Сделай Сам Свою Работу на 5

Органы управления лага ИЭЛ-2М

Блок управления (см. позиции 6 и 7 на рис. 12), расположенный в центральном приборе, имеет элементы, с помощью которых задают режим работы лага, осуществляют включение и отключение отдель­ных узлов, производят необходимые регулировки и периодический контроль работы всех блоков схемы.

На рис. 14 показана панель блока управления с элементами, которые предназначены для управления и контроля. Отмечены обоз­начения элементов, имеющиеся на функциональной схеме (см. рис. 4, 6 и 8).

Переключатель 1 (6S1 на рис. 4) имеет 11 фиксиро­ванных положений. Первые три положения (не отмечен­ные цифрами) определяют ре­жимы лага: "Работа", "Калиб­ровка", "Масштабирование".

В режиме "Работа" (исход­ное положение переключателя /) на вход схемы подключается индукционный преобразователь ИП. При отсутствии движения судна (в порту) лаг должен пока­зывать нулевой отсчет скорости. При необходимости выполняют регулировку потенциометром 8 (6R7, "Уст. 0—Р").

Рис. 14
В режиме "Калибровка" (второе, после исходного, по­ложение переключателя 1) вход схемы замыкается на корпус.

Независимо от того, имеет судно ход или нет, лаг должен показывать нулевой отсчет скорости. Для регулировки "нуля", который можно назвать "электрическим", служит потенциометр 9 (6R6, "Уст. О—К"). I

В режиме "Масштабирование" (третья, начиная от исходной, позиция переключателя 1) на вход схемы поступает эталонное напряжение. При этом лаг должен показывать некоторый отсчет скорости VЭ, записанный на матовом стекле 19 (см. рис. 12). Значение VЭ определяется на мерной линии и устанавливают: грубо регулятором 11(6R12) и плавно (дополнительно, более точно) регулятором 10(6R8). Посредством указанных регуляторов задают определенную крутизну характеристики схемы лага, которая сохраняется и в рабочем режиме.

В схеме лага предусмотрен ручной ввод сигнала скорости на случай, когда, например, выходит из строя индукционный пребразователь или прибор 29. Для того, чтобы ввести сигнал скорости вручную, необ­ходимо переключатель 1(6S1) установить в положение "Ручной ввод". При этом загорается сигнальное табло 5 (см. рис. 11). Действуя рукоят­кой 3 (6R1 на рис. 6), надо добиться, чтобы на цифровом указателе появилось нужное значение скорости, которое определяется по частоте вращения винта или каким-либо другим независимым от лага способом.



При ручном вводе скорости ждущий мультивибратор МВЖ (см. рис. 6) формирует прямоугольные импульсы, длительность которых определяется положением регулятора 6R1 (рукоятка 3 на рис. 14). Эти искусственные импульсы через схему управления ключами СУ (см. рис. 6) поступают на цифровой фильтр для выработки отсчета введенной вручную скорости и соответствующего этой скорости прохо­димого судном расстояния.

На панели блока управления расположены тумблеры 4(6S2) для включения и выключения корректора, фильтра 5(6S3) и шагового дви­гателя 6 (6S4). Гнезда 7 предназначены для подключения имитатора, с использованием которого можно проверять правильность ввода в кор­ректор данных, полученных на мерной линии.

Эксплуатация лага ИЭЛ-2М

Включение и выключение лага. Лаг ИЭЛ-2М является прибором, который не требует постоянного обслуживания во время плавания. Однако перед каждым выходом судна в рейс необходимо выполнять некоторые операции, связанные с контролем изоляции сигнального кабеля, проверкой работы лага в тестовых ("Калибровка" и "Масштабирование") и рабочем режимах. Кроме того, периодически, примерно один раз в год, осуществля­ют регулировку лага на мерной линии. В этом случае мегаомметром изме­ряют сопротивление изоляции кабеля и индукционного преобразователя. Сопротивление изоляции должно составлять не менее 100 МОм.

Включают и выключают лаг тумблером 6 (см. рис. 11), находя­щимся в центральном приборе. Перед включением лага органы управ­­ления должны находиться в следующих положениях:

а) в приборе 3 (см. рис. 13) — тумблер 9 в положении "Сеть";

б) в приборе 6 (см. рис. 14) — переключатель 1в положении "Работа"; тумблер 6 ("Мили") в положении "Ход"; тумблер 4 "Корректор" в положении "Откл."; тумблер 5 "Фильтр" в положении 1.

После включения лага тумблером 6 (см. рис. 11) в центральном приборе и приборе питания загораются табло зеленого цвета. При коротких стоянках в порту лаг ИЭЛ-2М выключать не рекомендуется.

Проверка и регулировка лага ИЭЛ-2М. В порту перед выходом судна в рейс индукционный лаг должен быть проверен и отрегулирован.

Проверка и регулировка лага перед выходом судна в рейс. Про­верки и регулировки заключаются в выполнении трех последователь­ных операций: "Калибровка", "Установка рабочего нуля" и "Контроль масштабирования". Калибровку и контроль масштабирования можно также периодически выполнять в процессе плавания.

Калибровка — это проверка и установка "нуля" измерительной схемы лага при замкнутом накоротко входе. Для выполнения калиб­ровки переключатель 1 (см. рис. 14) в приборе 6 устанавливают в положение "Уст. 0—К". При этом срабатывает реле 29К1 (см. рис. 4) и вход схемы замыкается накоротко контактами 29К1.1 и 29К1.2, вследствие чего лаг должен показывать скорость, равную нулю. Если же отсчет скорости на табло отличается от нулевого значения более чем на 0,1 уз, необходимо потенциометром 9 (6R6 на рис. 4) выполнить соответствующую регулировку. Эту регулировку можно назвать уста­новкой электрического "нуля" схемы.

Установка рабочего нуля — это проверка и регулировка "нуля" схемы при подключенном индукционном преобразователе. Переклю­чатель 1 (см. рис. 14) в приборе 6 устанавливают в положение "Рабо­та". К схеме лага подключают индукционный преобразователь. Судно не имеет хода, поэтому лаг должен показывать скорость V= 0 с допу­стимым отклонением 0,1 уз. При большем отклонении необходимо вы­полнить-регулировку "нуля" ("Установка рабочего нуля" — "Уст. 0—Р") вращением потенциометра 8 (6R7 на рис. 4).

Следует иметь в виду, что на неподвижном судне при наличии постоянной отрицательной поправки лаг будет показывать скорость V = 0, так как схема лага ИЭЛ-2М рассчитана только на фиксацию скорости со знаком "плюс". Для более точной установки рабочего "ну­ля" с целью исключения постоянной погрешности любого знака может быть рекомендована следующая методика:

— переключатель 1 (см. рис. 14) поставить в положение "Уст.0—К" и снять отсчет скорости V1 (предварительно выполнялась калиб­ровка, поэтому значение V1 должно составлять примерно 0,1 уз);

— потенциометром 9 ("Уст. 0—К") установить отсчет скорости
V 2, равный 2 уз;

— переключатель 1 повернуть в положение "Работа" и снять отсчет скорости V 0;

— ослабив крепление, вынуть индукционный преобразователь из
клинкета, развернуть его на 180° и снова поставить в клинкет. Снять отсчет скорости Vl80, после этого еще раз повернуть индукционный преобразователь на 180° и закрепить его в первоначальном положении;

— вычислить погрешность индукционного преобразователя по формуле:

— потенциометром 8 ("Уст. 0—Р") установить отсчет лага V с учетом найденной поправки DV = - dV :

V=V0 -dV;

— переключатель 1 установить в положение "Уст. 0—К" и, вращая потенциометр 9 ("Уст. 0—К"), восстановить на табло скорости перво­начальное значение V1, равное 0,1 уз.

Установка рабочего "нуля" с поворотом индукционного преобра­зователя на 180° позволяет не только компенсировать постоянную по­грешность лага, но и исключить влияние внешних возмущений, напри­мер течения или дрейфового перемещения судна.

Контроль масштабирования — это проверка схемы лага при от­ключенном индукционном преобразователе и поданном на вход схемы эталонном напряжении (в гидродинамических лагах аналогичную про­верку выполняют с использованием проверочных грузов).

При выполнении этой проверки переключатель 1 (см. рис. 14)устанавливают в положение "Масштаб". В этом случае срабатывает реле 29К2 (см. рис. 4), контакты которого 29К2.1 и 29К2.2 подклю­чают к выходу предварительного усилителя резистор 3R1. Падение напряжения на этом резисторе является эталонным напряжением. Лаг должен показывать скорость, значение которой было определено при регулировке прибора на мерной линии и записано на матовом стекле внутри прибора 6.

Если отсчет скорости, снимаемый при контроле масштабирования, отличается от записанного на матовом стекле, необходимо выполнить регу­лировку потенциометрами 11 ("Грубо") и 19 ("Плавно"). Контроль масш­табирования можно выполнять не только на стоянке, но и на ходу судна.

Регулировка лага на мерной линии.Индукционный лаг имеет погрешность, которая должна быть компенсирована поправкой

.

В общем случае поправка лага является функцией скорости судна

DV = f(V).

Эту функцию можно представить в виде суммы трех составляю­щих (рис. 15):

где а — постоянная составляю­щая; bV— линейная составляю­щая; c(V) — нелинейная состав­ляющая поправки, которая при­ближенно может быть изобра­жена ломанной линией.

Постоянную составляющую поправки определяют и вводят при выполнении регулировки "Установка рабочего нуля". Оп­ределение и ввод линейной со­ставляющей поправки в показа­ния лага называется масштаби­рованием и выполняется по ре­зультатам испытания лага на мерной линии. Нелинейную со­ставляющую поправку лага c(V) вводят с помощью коррек­тора, также по данным, пол­ученным на мерной линии.

Рис. 15
Масштабирование выполняют после того, как произведена компенсация постоянной погрешно­сти лага, т.е. после установки рабочего "нуля". Сущность масштабиро­вания можно понять из следующих рассуждений.

В индукционном лаге отсчет скорости VЛ судна пропорционален электрическому сигналу индукционного преобразователя:

Испытания на мерной линии предусматривают определение поправки лага на полном ходу. Отсчет лага, соответствую­щий истинному значению скорости VИ при прежнем значении сигнала Uc,

 

 

Рис. 16
где m1 – новое значение ко­эффициента пропорцио­нальности.

На рис. 16 показана зависимость отсчета скоро­сти V от сигнала Uc.Некото­рому значению сигнала Uc (на полном ходу судна) при коэффициенте т соответствует отсчет скорости VЛ. Путем изменения коэффициента пропорциональности (с т на т1) при том же сигнале Uc можно получить отсчет, равный истинной скорости VИ. Из рис. 16 следует, что изменение коэффици­ента пропорциональности соответствует введению в отсчет лага по­правки AV= VИ VЛ.

Таким образом, масштабирование (ввод линейной составляющей поправки) выполняется путем изменения крутизны характеристики лага, т.е. за счет коэффициента пропорциональности т.

 

Из функциональной схемы лага можно установить, что

где к0 — коэффициент усиления предварительного усилителя (при­бор 29); UОП— опорное напряжение; f0 — частота опорного генератора; k1 — коэффициент передачи преобразовательной схемы.

Регулировка коэффициента т, т.е. масштабирование, выполняют изменением опорного напряжения UОП. Масштабирование осуществля­ют в такой последовательности:

– на мерной линии на полном ходу судна определяют значения
истинной скорости VИ и скорости VЛ, измеренной лагом (при выклю­ченном корректоре). Разность значений этих величин представляет собой поправку лага

;

– переключатель режимов 1 (см. рис. 14) переводят в положение
"Масштаб". При этом в схему лага вместо сигнала UИП подается сигнал в виде некоторого эталонного напряжения UЭТ;

– снимают отсчет скорости М1, который соответствует данному
эталонному напряжению UЭТ (см. рис. 16);

– рассчитывают отсчет скорости М2, который должен показывать
лаг при эталонном напряжении UЭТ, с учетом введенной линейной
поправки. Значение величины М2 определяют по формуле:

Эту формулу получают из соотношения VИ/VЛ = M2/Ml, которое можно найти с использованием данных рис. 16.

Значение скорости М2 записывают на матовом стекле внутри при­бора 6; используя регуляторы 10 (см. рис. 14) и 11 добиваются, чтобы лаг в режиме "Масштаб" показывал скорость М2.

В некоторых случаях возникает необходимость изменения коэф­фициента усиления kQ предварительного усилителя (прибор 29) путем перестановки перемычки 7 (см. рис. 10).

Ввод нелинейной поправки при помощи корректора состоит в сле­дующем. После того как постоянная и линейная составляющие погреш­ности лага скомпенсированы, в отсчете скорости будет только нелиней­ная погрешность c(V). Она компенсируется поправкой, вырабатывае­мой корректором. Кривую c(V) можно представить в виде ломанной линии (см. рис. 15). На каждом участке ломаной линии существует своя поправка, которую можно считать на этом участке линейной вели­чиной. Следовательно, формирование общей нелинейной поправки (в некотором приближении) может быть эквивалентно введению линейных поправок по участкам "Малый ход", "Средний ход", "Полный ход".

Как было указано ранее, введение линейной поправки равнознач­но изменению коэффициента пропорциональности. При введении об­щей линейной поправки (для всего диапазона скоростей) изменялись значения k0 и UОП. Эти величины вторично изменять нельзя, иначе нарушится предыдущая регулировка (масштабирование). Поэтому на отдельных участках изменение коэффициента т осуществляют по­средством введения новой частоты f0 + Df. Формирование новой часто­ты по участкам в соответствии с заранее заданной программой выпол­няется автоматически в корректоре. Программу работы корректора составляют по результатам испытаний лага на мерной линии.

Рассмотрим последовательность действий по составлению про­граммы работы корректора.

Пусть в результате испытаний лага на мерной линии получены поправки лага на трех скоростях (рис. 17).

Скорость, уз Поправка, уз

при малом ходе (MX) VИ = 5,5 DV1 = 0,5

при среднем ходе (СХ) VИ = 11,6 DV2 = 0,65

при полном ходе (ПХ) УИ=16,7 DV3 = 0

Значения поправок DV1, DV2 и DV3 характеризуют нелинейную составляющую погрешности c(V) лага в точках А, В и С (см. рис. 17).

Пользуясь трафаретом (рис. 18), который присутствует в ЗИПе, на миллиметровку наносят ломаную линию (см. рис. 17).

Эта линия должна состоять из трех-четырех участков; каждый участок имеет

Рис. 17
фиксированный наклон, задаваемый трафаретом. Кроме того, все точ­ки перегиба (А', В', С') ломаной линии должны находиться в непосред­ственной близости от точек А, В и С и соответствовать целому числу узлов (начиная с 1 уз) по шкале скорости VИ.

Наложив трафарет (см. рис.18) на миллиметровку (см. рис. 17), определяют, что в рассматриваемом случае первому участку соответствует линия трафарета с наклоном 44°36' и средневзвешенны­ми коэффициентами +(1; 2; 4). Другие линии не годятся, так как проходят на большем расстоянии от точки А.

После того как линия первого участка нанесена на миллиметров­ку, с помощью технологической панели вставляют коммутационные перемычки в гнезда корректора, соответствующие данному участку. Панель (рис. 19) представляет собой линейку, на которой отмечены зоны, узлы, участки и коэффициенты. Зону 1 используют, когда пол ный ход судна составляет менее 17 уз, а зону 2 — когда полный ход судна составляет более 17 уз. В рассматриваемом примере перемычку "Зоны" ставят в положение 1, перемычку "Узлы" — в положение 1, четыре перемычки "Коэффициен­ты" — в гнезда "+", 1, 2, 4 участка 1.

Рис.19
Затем проверяют работу корректора на уча­стке 1, подключив тарировочный прибор к гнез­дам "Имитатор" (блок управления, прибор 6). Переключатель 1 (см. рис. 14) при этом должен быть установлен в положение 5. Потенциомет­ром тарировочного прибора (при выключенном кор-ректоре) устанав-ливают отсчет ско-рости, соответству-ющей значению VЛмалого хода: VЛ = VИ - DV= 5,5 - 0,5 = 5,0 уз. После включе­ния корректора отсчет на табло должен принять значение VИ (5,5 уз). Если этот отсчет отличает­ся от значения VИ более чем на 0,1 уз, выбирают

по трафарету другой наклон участка 1, устанав­ливают другие перемычки коэффициентов и по­вторяют операцию контроля.

При отсутствии тарировочного прибора про­верку правильности ввода данных в корректор можно выполнять, используя режим работы лага "Ручной ввод".

Аналогично определяют установочные дан­ные перемычек для остальных участков. В приведенном примере участку 2 (см. рис. 17) соответствует луч трафарета с наклоном 30°З1¢ и весовым коэффициентом +4.

 

Начало участка 2 (А') определяется целым значением отсчета истинной скорости VИ = 6уз. В корректоре необходимо установить следующие перемычки: "Узлы" в положение 6; "Коэффициенты" — в гнезда "+", 4 участка 2. Сразу после этого необходимо проверить правильность установки пе­ремычек участка 2 (с помощью тарировочного прибора). При выклю­ченном корректоре устанавливается отсчет скорости V Л = V И - DV= 11,6 - 0,65 »11 уз. После включения корректора от­счет должен стать VИ = 11,6 ± 0,1 уз.

При необходимости уточняют данные для установки перемычек участка 2. Участку 3 соответствует луч трафарета, имеющий наклон вниз под углом 50°48' (см. рис. 18) и отрицательные весовые коэффи­циенты — (1, 2, 4). Начало участка 3 (В') определяется целым значе­нием отсчета истинной скорости Vи = 11 уз (см. рис.17). В корректоре необходимо установить следующие перемычки: "Узлы" — в положе­ние 11, "Коэффициенты" — в гнезда 1, 2, 4 участка 3 (отсутствие перемычки в гнезде "+" означает ввод отрицательных коэффициентов на участке 3). Правильность работы корректора на участке 3 проверяй
ют так же, как и на предыдущем, — путем сравнения отсчетов, создаваемых имитатором (с корректором и без корректора).

Поправка на полном ходу равняется нулю, поэтому показания
лага при включенном и выключенном корректоре должны отличаться
не более чем на 0,1 уз. При большем отклонении нужно выбрать другой
луч трафарета и уточнить положения перемычек.

Участок 4 (последний) представляет собой горизонтальную линию (см. рис. 17), совпадающую с осью абсцисс или идущую ей параллель­но. Начало этого участка (точка С) должно соответствовать целому значению скорости VH (в рассматриваемом примере 16 или 17 уз). Внашем случае лучше выбрать отсчет 16 уз, так как при полном ходе 16,7 уз остаточная погрешность будет меньше. Для последнего участка устанавливают только одну перемычку "Узлы" — в положение 16.

На этом составление программы работы корректора 3, т.е. установка перемычек на наборном поле, заканчивается. Теперь на любой ско­рости судна корректор автоматически вводит поправку для компенсации нелинейной составляющей погрешности.

Следует отметить, что работа корректора определяется ломаной линией 0—1—А'— В'—С', которая не совпадает с ломаной линией 0— А—В—С, характеризующей действительное значение нелинейной по­грешности. В связи с этим в отсчете скорости наблюдается некоторая незначительная остаточная погрешность.

 

VИ,уз dИ,уз
-0,06
-0,02
-0,1
16,7 -0,02
   

После регулировки лага на мерной линии необходимо определить его поправку. В соответствии с НШС—82 поправку лага следует определять с точностью до 0,05 % на основных скоростях судна на мерной линии, на специальном полигоне или по расстояниям межу высокоточными обсер­вациями. Стабильность поправки лага во время плавания судна необхо­димо проверять по расстояниям между точными обсервациями.

Поиск неисправностей в лаге ИЭЛ-2М. Во время плавания по­средством лага ИЭЛ-2М осуществляется измерение скорости судна относительно воды и расчет пройденного расстояния. По Правилам технической эксплуатации судовой электрорадионавигационной ап­паратуры основным признаком исправной работы лага является соот­ветствие точности измерения скорости и пройденного расстояния тре­бованиям Правил Регистра и технической документации.

Причиной возникновения неисправности в схеме лага может быть исчезновение любого из напряжений, питающих отдельные узлы, или выход из строя какого-либо блока лага. Для поиска неисправности в лаге присутствуют: схема контроля напряжений (в приборе 3) и схема контроля работы блоков (в приборе 6).

На рис. 20 представлена схема контроля работы отдельных узлов лага, расположенных в Приборах 3,6 и 29. При нормальной работе лага в приборах 3 и 6 горят табло "Сеть" (зеленого цвета). Это свидетельст­вует о том, что лаг получает питание от судовой сети.

Если в приборе 3 отсутствует одно из вырабатываемых напряже­ний, то блок автоматического контроля и сигнализации включает табло "Неисправность" (красного цвета) в приборах 3 и 6. Для опре­деления отсутствующего напряжения в приборе 3 расположена схе­ма контроля, к которой относятся переключатель 3S1 и сигнальная лампа ЗН1 (соответственно позиции 4 и 3 на рис. 13). Переключа­тель имеет 11 фиксированных положений. В десяти из этих положе­ний проверяют наличие контролируемого напряжения по загоранию сигнальной лампы ЗН1.

Первое положение "Откл." переключателя 3S1 соответствует от­ключенному состоянию схемы контроля. Сигнальная лампа ЗН1 в этом случае не горит. В положении "Сеть" проверяют наличие напряжения судовой сети на входе прибора 3. Загорание лампы ЗН1 свидетельству­ет о поступлении напряжения в прибор питания. Установкой переклю­чателя 3S1 в положение "F1; F2" проверяют предохранители в цепи питания лага (позиции 8 на рис. 13).

Рис. 20
Следующие четыре положения переключателя: "+5 В", "+10 В","+15 В" и "-15 В", позволяют проконтролировать наличие стабилизи рованных напряжений 5, 10 и 15 В. В положениях "+16 В" и "-35 В" контролируют нестабилизированные напряжения 16 и 35 В. При уста­новке переключателя 3S1 в положение "БИ" проверяют выработку напряжения, питающего цифровые блоки индикации скорости. Поло­жение "ИП" позволяет проверить переменное напряжение 20 В, необ­ходимое для питания индукционного преобразователя.

При необходимости можно измерить значение любого из контро­лируемых напряжений. Для этого нужно подключить вольтметр к гнез­дам 11 (см. рис. 13). Обнаружив отсутствие какого-либо напряжения (при контроле лампа 3Н1 не горит), необходимо проверить соответст­вующий предохранитель (позиция 12 на рис. 13). Контроль работы индукционного преобразователя и предварительного усилителя осу­ществляет блок СК (схема контроля), расположенный в приборе 29 (см. рис. 20). При нормальной работе этих узлов в приборе 29 горит сигнальная лампа 29Н1.

Для определения неисправности в приборе 6 служит схема контро­ля блоков. Переключателем 657.5 каждый блок поочередно подключа­ют к схеме контроля. Сигнализация о работе блока осуществляется лампой 6Н2 (позиции 2 на рис. 14) или цифровым узлом индикации скорости. Один или другой индикатор подключают к выходу схемы контроля блоков переключателем 6S1.4.

Семь фиксированных положений переключателя 6S1 (позиция 1 на рис. 14; 6S1.4 и 6S1.5 на рис. 20), отмеченных цифрами 1—7, позволяют контролировать все блоки центрального прибора лага.

В положении 1 контролируется работа блока выработки синхро­низирующих импульсов (позиция 4 на рис. 12). При исправном блоке должна мигать с частотой 1 Гц сигнальная лампа 6Н2 (пози­ция 2 на рис. 12).

В положении 2 осуществляется проверка исправности блока циф­рового фильтра (позиция 8 на рис. 12). При его нормальной работе лаг должен показывать отсчет скорости 80,4 уз.

В положении 3 (позиция 1 на рис. 14) и при включенном коррек­торе проверяется работа блока корректора. Признаком исправности этого блока является отсчет скорости 80,4 уз.

При установке переключателя 6S1 в положение 4 контролируется работа блока делителя интегратора (позиция 9 на рис. 12). Мигание сигнальной лампы 2 (см. рис. 14) 6Н2 с частотой 2 Гц указывает на исправность схемы.

Положение 5 переключателя 6S1 предназначено для проверки нали­чия сигнала на входе преобразователя (позиция 5 на рис. 12). Этот сигнал (см. рис. 3) поступает с выхода предварительного усилителя УП (прибор 29) на вход усилителя измерительного канала УИК (прибор 6). Если на входе УИК сигнал есть, то лампа 6Н2 горит немигающим светом.

В положении 6 проверяется работа блока преобразователя (пози­ция 5 на рис. 12). При исправном блоке на цифровом табло скорости должен появиться отсчет 0,1—0,2 уз.

В положении 7 осуществляется контроль работы блока выдачи информации (позиция 10 на рис. 12). При исправном блоке сигналь­ная лампа 6Н2 горит немигающим светом.

Рассмотрим последовательность операций при отыскании неисп­равности в лаге (см. рис. 20 и 14).

Пусть на ходу судна лаг показывает нулевую скорость. Красные табло "Неисправность" ни в приборе 3, ни в приборе 6 не горят. Это означает, что прибор питания работает исправно. Для отыскания неис­правности необходимо использовать схему контроля, расположенную в центральном приборе.

Поиск неисправности ведут в такой последовательности:

1. Устанавливают переключатель 6S1 поочередно в положения "Уст. 0—К" и "Масштаб". Если в этих положениях показания лага равны ранее установленным значениям, то неисправность ищут в ин­дукционном преобразователе. Отклонение оказаний лага от ранее установленных свидетельствует о том, что неисправность может быть
в приборах 6 или 29.

2. Устанавливают переключатель 6S1 (позиция 1 на рис. 14) в положение 1. Если сигнальная лампа 6Н2 (см. рис. 20) мигает с час­тотой 1 Гц, это означает, что блок выработки синхронизирующих им­пульсов работает нормально.

3. Переключатель 6S1 (см. рис. 14) переводят в положение 2. Если на цифровом индикаторе устанавливается скорость 80,4 уз, блок цифрового фильтра работает исправно.

4. Переводят переключатель 6S1 в положение 3. Индикация скорости 80,4 уз служит подтверждением исправности блока корректора.

5. Если после установки переключателя 6S1 в положение 4 сигнальная лампа 6Н2 мигает с частотой 2 Гц, это значит, что блок дели­теля интегратора исправен.

6. Установкой переключателя 6S1 в положение 5 проверяют по­ступление сигнала на вход блока преобразователей. Если сигнальная лампа 6Н2 не горит, проверяют сигнальную лампу 29Н1 в приборе 29. Если она горит, это означает, что существует неисправность (обрыв) в кабеле, который соединяет выход прибора 29 с входом блока преобразователей (в приборе 6). После устранения неисправности лаг показывает скорость судна.

Если в процессе проверки обнаруживают неисправный блок, его заменяют.

Необходимо помнить, что при замене прибора 9 или блока управле­ния (позиция 7 на рис. 12) необходимо выполнить регулировку лага на мерной линии. При замене других блоков можно ограничиться проверкой и регулировкой прибора в режимах "Уст. 0—К" и "Масштаб".

Рассмотрим еще один пример, иллюстрирующий поиск неисправ­ности в приборе питания (прибор 3).

Предположим, что на ходу судна показания скорости явно не со­ответствуют действительности. В приборах 3 и 6 горят табло "Неисправность" (красного цвета). Это означает, что из прибора питания не поступает в схему лага одно из напряжений. Неисправность обнаруживают следующим образом.

1. Проверяют та

2. бло зеленого цвета в приборах 3 и 6. Если они
горят, это означает, что в прибор питания поступает напряжение судовой сети и предохранители F1 и F2 исправны.

3. Устанавливают переключатель 3S1 (см. рис. 13) в положений "+5 В". Загорание сигнальной лампы 3Н1 означает, что стабилизированное напряжение 5 В вырабатывается и поступает в схему лага.

4. Переводят переключатель 3S1 в положение "+10 В". Лампа 3Н1 горит.

5. Переключатель 3S1 устанавливают поочередно в положения
"+15 В" и "-15 В" и проверяют наличие контролируемых напряжений по загоранию лампы ЗН1.

6. Устанавливают переключатель 3S1 в положение "+16В". Лампа 3Н1 горит. Источник напряжения "+16 В" исправен.

7. Переводят переключатель 3S1 в положение "+10В". Лампа 3Н1 горит. I

8. Устанавливают переключатель 3S1 в положение "-35В". Лампа 3Н1 не загорается. Теперь необходимо найти и устранить причину неисправности. Прежде всего проверяют предохранитель "-35В". Если после замены предохранителя загорается лампа 3Н1 и гаснет табло "Неисправность" красного цвета, то все в порядке, неисправность об­наружена и устранена.

Но возможен и другой вариант. Предохранитель "-35 В" после замены сразу сгорает. Это означает, что неисправность может быть либо в блоке автоматического контроля и сигнализации прибора 3 (позиция 7 на рис. 13), либо в блоке преобразователя прибора 6 (позиция 5 на рис. 12), который является потребителем напряже­ния -35 В.

Нужно извлечь указанные блоки из прибора и заменить блок ав­томатического контроля и сигнализации. Сразу должны загореться лампа 3Н1 и погаснуть табло "Неисправность" красного цвета. После этого устанавливают на место в приборе 6 блок преобразователя. Если лампа 3Н1 продолжает гореть, то все в порядке. Если же лампа гаснет и вновь загорается табло "Неисправность" красного цвета, это означа­ет, что блок преобразователя необходимо заменить. (Неисправность обнаружена и устранена).

При ремонте лага "ИЭЛ-2М" большую помощь могут оказать граф-схемы поиска неисправностей, которые разработаны заводом-из­готовителем и прилагаются к техническому описанию лага.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.