Сделай Сам Свою Работу на 5

Моногибридное скрещивание





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

Кировская государственная медицинская академия

Кафедра медицинской биологии и генетики

 

ЗАДАЧИ

ПО ОБЩЕЙ И

МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКЕ

(учебно-методическое пособие для студентов)

 

Киров – 2001 г.

 

УДК 575.1

Печатается по решению центрального методического совета Кировской государственной медицинской академии.

Задачи по общей и медицинской генетике: Учебно-методическое пособие для студентов /Составители: зав. кафедрой медицинской биологии и генетики КГМА, доктор медицинских наук, профессор А.А. Косых, доцент кафедры, кандидат биологических наук Н.Е. Родина / - г. Киров: КГМА – 2001., 37 стр. – Библиогр. 7 названий. 2-е издание, исправленное.

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов, изучающих курс генетики на кафедре медицинской биологии и генетики. Главная цель заданий – научить студентов применять теоретические знания о закономерностях наследственности и изменчивости при решении генетических задач.

 

 

Рецензенты: Зав. кафедрой нервных болезней и нейрохирургии, доктор медицинских наук Б.Н. Бейн



Зав. кафедрой генетики Вятской государственной

сельскохозяйственной академии Л.Н. Резник

 

 

Технический редактор: Г.В. Мамаева.

 

 

© Косых А.А., Родина Н.Е., 2001.

Введение.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса и студентов старших курсов, изучающих общую и медицинскую генетику. Целью пособия является – научить студентов использовать полученные теоретические знания по вопросам общей генетики, молекулярной генетики, генетики человека и медицинской генетики для решения практических задач. Пособие представляет собой сборник типовых задач с кратким пояснением основных положений генетики и методики решения этих задач. В приложении даются ответы на задачи, краткое описание наиболее часто встречающихся наследственных болезней и аномалий у человека, перечень некоторых доминантных и рецессивных признаков у человека и список литературы.

Пособие включает 6 разделов:

1. Законы Менделя и правила вероятности.

2. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.



3. Сцепленное наследование и кроссинговер.

4. Генетика человека.

5. Популяционная генетика.

6. Приложения.

Каждому разделу предшествует пояснительный текст, раскрывающий основные теоретические положения по данному вопросу, где даются примеры решения задач.

При составлении пособия использована литература по общей и медицинской генетике.

Законы Менделя и правила вероятности

Знание закономерностей наследования признаков и особенностей развития организмов имеет большое значение в практической подготовке врача. В настоящее время изучено более 4,5 тыс. наследственных признаков человека. Из них более 3 тыс. – патологические, т.е. вызывают заболевания, передающиеся по наследству. Многие патологические признаки передаются от родителей детям в соответствии с законами Менделя (менделирующие признаки). Сейчас изучено более 2 тыс. менделирующих моногенных признаков у человека (см. приложение, таблица 1).

 

Моногибридное скрещивание

Моногибридным называют такое скрещивание, когда родители отличаются по одной паре признаков.

Наследование таких признаков изучено Менделем и подчиняется I и II законам Менделя. Например, при скрещивании желтого и зеленого гороха в первом поколении он получил только растения с желтыми семенами (единообразие гибридов 1-го поколения):

 

 
 

Во втором поколении от скрещивания полученных растений с желтыми семенами между собой происходит расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 3:1.

Следовательно, расщепление по генотипу будет 1 АА : 2 Аа : 1 аа (3 генотипа), а по фенотипу 3А : 1а (2 фенотипа). При этом скрещивании образуется 3 разных генотипа и 2 разных фенотипа.



В генетике различают анализирующее скрещивание – скрещивание особи, имеющей доминантный фенотип, с особью гомозиготной по рецессивным генам. Если анализируемая особь является гомозиготной, в потомстве будет наблюдаться единообразие гибридов:


Если анализируемая особь является гетерозиготой, то в потомстве будет наблюдаться расщепление признаков в соотношении 1 : 1 как по фенотипу, так и по генотипу:

 

 

 
 

Задачи

1.Серый цвет тела мухи дрозофилы доминирует над черным.

1. В серии опытов по скрещиванию серой мухи с черной получено 117 серых особей и 120 черных. Определите генотипы родительских форм.

2. При скрещивании серых мух в потомстве оказалось 1392 особи серого цвета и 467 особей черного цвета. Определите генотипы родительских форм.

 

2. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери – карие. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

3. Мужчина правша, мать которого была левшой, женился на женщине правше, имевшей 3-х братьев и сестер, двое из которых левши. Определите возможные генотипы женщины и вероятность того, что дети, родившиеся от этого брака, будут левшами.

4. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухоты рецессивен по отношению к гену нормального слуха.

1. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных родителей?

2. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определите генотипы родителей.

5. Одна из форм гемералопии наследуется как доминантный признак.

1. Какова вероятность рождения детей, страдающих гемералопией, от гетерозиготных больных родителей?

2. Какова вероятность рождения детей с аномалией в семье, где один из родителей страдает ночной слепотой, а другой нет, если известно, что оба супруга гомозиготны?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.