Организация производственного экологического контроля
Содержание
Введение
|
| 1 Экологическая безопасность
|
| 2 Организация производственного экологического контроля
|
| 2.1 Обращение с отходами производства
|
| 2.2 Наиболее часто встречаемые отходы производства и виды деятельности
|
| 2.3 Классификация источников выбросов
|
| 3 Основные факторы производственной безопасности
|
| 4 Функция контроля на предприятии. Формы контроля
|
| 5 Государственные органы надзора Республики Беларусь
|
| Заключение
|
| Список использованных источников
|
|
Введение
Уровень решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в любом современном государстве может служить наиболее достоверным и комплексным критерием для оценки как степени экономического развития, так и для оценки нравственного состояния общества. Это объясняется тем, что глубокое и всестороннее решение сложившихся проблем, порожденных научно-техническим прогрессом, требует громадных капиталовложений и высокой культуры производства, а, следовательно, под силу только экономически высокоразвитому, стабильному государству. С другой стороны, решение проблем безопасности требует активного участия всех членов общества, высокого гражданского самосознания.
Разнообразие, сложность и новизна технологий определяют, в свою очередь, многообразие, сложность и новизну проблем безопасности, причем решать их часто приходится в сжатые сроки, не прерывая производство.
Совершенствование условий труда может быть обеспечено только в том случае, когда финансовое состояние и материальное благополучие предприятия будут напрямую зависеть от состояния условий труда, уровня травматизма и заболеваемости и когда руководитель каждого уровня будет сознательно заниматься улучшением этих показателей.
Экономический механизм повышения безопасности и улучшения условий труда должен включать учет и обобщение полной информации по затратам на охрану труда, расходы на все виды компенсаций за неблагоприятные условия труда по всем источникам финансирования, прогнозирование потребности в экономическом обеспечении охраны труда. Указанный экономический механизм реализуется через систему управления охраной труда, которая должна быть эффективной, гибкой и быстро адаптируемой к изменяющимся условиям производства и контингенту рабочих.
Таким образом, можно говорить об актуальности, необходимости и одновременной методологической сложности изучения проблем производственной безопасности.
Экологическая безопасность
Экологическая безопасность (ЭБ) — одна из составляющих национальной безопасности, совокупность природных, социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности проживающего (либо действующего) на данной территории населения и обеспечение устойчивого состояния биоценоза биотопа естественной экосистемы.
Единым критерием оценки экологической безопасности естественной экосистемы и её устойчивости является нерушимость естественного биотопа основного биоценоза и его способность к восстановлению при антропогенном воздействии.
Единым критерием оценки (ЕКО)экологической безопасности искусственной экосистемы является качество жизни и здоровья населения.
Экологическая безопасность — совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающих экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку. Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду. Объектами ЭБ являются права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда или материальная основа государственного и общественного развития.
Политика ЭБ — целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению ЭБ.
Система ЭБ — совокупность законодательных, технических, управленческих, медицинских и биологических мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития. ЭБ достигается системой мероприятий (прогнозирование, планирование, управление и пр.), обеспечивающих минимальный уровень неблагоприятных воздействий на человека и природу при сохранении достаточных темпов развития промышленности, коммуникаций, сельского хозяйства.[1]
Система ЭБ — это механизм, обеспечивающий допустимое негативное воздействие техногенных и антропогенных факторов на окружающую среду и самого человека:
· Комплексная экологическая оценка территории
· определение и оценка комплекса факторов экологической опасности, проявляющихся на данной территории;
· составление и ведение кадастра объектов воздействия на окружающую среду;
· составление кадастра природных ресурсов;
· составление и ведение кадастра «загрязненных» площадей.
· Экологический мониторинг
· нормирование воздействий на окружающую среду;
· контроль источников воздействия на окружающую среду;
· Управленческие решения
· формирование экологической политики;
· предупреждение проявления антропогенных факторов;
· минимизация последствий проявления техногенных факторов;
· разработка и совершенствование природоохранного законодательства и формирование экологического мировоззрения.
Методы обеспечения ЭБ (согласно Хоружая Т. А., 2002):
· Методы контроля качества окружающей среды:
· Методы измерений — строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие).
· Биологические методы — качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много-мало», «часто-редко» и др.) или частично количественные.
· Методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.
· Комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).
· Методы управления качеством окружающей среды.
В настоящее время существуют две основные концепции развития региона с позиции возникших экологических проблем: техногенная (ресурсная) и биосферная. Согласно первой концепции, решение экологических проблем заключается в оценках загрязнения окружающей среды, разработке нормирования допустимого загрязнения различных сред, создании очистных систем и ресурсосберегающих технологий. В рамках этой концепции сформировалось современное направление конкретной природоохранной деятельности, как системы локальных очисток среды от загрязнения и нормирования показателей качества окружающей среды по узкому (несколько десятков) набору показателей, а также внедрения ресурсосберегающих технологий. Вторая концепция главным направлением определяет установление области устойчивости любой экосистемы, что позволит найти допустимую величину возмущения — нагрузки на экосистему, определить пороги устойчивости конкретных экосистем.[1]
Организация производственного экологического контроля
Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (далее — природопользователи), проводить производственный контроль в области охраны окружающей среды установлена в ст. 94 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды».
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (далее — производственный экологический контроль, ПЭК) включает в себя контроль за использованием и охраной:
- земель (включая почвы); - недр; - поверхностных и подземных вод; - атмосферного воздуха; - озонового слоя; - лесов; - объектов растительного и животного мира; - особо охраняемых природных территорий; - типичных и редких природных ландшафтов; - контроль за обращением с отходами.
Таким образом, обязанность по проведению производственного экологического контроля возникает у большинства юридических лиц. Отсутствие у природопользователя отдела по охране окружающей среды или специалиста-эколога не освобождает его от обязанности обеспечивать организацию и осуществление ПЭК.
ПЭК должен осуществляться природопользователями за счет собственных средств самостоятельно, а при необходимости — с привлечением организаций, имеющих право проводить измерения в области охраны окружающей среды.
Инструкция об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды (далее — Инструкция об организации ПЭК) и Инструкция о порядке разработки, согласования и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды (далее — Инструкция о разработке инструкции по осуществлению ПЭК) утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 марта 2004 г. № 4.
Согласно п. 5 Инструкции об организации ПЭК руководитель юридического лица (природопользователя) назначает должностное лицо, ответственное за проведение производственного экологического контроля, а при необходимости создает подразделение4 (отдел или другое структурное подразделение), осуществляющее ПЭК. Согласно п. 9 Инструкции об организации ПЭК запрещается возлагать на подразделение другие обязанности, не связанные с проведением производственного экологического контроля.
Зачастую на предприятиях ответственность за организациюпроизводственного экологического контроля возлагается на главного инженера, а ответственными за его осуществление назначаются начальник отдела охраны окружающей среды либо инженер-эколог.
Документом, регламентирующим проведение ПЭК на предприятии, является инструкция по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды (далее — Инструкция по осуществлению ПЭК), которая должна иметь титульный лист и следующие обязательные разделы.
Как правило, на производственных предприятиях проверке в первую очередь подвергаются структурные подразделения, непосредственно связанные с выпуском продукции или выполнением работ, как оказывающие наибольшее воздействие на окружающую среду. В то же время, исходя из принципов ПЭК (полнота и комплексность), при необходимости могут проверяться и другие подразделения и отделы. В план проверок может быть включена, например, бухгалтерия (проверка своевременности оплаты экологического налога, ведения книги учета отходов ПОД-10 и др.).[2]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|