Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1.2 Журналистская деятельность Михаила Булгакова





Содержание

Введение…………………………………………………………………………...............3

Глава 1 Личность Михаила Булгакова в истории…………………………….................5

1.1 Биография..............……………………………………………………….....................5

1.2 Журналистская деятельность Михаила Булгакова...................................................6

Глава 2Анализ фельетонов Михаила Булгакова......................................……...............16

Заключение…………………………………………………………………….................24

Литература..……………………………………………………………………................26


Введение

История отечественной журналистики содержит немало имен, до последнего времени незаслуженно изъятых из научно-теоретического обихода. Художественная проза М.Булгакова сегодня достаточно глубоко изучена, а его фельетоны 20-х годов XX века практически неизвестны читателю. Отдавая должное вкладу, внесенному в свое время этими талантливыми художниками в публицистику, необходимо признать, что работа этой разнохарактерной плеяды фельетонистов в периодической печати заслуживает всестороннего изучения.

Актуальность данного исследования обусловлена недостаточно полным освещением в исследовательских работах важных проблем журналистского творчества М. Булгакова:



1) идейно-тематическое своеобразие его фельетонов и фельетонов-очерков;

2) жанровая соотнесенность и характерные черты фельетонов «Гудка»;

3) жанровая соотнесенность «московских хроник» «Накануне»;

4) сравнительный анализ художественно-публицистических выступлений М.Булгакова в газетах «Гудок» и «Накануне».

Цель курсовой работы – осуществить системный анализ идейно-тематического своеобразия фельетонов М.Булгакова, опубликованных в«Гудке» и «Накануне» с точки зрения теории и истории отечественной журналистики, а также определить типологию и жанровые особенности фельетонов и фельетонов-очерков, обозначить новаторство Булгакова в рамках этого художественно-публицистического жанра. Цель конкретизируется в следующих задачах:

Рассмотреть явление «большого» фельетона 1920-х годов в истории отечественной журналистики, определить его характерные черты.

Проанализировать и систематизировать тематическое многообразие фельетонов М.Булгакова, опубликованных в «Гудке» и «Накануне».



Определить позицию автора - сотрудника газет «Гудок» и «Накануне».

Исследовать жанровую соотнесенность и особенности художественных средств, использованных в фельетонах.

Фельетон пользовался особой симпатией у советских читателей в 1920 – 1930-е годы. С его помощью создавалось впечатление особых, всепроникающих возможностей нашей журналистики. На фоне неприкрытой пропаганды, заметной сухости языка на страницах изданий тех лет фельетон как жанр выглядел особо привлекательным. Кроме того, не следует забывать, какую важную социальную роль играла советская журналистика, какой действенной силой она обладала, чему во многом способствовало использование жанра фельетона. Именно поэтому имена многих фельетонистов знали миллионы людей. [14]

Сотрудничество М.Булгакова в двух крупных и столь разных изданиях того времени, как уже упомянутый «Гудок» и берлинская газета «Накануне», его фельетоны, опубликованные в них, редко удостаиваются внимания и специалистов, и широкой публики. Более того, художественно-публицистические выступления писателя, представляющие в большинстве своем замечательное явление в истории отечественной журналистики, в творческой биографии самого М.Булгакова, в силу определенных причин предаются сегодня незаслуженному забвению.

 

 

Глава1 Личность Михаила Булгакова в истории

Биография

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя Киевской Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, и его жены Варвары Михайловны.



Родители Михаила Булгакова происходили из старинных семей орловских и карачевских священнослужителей и купцов: Булгаковых, Ивановых, Покровских, Турбиных и Поповых. Дед Михаила со стороны отца Иван Авраамиевич Булгаков был настоятелем Сергиевской кладбищенской церкви в городе Орле. Другой дед, со стороны матери, Михаил Васильевич Покровский, был протоиереем Казанского собора в Карачеве.

18 августа 1900 года Михаил был зачислен в приготовительный класс Киевской Второй гимназии. А 22 августа 1901 года он начал учебу в Первой мужской Александровской гимназии (Александровская Гимназия имела особый и престижный статус).

В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными». Судя по полученному аттестату зрелости, высших оценок Булгаков удостоился только по двум предметам – закону Божьему и географии.

Окончив летом 1908 года предпоследний седьмой класс гимназии, Михаил познакомился с пятнадцатилетней дочерью председателя Саратовской Казенной палаты Татьяной Лаппа.

В 1913 году М. Булгаков вступает в свой первый брак — с Татьяной Лаппа (1892—1982)

Окончив гимназию, Михаил Булгаков не особенно колебался в выборе профессии: влияние родственников-врачей, братьев Василия, Николая и Михаила Покровских; близкое присутствие друга их дома, педиатра И.П.Воскресенского, сыграли решающую роль в выборе будущей профессии, и 21 августа 1909 года Булгаков был зачислен на медицинский факультет Императорского Университета святого Владимира в Киеве. Учеба проходила в условиях начавшейся войны 1914-1918 годов, и студент-медик Булгаков не остался в стороне от этих событий. В августе 1914 года он помогал родителям жены организовать лазарет для раненых при Казенной палате в Саратове, и работал там врачом-санитаром. В мае 1915 года он поступил в Киевский военный госпиталь Красного Креста на Печерске, и летом того же года служил врачом-хирургом в прифронтовых госпиталях городов Каменец-Подольского и Черновиц в австрийской Буковине. С «Временным свидетельством», выданным после успешной сдачи университетских выпускных экзаменов в 1916 году, Михаил Булгаков по истечении срока службы на фронте был отозван в тыл, и как военнообязанный был зачислен «врачом резерва Московского военно-санитарного управления» для откомандирования в распоряжение смоленского губернатора с целью работы в земствах.

Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики. В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную Армию в качестве военного врача; 14-16 октября вместе с частями Красной Армии вернулся в Киев и в ходе уличных боев перешел на сторону Вооруженных сил Юга России и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.

В том же году успевает поработать врачом Красного креста, а затем — в белогвардейских Вооружённых Силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе.

В конце сентября 1921 года М. Булгаков переезжает в Москву и начинает сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»). В это же время он публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.

В 1923 году М. Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898—1987), которая в 1925 году становится его новой женой.

С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных». Её постановка разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину. Однако в своих выступлениях И. Сталин соглашался: «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш». Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как В. Маяковский, А. Безыменский, Л. Авербах, В. Шкловский, П. Керженцев и многие другие.

В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом проходит премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».

В 1928 году М. Булгаков едет с женой на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы «Багровый остров». У М. Булгакова возникает замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита, в частности можно говорить о таких романах последнего, как «Голлем», который М. Булгаков читал в переводе Д. Выгодского, и «Зелёный лик». Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году М. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, которая становится его третьей женой в 1932 году.

К 1930 году произведения М. Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году М. Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. М. Булгакову звонит И. Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1930 году М. Булгаков работал в качестве режиссера в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке М.Булгакова. Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 году, после почти пяти лет репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. [13]

В январе 1932 года И. Сталин (Джугашвили) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Правда, ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось.

В 1936 году, после статьи в «Правде», М. Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работал над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I».

В 1939 году М. Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о И. Сталине («Батум»). Пьеса была одобрена И. Сталиным, но, вопреки ожиданиям писателя, она была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья М. Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжает употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начинает диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица М. Булгакова посмертную маску.

М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя. [15]

 

Глава 1.2 Журналистская деятельность Михаила Булгакова

Журналистике Булгаков отдал 6 лет жизни. В период с 1921 по 1926 год писатель сотрудничал в газетах: «Торгово-промышленный вестник» (конец 1921 - середина января 1922 г.); «Гудок» (начало апреля 1922 - август 1926); «Накануне» (июля 1922 - июнь 1924). Кроме этого, Булгаков публиковал свои, фельетоны и в газете «Известия», в «Красном журнале для всех», «Занозе», в журнале «Медицинский работник». [10]

Оставаясь малоизученными, они лишаются и права быть частью творческого наследия Мастера. Сравнивать художественные произведения писателя и его журналистские материалы нам представляется неправомерным, так как, на наш взгляд, нельзя применять одинаковые критерии при сравнении художественной прозы и журналистских произведений. Художественно-публицистические выступления Булгакова и в «Гудке», и в «Накануне» внесли значительный вклад в развитие «большого» советского фельетона, непосредственным образом отразились на литературных творениях писателя. Пусть фельетоны М. Булгакова не стали столь значимой страницей в истории литературы, как «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Собачье сердце» и другие, но в истории журналистики они являются выдающимися образцами жанра.

Работа в этих двух газетах занимала особое место в жизни и творчестве писателя. С «Гудка» началась журналистская деятельность Михаила Булгакова, а «Накануне» «принесла ему международную славу».

Как известно, «Гудок» в 1920-е годы был не просто газетой советских железнодорожников, но и поистине уникальным изданием, объединившим талантливых молодых авторов. Первый номер его вышел в свет в декабре 1917 года, и с этого времени газета была в гуще событий. На ее полосах ярко освещалась жизнь железнодорожного транспорта. В ней работали авторы, многие из которых впоследствии стали гордостью отечественной журналистики и литературы. Кроме М. Булгакова, школу мастерства в стенах редакции «Гудка» прошли такие замечательные писатели, как Константин Паустовский, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров и др. Помимо самой газеты издавались приложения: «Смехач» (1924-1928 гг.), иллюстрированный ежемесячник «30 дней» (1925-1941гг.), двухнедельный «Красный журнал». Материалы этих изданий с точностью отображали атмосферу времени, при этом использовались различные жанры: от фельетонов, высмеивающих бюрократов на местах, до «соленых» частушек, и все это выделяло газету из ряда многочисленных наркомовских изданий. Именно в такую редакцию и попал в 1922 году нуждающийся в постоянном заработке Михаил Булгаков. Начав с должности обработчика, он уже к осени 1923 года стал штатным фельетонистом, публикую на страницах газеты 4-5 материалов в месяц. [12]

Как отмечает Лидия Яновская (литературовед. Первоисследователь творчества Михаила Булгакова), «с приходом в «Гудок» Булгаков обретал, наконец, какое-то прочное место в жизни. Он стал «бытовым фельетонистом» «Гудка». Параллельно начинающий журналист пишет большие очерки-фельетоны в газету «Накануне». [16]

Ежедневная газета «Накануне» издавалась в Берлине русскими эмигрантами Ю.В. Ключниковым, Л.Г. Кирдецовым, Ю.Н. Потемкиным, П.А. Садыкером и др. (состав редакции в разное время менялся). В июле 1922 года была открыта московская редакция газеты. Задачей ее было ознакомление зарубежного русского читателя с жизнью и бытом Советской России, с перспективами ее развития. Московскими сотрудниками издания стали М. Булгаков, К. Федин, Вс. Иванов, В. Катаев, Ю. Слезкин, и др.

Нужно сказать, что журналистское наследие И. Ильфа, Е. Петрова, М. Кольцова, А. Зорича сегодня привлекает внимание исследователей. А что касается М.Булгакова, то интересные работы о его творчестве, появившиеся со времен «оттепели» (К. Симонова, О. Михайлова, А. Лакшина, А. Вулиса и др.) и до сегодняшнего дня (Е. Яблоков, Б. Соколов, О. Бердяева и др.) исследуют, как правило, лишь художественную прозу писателя. [6]

Работа Булгакова фельетонистом не была случайным, незначительным эпизодом в творческой биографии Михаила Булгакова. Об этом свидетельствует, в частности, то, что роман «Белая гвардия», опубликованный в 1924 году и хорошо принятый в старомосковской среде, совершенно не произвел впечатления на друзей писателя по «Гудку». На это указывают устные воспоминания Валентина Петровича Катаева (русский советский писатель, драматург, поэт). «Он был для нас фельетонистом, - повторял В. Катаев, - и когда узнали, что он пишет роман, - это воспринималось как какое-то чудачество. Его дело было сатирические фельетоны. Фельетонное наследие Михаила Булгакова — это более 100 выступлений публициста в «Гудке» и цикл фельетонов-очерков (некоторые исследователи называют их «московскими хрониками» в «Накануне». Но, как правило, существование их лишь отмечается в научных трудах, посвященных творчеству М. Булгакова, а серьезных научных работ, целиком направленных на изучение этой части творческого наследия М. Булгакова, нет.

Монографии, посвященные собственно прозе М. Булгакова и выходившие с 1980-х годов (Л. Яновская «Творческий путь Михаила Булгакова» (1983), М. Чудакова «Жизнеописание Михаила Булгакова» (1988), В. Немцев «Вопросы изучения художественного наследия М.А. Булгакова» (1999), Е. Яблоков «Мотивы прозы Михаила Булгакова» (1997) и «Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова» (2002), В. Петелин «Жизнь Булгакова: дописать раньше, чем умереть» (2001), О. Бердяева «Проза Михаила Булгакова. Текст и метатекст» (2002) и другие), лишь констатируют фельетоны как факт творческой биографии художника или используют во многом автобиографичные накануньевские фельетоны-очерки для реконструкции того периода в жизни писателя, когда создавались «Белая гвардия», «Дьяволиада», «Записки юного врача». [3]

Вопрос об идейно-тематическом своеобразии фельетонов М. Булгакова остается актуальным и по сей день. Общепризнанным является мнение, что художник освещал в основном внутренние темы. Но удивительное многообразие этих тем, отражавших многообразие явлений действительности 20-х годов XX века, которые подвергались глубокому обобщению в художественно-публицистических выступлениях писателя, до сих пор не исследовано.

Особый интерес для нас представляют те художественные средства, с помощью которых Булгаков создавал свои беллетризованные фельетоны: композиция, сатирические приемы (гротеск и гипербола), особая, ставшая отличительной чертой, речевая характеристика героев, фантастичность художественного мира, обращение к русской классической литературе, роль детали в малых сатирах писателя. [7]

Эта тема представляется нам актуальной и в силу того, что жанр фельетона, имеющий богатую историю и обладающий огромной силой воздействия на аудиторию, сегодня незаслуженно забыт и практически ушел со страниц печати, из эфира радио и телевидения. Хотя, справедливости ради, нельзя не отметить использование в современных СМИ отдельных черт и приемов, свойственных сатирическому фельетону как жанру. Различного рода сатирические разоблачения и обличения, безусловно, встречаются сегодня. Однако здесь используются лишь «внешние» черты фельетона, так сказать, форма. Но суть фельетона не сводится лишь к раскрытию конкретных преступлений против общества, бытописанию или иронии, сарказму. Настоящий фельетон обобщает те или иные явления, исследует причины их возникновения в обществе. Фельетон же, как целостная жанровая форма в чистом виде сегодня, к сожалению, практически не встречается.

Идейное содержание фельетонов «Гудка» и «Накануне» явилось отражением неоднозначной мировоззренческой позиции М. Булгакова и различного восприятия автором целевой аудитории двух изданий, что повлияло на тематическое и жанровое своеобразие фельетонов.

Выступления М. Булгакова в «Гудке» представляют собой сатирические фельетоны. Творчески интерпретируя достижения фельетонного жанра XIX - начала XX века, а также черты классических эпических, лирических и драматических жанров художественной литературы, М. Булгаков в фельетонах «Гудка» использовал многообразные формы: транспортный рассказ, рассказ-фотография, история в документах, дневник, письмо, любовный роман, уголовный роман, пьеса, монолог, диалог, поэма в стихах. Фельетоны «Накануне» представляют собой цикл фельетонов-очерков. Хочется особо подчеркнуть, что талант Булгакова-сатирика богат и многогранен. Мы не претендуем на полный и исчерпывающий анализ данной проблемы, а останавливаемся на некоторых ее аспектах.

Малыми темами фельетонов, опубликованных в «Гудке», становились факты, сообщенные рабкорами газеты. Булгаков же за каждым отдельным фактом современной железнодорожной действительности угадывал значимую масштабную общественную проблему, которая, так или иначе затрагивала каждого гражданина молодой страны Советов. В гудковских фельетонах сатирик обращался, прежде всего, к внутренним темам, но несколько произведений, так или иначе, затрагивают вопросы внешней политики. Среди основных тем, нашедших свое отражение на страницах профсоюзной газеты железнодорожников, можно выделить следующие:

1. Современная административная система и чиновничество («Сентиментальный водолей», «Беспокойная поездка», «Сильнодействующее средство»);

2. Абсурдные явления быта («Главполитбгослужение», «Библифетчик»);

3. Заседания как особое явление новой коммунистической действительности («Рассказ рабкора про лишних людей», «Рассказ Макара Девушкина», «Заседание в присутствии члена»);

4. Нравы современного пролетарского общества («Работа достигает 30 градусов», «По телефону», «Рассказ рабкора про лишних людей», «Звуки польки неземной»);

5. Культура новой эпохи («Мадмазель Жанна», «Ревизор» с вышибанием», «Говорящая собака»);

6. Здравоохранение в стране Советов («Летучий голландец», «Мертвые ходят», «Человек с градусником»); .

7. Система образования («Электрическая лекция», «Банан и Сидараф»,

Просвещение с кровопролитием»);

8. Торговля («Торговый дом на колесах», «Пивной рассказ»);

9. Политика («Часы жизни и смерти», «Брачная катастрофа»).

Булгаковский фельетон в профсоюзной газете железнодорожников - это, безусловно, фельетон беллетризованный. Прежде всего, необходимо отметить удивительное жанровое разнообразие гудковских произведений сатирика. В них, с привнесением в фельетон черт классических эпических, лирических и драматических жанров художественной литературы, были использованы следующие формы:

1. Транспортный рассказ («Сапоги-невидимки», «Рассказ Макара Девушкина», «Как школа провалилась в преисподнюю» и др.);

2. Рассказ-фотография («Сотрудник с массой или свинство по профессиональной линии»);

3. История в документах («Как разбился Бузыгин», «Повесили его или нет?»);

4. Дневник («Летучий голландец», «Радио-Петя»);

5. Письмо («По голому делу», «Гибель Шурки-уполномоченного», «Коллекция гнилых фактов», «Негритянское происшествие»);

6. Любовный роман («Залог любви»);,

7. Уголовный роман («Тайна несгораемого шкафа»);

8. Пьеса («Сильнодействующее средство», « «Ревизор» с вышибанием», «По телефону», «Кулак бухгалтера»);

9. Сцена («Лестница в рай», «Электрическая лекция», «Заседание в присутствии члена», «Три копейки», «Аптека», «Целитель», «Праздник с сифилисом», «Не те брюки» и др.);

Ю.Монолог («Беспокойная поездка», «На каком основании десятник женился»);

11 .Диалог («Неунывающие бодистки», «Развратник» и др.);

12. Поэма в стихах («Смуглявый матерщинник»).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.