Сделай Сам Свою Работу на 5

Философское осмысление языка (Гумбольдт, Потебня)





Немецкий ученый Карл Вильгельм фон Гумбольдт (1767 — 1835) -заложены основы общего и теоретического языкознания, становление философии языка как самостоятельной науки+ лингвистического компаративизма 1 пол 19 в.

Интересы: языки мира и их типология, классическая филология, философия, литературоведение, теория искусства, государственное право, дипломатия и т.д.; Общался с Гёте, Шиллером и другими духовными вождями того времени. Вместе с братом основал Берлинский университет. Был представителем синтетического знания, в то время как его предшественники выступали как представители аналитического знания.

Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта была реакцией на антиисторическую и механистическую концепцию языка 17--18вв. Она имела источником:

- идеи И. Гердера о природе и происхождении языка,

-о взаимосвязи языка, мышления и "духа народа",

-типологические классификации языков Фр. и А. В. Шлегелей.

Формирование взглядов- идеи немецкой классической философии (И. Кант, И.В.Гёте, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Шиллер, Ф.В. Шеллинг, Ф.Г. Якоби). Сам Гумбольдт выступил вдохновителем одного из течений в немецкой философии 1-й половины 19 в. -- философской антропологии.



Кант: существует не зависящий от нашего сознания (от ощущений, от мышления) мир вещей- "вещи в себе". Вопроса о формах и границах познания-Кант утверждает непознаваемость "вещей в себе". Так и Гумбольдт:говорит о непознаваемости тех или иных явлений языка "...нам не дано познать форму языка в ее цельности". Подчеркивая неразрывную языка и "народного духа" , утверждает, что эта связь "недоступна для нашего разумения", что она "остается для нас необъяснимой тайной".

Канткритика "идей" разума, учение о противоречиях (антиномиях) чистого разума. По мнению Канта, всякая попытка разума дать однозначный ответ на вопрос, что такое мир как безусловное целое, приводит к противоречащим друг другу ответам: можно доказать, что мир не имеет начала во времени и границ, но можно доказать, что мир начал существовать в какой-то момент времени и что он пространственно ограничен. Следовательно, разум по своей природе противоречив. Гумб, давая различные противоречивые определения языка, пытается установить диалектическую природу языка, выявить те противоречия (антиномии), которые выражают его сущность.



Учение Гумбольдта о "духе народа" является преломлением учения Гегеляоб абсолютной идее, изложенного в его "Феноменологии духа".

Основные теоретические и методологические принципы концепции В. фон Гумбольдта заключаются в следующем:

1) синтез натуралистического и деятельностного подходы (язык как организм духа и как деятельность духа);

2) диалектическое соотнесение противоположных начал (в форме антиномий);

3) системно-целостный взгляд на язык;

4) приоритет динамического, процессуально-генетического подхода над структурно-статическим;

5) трактовка языка как порождающего себя организма;

6) приоритет вневременного (панхроническогоили ахронического) взгляда на язык над историческим анализом изменения языка во времени;

7) приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма;

8) сочетание интереса к реальному разнообразию существующих языков и к языку как общему достоянию человечества;

9) попытка представить в идеальном плане языки как ступени к совершенному образованию языка как такового;

10) отказ от описания языка только изнутри его самого, вне связей с другими видами человеческой деятельности;

11) сочетание философски отвлечённого взгляда на язык со скрупулёзно-научным его изучением.

Статьи:

-"О мышлении и речи",

-"О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития"( убеждение в изначальной сложности и системности языка; призыв к изучению языка как явления и естественнонаучного,и интеллектуально-телеологического; 1820),



-"О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей" (доклад,в котором была выдвинута идея об обусловленности мышления языком; 1820--1822)

-Трёхтомный труд "О языке кави на острове Ява" (1836—1840-О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества"

Г принадлежит идея о построении "сравнительной антропологии", включающей в себя и теорию языка как орудия обозрения "самых высших и глубоких сфер и всего многообразия мира", "приближения к разгадке тайны человека и характера народов".

 

Цели лингвистического компаративизма- искать глубинные истоки языка не в материальном, а в духовной сфере. Язык является своеобразным “промежуточным миром”, находящимся между народом и окружающим его объективным миром.

Утверждает единство языка и мышления, языка и культуры. Убеждён в том, что язык не развивается постепенно по пути усложнения и совершенствования, а появляется сразу как целостная и сложная система, заложенная в человеке.

Язык, по Гумбольдту, есть орган, образующий мысль; Разные языки как разные мировидения.

Под языком понимается "каждый процесс говорения как бы совокупности всех говорений". Подчёркивается деятельностная природы языка. Язык как деятельность человеческого духа, в которой осуществляется сплавление понятия со звуком- акт "превращения мира в мысли".

Языку приписываются две функции: а) расчленение бесформенной субстанции звука и мысли и формирование артикулированного звука и языкового понятия; б) соединение их в единое целое до полного взаимопроникновения.

В языке различаются материя(субстанции) и форма: внешняя (звуковая и грамматическая) и внутренняя (содержательная) форма. Особое значение для последующих периодов развития языкознания имела трактовка внутренней формы языка, определяющей способ соединения звуков и мыслей. Звуковая форма языка составляет ведущий принцип различия языков. Таким образом, звуковая форма языка, тесно связанная с понятием ("внутренними духовными силами"), определяет индивидуальную форму каждого языка.

Предназначение языка видится в "превращении мира в мысли". Языку приписывается функция регулирующего воздействия на поведение человека.

Слово — это отпечаток не предмета самого по себе, а его чувств. образа, созданного этим предметом в нашей душе в результате языкотворч. процесса. Оно эквивалентно не самому предмету, даже чувственно воспринимаемому, а его пониманию в акте языкового созидания. Например, под словом лошадь мы разумеем одно и то же животное, но каждый из нас соединяет с этим словом свое особое представление.

 

Противоречивые свойства языка сформулировал в виде антиномий, в существовании которых он видел диалектику языка. В работе "О сравнительном изучении языков..."

 

1.Антиномия языка и мышления. Без языка невозможно образование понятий; с другой стороны, "дух" человека постоянно стремится освободиться от уз языка, ибо слова стесняют внутреннее чувство.

2.Антиномия произвольности знака и мотивированности элементов языка.

3.Антиномия объективного и субъективного в языке. "Являясь по отношению к. познаваемому субъективным, язык, наоборот, по отношению к человеку объективен"

4.Антиномия языка как деятельности и как продукта деятельности. По своей сущности язык есть нечто постоянное и вместе в тем в каждый данный момент преходящее; язык есть деятельность.

5.Антиномия устойчивости и движения в языке. Язык вечно изменяется и в то же время необыкновенно устойчив.

6.Антиномия целого и единичного в языке. Высказывая мысль о господстве языка над человеком, Гумбольдт подчеркивает, что язык принадлежит одновременно и отдельному человеку, и всему коллективу.

7.Антиномия индивидуального и коллективного в языке. Язык как деятельность предполагает говорящего и слушающего, он возникает из одновременной деятельности людей.

8.Антиномия языка и речи. "Язык, как масса всего произведенного живою речью, не одно и то же, что самая речь эта в устах народа", т.е. язык как целое отличается от отдельных актов речевой деятельности.

9.Антиномия понимания и непонимания. Окончательную определенность слова получают только в речи отдельного лица. Но особенность общения в том, что говорящий и слушающий воспринимают один и тот же предмет с разных сторон.

 

Последователи В. фон Гумбольдта: Х. Штайнталь, А.А. Потебня, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев.

Х. Штайнталем были впоследствии систематизированы разрозненные высказывания Гумбольдта о наличии лежащей между логикой и грамматикой "идеальной грамматики».

 

Влияние учения Гумбольдта позволило Потебне (1835-1891) впервые в русском языкознании применить психологический подход к языку. Особое его привлекла идея о том, что язык есть деятельность. Она помогла Потебне понять сущность языка как динамического процесса совершенствования языковых форм. Получил развитие тезис о том, что взаимное понимание есть одновременно и взаимное непонимание. Потебня замечает, что здесь следует говорить не о непонимании как обязательном отклонении от мыслей, идущих от сообщающего, а о понимании по-своему как творческой работе воспринимающего. понятие внутренней формы языка было заменено понятием внутренней формы слова. Внутренняя форма слова - это ближайшее этимологическое значение слова, осознаваемое носителями языка. (например, у слова стол сохраняется образная связь со стлать); благодаря внутренней форме слово может приобретать новые значения через метафору. Именно в трактовке Потебни «внутренняя форма» стала общеупотребительным термином в русской грамматической традиции. Язык для А. А. Потебни - средство познания человеком внешнего мира и самого себя, а потому и средство общения. Внутренняя форма слова — это его «ближайшее этимологическое значение», осознаваемое носителями языка. Одним из первых в России Потебня изучал проблемы поэтического языка в связи с мышлением, ставил вопрос об искусстве как особом способе познания мира.

 

В. фон Гумбольдт закладывает основания для содержательной типологии языков, опирающейся на понятие внутренней формы (взятое у Дж. Харриса). Все типы языка признаются равноправными по своим возможностям, никакой из языковых типов не может считаться исходным. Вслед за братьями Шлегелями, различаются языки изолирующие, агглютинирующие и флективные. В классе агглютинирующих языков выделяется подкласс языков со специфическим синтаксисом предложения-- инкорпорирующих. Возможность "чистых" языковых типов отрицается.

 

Идеи В. фон Гумбольдта будоражили многих учёных 19 и 20 вв. Гумбольдтианство предполагает антропологический подход к языку, его изучение в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью. Но не нашли своего продолжения попытки Гумбольдта синтезировать логический и психологический подходы к языку, гумбольдтианцы целиком перешли на позиции психологизма. В 20 в. идеи В. фон Гумбольдта нашли развитиев так назывемом неогумбольдтианстве.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.