Сделай Сам Свою Работу на 5

Что означает категория «народ» по смыслу ст. 3 Конституции РФ 1993г.: корпус избирателей, население страны, граждан России или что-то еще?





K Блок 2. Основы Конституционного Строя в РФ.

Контрольные вопросы к Блоку 2:

1. Как непротиворечиво увязать между собой предписания ч. 3 и ч. 5 ст. 13 Конституции?

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

 

Разрешается политическое многообразие, но нельзя создавать партии, которые нарушают целостность РФ. Партии не должна нарушать стабильность в обществе.

 

Прежняя конституция говорила о «социалистическом выборе», а ст. 7 действующей Конституции определяет Россию как «социальное государство».

Тождественны ли эти понятия, если нет, то в чем их различие?

Напомню, что принципиальное отличие между ними заключается в форме присвоения результатов общественно-полезного труда: частная - при капитализме и общественная - при социализме. Частное присвоение приводит к резкому расслоению общества на богатых и бедных. Труд, рабочая сила в капиталистическом обществе - это товар, цена на который не должна быть слишком высокой. А это возможно только при наличии постоянной безработицы (предложение должно превышать спрос). Исторический опыт показал, что если «децильный коэффициент» (отношение между средним доходом 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан) - более 8-10, в стране возникает социальное напряжение. Чем выше этот коэффициент, тем выше вероятность социального взрыва. Дабы предотвратить его, приходится прибегать к оказанию социальной помощи наиболее обездоленным слоям населения: пособия по безработице, бесплатная медпомощь для бедных, в некоторых странах даже предоставление бесплатной жилплощади. Государства, широко применяющие такие меры, стали называть «социальными». Родоначальником «социального государства» многие считают Рузвельта, который впервые во время Великой депрессии ввёл пособия по безработице, общественные работы, бесплатные талоны на питание и т.д. Применение комплекса таких мероприятий, повышая реальный уровень дохода беднейшей части населения, позволяет сохранять децильный коэффициент на безопасном уровне. Часто можно услышать, что «у них безработные живут лучше, чем у нас работающие». Но сегодня в западных СМИ всё чаще высказывается озабоченность тем, что в странах «золотого миллиарда» благодаря социальной помощи возник и растёт слой населения, ведущего по существу паразитический образ жизни. Получая за счёт государства прожиточный минимум и не имея возможности реализовать свои способности (отсутствие «социального лифта»), люди привыкают к такому положению и уже не стремятся его изменить. Но самое страшное, что дети этих людей зачастую воспринимают такой образ жизни как норму и с юности не стремятся приобщиться к общественно-полезному труду. В США и ряде европейских стран растёт уже второе-третье поколение «нахлебников». Пока эти страны процветали, их правители мирились с таким положением. Но уже не первый год мир капитализма сотрясает системный кризис и непроизводительные расходы по социальным программам становятся всё более неподъёмным бременем. Отказ же от них может вызвать социальный взрыв, последствия которого непредсказуемы.






В социалистическом государстве возможность возникновения такой ситуации полностью исключена. Труд там - не товар, а почётное право и обязанность каждого гражданина. Основные принципы социализма: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития общества»; «От каждого по способностям, каждому - по труду»; «Кто не работает - тот не ест». Многие ещё помнят, что в СССР безработицы не было, а тунеядство считалось преступлением и преследовалось по закону. Если в капобществе главные цели - получение прибыли, увеличение капитала, то в соцобществе - увеличение личного времени каждого гражданина для его саморазвития, отдыха, воспитания детей (при выполнении им своей доли общественно-полезного труда и обеспечении достойного уровня жизни граждан). В СССР по мере развития экономики и роста производительности труда постоянно сокращалась продолжительность рабочей недели и увеличивалась продолжительность отпусков (особенно предоставлявшихся женщинам для рождения и воспитания детей и учащимся, для повышения квалификации).
Не раз приходилось слышать, что «в Швеции социализма больше, чем в СССР». Это далеко не так. Уровень жизни в конкретном государстве не является характеристикой общественного строя. Общественный строй характеризует положение, которое занимают в государстве трудящиеся. Если всё, что производит общество, справедливо (по труду), распределяется между его членами, если раскрытие способностей каждого не зависит от толщины кармана родителей, если всё трудоспособное население обеспечено работой и среди них нет значительных групп, вынужденных жить на подачки, это - социализм. Если же всё не так, если сотни тысяч, миллионы граждан вынуждены стать тунеядцами, жить на подачки - «социальную помощь», в то время, когда тысячи за счёт чужого труда «от жира бесятся», - это капитализм.
И дело каждого решить: предпочитает ли он для себя, своих детей и внуков жизнь в обществе социалистическом или капиталистическом (пусть и «социальном»)?



 

Что означает категория «народ» по смыслу ст. 3 Конституции РФ 1993г.: корпус избирателей, население страны, граждан России или что-то еще?

Прежде всего, это категория "многонациональный народ Российской Федерации".

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

 

Статья 3

 

1. В соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

 

В Конституции указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие - "демократия" в переводе с древнегреческого). Каждая из двух категорий "народ" и "власть", составляющих понятие "народовластие", сложна и требует специального рассмотрения.

 

С юридической точки зрения понятие народ отождествляется с понятием "граждане" и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

 

Следует сказать, что в годы советской власти под народом понималась определенная историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему социальному положению к трудящимся, тем не менее объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия "народ" открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.

 

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть - явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

 

Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости.

 

Государственная власть в Российской Федерации - не единственная форма власти народа. Еще одной формой его власти является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации.

 

Признание многонационального народа Российской Федерации верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ.

 

Конституция закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации.

 

Таким образом, народовластие в Российской Федерации есть принадлежность всей власти ее народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

 

В условиях народовластия в Российской Федерации осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется ее народом, т.е. гражданами Российской Федерации, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане России. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления в Российской Федерации, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании нашей демократии.

 

2. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

 

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

 

Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

 

Непосредственная демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

 

К институтам непосредственной демократии относятся: референдум, выборы, наказы депутатам, отчеты депутатов, отзыв населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сходы и собрания граждан, обращения граждан; правотворческая инициатива; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; опросы граждан и др.

 

3. "Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции, - являются референдум и свободные выборы".

 

Согласно Закону о референдуме референдум - это всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.

 

Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

 

Участие гражданина РФ в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или к неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. См. также комментарии к ст. 32, 84 (п. "б"), 130, 135.

 

Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, по смыслу Конституции, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и как следствие - к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти.

 

Институт референдума субъекта РФ в силу целостности России и единства системы государственной власти, обусловленных суверенитетом ее многонационального народа (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 5 Конституции), не должны использоваться для противопоставления воли населения субъекта РФ воле федерального законодательства.

 

Нормы Конституции не препятствуют возможности введения федеральным законом института отзыва высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. При этом, однако, федеральный законодатель должен учитывать вытекающее из ч. 2 и 3 ст. 3 Конституции соотношение форм (институтов) непосредственной демократии. Отзыв как одна из таких форм не должен использоваться для дестабилизации выборных институтов власти и в конечном счете самой демократии. Следовательно, законодатель, если он вводит институт отзыва, обязан предусмотреть общие принципы механизма отзыва, с тем чтобы не был искажен сам смысл выборов (см. Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П).

 

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

 

Главное в выборах - то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия. Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право - право гражданина, а не просто человека. См. также комментарии к ст. 32, 81, 84 (п. "а"), 96, 97, 109, 130.

 

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренных Конституцией, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 

Самостоятельно устанавливая систему своих органов государственной власти и образуя их, субъекты РФ обязаны действовать в соответствии с основами конституционного строя РФ, в том числе с принципом свободных выборов, гарантируя свободу волеизъявления граждан и не нарушая демократические принципы и нормы публичного права (см. Постановление КС РФ от 27.04.1998 N 12-П*(4)).

 

Провозглашая референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа и гарантируя в ч. 2 ст. 32 право граждан РФ на участие в свободных выборах и в референдуме, Конституция, как отмечал Конституционный Суд РФ, исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязанными, дополняют друг друга. Последовательность их перечисления в ст. 3 Конституции (референдум - свободные выборы) не дает основания для вывода о придании приоритетной роли референдуму, как не свидетельствует о приоритетной роли свободных выборов ст. 32 Конституции, которая, определяя право граждан на участие в непосредственном осуществлении народовластия, называет сначала право избирать и быть избранным в органы публичной власти, а затем право участвовать в референдуме (см. Постановление КС РФ от 11.06.2003 N 10-П).

 

В силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 3 и ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции избирательные права как права субъективные выступают в качестве элемента конституционного статуса избирателя, вместе с тем они являются элементом публично-правового института выборов, в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов публичной власти.

 

По смыслу ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 3, ч. 3 ст. 17 и ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции в их взаимосвязи, конституционные ценности, связанные с реализацией избирательных прав, могут вступать между собой в известное противоречие, поскольку интересы отдельных избирателей, которыми предопределяется их волеизъявление в процессе выборов, в том числе путем голосования "против всех кандидатов", не всегда совпадают с публичным интересом формирования органов публичной власти. На уровне конституционно-правового статуса личности это, с одной стороны, право каждого гражданина принимать участие в избрании представителей народа в выборных органах публичной власти и быть избранным в качестве такого представителя, а с другой - право каждого гражданина по своему усмотрению отказывать в доверии некоторым или всем участвующим в выборах кандидатам; на уровне же института выборов в целом это - формирование органов публичной власти, их представительный и легитимный характер (см. Постановление КС РФ от 29.11.2004 N 17-П*(5)).

 

4. В Конституции указывается, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Это означает, что государство признает правомерным только такое обладание властью, которое основано на законе и установленных им процедурах. Всякое иное обретение власти или властных полномочий признается неправомерным и влечет за собой ответственность.

 

Уголовным кодексом (гл. 29) предусмотрена ответственность за насильственный захват власти или насильственное удержание власти, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст. 278, 280).

 

Целям защиты конституционного строя от противоправных посягательств служат нормы УК об ответственности за преступления против интересов государственной службы, правосудия, порядка управления (гл. 30-32), все положения законодательства, обязывающие государство стоять на страже права граждан избирать и быть избранными, участвовать в референдуме (ст. 141, 142), а также других конституционных прав и свобод граждан.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.