Сделай Сам Свою Работу на 5

Повествование есть рассказ о событиях в последовательном порядке.





Поскольку повествование предполагает рассказчика, предметом оценки оказываются не только факты, но и достоверность изложения. Как способ изложения повествование субъективно, так как включает разделенные образы рассказчика и аудитории и основано на использовании глагола. Разделение рассказчика и аудитории образует отношения между участниками общения (дейксис). Использование глагола в качестве основы изложения активизирует такие категории, как время, наклонение, вид, залог, что в не меньшей мере, чем дейксис, дает основание для критической оценки речи. наиболее эффективной формой изложения, поскольку дейксис и модальность лежат в основе выделения и объединения аудитории словом и одновременно служат инструментом смысловой организации всего высказывания, границы которого определяются выраженным в слове единством действия.

1) В совещательной речиповествование нужно для принятия конкретного или общего решения в различных условиях аргументации. Если отправитель и получатель речи согласны в исходных оценках ситуации и решение принимает в основном получатель, а ритор предоставляет ему нужные для решения данные, то само изложение должно быть максимально точным и не содержать избыточных слов или оценок со стороны ритора. Такое повествование можно назвать отчетом или информацией. В зависимости от характера исходных данных ритор строит систему модальностей и других речевых средств, с помощью которых он стремится указать степень достоверности информации и своей ответственности, а также точность воспроизведения информации. В отчете и информации могут содержаться и авторские оценки, но при правильном построении этого рода изложения такие оценки или комментарии тщательно отделены от основного содержания, чтобы не навязать адресату высказывания решения, которое может оказаться односторонним.



2) Другой тип повествования в совещательной аргументации можно назвать включенным повествованием. Если ритор использует повествование как посылки умозаключения, то цель его состоит в том, чтобы представить и сгруппировать факты таким образом, чтобы из повествования следовал определенный вывод. В таком случае ритор учитывает степень осведомленности аудитории в предмете повествования и не будет особенно стремиться к точности представления данных. отбор и представление данных определены выводом, который автор делает из изложения, и хронологическое расположение материала используется в целях ясности и краткости.



3) Повествование в эпидейктической(хвалебной) аргументациичасто является включенным, так как смысл его состоит в представлении модели или антимодели, либо представляет собой иллюстрацию. Поэтому, например, для проповеди характерна композиционная расчлененность повествования — его включение в контекст технической аргументации, когда части последовательного рассказа толкуются и сопоставляются с положениями, рассуждениями или наставлениями. Повествование является аргументом к модели.

4) В судительной аргументацииизложение гораздо более значимо и самостоятельно, чем в совещательной или эпидейктической, а приемы повествования более разнообразны. И если тезис строится в судительном плане, то и повествование занимает в системе аргументов ведущее место. Общие свойства повествования в судительных высказываниях – убедительность (правдоподобие излагаемого материала и особое внимание, которое ритор при построении уделяет приемлемости содержания), модальность, изобразительность, стилистическая индивидуальность.

 

 

39 Последовательность аргументов в рассуждении.

 

Аргументация в пользу главного положения находится в обосновании. Объем, уровень сложности и композиция технической аргументации определяются предметом речи и характером подготовки аудитории. Все высказывание может быть построено в виде последовательности технических аргументов — рассуждений. Если положение выводится из фактического материала изложения, то подтверждение размещается непосредственно после положения. Если техническая аргументация содержит преимущественно анализ фактического материала и тем самым связана с ним содержательно, то за положением следует изложение, после которого помещается подтверждение. В сложных случаях отдельный блок аргументации.



Порядок расположения аргументации:

1. Логический. обоснование строится в виде цепочки умозаключений, приводящих к единому выводу. Такая цепочка может быть построена либо в форме сорита (цепь сокращенных силлогизмов, энтинем), когда большая или меньшая посылка каждого последующего простого умозаключения (силлогизма) является выводом предшествующего, либо в форме эпихейремы (сокращенный силлогизм с посылками энтинемами), когда все обоснование содержит одно основное умозаключение, посылки которого в свою очередь представляют собой выводы умозаключений: таким образом весь текст обоснования строится иерархически. Логический порядок расположения аргументов определяется характером основного умозаключения

2. По Хрии (греч. — положение, доказательство) представляет собой сложный квазилогический аргумент, положение которого развернуто и обосновано рядом доводов, обеспечивающих защиту положения от возможных возражений.Хрия состоит из трех частей: положения, обоснования и заключения. естественное развертывание содержания мысли, при котором (1) положениесначала (2) изъясняется,затем посредством силлогизма или энтимемы обосновывается (3) причинаего истинности (аксиология-собственно доказательство), далее предлагаются доводы (4) от противного,за которыми следует (5) сравнение,потом даются (6) примеры,вся последовательность завершается (7) свидетельством(аргументом к авторитету) и (8) заключением.По существу хрия представляет собой развернутую эпихейрему, посылки которой получают обоснования, то есть оказываются выводами энтимем, построенных на основаниях главных топов: всего выходит семь суждений, к которым прибавляется распространение.

3. Свободный порядок предполагает взаимное расположение аргументов, которое определяется степенью их убедительности для аудитории. Поэтому при использовании свободного порядка, нужно, во-первых, хорошо представлять себе особенности аудитории, ее мировоззрение и характер приемлемой для нее аргументации; во-вторых, — уметь свободно строить цепочки аргументов, преобразуя суждения и умозаключения по логическим правилам, и стилистически организовать рассуждение в связный текст.

· восходящая последовательность - от самых слабых с точки зрения убедительности для аудитории к самому сильному

· нисходящая

· Лучшим порядком считается гомерический, при котором сильные доводы даются в начале, основной довод — в конце подтверждения, а более слабые располагаются в середине. При этом сильные доводы предлагаются в максимально кратком виде и даются по отдельности, а слабые — соединяются вместе так, что образуют единый неразрывный комплекс.

 

40 Завершение речи.

 

В завершении речи концентрируется пафос: содержание положения ритор оформляет в виде побудительного высказывания, которое организует речевую эмоцию. Задача ритора состоит в том, чтобы не просто создать эмоцию, но сделать ее предметной и тем самым конструктивной. Поэтому завершение высказывания содержит два элемента: рекапитуляцию (собрать то, что было разложено в анализе в начале; подведение итогов, упорядочивание) и побуждение (окончание речи и переход к действию, которое организовано мыслью; ядро замысла будущего действия, посыл!).

Допустимый объем завершения зависит от объема высказывания. Политическая ораторика требует, как правило, кратких завершений, поэтому политические ораторы часто обходятся без рекапитуляции. Судебная ораторика, напротив, допускает развернутые завершения, рекапитуляции которых иногда даже воспроизводят важнейшие доводы аргументации или содержат самостоятельные рассуждения, например, в виде обращения к суду.

Виды рекапитуляции:

1. Простая рекапитуляция представляет собой краткий повтор тезы или предложения.

2. Развернутая - воспроизводят не содержание, а основную аргументацию, возможно, какие-то дополнительные сведения.

Заключениепредставляет собой истолкование смысла высказывания — краткое обобщенное высказывание о высказывании. В заключении ритор обращает внимание аудитории на способ истолкования сказанного или написанного. Заключение может быть полемическим (авторское отношение, например).

Вывод представляет собой следствие из аргументации, которое непосредственно связано с побуждением или выделяется как важнейшее. Вывод обыкновенно представляется не повторением прежде изложенного, а новым в отношении к высказыванию содержанием и тем самым открывает новую тему аргументации. Развернутый выводможет содержать основную аргументацию такого будущего высказывания и одновременно побуждение приступить к дальнейшему обсуждению проблемы.

 

41 Общие качества стиля речи.

Элокуцией (лат. elocutio — выражение) называется завершающий этап построения (первые 2, напомню, изобретение и расположение), на котором ритор создает текст высказывания. В этом разделе общей риторики рассматриваются средства словесного выражения замысла. Понятие элокуции тесно связано с понятием стиля, поскольку стиль — система целесообразно отобранных и согласованных языковых средств, которые используются для выражения определенных смыслов. Стили языка представляют собой варианты системы языка, которые складываются с изменением эстетических представлений о речи. Бывают функциональные: разговорный, деловой, художественный, научный, публицистический, в них можно выделить жанровые (исторической прозы, лирической поэзии и тд). Также есть историческое и литературное (лит. школ – символисты, футуристы и тд ) деление стилей; бывают авторские стили.

Стиль отдельного произведениястроится на основе и в условиях перечисленных выше видов стиля. Общие качества стиля:

· Правильность - следование фонетическим, орфографическим, грамматическим и лексическим нормам русского литературного языка; такой подборе выразительных средств языка, что они, согласуясь друг с другом, в совокупности образуют завершенный и цельный вариант грамматики и лексической системы общелитературного языка, называемый идиолектом или языком писателя. Чистота слога лежит в основании хорошего авторского стиля.

· Ясность - слова и обороты определены в значении и употреблении, фраза запоминается и легко воспроизводится.

· Точность - соответствие между словами и мыслию автора.

· Уместность- соответствие способа выражения ситуации речи и ожиданиям аудитории.

· Легкость - не осложнена лишними словами, оборотами, синтаксическими связями, неестественным порядком слов

· Живость – за движением мысли!

· Гармоничность слога – соответствие ритмической мере

 

 

42 Метафора и метафорические фигуры (олицетворение, опредмечивание и проч.).

МЕТАФОРА (греч. Μεταφορά — перенесение) — вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии. Так, старость можно назвать вечером или осенью жизни, так как все эти три понятия ассоциируются по общему их признаку приближения к концу: жизни, суток, года. Множество слов в языке образованы метафорически или применяются метафорически, причем переносный смысл слова рано или поздно вытесняет смысл, слово понимается только в своем переносном значении, которое тем самым уже не сознается как переносное, так как первоначальный прямой его смысл уже потускнел или даже совсем утратился. Напротив, о метафоре, как явлении стиля, следует говорить в тех случаях, когда в слове или в сочетании слов сознается или ощущается и прямое, и переносное значение. Такие поэтические метафоры могут быть: во-первых, результатом нового словоупотребления, когда слову, применяющемуся в обычной речи в том или ином значении, придается новый для него, переносный смысл (напр., «И канет в темное жерло за годом год»; «..стан оправленный в магнит» — Тютчев); во-вторых, результатом обновления, оживления потускневших метафор языка. Поэтическая метафора редко ограничивается одним словом или словосочетанием. Обычно мы встречаем ряд образов, совокупность которых и дает метафоре эмоциональную или наглядную ощутимость. Такое соединение нескольких образов в одну метафорическую систему может быть разных видов, что зависит от взаимоотношения прямого и переносного смысла и от степени наглядности и эмоциональности метафоры. Нормальный вид такой развернутой метафоры представляет тот случай, когда связь между образами поддерживается как прямым, так и переносным смыслом (напр., «Мы пьем из чаши бытия с закрытыми глазами» — Лермонтов). Именно этот вид метафоры легко развивается валлегорию (выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), напр., изображение смерти в виде скелета с косой, правосудия в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной руке и мечом в другой)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, также персонификация (лат. Persona и facio), прозопопея (греч. Προσωποποια), — стилистический термин, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. лицетворение, как явление стиля выступает в тех случаях, когда оно применяется какиносказание, т. е. как такое изображение предмета, которое стилистически преобразует его.

 

43 Оксюморон, антитеза, гротеск.

Оксюморон— соединение слов с противоположным значением в словосочетание, которое принимает оттого новое значение. Такое сочетание антонимов становится возможным потому, что слово имеет несколько значений, и при столкновении омонимов выделяется то из них, которое не является антонимичным («южный север» и «северный юг»).

«Со временем все страсти в нем перегорели, душевные силы истощились; все действия его были без намерения; он сделался человеком обыкновенным; люди простые почитали его даже добродетельным, потому что он не творил зла. - Но он живой был уже убит и ничем не мог наполнить пустоту души».

Антитеза— фигура, состоящая в противопоставлении двух мыслей, которые обычно строятся как параллельные обороты речи. Некоторые рассмотренные риторические фигуры могут использоваться как приемы построения антитезы, точнее, антитетических высказываний. Но как фигура антитеза характерна тем, что противопоставление выражено в ней лексическими средствами и параллелизмом конструкций.

«Я, как будто, не знаю, где я и что со мною. Безмерное и безвременное водворилось под сводами, между узких стен нашей комнаты. А за стенами приходят люди, говорят, рассказывают новости, читают газеты, потом уходят, снова приходят — вечно. Опять кричат глубоким контральто далекие паровозы. Вечный покой здесь — вечное движение там».

Гротеск - художественный приём в литературе и искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных и резких контрастов; является несомненно одним из наиболее ярких приемов «остранения». В гротеске перемещены плоскости, в которых известное явление обычно строится, фон, на котором оно разыгрывается, и т. п. Черты гротеска есть, например, у Раблэ («Гаргантюа и Пантагрюэль»), у Сервантеса в «Дон-Кихоте», у Э. Т. А. Гофмана, а из русских писателей, например, у Гоголя (Бобчинский и Добчинский).

 

44 Парафраз и паралепсис (усечение).

1)Парафраз- пересказ, изложение текста своими словами. От греческого paraphrasis - описательный оборот, описание. Парафразом (или парафразой) мы называем пересказ, близкий к тексту; разные виды переработки текста (в частности, литературного произведения): подробное объяснение краткого текста, сокращённое изложение большого текста (адаптация), упрощённое изложение трудного для понимания текста с краткими разъяснениями, переложение прозаического текста в стихи, переложение стихов в прозу. Парафразом также может называться частичный пересказ текста.

2)Паралепсис– сообщение о том, о чем автор собирался умолчать. Пример из мертвых душ: «Не стану описывать кушаньев, какие были за столом! Ничего не упомяну ни о нишках в сметане, ни об утрибке, которую подавали к борщу, ни об индейке с сливами и изюмом, ни отом кушанье, которое очень походило видом на сапоги, намоченные в квасе, ни о том соусе, который есть лебединая песнь старинного повара, о том соусе, который подавался обхваченный весь винным пламенем, что очень забавляло и вместе пугало дам!» Основан на противоречии.

 

Ну и первый вопрос тоже.

Риторика — филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Непосредственная задача риторики — прозаическая речь или публичная аргументация.

Как предмет систематического преподавания, риторика сложилась прежде других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течение долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики.

Частная риторика изучает конкретные виды речи. Общая риторика изучает принципы построения целесообразной речи.

Догматический метод изложения иногда вводит в заблуждение относительно природы положений и правил риторики. Правила риторики не являются обязательными предписаниями и запретами, они лишь обобщают опыт великих мастеров слова, указывая на трудности и опасности, подстерегающие всякого говорящего или пишущего публично.

Риторика («ораторское искусство») — часть филологии, научная дисциплина, изучающая прозаическую (в противоположность художественной) речь в ее отношении к мышлению. Как филологическая дисциплина риторика стоит в ряду лингвистики, стилистики, текстологии, теории и истории художественной литературы, фольклористики, семиотики и занимает в системе филологических дисциплин место, оправданное не только исторически, но и методологически. Главная особенность риторики в том, что она и сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи — ритоpa, на речевой технике аргументации и на методе построения целесообразного высказывания. В этом смысле риторика дополнительна лингвистике, которая абстрагируется от личности и от конкретных обстоятельств общения. Поэтому риторика — персоналистическая теория речи. Риторика обобщает опыт общественно-языковой практики и имеет дело с произведениями слова — высказываниями и нормами аргументации, отложившимися в культуре конкретного общества.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.