Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность и структура общения в сфере свободного времени

Глава VI СОЦИОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДОСУГОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Сущность и структура общения в сфере свободного времени

Каким бы высоким ни оказался культурогенный потен­циал рассмотренных выше видов досуговой деятельности человека, он в принципе не может быть реализован, если эта деятельность не обеспечивается и не подкрепляется прямым или косвенным общением. Вызываемые потребностями в совместной деятельности коммуникации, понимаемые нами как многоплановый процесс установления и развития меж­личностных контактов, непременно включают в себя выра­ботку единой стратегии и тактики взаимодействия, обмен рациональной и эмоциональной информацией, непосред­ственно внесение определенных изменений в систему личностно-смысловых образований контактирующих партнеров. Не будет преувеличением сказать, что человек становится личностью только в результате активного взаимодействия с другими людьми. Культурообразующий и социопедагогичес-кий смысл общения состоит в его уникальных и богатейших возможностях выступать в качестве важнейшего средства массовой трансляции накопленного социального опыта.

Развивающиеся в сфере досуга коммуникации имеют большое значение для общего культурного развития личнос­ти, ее социального формирования, успешного адаптирова­ния в социуме, творческой самореализации человека. Однако наилучшим образом все это происходит не само собой, а при условии хорошо продуманного педагогического регулирования межличностных отношений.

В самом широком плане общение можно определить как взаимодействие на основе взаимного психического отра­жения. В таком понимании оно представляет собой частный случай коммуникации, под которой понимается любой вид информации. Процесс общения - это выражение тенденции к организации, заложенной в самой природе социальной практики человека.

Потребность в общении проявляется у ребенка уже на первом году жизни. По мере взросления она превращается в одну из основных социальных потребностей индивида, во многом определяющую его духовный облик и практическое поведение. Исходя из современных научных представлений об общении, мы рассматриваем эту потребность как такое состояние личности, которое характеризуется ее стремлени­ем к вступлению в контакты с другими людьми. Нормально развивающийся человек всегда стремится к общению и испы­тывает потребность в общении.



Обычно стремление к общению возникает там, где человек испытывает определенное затруднение: налицо потребность и сформировавшиеся мотивы к действию, но достичь желаемой цели в одиночку, без участия других лю­дей, он не в состоянии. Живя в обществе, люди не могут не координировать свои намерения с намерениями окружаю­щих. Даже самое простое дело, когда в него вовлечено несколько человек, требует согласования усилий. Благодаря общению люди получают возможность перенимать друг у друга то, что они еще не знают и не умеют сами.

Социальная психология рассматривает в качестве ос­новного условия и главной предпосылки процесса общения реально существующие различия между людьми. Психологи считают, что именно природная разновидность индивидов подталкивает их к постоянному социальному взаимодей­ствию друг с другом. И действительно: если предположить, что сознание, опыт, способности, знания, возможности людей станут абсолютно одинаковыми, непонятно, зачем им тогда вступать во взаимодействие? В этом случае людям про­сто нечего было бы сказать и передать друг другу.

Коммуникативная ситуация всегда является проблем­ной. Возникает коммуникативная интенция, т.е. стремление вступить с кем-то в контакт, наладить связь и взаимодей­ствие.

Трудно согласиться с отдельными авторами, которые утверждают, что общение в сфере свободного времени может выступать только в качестве социально-психологи­ческой характеристики той или иной формы практических занятий, особенно когда при этом категорически отвергает­ся общение как вид досуговой активности, смысл и содержа­ние которого исчерпывается им самим. На наш взгляд, столь решительное исключение общения из числа самостоятель­ных явлений противоречит реальной практике и является весьма уязвимым в теоретическом отношении. Важная осо­бенность досугового общения состоит в том, что оно в целом ряде случаев становится самоцелью, а предметная деятель­ность в собственном смысле превращается в повод для коммуникации.

Не менее ошибочным является встречающееся в не­которых публикациях отнесение свободного общения к занятиям исключительно развлекательного плана. Такая квалификация измельчает смысл и суть неорганизованных досуговых контактов, суживает их функционально-содер­жательный диапазон и ограничивает педагогические воз­можности.

Нельзя забывать, что элементы свободного межлично­стного общения пронизывают не только отдых в собствен­ном смысле слова, но и все другие области досуга, не исключая познавательную и культурно-творческую. Кроме того, существует самостоятельная совокупность занятий, основной смысл которых сводится к общению, причем эти занятия довольно часто не относятся к разряду развлечений. Свободное общение выделяется в данном случае исходя из уровня внешней формализации совместной деятельности. В таком понимании ему противостоит регламентируемое общение, происходящее в рамках целенаправленно подго­товляемых и проводимых программ и занятий.

Еще один неплодотворный подход к трактовке свобод­ного общения связан с фактическим игнорированием меж­личностных контактов, происходящих вне организованной досуговой общности. В принципе, возможность таких кон­тактов не отрицается, но они низводятся до уровня малозна­чимых и неперспективных явлений.

Сторонники этой точки зрения нередко рассматривают современный досуг как систему самостоятельных объедине­ний, внутри которых только и могут функционировать все коммуникативные процессы. Между тем организованными общностями охвачена лишь мизерная часть населения. Основным субъектом в работе социокультурных центров является не кружковец, а посетитель. Таким образом, свободные взаимосвязи, в которые люди вступают в сфере свободного времени, никак нельзя считать чем-то второсте­пенным и малозначимым.

Общение в социокультурных центрах долгое время шло по пути усиления так называемого регулятивного нача­ла. В этом сказывалось влияние популярной тогда идеи о необходимости всемерного идеологического насыщения со­циально-психологических явлений, что проявлялось в чисто практическом стремлении не выпустить коммуникативные процессы из-под определенного контроля. Однако внешне-организационное воздействие на область межличностного общения может быть полезным лишь в определенных преде­лах. И там, где оно их переступает, свободные коммуника­ции теряют свою самобытность и трансформируются в явления институционного порядка. Стоит заглянуть в не­давнее прошлое, как мы отчетливо увидим, как это происхо­дило. Речь идет о времени, когда оптимальный баланс между формализованными и неформализованными занятиями ока­зался явно нарушенным. Социокультурные центры понесли от этого несомненный урон и потеряли значительную массу своих потенциальных посетителей.

Многочисленные опросы последних лет с убедительно­стью свидетельствуют о возрастающей потребности людей в свободном повседневном общении. Нет никакого сомнения в том, что эта сфера досуговой жизни вносит довольно суще­ственный и ничем не заменимый вклад в дело удовлетворе­ния реальных желаний и стремлений личности, а также в процесс развития человека. Она по самой своей природе противится втискиванию в рамки строгих институций и вся­чески противится формализации.

Будучи обусловленными социальными факторами, досуговые контакты представляют собой разновидность общения в его личностной модификации. С точки зрения способа контактирования - это живое, непосредственное взаимодействие без каких-либо опосредствующих средств связи. Здесь имеет место максимальное сближение дистан­ции между субъектами, а также возникает двухсторонняя связь - вступающие в контакты, как правило, меняются ролями (интенсивность этого перехода детерминирована в каждом случае субъективными факторами).

В социально-психологическом плане досуговое обще­ние является формой неофициальных и нормативно нерегла-ментируемых взаимодействий. Тут человек встречается с другим человеком не как с членом той или иной организа­ции, а как с личностью. Отсюда еще одна особенность обще­ния — высокий уровень эмоциональности, гораздо более высокий, чем в сфере делового общения.

Благодаря полной свободе и добровольности досугово-го общения человек вступает в сеть образующихся взаимо­связей в наиболее благоприятной для него роли, и это создает хорошие условия для индивидуального самопрояв­ления и самореализации. Современные исследователи справедливо отмечают, что в условиях досуга создается наи­лучшая обстановка для спокойных, объективных и все­сторонних обсуждений взаимоинтересных вопросов. Каче­ственной особенностью складывающейся коммуникации является ее непринужденность и непристрастность по срав­нению, допустим, с атмосферой в такой области, как деловое взаимодействие.

В сфере досуга деятельность в ее практическом смысле довольно часто служит лишь поводом для общения, а само общение, понимаемое прежде всего как речевое взаимодей­ствие, превращается в деятельность. На этой основе базиру­ется большая и перспективная область свободных досуговых коммуникаций, где общение становится не фоновым и со­путствующим, а основным видом человеческой активности.

В рамках досуговых занятий, представляющих органи­ческое единство двух относительно самостоятельных компо­нентов - практической деятельности и общения между ее участниками, соотношение и удельный вес этих компонентов может быть различным. Прежде всего оно зависит от вида занятий. В одних занятиях для людей важен в первую оче­редь результат их деятельности. Так, например, в просвети­тельно-образовательной работе человека привлекает та информация, которую он получает. В занятиях другого ви­да результат и процесс деятельности имеют примерно оди­наковую значимость. К таким занятиям можно отнести большинство культурно-творческих занятий. Для третьего вида досуговых занятий характерным является то, что ито­говый результат не представляет для участвующих в них лю­дей какой-либо самостоятельной ценности. В данном случае важен и привлекателен сам процесс деятельности. К заняти­ям такого вида относятся, прежде всего, рекреационно-развлекательные формы досуга. Нетрудно заметить, что с увеличением значимости «процессуальной стороны» увели­чивается и удельный вес общения между людьми, вовлечен­ными в то или иное занятие.

Все это имеет особенно большое значение, когда мы рассматриваем понятие «деятельность» и «общение» в аспекте процессов социализации. С этих позиций можно смело утверждать, что в любой ситуации на ум и сердце че­ловека влияет не только и не столько какое-то практическое занятие - оно может оказаться в культурном плане и нейт­ральным, а прежде всего связи, которые складываются меж­ду контактирующими людьми.

Деятельность вообще формирует личность, потому что является прежде всего совместной деятельностью, т.е. сово­купностью человеческих отношений. При всей близости дея­тельность и общение в данном случае не могут и не должны идентифицироваться. И сколь широко мы ни трактовали бы предметно-практическую сторону досуговых занятий, она никогда не покроет другой - социально-психологической стороны. Более того, игнорирование межличностного аспек­та приводит к искаженному пониманию практической дея­тельности. Не вполне понятным становится, в частности, процесс восприятия и усвоения рациональной и эмоцио­нальной информации.

Основными парадигмами взаимодействия в сфере свободного времени могут быть кооперация, состязание и диалог. Характеристиками общения, базирующегося на коо­перации, можно назвать стремление к достижению общей цели, сходство позиций и взаимопонимание. Люди старают­ся в данном случае всячески обходить вопросы, способные вызывать острые разногласия.

Особенность взаимодействия в форме состязания свя­зана с желанием каждого из общающихся или группы общающихся добиться собственной цели и помешать в дос­тижении целей другим. Эта разновидность общения отлича­ется большей напряженностью отношений, чем контакт, основанный на кооперации.

Что касается парадигмы диалога, то здесь субъекты об­щения, несмотря на определенные расхождения, с самого начала отчетливо видят возможности достижения согласия. Они готовы внимательно выслушивать друг друга и могут пойти в необходимых случаях на взаимный компромисс. Рас­хождения в позициях в данном случае не означают их несов­местимости.

Досуговое общение можно рассматривать как процесс, включающий в себя накопление, обработку и выдачу инфор­мации. Он имеет ярко выраженную осведомительную на­правленность. Любому человеку в любой момент жизни необходимо знать, что происходит в окружающем мире. Оптимальный уровень информированности обеспечивает нормальное самочувствие и дает возможность правильно и вовремя корректировать линию практического поведения.

Досуговые контакты развертываются в той части вре­менного бюджета, когда человек свободен от забот по удов­летворению своих основных потребностей. Это накладывает определенный отпечаток на их содержание: одни виды информации выходят на первый план, другие - на второй или вовсе вытесняются. И тем не менее общий объем прохо­дящей информации остается довольно широким.

Основные особенности содержания досугового обще­ния можно определить как свежесть информации (говорят чаще всего о том, что произошло недавно), преобладание событийной информации (велик удельный вес своего, мест­ного), экспрессивность и эмоциональность (в информации силен оценочный элемент). Взаимодействие в сфере свобод­ного времени, с присущими ему взаимообменом информаци­ей, ее осмыслением и оценкой, помогает людям лучше и правильнее ориентироваться в событиях и тенденциях меня­ющейся жизни. Это важный способ проверки истинности личностных представлений, их переосмысления и корректи­ровки. Человек через досуговые контакты получает нередко дополнительные сведения, которые не могут быть почерпну­ты ни из каких других источников. Эта информация суще­ственно увеличивает возможности знакомства с ранее неизвестными сторонами жизни.

Досуговое общение доставляет людям удовлетворение прежде всего путем снятия личностных напряжений. Оно помогает устранить неопределенность: человек получает ответ на интересующие его вопросы (информационно-по­знавательный эффект); а также получает возможность ут­вердиться или разувериться в истинности какого-то мнения, оценки, суждения (ценностно-позиционный эффект), удов­летворить свои аффективные потребности, прежде всего потребность в эмоциональном сопереживании (эмоциональ­ный эффект), снять коммуникативную дискомфортность, компенсировать дефицит, изменить круг и структуру обще­ния (коммуникативный эффект), удовлетворить потребность в дисфункциональных личностно-избирательных контактах (гедонический эффект), включиться в сферу коллективного отдыха и развлечений (рекреационный эффект).

Как информационный процесс досуговое общение включает в себя не только передачу рациональной информа­ции, но и обмен переживаниями. Потребность в таком обме­не - один из важных мотивов, толкающих людей к постоян­ным контактам со знакомыми и незнакомыми, с приятелями и друзьями. Многие исследователи справедливо рассматри­вают эту потребность как инстинктивно-биологический фундамент человеческой общительности. Жажда поделиться своими радостями и печалями, излить то,чем наполнена душа, - вполне естественное желание человека. И, наоборот, душевная черствость и сознательное сдерживание эмоцио­нальных реакций заметно ограничивает возможности вступ­ления в контакт, мешает достижению психологической близости, обедняет глубину общения. Все это, в итоге, мо­жет стать серьезным тормозом на пути развития человека как субъекта общения.

Досуговое общение вносит очень важный и практичес­ки ничем не заменимый вклад в процесс индивидуальной рекреации. Само ощущение того, что у тебя есть настоящие друзья, у которых всегда можно найти поддержку и взаимо­понимание, порождает чувство уверенности и оптимизма. Благодаря комфортности ближайшего окружения личность утверждается в своей нужности и значимости. Периодичес­ки повторяющиеся встречи становятся в этой ситуации бла­готворным фактором, способным снимать или, во всяком случае, уменьшать эмоциональное напряжение. Человек получает удовольствие от самого процесса взаимодействия. Людей привлекает возможность строить свое поведение как свободное, стимулируемое только личными желаниями, лишенное строгой регламентации и стандартизации.

Не будет преувеличением сказать, что продуктивное общение предполагает параллельно идущее с ним и не менее продуктивное (если оно правильно организовано) уедине­ние. Вот почему эти процессы, несмотря на кажущуюся про­тивоположность, очень тесно взаимосвязаны и развитие одного из них тотчас сказывается на развитии другого.

Уединение помогает готовиться к выходу на люди, совершенствоваться в качестве партнера по общению. Без этого едва ли возможно сохранить и развить себя как инди­видуальность. Быть интересной в общении личностью, значит быть человеком, имеющим свое лицо. Это не происходит само собой. Самобытность всегда результат долгой и упор­ной работы, размышлений, анализа, накопления знаний. Как тут не вспомнить один из известных афоризмов: если ты непременно хочешь иметь свое лицо, не забудь предвари­тельно обзавестись собственной головой, все попытки обой­ти это правило кончались неудачей.

Мы уже говорили, что при очень интенсивном обще­нии, которое забирает чуть ли не все свободное время, чело­век практически перестает работать над самим собой. Конечно, общение, особенно в интересной, хорошей компа­нии, в какой-то мере способствует развитию личности. Однако без подкрепления этого плодотворного в своей основе процесса систематическим саморазвитием, а оно проходит чаще всего в индивидуальных формах, общение не может дать многого. Вот так и возникает необходимость пойти на сознательное ограничение своих повседневных встреч. Нельзя не отметить, что сделать это бывает довольно трудно. Привычные формы досуга по-своему затягивают -отказаться от них ничуть не легче, чем навсегда забыть сига­реты для заядлого, с многолетним опытом курильщика. Ответить отказом на приглашение, сказать обидное «нет» старому другу способен далеко не каждый, но делать это все-таки приходится.

Прикладной культурологией обычно выделяются четы­ре возможных в реальной практике организации досуга содержательных вида межличностного общения: общение в процессе отдыха и развлечений; общение в ходе потребления духовных ценностей; общение на основе созидания духов­ных ценностей; общение, связанное с деятельностью по рас­пространению духовных ценностей.

По признаку организации можно выделить два само­стоятельных вида досугового общения. Первый из них возникает и функционирует в рамках стихийно образую­щихся диффузных групп и представляет собой наиболее распространенную форму повседневного свободного кон­тактирования. Второй вид общения - это межличностное взаимодействие и взаимосвязи, развивающиеся внутри стабильных досуговых объединений. Здесь контакты отлича­ются большей устойчивостью, регулярностью, организован­ностью. Субъекты общения связаны единой, регулярно повторяющейся деятельностью. Взаимоотношения в данном случае строятся более осознанно. Поскольку люди хорошо знают друг друга и находятся в рамках общности со своими дополнительными нормами поведения, уменьшается дей­ствие случайных факторов. Не будет преувеличением ска­зать, что этот вид досуговых контактов обладает особенно мощным социокультурным потенциалом.

Будучи тесно связанным с деятельностью, общение имеет аналогичную с нею структуру. Однако структурные элементы этого процесса обладают и целым рядом особен­ностей.

В любом коммуникативном акте действует субъект общения. Объектом, на который направлена его активность, является другой человек. Поскольку он тоже находится в активной позиции, есть все основания говорить о наличии не одного, а двух или нескольких субъектах. Таким образом, в общении мы сталкиваемся с субъектно-субъектной связью и отношениями.

Как и любое проявление личностной активности, обще­ние имеет в своей основе определенные побудители. Они мо­гут быть внутренними и внешними. Внутренние побудители — это наши личностные потребности. Они осознаются и, как осознанные потребности, становятся мотивами практичес­кого поведения. Потребности и мотивы отражают стремле­ние личности вступить в контакт с другими людьми с тем, чтобы удовлетворить какие-то духовные нужды: обменяться информацией, выбрать единую линию поведения, включить­ся в групповую деятельность и т.д.

К внешним побудителям относятся те воздействия из­вне, которые способны актуализировать наши потребности, привести в деятельностное состояние соответствующие мотивы и дать толчок к практическому вступлению людей в контакты.

Применительно к досуговому взаимодействию можно выделить несколько групп стимулов, побуждающих человека к общению. К первой группе относятся стимулы, обуслов­ленные потребностью в новых знаниях и текущей событий­ной осведомленности (необходимо, используя групповую информированность, восполнить свои информационные пробелы; есть сведения, которые можно получить только здесь; благодаря повседневному общению будешь в курсе всех местных дел).

Вторую группу составляют стимулы, обусловленные жизненно-практической значимостью совместного досуга (общаясь, расширишь и укрепишь свои дружеские связи; контакт с другими людьми дает возможность более правиль­но ориентироваться в обстановке).

Группа третья включает стимулы, имеющие своей осно­вой общественное мнение (неприятие нелюдимости, замкну­тости, общественное одобрение коллективистической настроенности и направленности личности, высокий обще­ственный престиж групповых форм свободного времяпреп­ровождения).

Четвертая группа - стимулы, связанные со свойствами самосознания личности (в общении можно показать себя; общаясь, получаешь возможность проверить себя в сравне­нии с другими людьми; через досуговые контакты можно укрепить свое ролевое положение в микросреде).

К пятой группе следует отнести стимулы, связанные с экспрессивно-эмоциональными ценностями, прежде всего с потребностью в совместных переживаниях.

И, наконец, в шестую группу входят стимулы, связан­ные со стремлением к культурно-творческому развитию (в досуговой группе собираются знающие, интересные люди и, общаясь с ними, можно многому научится; интересующий вид любительства возможен только при объединении и т.д.).

Ключевой характеристикой любого акта общения и его конституирующим ядром является предмет совместных дей­ствий. Реально проявить свою коммуникативную активность человек способен только по какому-то конкретному поводу

- не бывает ни беспредметного общения, ни беспредметной деятельности.

Предметы общения являются своеобразными «посред­никами» между взаимодействующими субъектами. В усло­виях досуга предметом общения чаще всего являются раз­личные выражения научных знаний и концентрированного человеческого опыта; результаты ценностно-ориентацион-ной деятельности в определенных знаковых системах -мнения, суждения, оценки, идеи; процессы и продукты твор­ческой деятельности; коллективные занятия, самоценные процессуально (система рекреации, игра и другие развлече­ния).

В сфере досуга предмет деятельности и предмет обще­ния могут совпадать. Однако в ряде случаев дело обстоит иначе. Каждый раз, когда общение абстрагируется от пред­метных занятий и превращается в самостоятельную деятель­ность, его основным предметом становится передача той или иной информации. Причем она выполняет уже не подсоб­ную, а основную роль и обретает вполне автономную ценность и значимость.

Как процесс взаимодействия, содержанием которого является обмен информацией для установления опреде­ленных взаимоотношений, общение имеет свою систему средств. Первостепенную роль здесь играет язык. Он являет­ся важнейшим средством человеческого общения, осуществ­ляет свои функции через звучащую речь.

В процессе досугового общения велик удельный вес диалогических форм речи. Характерная черта их - чередова­ние высказываний одного человека с высказываниями друго­го. Вступление в разговор происходит или в порядке естественной смены высказываний (выслушал - отвечай), или в порядке прерывания, когда собеседник начинает гово­рить, не дослушав партнера до конца. Общение базируется на единстве прямой и обратной связи, то есть предполагает восприятие ответной реакции сразу после передачи первич­ной информации. Обязательное условие нормально развива­ющегося диалога — взаимовнимание. Собеседники должны слушать друг друга. При этом подготовка к очередному выс­казыванию происходит параллельно с восприятием. В быто­вом диалоге нет возможности делать слишком большие паузы для обдумывания. Разговор идет практически без перерывов.

В непосредственном общении слово всегда дополняет­ся зрительным восприятием. Мимика и пантомимика нагляд­но отражают реакцию собеседника на услышанное (согласие, несогласие, внимание, отключение и т.д.). Кроме того, зрительно воспринимаемые компоненты общения могут выполнять и роль недвусмысленного ответа собесед­нику.

Живое слово в процессе общения опирается на пере­живаемые людьми чувства и эмоции. Для выражения их человек прибегает к использованию целого ряда дополни­тельных сигналов, из совокупности которых складывается эмоциональный компонент общения.

Поскольку досуговое общение в конечном счете представляет собой своеобразную систему взаимных воздей­ствий, его итоговой результат следует искать в тех измене­ниях, которые происходят в облике контактирующих субъектов. Изменяться в данном случае может сознание и поведение личности. Практически здесь возможны три вари­анта. Первый (назовем его положительным результатом общения) - это случай, когда вызванные взаимодействием изменения соответствуют первоначальным целям контакти­рующих субъектов. Например: смысл сообщений понят, выявлены и сформированы одинаковые установки, установ­ки могут реализоваться и реализуются в действиях и поведе­нии субъектов.

Следующий вариант - отрицательный результат обще­ния: изменения достигнуты, но они прямо противоположны тем, которые предполагались. Если в первом случае люди приходили в процессе взаимодействия к согласованию, то во втором мы сталкиваемся с ясно выраженным рассогласова­нием.

И, наконец, третий вариант результативности - это так называемый «нуль-эффект», означающий полное отсутствие каких-либо изменений в сознании и поведении субъектов общения.

Если выразить изменения, происходящие в сознании и поведении контактирующих субъектов в психологических терминах, то первые проявляются в различных мыслях, суж­дениях, представлениях, взглядах, убеждениях, оценках, установках и стремлениях, а вторые - в действиях, поступ­ках, поведении. Те же самые результаты общения языком социально-психологических понятий можно обозначить как взаимопонимание, согласование, взаимоуподобление, взаи­мопомощь, сотрудничество или, наоборот, взаимоигнориро­вание, взаимообособление и разъединение.

Разобравшись в том, что представляет собой досуговое общение по своей природе, сути и структуре, мы можем теперь выстроить систему его основных функций.

Прежде всего здесь следует вычленить перцепциально-гностическую функцию. Только в процессе общения люди взаимно познают друг друга, осмысливают информацию и программируют в соответствии с ней линию своего практи­ческого поведения. Именно коммуникации являются для человека важнейшим источником знаний об объектах обще­ния, а без этих знаний невозможны ни взаимопонимание, ни взаимодействия, ни взаимоотношения.

Ведущее место в системе присущих общению функций принадлежит информационной функции. Основным содер­жанием коммуникативного взаимодействия является обмен определенными ценностями, прежде всего осведомительной, эмоциональной и регулятивной информацией. Человек получает в общении с другими людьми новые знания и необ­ходимую событийную информацию. Идет интенсивный обмен мнениями, оценками, идеями, передается накоплен­ный опыт, формируются нравственные качества, расширя­ются культурные интересы.

Общение выполняет интегративную функцию. Каждый раз, когда люди не могут реализовать свои цели индивиду­ально, общение способствует объединению усилий и придает


деятельности совместную форму. В результате общения возникает развернутая система связей, основанных на про­думанном распределении ролей. Действующая группа превращается в коллективно-творческий субъект, который обретает ряд существенных преимуществ по сравнению с индивидуально действующими субъектами.

Общение обладает ярко выраженной регулятивной функцией. В процессе его всегда происходит взаимная регу­ляция и коррекция поведения. Включаясь в ту или иную общ­ность, человек подчиняет свое поведение установленным правилам и требованиям. Взаимодействие с другими людьми становится для него решающим источником мотивов и спо­собов практического поведения.

В условиях досуга общение имеет еще одну специфи­ческую функцию - рекреационную. Как особая форма рекреации, оно компенсирует то, что человек недополучает в других сферах своей жизнедеятельности, способствует восстановлению его сил, нормального самоощущения и самочувствия. В основном это происходит за счет способно­сти досугового общения снимать некоторые из личностных напряжений, устранять неосведомленность, четко ориенти­ровать на удовлетворение потребности в эмоциональном сопереживании, предоставлять возможность самоутвержде­ния, ликвидировать коммуникативный дефицит и т.д.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.