|
Шкала скорости ветра (шкала Бофорта)
Особенно сильно страдают от сильных ветров суда в открытом море, В прошлом существовала проблема в характеристике силы ветров – легкий бриз для одного человека представлялся другому сильным ветром. В XIX веке английский адмирал Фрэнсис Бофорт создал шкалу скорости ветра. Эта шкала используется до сих пор.
Морской узел – скорость, равная 1 морской миле в час или 1,8 км в час. (Примеч. пер.)
Ветровой фактор
Ветер усиливает ощущение холода. Ветровой фактор – это реальная температура, которую теплокровные животные ощущают во время ветра. Если вы посмотрите на приведенную на с. 196 таблицу, то убедитесь, что чем ниже температура и сильнее ветер, тем сильнее холод. Поэтому, готовясь к экспедиции, не игнорируйте прогноз, который обещает усиление ветра, – он может оказать влияние на ваш маршрут и на длительность вашей экспедиции. На своем опыте я понял, что в холодную, сырую погоду убивает не холод и не сырость, а именно ветер. Холод и сырость – это еще терпимо, но добавьте к ним сильный ветер, и ситуация станет опасной для жизни. Промните об этом и поступайте соответственно – как можно скорее укройтесь от ветра.
Показатель ветрового фактора
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Наверное, вы подумаете, что вспоминать эти приметы теперь, когда мы имеем шкалу Бофорта и таблицу значений ветрового фактора, просто смешно. Однако эти приметы сложились на основе многолетнего опыта; и в походных условиях, когда срочно надо принимать решение, лишь взглянув на небо, они окажутся для вас более полезными, чем таблицы.
• «Небо красно вечером – моряку бояться нечего, небо красно поутру – моряку не по нутру». Красное небо на закате часто объясняется тем, что солнечные лучи проходят через частички пыли, которые под влиянием высокого давления поднимаются в воздух. Высокое давление приносит с собой сухой, теплый воздух – иными словами, не сулит бури. Если же небо «красно поутру», это означает, что область высокого давления сместилась к востоку, туда, где встает солнце, а на ее место, возможно, придет область пониженного давления. А оно часто приносит с собой дождь. (Эта теория строится на явлении западного переноса в Северном полушарии – здесь, в умеренной зоне, преобладают ветра, которые дуют с запада на восток.) Только не путайте красное небо с красным солнцем.
• «Если солнце и луна окружены ореолом, жди дождя». Этот ореол возникает из-за того, что высокие перистые и перисто-слоистые облака состоят из кристалликов льда. Они предвещают дождь.
• «Небо в барашках – надо убирать паруса». Появление перистых облаков на небе предвещает ветер или дождь.
• «Радуга с наветренной стороны – жди дождя; радуга с подветренной стороны – дождь уходит». Если ветер дует со стороны радуги, то часто приносит дождь, который и вызывает появление радуги.
Сигналы бедствия
В наши дни, когда у всех имеются мобильные телефоны, сообщить о том, что вы попали в опасность, очень легко. Глупо недооценивать роль этих телефонов как средства подачи сигналов о помощи. Поэтому, если у вас есть мобильник, возьмите его с собой.
Однако, как и в случае с навигатором, полагаться на один только телефон нельзя. Что, если он разрядится или в той местности, где вы оказались, нет устойчивой связи? Поэтому вы должны знать, как подать сигнал бедствия с помощью подручных средств.
Самым лучшим способом является костер. Международным знаком беды является треугольник, поэтому в опасных для жизни ситуациях рекомендуется разводить три костра в форме треугольника, чтобы привлечь внимание пролетающих над вами самолетов. Однако если вы оказались в поле в одиночестве, то развести три огня будет очень трудно. В любом случае один большой и яркий костер будет лучше, чем три маленьких.
Такой костер должен быть разведен как можно быстрее, и огонь в нем должен быть очень сильным. Тогда его можно будет заметить ночью, а густой слой дыма будет хорошо виден днем. Бросайте в огонь побольше сырых листьев или зеленых веток, которые дают много дыма. (Впрочем, дымовые сигналы хорошо видны только в безветренную, сухую погоду: сильный ветер, дождь или снег быстро рассеивают дым.) Если вы найдете бересту или еловые ветки, то увидите, что они горят лучше всего. Только обязательно следите за костром, чтобы не возник пожар.
Случай из жизни
Умение читать карту и пользоваться компасом – главное умение скаута и солдата. Если вы не сможете добраться до нужного места, то не сумеете и выполнить то, что задумали. Но одного умения читать карту и определять по компасу азимут недостаточно: вам надо уметь «читать» рельеф, погоду и все остальные знаки, которые подает вам природа.
Еще до создания скаутского движения Баден-Пауэл понимал всю важность умения читать карту для хорошего скаута или солдата. Он вспоминал, как перед самым началом Англо-бурской войны получил задание разведать перевалы в Драконовых горах в Южной Африке. Тщательно изучив эти перевалы, он обнаружил ряд неточностей на карте. Вернувшись, он доложил об этом начальству, понимая, что эти сведения имеют стратегическое значение. Но к его словам не прислушались, и, когда началась война, карты не были исправлены с учетом его замечаний. Хуже того – к его мнению о том, что оборона города Ларисмит не имеет никакого смысла (а он хорошо знал этот район и прекрасно понимал, что город обречен), командование не прислушалось, британские войска попали здесь в осаду и потерпели сокрушительное поражение.
С тех самых дней Баден-Пауэл всегда требовал от своих солдат, а позже – от скаутов, чтобы они прекрасно знали карту, умели ее читать и работали с компасом. Более того, они должны были использовать эти умения эффективно.
Неумение читать карту или, по крайней мере, неумение определить, какие объекты на ней изображены, стало темой многих армейских анекдотов – если уж кто-нибудь допустил какой-нибудь ляп в ориентировании, то этого ему никогда не забудут! Я вспоминаю один случай с отрядом, который проходил обучение в пустыне. Этому отряду было поручено создать наблюдательный пункт (НП) у небольшой деревушки. Отвезти его туда должен был местный летчик на вертолете. Во время инструктажа он заверил командира отряда, что хорошо знает мост через сухое русло реки, который был показан на карте. Так вот, этот пилот высадил отряд на мост, расположенный в 20 км к северу от намеченного пункта, объяснив это тем, что он был очень похож на нужный мост и к тому же расположен «в одной с ним пустыне»! Конечно, больше этому летчику никто никаких заданий не поручал. К счастью, особого вреда его ошибка не принесла, разве что отряду пришлось пешком идти всю ночь к нужному мосту. Конечно, все сильно устали, но были рады, что навыки ориентирования их не подвели – они вышли точно к назначенному пункту.
Однако такие ошибки могут привести к печальным последствиям. Очень часто службы спасения вынуждены снимать с гор или вытаскивать из болота людей, заблудившихся из-за своего неумения читать карту.
Глава 8
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|