|
Внутреннее строение земли. рельеф земной поверхности. рельефообразующие факторы
Планы лабораторных занятий (очное отделение)
Лабораторная работа по землеведению № 1
Вселенная. Общая характеристика Земли как планеты.
Форма и размеры Земли
Цель занятия: расширить и обобщить имеющиеся знания о Вселенной, Галактике и Солнечной системе; уточнить знания о форме Земли и ее размерах
Оборудование: глобус, таблицы «Форма Земли», «Приливы и отливы», учебно-методическая литература
Вопросы для обсуждения:
- Современные представления о Вселенной.
- Галактика «Млечный путь»: строение, положение Солнечной системы в ней.
- Структура Солнечной системы.
- Изменение взглядов на форму Земли: диск, шар, эллипсоид вращения, геоид, трехосный эллипсоид.
- Система Земля – Луна: влияние тел друг на друга.
- Географическое значение формы, размеров и положения орбиты Земли.
- Доказательства шарообразной формы Земли.
Домашнее задание:
Галант Т.Г., Гурвич Е.М. Практические занятия по землеведению и краеведению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения». – М.: Просвещение, 1988. – стр.17 №№ 2, 4, 7, 9, 20;
Стр.30-31 №№ 4-6.
Основная литература:
- Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 12-28
- Мельчаков Л.Ф. Общее землеведение с основами краеведения: Учебное пос. для студентов-заочников фак. пед. и мет. нач. об. - М.: Просвещение, 1981. – с. 8-20
- Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учеб. для студ. географ. спец.вузов. – М.: Высш. шк., 1990. – с. 45-58.
- Неклюкова Н.П. Общее землеведение. Литосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Учеб. пособие для студентов географических специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. – М.: «Просвещение», 1976. – с. 7-38.
- Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с. 6-21
- Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. Под ред. В.Г. Завриева. – Минск: ВШ, 1976. - с.9-35.
Лабораторная работа по землеведению № 2
Движение земли. время
Цель занятия: изучить особенности осевого и годового движения Земли, закономерности счета времени.
Оборудование: глобус, теллурий, табл. «Движение Земли вокруг Солнца», «Опыт Фуко», «Отклонение движущихся тел», карта часовых поясов, глобус.
Вопросы для обсуждения:
- Осевое вращение Земли, его доказательства и следствия
- Движение Земли вокруг Солнца:
- форма орбиты и скорость движения;
- особенности годового движения (точки солнцестояний и равноденствий. Сделать карточки с иллюстрациями).
- Следствие годового движения Земли.
- Время: местное, поясное, декретное, летнее, среднеевропейское.
- Часовые пояса. Линия перемены дат.
Домашнее задание:
Галант Т.Г., Гурвич Е.М. Практические занятия по землеведению и краеведению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения». – М.: Просвещение, 1988. – стр.20-25 №№ 5, 6, 14, 17, 20, 26, 28, 33, 36
Стр.26-30 №№ 2, 3, 16
Задача:
Вычислить и сравнить линейную скорость вращения точек на экваторе (длина экватора 40075696 м), на параллелях 37о (4/5 длины экватора), 41о (3/4 длины экватора), 48о (2/3 длины экватора) и 60о (1/2 длины экватора). Линейная скорость вращения для любой параллели можно вычислить также по формуле: V=v⁄ cos φ, гдеv⁄ - линейная скорость вращения на экваторе, φ – широта места наблюдения. Объясните изменение линейной скорости вращения от экватора к полюсам.
Основная литература:
- Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 42-58
- Мельчаков Л.Ф. Общее землеведение с основами краеведения: Учебное пос. для студентов-заочников фак. пед. и мет. нач. об. - М.: Просвещение, 1981. – с. 21-26
- Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учеб. для студ. географ. спец.вузов. – М.: Высш. шк., 1990. – с. 59-64.
- Неклюкова Н.П. Общее землеведение. Литосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Учеб. пособие для студентов географических специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. – М.: «Просвещение», 1976. – с. 40-56
- Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с. 21-29
- Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. Под ред. В.Г. Завриева. – Минск: ВШ, 1976. - с.35-46.
Лабораторная работа по землеведению № 3
план и карта
Цель занятия:
– изучить особенности построения географических карт;
– расширить и обобщить знания о географической карте, плане, масштабе, градусной сетке, способах ориентирования;
– совершенствование навыков перевода одного вида масштаба в другой.
Оборудование: глобус, карта полушарий, физическая карта РФ, физическая карта мира, план местности, атласы для начальной и средней школы по природоведению и географии соответственно, контурные карты, таблица «Определение широты местности», «Изображение рельефа штрихами», «Изображение рельефа способом горизонталей», «Изображение рельефа отмывкой», «Азимут», линейка, циркуль, учебно-методическая литература, учебники «Мир вокруг нас»
Вопросы для обсуждения:
- Определение плана и карты. Их сходства и отличия.
- Условные обозначения: виды, использование.
- Масштаб, его виды.
- Градусная сеть. Определение и способы нахождения географической широты, географической долготы. Понятие о географическом и магнитном меридиане. Азимут.
- Картографические проекции:
– Определение;
– Классификация по характеру искажений;
– Классификация по типу построения;
– Прямые (нормальные), поперечные и косые картографические проекции.
- Особенности картографической проекции Д.М. Соловьева.
Домашнее задание:
Галант Т.Г., Гурвич Е.М. Практические занятия по землеведению и краеведению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения». – М.: Просвещение, 1988. – стр.4-16 №№ 2, 3, 5, 9, 12, 15, 18, 20, 28, 34, 40, 48, 49, 50
Заполнить таблицы:
Стороны горизонта
| Азимуты,0
| Север
|
| Юг
|
| Восток
|
| Запад
|
| Северо-восток
|
| Северо-запад
|
| Юго-восток
|
| Юго-запад
|
| Север – северо-восток
|
| Восток северо-восток
|
| Восток – юго-восток
|
| Юг – юго-восток
|
| Запад – юго-запад
|
| Запад – северо-запад
|
|
Расстояние на местности
| Расстояние на плане
| Численный масштаб плана
| 4 км
| 5 см
|
| 10 км
| 25 см
|
| 4 км
| 10 см
|
| 700 м
| 7 см
|
| 2 км
| 20 см
|
| 5 км
| 20 см
|
| Основная литература:
- Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 32-41
- Мельчаков Л.Ф. Общее землеведение с основами краеведения: Учебное пос. для студентов-заочников фак. пед. и мет. нач. об. - М.: Просвещение, 1981. – с. 26-41
- Неклюкова Н.П. Общее землеведение. Литосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Учеб. пособие для студентов географических специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. – М.: «Просвещение», 1976. – с.
- Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с. 30-49
- Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. Под ред. В.Г. Завриева. – Минск: ВШ, 1976. - с.49-77.
Лабораторная работа по землеведению № 4
внутреннее строение земли. рельеф земной поверхности. рельефообразующие факторы
Цель занятия:
– изучить особенности развития и строения основных форм земной коры (геосинклиналей и платформ);
– расширить и обобщить знания о внутренних и внешних рельефообразующих факторах и формах рельефа, создаваемых ими.
Оборудование: физическая карта РФ, физическая карта мира, атласы для начальной и средней школы по природоведению и географии соответственно, контурные карты, таблицы «Геохронологическая таблица», «Основные этапы развития геосинклиналей», «Геологическое строение платформенных и геосинклинальных участков земной коры», «Разрез земной коры в зоне перехода от континента к океану». «Вулканы и землетрясения», «Разрез ледника», «Продольный разрез пещеры», «Работа ветра», «Выветривание», «Плесы и перекаты», «Меандры и старица», учебно-методическая литература.
Вопросы для обсуждения:
- Источники энергии на Земле.
- Причины возникновения полярных сияний, и отсутствия экваториальных.
- Геосинклинали: особенности тектонических движений, стадии развития. Зоны активного вулканизма.
- Платформы: особенности тектонических движений, строения; этапы развития.
Домашнее задание:
В тетрадях для лабораторных занятий дать определение следующих понятий (в некоторых случаях с пояснениями и иллюстрациями):
ü Очаг и эпицентр землетрясения;
ü Эоловые формы рельефа: каменные решетки, грибовидные скалы, барханы, дюны, зыбучие пески;
ü Оползни;
ü Карстовые формы рельефа: кары, воронки, котловины, полья; пещеры;
ü Суффозионные формы рельефа;
ü Речная эрозия, базис эрозии, уступы, пороги, излучины, меандры, плесы, перекаты, аккумуляция, дельта реки;
ü Гляциология, снеговая линия, морена, озы, камы, друмлины, бараньи лбы.
Основная литература:
- Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 69-101, 115-173.
- Мельчаков Л.Ф. Общее землеведение с основами краеведения: Учебное пос. для студентов-заочников фак. пед. и мет. нач. об. - М.: Просвещение, 1981. – с. 47-49, 60-80
- Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учеб. для студ. географ. спец.вузов. – М.: Высш. шк., 1990. – с. 65-80.
- Неклюкова Н.П. Общее землеведение. Литосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Учеб. пособие для студентов географических специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. – М.: «Просвещение», 1976. – с. 38-40, 58-65.
- Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с. 50-68
- Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. Под ред. В.Г. Завриева. – Минск: ВШ, 1976. - с. 78-126.
Лабораторная работа по землеведению № 5
Минералы и горные породы
Цель занятия:
– изучить особенности строения и свойств основных породообразующих минералов и горных пород;
– расширить и углубить знания о минералах и горных породах при работе с коллекциями.
Оборудование: физическая карта РФ, карта полезных ископаемых, карта Калужской области, атласы для начальной и средней школы по природоведению и географии соответственно, контурные карты, коллекции минералов и горных пород, таблицы: «Кристаллические решетки», «Кристаллы», «Распространение элементов в земной коре», «Залегание магматических горных пород», «Классификация горных пород» (2 шт.), «Классификация минералов», «Условия залегания рудных минералов», «Условия залегания ископаемых углей», учебно-методическая литература.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о минералах. Классификации.
2. Понятие о горных породах. Классификации внутри каждого класса.
3. Физические свойства минералов.
4. Характеристика классов минералов, представители.
5. Характеристика классов горных пород, представители.
6. Понятие о полезных ископаемых и руде.
Основная литература:
- Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 60-69
- Мельчаков Л.Ф. Общее землеведение с основами краеведения: Учебное пос. для студентов-заочников фак. пед. и мет. нач. об. - М.: Просвещение, 1981. – с. 49-60
- Неклюкова Н.П. Общее землеведение. Литосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Учеб. пособие для студентов географических специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. – М.: «Просвещение», 1976. – с.
- Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с. 69-105.
- Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. Под ред. В.Г. Завриева. – Минск: ВШ, 1976. - с.133-169
- Пашканг К.В., Родзевич Н.Н. и др. Природы рачительный хозяин. – Тула: Приокское кн. изд-во, 1979.
- Физическая география и природа Калужской области. – Калуга: Издательство Н. Бочкаревой, 2003.
- Учебники по предмету «Окружающий мир»
Домашнее задание:
В тетрадях для лабораторных занятий (на развороте) составить 2 сравнительных таблицы («Минералы» и «Горные породы»):
«Минералы»
Название
| Хим.
формула
| Класс (группа)
| Твердость
| Плотность
| Цвет
| Цвет черты
| Блеск
| Прозрачность
| Спайность
| Излом
| Условное обозначение
| Значение
| Местонахождение
| Самородные элементы: золото, платина, графит, алмаз, сера;
Сульфиды: галенит, цинковая обманка, пирит, халькопирит, киноварь;
Галогениды: галит, сильвин;
Карбонаты: кальцит, доломит, магнезит, сидерит, малахит;
Сульфаты: гипс, ангидрит, мирабилит, барит;
Фосфаты: апатит, фосфорит;
Оксиды и гидроксиды: кварц, халцедон, кремень, опал, корунд, боксит, МИНЕРАЛЫ ГРУППЫ ЖЕЛЕЗА: гематит, магнетит, лимонит;
Силикаты: топаз, слюды (мусковит, биотит, тальк, каолинит), полевые шпаты (ортоклаз, микроклин, альбит, лабрадор, нефелин);
Нитраты: натриевая селитра, калиевая селитра;
Органические соединения: янтарь, асфальт, озокерит.
«Горные породы»
Название
| Минеральный состав
| Класс (группа)
| Цвет
| Блеск
| Условное обозначение
| Практическое значение
| Местонахождение
| Магматические горные породы: гранит, габбро, диорит, липарит, базальт, андезит, обсидиан, пемза, вулканический туф;
осадочные горные породы:
Обломочные: галечники, конгломераты, пески, песчаники, глины;
Химические и органогенные: известняки, мергель, трепел, опока, торф, угли (бурый, каменный, антрацит), нефть;
Метаморфические горные породы: мрамор, кварцит, кристаллические сланцы.
Лабораторная работа по землеведению № 6
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|