Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 12. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЕВ





Запуск воздушных змеев относится к числу самых древних развлечений в мире. Никто не может с определенностью сказать, когда точно оно появилось, но достоверно известно, что люди знали об этом занятии много веков назад и что пришло оно с Востока. Более того, изобретение воздушного змея отвечало вековым стремлениям человека овладеть воздушным пространством.

Трудно сказать с определенностью, как и когда зародилась у человека мысль о полетах. Но при появлении первых наскальных изображений такая идея уже существовала. Наблюдая за полетами птиц, человек задумывался, почему он не обладает способностью летать, и, будучи лишен такой возможности, создавал ее в своем воображении. Недаром в древних сказаниях говорится о дьяволе и боге, о крылатых ангелах, о парящих в воздухе людях и чудовищах. Интерес к полетам птиц вызвал у людей желание овладеть мастерством парения в воздухе.

В истории завоевания человеком воздушного океана воздушные змеи занимают важное место. Нельзя сказать с определенностью, кто их изобрел и когда они впервые поднялись в воздух. Древнегреческие источники утверждают, что это произошло в IV веке до нашей эры и что честь их изобретения принадлежит Архитасу из Тарен-тума. В корейских древних свитках говорится, что один генерал в те далекие времена запустил воздушного змея с прикрепленным к нему фонарем, чтобы вдохнуть смелость в своих воинов. Они поверили тому, что это — новая звезда, которая сулит им помощь небес.



Но одно известно доподлинно — в IV веке до нашей эры воздушные змеи были широко распространены в Китае. Полагают, что первые китайские воздушные змеи были сделаны из дерева. Скорее всего, они представляли собой бамбуковые каркасы, обтянутые шелком, изобретенным китайцами более 4000 лет назад. Вполне вероятно, что его стали использовать и в изготовлении змеев. Примерно около 105 года китайцы из волокон растений научились делать бумагу. Потом новый материал применили для обтяжки змеев.

Если говорить о целях и задачах запуска воздушных змеев китайцами в столь древние времена, то мы найдем здесь немало интересного. Древние китайские историки писали, что змеев использовали для переброски веревок через широкие реки и глубокие горные ущелья. А потом к ним крепились деревянные пешеходные мосты. Рассказывают, что китайский генерал династии Хань (295 г. до н. э. — 221 г.) обратил вражеское войско в бегство, запустив над лагерем противника ночью музыкального воздушного змея. Враги бежали, подумав, что это звуки голосов их ангелов-хранителей, предупреждающих их об опасности. Змеев, поднимавших в воздух людей, использовали при осаде городов и для переброски воинов через линии вражеских войск. Трудно сказать, когда точно это происходило, потому что даты в те времена не указывали. Известно лишь, что в XVII веке китайские и японские войска использовали воздушных змеев для разведки вражеских позиций.



Воздушные змеи — одно из традиционных народных развлечений в Китае. С самого начала нашей эры там делали самых разнообразных змеев в виде птиц, зверей, чудовищ и героев. Их украшали фонариками и ветряными вертушками, что, вероятно, послужило толчком к изобретению пропеллера. Определенные типы воздушных змеев были созданы для сражений между ними. Верхнюю часть линя покрывали острыми осколками стекла. Необходимо было обрезать линь змея противника и заставить змея упасть на землю.

Через века до нас дошли гравюры, на которых изображены запуски воздушных змеев. На одной из них все небо заполнено парящими воздушными змеями, которые запускают все — от детей до глубоких стариков. Автор не может не упомянуть здесь о своих личных впечатлениях. Не так давно он видел двух пожилых китайцев, запускавших воздушного змея во дворе больницы, когда другие достаточно бодрые пациенты играли в крикет или занимались дыхательной гимнастикой.



Существует мнение, что воздушные змеи были известны и в Древних Греции и Риме. Нельзя утверждать это наверняка, но, приняв за отправную точку Китай IV века, можно проследить распространение воздушных змеев по разным странам, вплоть до таких, как Новая Зеландия. Местные жители — маори использовали для их изготовления перфорированный тростник. Считалось, что звуки, которые издают такие воздушные змеи, отпугивают злых духов.

В Европу воздушные змеи попали в XV веке, но, возможно, о них знали и раньше. Венецианец Марко Поло оказался в Китае в конце XIII века и провел там семнадцать лет. За это время он стал членом свиты императора и получил возможность свободно разъезжать по стране. Возвратившись в Венецию с богатой коллекцией предметов роскоши, он, возможно, взял и воздушных змеев. Кроме того, рассказывая о людях, которых он встречал, Марко Поло не мог не упомянуть об их пристрастии к запуску воздушных змеев. Обращаясь к истокам зарождения искусства запуска змея в Европе, необходимо отметить, что сведения о нем могли быть занесены сюда случайно торговцами с Востока.

Теперь перейдем от предположений к фактам. В немецких манускриптах 1405 года можно найти изображения странных драконов, летавших с помощью нагретого воздуха. Внутри их горел огонь. Эти конструкции представляют собой нечто среднее между воздушным змеем и воздушным шаром.

Змеи использовались в качестве военных штандартов. Веревка, управляющая ими, находилась в руках у всадников. В XVI веке в Европе появились воздушные змеи ромбовидной формы, и, судя по источникам, на долгое время она стала основной. В иллюстрациях к книге Джона Бейта «Тайны природы и искусства», изданной в 1635 году, приведена иллюстрация, на которой изображен воздушный змей, уздечка и хвост которого больше его самого.

Изучая историю воздушных змеев, мы неизбежно подходим к этапу изобретения самолета. Каждое изобретение имеет автора, и в истории создания самолета важное место принадлежит Джорджу Кейли. Он жил и многие годы работал в Бромптон-Хилл, около Скарборо, в графстве Йоркшир. Это был человек пытливого ума и, исследуя принципы полетов, проводил многочисленные опыты с бумагой и воздушными змеями. Кейли открыл то, что мы называем аэродинамическими свойствами воздушных змеев. Благодаря его знаниям аэроплан перестал казаться несбыточной мечтой, а бесценные опыты позволили Кейли создать научные основы полета аппаратов тяжелее воздуха. Наблюдая, как воздушные змеи парят в воздухе, своим пытливым умом он пытался проникнуть в секрет таких полетов. Современный мир многим обязан этому великому человеку, который в простых предметах видел прообразы великих открытий и изобретений.

Вот что писал Кейли о своих экспериментах с воздушными змеями в 1804 году: «Воздушный змей снабжен крылом площадью 154 квадратных фута, выполненным из бумаги, которое прикреплено к продольной деревянной планке таким образом, что составляет с ней угол в 6°. К концу этой планки прикреплен хвост, состоящий из двух частей, каждая по 20 дюймов длиной. Хвост может быть установлен под любым углом при помощи регулирующего стержня. Центр тяжести можно перемещать при помощи дополнительного груза. Если аппарату придать скорость в 15 футов в секунду в горизонтальной плоскости и угол в 18°, то он будет парить в воздухе на высоте 20 или 30 ярдов, преодолевая собственный вес и перемещаясь с той же скоростью. Очень интересно наблюдать, как он спускается над крутым склоном холма, и возникает мысль, что устройство большего размера позволит спускаться со склонов Альп так же безопасно, как и на твердо шагающем муле... Даже самое малое отклонение хвоста змея вправо или влево меняет его курс, как это делает руль корабля»1.

Сказанное выше есть не что иное, как описание первого в мире аэроплана. Крыльями этому устройству служил воздушный змей, прикрепленный под углом 6° к горизонтальной плоскости. Хвост имел два элемента, расположенных под прямым углом один к другому. Последующие построенные Кейли модели внешне напоминали планер. Некоторые из них летали, когда их тянули вперед на веревке, другие осуществляли свободный полет, даже с пассажирами. Историки утверждают, что кучер Джорджа, хотя и с известной неохотой, совершил полет на одном из таких аппаратов. Он спустился на нем вдоль склона холма, но полет закончился аварией. Выбравшись из-под обломков, кучер, хромая, подошел к своему хозяину и сказал, что уходит от него, потому что нанимался править лошадьми, а не летать. Тем не менее такой настойчивый человек, как Кейли, благодаря помощи своего кучера добился большого успеха.

Другой увлекающийся воздушными полетами изобретатель, Джордж Покок, также завоевал почетное место в истории развития воздухоплавания. В 1825 году один из его змеев поднял в воздух его дочь Марту. Она стала одной из первых женщин-воздухоплавателей. Можно представить, что она чувствовала во время этого полета, ибо, чтобы решиться на него, она должна была целиком доверять не только своему отцу, но и его воздушному змею. В 1827 году Покок опубликовал труд под названием «Искусство летать в воздухе при помощи воздушных змеев или парящих парусов». В том же году Покок запряг два больших воздушных змея в экипаж и устроил состязания на общественной дороге между Бристолем и Мальборо. Известно, что он с легкостью обогнал скоростную лондонскую почтовую карету. Вид экипажа, катящего по дороге без лошадей, вызвал тревогу, интерес и изумление зрителей. И разумеется, бережливые люди приветствовали это новое и столь недорогое транспортное средство.

В 1859 году И.Д. Корднер, ирландский католический священник, изобрел аппарат для спасения людей с терпящего бедствие корабля. При помощи нескольких воздушных змеев одноместная кабина могла переместить человека с борта корабля на берег. Хотя эта система была опробована, в реальных спасательных работах она не применялась. Этому явно помешал предрассудок, что будто бы тот, кто спасает человека на море, сам должен утонуть в течение года.

Теперь вернемся от моря и кораблей к воздуху и летательным аппаратам. Эксперименты по совершенствованию конструкций воздушных змеев продолжались. Часто их связывали с именем Лоуренса Харгрейва (или Харгрива). Этот австралиец приступил к изучению полетов воздушных змеев в 1884 году, а в 1893 году он изобрел змея коробчатого типа. Уже через несколько месяцев это изобретение было с восторгом встречено по обе стороны Атлантики. Этот энтузиазм легко понять, потому что воздушные змеи коробчатого типа обладали хорошей подъемной силой и устойчивостью. Наиболее распространенный тип змея Харгрейва представлял собой два продолговатых ящика, открытых с обеих сторон и закрепленных на каркасе.

В 1899 году Харгрейв приехал в Англию. Его лекции и показы способствовали популяризации воздушных змеев, которые были уже известны пионерам строительства летательных аппаратов.

В Англии Харгрейв передал несколько своих воздушных змеев П.С. Пилчеру, который решил провести эксперименты с моторизованными полетами. Пилчер был известным пилотом планеров и изобрел летательный аппарат, на конструкцию которого большое влияние оказали воздушные змеи коробчатого, типа. К несчастью, Пилчер получил тяжелые травмы и вскоре скончался, когда другой его летательный аппарат, «Сокол», потерпел крушение. У Харгрейва возникла идея соединить несколько воздушных змеев и подвесить к ним мотор с пропеллером. Он считал, что если змея отделить от несущего троса, то он сможет продолжать полет самостоятельно.

Необходимо также отдать должное другим первопроходцам. Одним из них был капитан Б.Ф.С. Баден-Пауэлл, брат основателя движения скаутов. Он был известным пилотом воздушных шаров, а в 1904 году в Пирбрайт-Кемп успешно демонстрировал полеты воздушных змеев с человеком. Несколькими годами позже Г.Д. Врайз попытался соединить несколько воздушных змеев коробчатого типа для поднятия в воздух человека.

В кратком перечне пионеров воздухоплавания особое место должно быть уделено Сэмюелю Франклину Коди. Родившись в Америке, в 1896 году он переехал на жительство в Англию. Биограф Коди отмечает, что он стал первым человеком в Британии, который поднялся в воздух на первом практически пригодном для полетов летательном аппарате. Коди работал на военной фабрике в Фарнборо, выпускавшей воздушных змеев и шары. В 1901 году он запатентовал воздушного змея, способного поднять в воздух человека, Его конструкция напоминала систему Баден-Пауэлла, только коробчатые змеи были соединены в ряд. Конструкция Коди была официально принята военным ведомством в 1904 году. В такой конструкции пилот находился на одном из змеев, который был соединен тросом с другими змеями. Змей, несущий человека, мог подниматься или опускаться на тросе. По-видимому, были и такие тросы, которые позволяли пилоту отклоняться в сторону. Интересно отметить, что миссис Коди, следуя примеру Марты Покок, совершила несколько подъемов на воздушном змее своего мужа. В 1903 году Коди на своем летательном аппарате пересек Ла-Манш, перелетев из Франции в Англию. Летательный аппарат представлял собой специальную лодку, к которой был прикреплен воздушный змей. Коди также совершил первый в Англии короткий моторизованный полет, приделав к воздушному змею мотор.

Тесная связь между воздушными змеями и самолетами была отмечена писателем О.Л. Оуэном, посвятившим себя авиации. Он утверждал: «Все успешно летающие планеры и самолеты периода экспериментов основаны на использовании принципов полета воздушных змеев коробчатого типа». Можно еще добавить, что другой авторитетный знаток этого вопроса, К.Г. Гиббс-Смит, говорил: «Первые летающие бипланы в Европе не только были сконструированы на основе этих змеев, но и носили такое же название — коробчатые змеи».

Невозможно обойтись хотя бы без краткого упоминания о талантливом авиаторе Октаве Чануте. Этот американец построил и опробовал множество летательных аппаратов и совершил более 1000 полетов.

Его соотечественники — американцы Уилбур и Орвил Райты — снискали себе неувядающую славу в области авиации. Они были сыновьями епископа и жили в Дейтоне, штат Огайо. Ранний интерес к воздушным змеям привел братьев на путь больших свершений. В сентябре 1800 года они вывели свой первый планер на песчаные прибрежные дюны Китти-Хоук, штат Северная Каролина. Аппарат братьев Райт летал как змей и был закреплен тросом на земле. Иногда он летал как планер. Эта конструкция стала прообразом великих открытий в воздухоплавании.

Из Америки мы вернемся в Европу, к Альберто Сантос-Дюмону, богатому бразильцу, жившему во Франции. Воспользовавшись коструктивной разработкой коробчатого змея Харгрейва, он построил летательный аппарат с мотором, который на самом деле представлял собой моторизованного воздушного змея. В Багателе близ Парижа в 1906 году Альберто Сантос-Дюмон завоевал приз французского аэроклуба, совершив первый публичный полет в Европе и пролетев 25 метров.

Впоследствии принципы построения воздушного змея коробчатого типа оказали большое влияние на проектирование самолетов.

Появление воздушных змеев нового типа связано с именем Александра Грехэма Белла, который изобрел в 1876 году действующий телефон. Белл создал четырехгранного воздушного змея в форме пирамиды. Но хотя он задумывался автором как аппарат, способный поднимать в воздух человека, и в 1909 году был снабжен мотором и пропеллером, аппарат не оправдал своего предназначения.

В течение девяностых годов и до конца XIX века было проведено множество захватывающих экспериментов с воздушными змеями и летательными аппаратами, построенными на их основе. Люди настойчиво и смело пытались завоевать воздушную стихию. Их преданность великой идее проложила путь современной авиации.

Пассажиры современного лайнера в большом долгу перед исследователями воздушных змеев, открывшими миру их широкие возможности. С первого взгляда нелегко найти сходство между современным самолетом и воздушным змеем. Автор надеется, что этот краткий обзор сделает такую связь более заметной и поможет читателю понять слова капитана Фербера, который сказал, что «воздушный змей — это поставленный на якорь аэроплан». Для дней, относящихся к экспериментальному периоду развития авиации, это было особенно верно. Летательные аппараты того времени, как мы видим, весьма напоминали по конструкции воздушных змеев. Поэтому современники рассматривали воздушного змея как самолет на якоре и, наоборот, аэроплан — как незаякоренного воздушного змея. Но замечание Фербера гораздо глубже по смыслу. Другими словами, на воздушного змея и на самолет в полете действуют одни и те же силы. Хотя современный самолет очень далек от его прототинов и тем более от воздушных змеев, связь эта по-прежнему существует. В полете они находятся под действием сил сопротивления, движущей силы, подъемной силы и силы тяжести.

История развития воздушных змеев связана и с другими знаменитыми именами и событиями. Начнем с XVIII века. В 1706 году в Бостоне, штат Массачусетс, родился Бенджамин Франклин, ставший крупным ученым в области метеорологии. В 1746 году он приступил к изучению электричества. В 1752 году, решив доказать, что молния — это электрический разряд, Франклин запустил воздушного змея во время грозы, чтобы получить электричество из облаков. Он привязал к линю, на котором запускал змея, металлический ключ, а к нему — шелковую ленту. Эта лента должна была воспрепятствовать прохождению молнии через тело экспериментатора. Молния прошла по линю и ушла в землю. Когда Франклин доложил в Королевском обществе о том, что его воздушный змей достал электричество из облаков, то был осмеян. Но потом коллеги вынуждены были признать его правоту. Результатом этого эксперимента стало изобретение Франклином в 1753 году громоотвода. Когда за три года были зафиксированы шестьдесят три удара молнии в вершину небоскреба Эмпайр-Стейт-Билдинг, стала понятна вся важность этого открытия. И воздушный змей сыграл в нем определенную роль. Интересно, что, еще будучи мальчиком, Франклин перелетал на воздушном змее через озеро и уже тогда заявлял, что таким же способом можно перелететь через Ла-Манш.

Опыт Франклина — не единственный пример запуска воздушных змеев с целью изучения погоды, которая всегда вызывала у людей живой интерес. В XIX веке воздушных змеев стали использовать для подъема метеорологических приборов, и эта практика продолжилась в XX веке. Выдающийся запуск метеорологических воздушных змеев был осуществлен в Германии в 1905 году. Связка из шести змеев достигла высоты четырех миль. Это почти половина высоты до тропосферы — низшей границы атмосферы. Проведенный полет позволил получить ценную информацию о температуре, давлении и влажности на больших высотах.

Гульельмо Маркони, как и Бенджамин Франклин, с детских лет интересовался электричеством. В 1895 году он начал эксперименты по приему и передаче электрических импульсов, которые называются волнами Герца. И 12 декабря 1901 года Маркони добился большого успеха - принял беспроволочные сигналы, прошедшие через весь Атлантический океан, из небольшого города на полуострове Корнуолл в Великобритании до Сент-Джонса на Ньюфаундленде. Имя этого изобретателя радио известно всем, но мало кто знает, что его выдающееся изобретение было сделано благодаря воздушному змею. В 1901 году Маркони использовал в Сент-Джонсе, где он установил свою аппаратуру, для подъема антенны воздушного змея.

Во время Первой мировой войны (1914—1918) воздушные змеи использовались воюющими сторонами, равно как и воздушные шары. Хвост змея крепился к воздушному шару для придания последнему устойчивости. Такие комбинированные шары-змеи поднимались на высоту до 1,5 км. Их запускали над морем для защиты конвоев и наблюдения за германскими подводными лодками. Кроме того, воздушные змеи-шары применялись в Британии для защиты от вражеских самолетов. Они поддерживали в воздухе сеть из тонких стальных тросов, которая приводила в негодность самолеты противника. Во Вторую мировую войну (1939—1945) воздушные змеи продолжали оставаться в строю. Их применяли для подъема радиоантенн, как это делал Маркони. С их помощью поднимали на лодках или плотах людей с затонувших судов и сбитых самолетов.

Несколько слов об английском варианте слова «воздушный змей», по-английски — «kite». Первоначальная форма и значение его неизвестны. Оно могло сформироваться в средневековый период развития английского языка (1100—1500). Таково было также название хищной птицы из семейства соколиных, отличавшейся очень красивым полетом. Гилберт Уайт в «Натуральной истории Селборна» описывал его так: «Эти соколы... летают кругами, расправив неподвижные крылья». Воздушный змей ромбовидной формы, паря в воздухе, напоминает очертания сокола. Поэтому средневековые англичане могли дать им сходные названия.

Обратив взгляд в прошлое, мы рассказали, как воздушные змеи помогли людям добиться выдающихся научных достижений. Рассказали и об истории государств и народов через призму парящих в небе летательных аппаратов.

История эта охватывает многие века и страны, поэтому можно смело сказать, что изобретение воздушных змеев имело всемирное значение.

Поэтому мы надеемся, что изготовление и запуск воздушных змеев еще долго будет одним из самых интересных хобби в мире.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.