерлоке Холмсе.

МАМА: Прекрасный фильм (пауза). Но я хочу, чтобы ты выключила телевизор. Ты в последнее время слишком много смотришь телевизор, и я хочу, чтобы ты нашла себе какое‑нибудь другое занятие.

КЭРОЛ: Например?

МАМА: Можешь сделать уроки или пойти погулять.

КЭРОЛ: Не хочу. Я хочу досмотреть фильм, а ты мне мешаешь.

 

Шаг 2: выслушать и поговорить (не читать лекций)

МАМА: Я понимаю, что ты предпочла бы досмотреть фильм и не хочешь делать уроки или идти на улицу (пауза). Но я хочу, чтобы ты выключила телевизор и нашла себе какое‑то другое занятие.

КЭРОЛ: Не хочу.

МАМА: Я знаю, что тебя это не радует, но пора заняться чем‑то другим.



КЭРОЛ: Но тогда я не досмотрю фильм.

МАМА: Я уверена, что скоро его снова покажут.

КЭРОЛ: Нет, не покажут.

 

Шаг 3: поощрить (не наказывать)

МАМА: Если ты сейчас выключишь телевизор, мы завтра вместе с тобой возьмем напрокат видеокассеты.

КЭРОЛ: Не нужны мне никакие видеокассеты. Я хочу досмотреть фильм.

 

Шаг 4: командовать (не объяснять и не злиться):

МАМА: Я хочу, чтобы ты немедленно выключила телевизор.

КЭРОЛ: Но мне нечем заняться.

МАМА: Я хочу, чтобы ты немедленно выключила телевизор

Кэрол вскакивает с дивана, выключает телевизор и вылетает из комнаты, хлопнув дверью. Минут через пятнадцать девочка возвращается, словно ничего не произошло, и предлагает маме сыграть в карты. Мать охотно соглашается. Никто уже и не вспоминает о маленькой битве. Забыли и простили.

 

БОЛЬШЕ СОТРУДНИЧЕСТВА

 

В результате использования методов позитивного воспитания ваши дети в будущем станут идти на сотрудничество намного охотнее. Споры, скандалы и наказания приводят только к еще более сильному сопротивлению, которое понемногу перерастает в негодование, неприятие и бунт. Если вы командуете ребенком при помощи эмоций, доводов или угроз, то тем самым только ослабляете собственную позицию и в долговременной перспективе усиливаете сопротивление ребенка.

Если вы начнете использовать эти четыре шага позитивного воспитания, со временем для того, чтобы добиться от ребенка сотрудничества, в большинстве случаев достаточно будет просто попросить его. Конечно же, иногда неизбежно будут возникать ситуации, когда вам потребуются все четыре шага. С опытом эти методы будут даваться вам все легче. Они не только помогают добиться от ребенка сотрудничества, но являются доступным и надежным средством воспитать наилучшие личные качества, которые в нем заложены.

Если этот подход кажется вам слишком трудоемким, то лишь потому, что он нов. Любые новые навыки кажутся нам сложными, но стоит немного попрактиковаться, и вы начинаете пользоваться ими автоматически. Воспитание — всегда непростое дело, независимо от личных особенностей ребенка. Позитивное воспитание ни в коей мере не усложняет задачу. А в долговременной перспективе оно доставит вам огромное удовольствие и принесет плоды.

Быть отцом или матерью — значит пуститься в плавание по крутым волнам бесконечных трудностей и проблем. Мы можем либо изящно скользить по этим волнам, либо беспомощно барахтаться в них. Некоторым мягким и уступчивым родителям может показаться, будто приказания — слишком жесткий способ общения с детьми, но это действенная позитивная альтернатива попыткам склонить их к покорности при помощи угроз и стыда.

 

ВЫБЕРИТЕ СТРАТЕГИЮ

 

Формулируя команду, нужно принимать во внимание темперамент ребенка.

Детям с сенситивным темпераментом требуется больше помощи. Не стоит ждать, что сенситивный ребенок самостоятельно начнет наводить порядок в своей комнате, —лучше попросите его присоединиться к вам и помочь. Таким образом, делая что‑то вместе с вами, сенситивный ребенок со временем станет более самостоятельным. Велев, чтобы малыш убрал комнату, принимайтесь за работу вместе с ним.

Для ребенка с реактивным темпераментом убрать всю комнату до конца — непосильная задача, поэтому в какой‑то момент он захочет перейти к чему‑то более простому и занимающему меньше времени. Родители должны давать таким детям возможность часто менять род деятельности. Не забывайте, что они подобны бабочкам и им нужно постоянно находиться в движении.

Прежде чем дать реактивному ребенку команду, нужно попытаться перенаправить его. Если такой малыш не хочет убирать в комнате, попробуйте перенаправить его, предложив, чтобы он убрал на место одну вещь, затем другую… Иногда достаточно, чтобы ребенок сделал часть работы, а вы — все остальное. В конце концов он будет охотно делать больше, но для этого нужно время.

Детьми с восприимчивым темпераментом обычно не нужно командовать. Они, как правило, более сговорчивы. Если такой ребенок сопротивляется, то чаще всего это происходит потому, что отец или мать требует от него смены деятельности, когда он еще не успел подготовиться к ней. Если подбодрить такого ребенка и дать ему возможность как следует подготовиться, он становится гораздо уступчивее.

Вместо того чтобы командовать восприимчивым ребенком, родителям следует лучше понять его потребность в ритме и повторяемости. Эти дети отрицательно реагируют на внезапные перемены, на попытки прервать их посреди какого‑либо занятия и на безапелляционные требования.

Дети с активным темпераментом лучше всего реагируют, когда с ними разговаривают с глазу на глаз. Если вы собираетесь командовать, то отведите такого ребенка в сторонку или в другую комнату. Они гордятся собой, когда делают что‑то правильно и полностью контролируют ситуацию, поэтому при посторонних свидетелях склонны активнее сопротивляться и всеми силами отстаивать свою позицию.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.