Физико-географического профиля
ПРАКТИКУМ
ПО ОБЩЕМУ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЮ
(учебно-методическое пособие для студентов
географических факультетов вузов)
МИНСК 2004
УДК 911.2 (076.5)
ББК 26.82Я73
Рецензенты:
кандидат географических наук,
доцент А. Н. Мотузка
кандидат педагогических наук,
доцент З. Я. Андриевская
Гледко Ю. А. (Введение, раздел 1, Приложения),
Матюшевская Е. В. (Введение, разделы 2 и 3, Приложения)
Практикум по общему землеведению
Уч.-метод. пособие для судентов географических факультетов. – Мн.: БГУ, 2005. – 100 с.
Практикум подготовлен в соответствии с учебной программой и содержанием дисциплины “Общее землеведение”, изучаемой студентами 1 курса географического факультета Белгосуниверситета. Он включает в себя практические рекомендации по подготовке комплексного физико-географического профиля в виде контролируемой самостоятельной работы и по проведению семинарских занятий, предусмотренных учебной программой. В приложении приведены минимум географических названий, программа дисциплины “Общее землеведение” и задания в тестовой форме для контроля знаний студентов.
УДК 911.2 (076.5)
ББК 26.82Я73
© Гледко Ю. А.,
Матюшевская Е. В., 2005
© БГУ, 2005
Содержание
| Стр.
| Введение
|
| 1. Построение и анализ комплексного физико-географического профиля
|
| 1.1. Построение гипсометрического профиля
|
| 1.2. Нанесение на профиль основных климатических
характеристик
|
| 1.3. Выделение климатических поясов и природных зон
|
| 1.4. Описание (анализ) комплексного
физико-географического профиля
|
| 2. Семинарские занятия и коллоквиумы
|
| 2.1. Литосфера
|
| 2.2. Гидросфера
|
| 2.3. Атмосфера
|
| 2.4. Биосфера
|
| 2.5. Географическая оболочка
|
| 2.6. Примерный перечень тем для подготовки реферативных работ
|
| 3. Изучение географической номенклатуры
|
| СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
| Приложения
|
| П-1. Программа дисциплины «Общее землеведение»
|
| П-2. Комплексный физико-географический профиль
|
| П-3. Задания в тестовой форме (для самоконтроля
студентов)
|
| П-4. Минимум географических названий, обязательный для изучения
|
|
Введение
Учебный курс «Общее землеведение» на географическом факультете Белорусского государственного университета преподаётся в качестве базовой учебной дисциплины на первом году обучения студентов. Цель «Практикума по общему землеведению» – способствовать усвоению студентами научных знаний в области физической географии и экологии, с первого года обучения помочь им понять основные закономерности природы Земли и взаимосвязь природных явлений.
Наиболее общим для географии является закон географической зональности, поэтому в курсе общего землеведения, прежде всего, рассматриваются факторы, формирующие географическую оболочку и основную ее структурную особенность – горизонтальную (широтную) и высотную (поясную) зональность (П-1).
В соответствии с целью определяются и задачи курса. Первой задачей является изучение всех составляющих географической оболочки: атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы как биоцентристского понимания географической оболочки. Эта задача обусловливает содержание «Практикума»: он включает в себя сведения из отраслевых физико-географических наук (метеорологии и климатологии, океанологии и гидрологии суши, геоморфологии), данные о биосфере как о географическом объекте, и учение о географической оболочке в традиционном понимании (собственно землеведение). Невозможно также обойти в нем и основные положения астрономии, описывающие место Земли в Космосе.
Вторая задача – экологизация всей физико-географической информации о нашей планете, т. е. рассмотрение её сквозь призму сохранения и устойчивого развития географической оболочки и всех её составляющих (особенно биосферы) как среды для биоты и жизнедеятельности человека.
Во всех разделах «Практикума» основополагающей является тема о взаимоотношениях той или иной геосферы и человека, а также природоохранная направленность – охрана воздушного бассейна, сохранение природы океана и вод суши, оптимизация вмешательства в верхние слои литосферы и, безусловно, сохранение биосферы, ее разнообразия и уникальных свойств.
Студент, изучивший дисциплину «Общее землеведение» и выполнивший практикум, должен уметь:
1) объяснять основные природные явления, события и процессы, происходящие в различных сферах географической оболочки;
2) выявлять и формулировать многообразные взаимосвязи между компонентами географической оболочки и происходящими с ними процессами;
3) давать определения географическим понятиям, объектам, явлениям и процессам;
4) владеть основами системного подхода к изучаемым и наблюдаемым объектам, явлениям и процессам, обладать их комплексным восприятием;
5) владеть географическим научным языком и описывать географические объекты, явления и процессы географической научной терминологией;
6) формулировать основные физико-географические законы и определять границы их действия;
7) находить и использовать ранее накопленную географическую информацию: справочники, ежегодники, словари, энциклопедии, учебную, научно-популярную и научную литературу, а также знать места хранения и способы получения фондовой физико-географической информации;
8) обладать знаниями об основных физико-географических научных школах, иметь собственную научную позицию в отношении содержаний их учений и уметь аргументировать её.
«Практикум по общему землеведению» включает следующие виды работ:
1) построение комплексного физико-географического профиля и его анализ;
2) выполнение заданий на контурных картах;
3) закрепление и углубление теоретических знаний по основным разделам курса на семинарских занятиях и коллоквиумах;
4) подготовка и написание реферативных работ по наиболее актуальным и требующим развёрнутого анализа вопросам курса;
5) изучение географической номенклатуры.
Предусматривается также и работа с картами, в том числе с контурными, тем самым подчеркивается значение карты и работы с ней для подготовки специалиста-географа. Карта как средство обучения позволяет конкретизировать приобретённые знания, соотнести их с фактическими данными о природе земной поверхности.
По основным темам курса («Форма и размеры Земли», «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера», «Географическая оболочка») осуществляется промежуточный контроль знаний в виде заданий в тестовой форме (П-3).
Учебной программой предусмотрено проведение практических занятий по общему землеведению в объёме 20 академических часов, в том числе 8 – практические занятия, 12 – контролируемая самостоятельная работа студентов (КСР) (табл. 1). Кроме того, 12 часов отводится для проведения коллоквиумов.
Таблица 1
Содержание практических занятий по общему землеведению
№
| Тип занятия
| Содержание работы
| Количество часов
|
|
Практическое
занятие
| Семинар по теме «Литосфера»
|
|
| Семинар по теме «Гидросфера»
|
|
| Семинар по теме «Атмосфера»
|
|
| Опрос по географической номенклатуре
|
|
|
КСР
| Построение комплексного физико-географического профиля
|
|
| Анализ комплексного физико-географического профиля
|
|
| Выполнение заданий в «Рабочей тетради по общему землеведению»
|
|
| Всего
|
|
|
Построение и анализ комплексного
физико-географического профиля
Основная цель самостоятельной работы студентов по построению комплексных физико-географических профилей (КФГП) через большие территории – закрепить у студентов полученные из курса «Общее землеведение» представления о зональной структуре географической оболочки земного шара, а также привить им навыки пользования картами различного назначения (общими и специальными). Выбор именно этого вида работы обусловлен следующими соображениями:
– профиль, проходящий по меридиану (либо в Северном, либо в Южном полушариях), захватывает несколько географических поясов и зон;
– в ходе работы над построением КФГП, отражающего распределение и взаимное сочетание основных компонентов географической оболочки (рельеф, климат и др.), привлекаются различные карты – гипсометрические, тектонические, атмосферных осадков, изотерм, изобар, что позволяет студентам получить навыки работы с картами различного типа; переходить от плоскостного изображения (на карте) к рельефному (на профиле), находить не только качественное, но и количественное выражение географических явлений и т.д.;
– работа над профилем выполняется строго индивидуально: каждый профиль строится по одному из меридианов земного шара, что обеспечивает самостоятельность выполнения задания.
Для правильного понимания конкретного картографического материала следует привлекать дополнительные литературные источники по указанию преподавателя.
После того, как на профиль нанесены все основные природные элементы, имеющие зональный характер распределения, необходимо сопоставить соотношение этих элементов на профиле, установить их взаимосвязь и взаимообусловленность и выделить выявившиеся таким образом географические пояса и зоны (П-2).
В завершение этой работы каждым студентом составляется пояснение к КФГП, в котором дается краткий анализ рельефа, тектонического строения, климата, а также обоснование выделения климатических поясов и природных зон, объясняются некоторые местные отклонения от зональности, вызванные особенностями того или иного сочетания природных условий (по заданному меридиану).
Заканчивая работу над вычерчиванием КФГП, необходимо составить систему условных знаков, так, чтобы можно было прочесть и расшифровать все элементы, нанесенные на профиль (температура воздуха, осадки и т.д.). Для условных знаков (легенды) применяется тот же способ изображения, что и для соответствующих элементов на картах. Помещаются они на том же листе внизу или сбоку чертежа. Следует указать также горизонтальный масштаб.
Вверху чертежа дается название работы:
Комплексный физико-географический профиль по линии меридиана 40º в.д.
В нижнем правом углу чертежа указывается, кем и когда выполнена работа, например:
Работа выполнена студентом 1 группы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|