Сделай Сам Свою Работу на 5

Вавилонское царство в эпоху правления Хаммурапи.





Особенности цивилизации Древней Месопотамии.

· Переход к земледелию, начинают появляться группы ремесленников.

· Появление армии и правителей

· Зарождение письменности(IV век о н.э)

· Цивилизация с сильной центральной властью

· Ирригационная система орошения

· Строительство зиккуратов.

Месопотамия - значит земля между реками ( Тигр и Евфрат). В конце IV- начале III тыс. до н.э., появились первые города.

Центрами госвласти были царские дворцы и храмы, которые контролировали жизнь города и ближних территорий. Организовывали строительство оросительных систем, обработку земли и создание торговых путей.

Зарождение письменности (клинопись).

В начале XXIII века до н.э. организовано первое постоянное войско. Саргон I сумел создать в Месопотамии централизованное государство с неограниченной властью царя.

Введение единой системы мер и весов.

В начале XXII века до н.э. Аккадское царство распалось. Месопотамия была разграблена племенами, пришедшими с Иранского нагорья. К концу века их удалось изгнать, так началось правление третей династии Ура.

В конце XXI века третья династия Ура ослабла. Централизованное государство перестало существовать.



Ассирийское царство.

Самое древневосточное государство во II тыс до н.э.

Период расцвета приходится на X-VII в до н.э.

В X веке Ассирия открывает для себя железо , начинается производство оружия.

Благодаря этому они завоевывают практически всю территорию Месопотамии.

Сельское хозяйство функционировало только за счет рабов.

Знать занималась грабежом, выработалась жесткая система завоевания.

Ассирийцы очень любили длинные имена. 745- 727 г до н.э. – правление Тиглатпаласара. При нем Ассирия занимала весь регион Месопотамии.

Появилась профессиональная армия - рекрутский набор. Появление аналога доспехов.

Правители славились своей невероятной жестокость.

В 609 году до н.э. Вавилон объединил всех противников Ассирии, государство стерто с лица земли.

Вавилонское царство в эпоху правления Хаммурапи.

Вавилон на древне семитском языке называли «Вратами бога. В первой половине XVIII века до н.э. самый знаменитый вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750) захватил всю южную Месопотамию и Ассирию. Была создана держава с сильной царской властью. Хаммурапи прославился как мудрый правитель. Были созданы законы Хаммурапи.



В них заметно стремление облегчить участь некоторых слоев свободного населения, в частности, было несколько ограниченно долговое рабство. Законы Хаммурапи выявляют социальную структуру общества Вавилонии: полноправные свободные люди – члены общин; юридически свободны люди, но неполноправные , не явл членами общин и работающие в царских хозяйствах; и рабы.

В 1901 году французскими археологами был обнаружен кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.).Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шама – шем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба ( 247 законов). Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально- хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность, вплоть до смертной казни. Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:



•посягнувший на чужую собственность, в том числе на раба, карается

обращением в рабство либо смертной казнью;

•за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане

более не лишаются своих земельных налогов;

•срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а

сам долг отменяется по отбытии срока наказания;

•предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной-33% от ее

первоначальной суммы.

Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена

Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

Особый правовой режим существовал в отношении имущества воино (имущество илку), о чем говорилось выше.

В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних-животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества.

Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения(поклажи), товарищества, мены, поручения

Вавилонская семья, по законам Хаммурапи, выступала как патриархальная семья, все члены которой подвластны отцу и в состав которой входила некоторое количество рабов. Заключение брака непременно сопровождалось составлением письменного договора. Без договора нет брака. «Если человек взял жену и не заключил с ней договора, [то] эта женщина — не жена».

Женщина почти не имела возможности выбрать мужа по собственному желанию. Будущего мужа ей выбирал отец. Обычно брачные договоры заключались родителями жениха и невесты. Отец жениха или он сам вносил отцу невесты брачный дар и выкупную плату.

За женщиной сохранялось право распоряжаться имуществом, лично ей принадлежащим, то есть имуществом, которое она получила из отцовского дома в виде приданого, состоящего из ее личных вещей, домашней утвари, иногда также из рабов. После ее смерти оно переходило к сыновьям.

Жене было исключительно трудно добиться развода. Для этого ей следовало доказать, что муж плохо обращается с ней. Если же ее обвинения не будут признаны доказательными, то за ложный навет ее могли бросить в воду или убить как-либо иначе. Муж мог прогнать жену, не объясняя причин, или даже превратить ее в рабыню. Если для мужа нарушение супружеской верности не влекло за собой никакого наказания, жену за такой же проступок бросали в воду. Мужу разрешалось наряду с главной женой иметь в доме несколько побочных жен — обычно рабынь, которые, правда, в правовом отношении стояли ниже главной жены.

Вторично выйти замуж по законам Хаммурапи также было довольно затруднительно для вавилонской женщины. Если муж умирал или попадал в плен, жене разрешалось выйти замуж только в случае, если семья оставалась без всяких средств к существованию.

Все члены семьи подчинялись главе. Дети находились в неравном положении. Наследниками считались только сыновья. Старший сын получал главную часть наследства, за ним часто оставался и дом его родителей. Между другими сыновьями имущество делилось поровну. Дочери имели право лишь на приданое.

Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Законы в отличии от других восточных экономических трудов не имеют религиозного и морального характера. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы, где "сильный не притеснял бы слабого". Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.

Древняя Греция

Формированию своеобразной греческой цивилизации во многом способствовали природные условия. Гористый рельеф, наличие полезных ископаемых, удобное морское побережье, незамерзающее море со множеством островов, отсутствие крупных рек - все это благоприятствовало формированию мелких независимых государств, развитию торговли и товарного производства.

Крито – микенский период.

Этот период в истории Древней Греции ( вторая половина 3 тыс. – конец 2 тыс. до н.э.) относится в эпохе бронзы. Первые города на территории Греции возникли на островах Эгейского моря в 3 тыс. до н.э. примерно с конца этого тысячелетия влиянием начинает обладать остров Крит, где складывается Минойская цивилизация. Уже с XXI века до н.э. на Крите начинается строительство дворцов, которые били центрами цивилизации. Это были политические, религиозные, экономические и культурные центры. Существовали также сельские поселения. Большой бюрократический аппарат контролировал практически все сферы жизни. Были развиты сельское хозяйство, производство бронзы, керамики, морская торговля. Расцвет Минойской цивилизации пришелся на первую половину 2 тыс., когда Крит господствовал на море. После сильного землетрясения Крит был захвачен греками, Минойская цивилизация перестала существовать.

В XVII – XVI вв. до н.э. начинает складываться Микенская цивилизация. Она также достигла высокого уровня развития : строились дворцы, прокладывались дороги, мосты, развивалось сельское хозяйство и ремесла, торговля.

Политическая история этого времени известна мало, крупнейшее событие Троянская война на рубеже XIII-XII вв., известна по Илиаде Гомера. В XII веке до н.э. началось вторжение греческий племен (дорийцев)

Темные века

Об этом периоде греческой истории ( XI- IX) известно очень мало, основными источниками информации являются поэмы Гомера Одиссея и Илиада. Племена дорийцев, захватившие большую часть Греции, находились еще на стадии первобытного общества. Однако именно они принесли с собой культуру железа. С XI –IX века начинается железный век. В период Темных веков развитие греческих земель затормозилось, однако именно в это время начинают складываться предпосылки дальнейшего расцвета Греции.

Архаический период ( VIII- VI века до н.э.)

важнейшей чертой этого периода является становление греческих полисов. для большинства полисов на этом этапе характерна борьба между демосом и аристократией. Во многих полисах, для нормализации обстановки устанавливается тирания. Греческие тираны VII- VI вв. дн.э как действовали в интересах демоса, старались не нарушать существующие законы

к концу периода тирания была упразднена и сложились два основных типа полисного устройства : демократия и олигархия. При демократическом устройстве в управлении государством принимают участие все полноправные жители, при олигархическом- представители могущественных знатных родов.

Наряду с формированием полиса важной характерной чертой этого периода была Великая колонизация, в ходу которой на побережьях Средиземного, черного и Азовского моря греки основали множество поселений.

Из колоний в Грецию вывозили рабов, скот, древесину, пряности и хлеб. В дальнейшем большинство колоний стали независимыми полисами.

Среди основных причин колонизации историки называют нехватку земли и продовольствия в связи с ростом числа населения, а также результаты политической борьбы, когда представители побежденной партии должны были покидать родину.

Великая колонизация способствовала развитию мореплавания, торговли, росту товарного производства и формированию классического рабства.

Спарта. Законы Ликурга.

Спарта была основана дорийскими племенами, здесь сохранялись пережитки родового строя, господствовало натуральное хозяйство. Считалось, что спартанские законы установил Ликург – легендарный законодатель IX- VII вв. до н.э.

Высшим госорганом в Спарте была герусия – совет старейшин. Кроме того, ежегодно избирали 5 эфоров (наблюдателей), осуществлявших законодательную, судебную и полицейскую власть.

Главным занятием была военная служба, к ней готовили с детства. Спартанское войско считалось самым лучшим в древнегреческом мире.

Каждому гражданину выделялся надел земли, но работали на ней неприкосновенные рабы- илоты. Периэки – коренное население Лаконии, не превращенное в илотов , оставалось свободным, но не имело гражданских прав.

Спарта вела захватнические войны, в результате чего она оказалась самым могущественным государством Пелопонесского полуострова .

Классический период (V в. – последняя треть IV в. Дл н.э.)

В V веке до н.э. в Греции окончательно сложилось классическое рабство, активно развивались товарно- денежные отношения. Одним из важнейших событий всей Древней истории в V веке стали Греко – персидские войны (500- 499). Началом войны стало неудачное восстание греческих городов побережья малой Азии. В 490 году до н.э. войско персидского царя Дария I вторглось в Грецию. Поражение в Марафонской битве.

Десят лет спустя, в 480 г до н.э. персы вновь вторглись в Грецию. Персидское сухопутное войско было разгромлено греками в 479 г до н.э. в битве при Платеях. В 478- 477 основание Афинского морского союза. В 449 заключение мира. Победа над персами заметно усилила роль Афин в экономической жизни Греции, после заключения мира Афины прекращаются с морскую державу.

В политическом отношении IV века характерны постоянные войны полисов. социально- политическая война ослабила Грецию. Филипп II разгромил греческие войска, фактически заложил основу македонского господства. Окончательно подчинил Грецию Македонии в 334 году Александр Македонский.

4.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.