Сделай Сам Свою Работу на 5

Обучение дельфинов языку посреднику





Способность морских млекопитающих к овладению языками-посредниками в течение ряда лет изучает американский исследователь Л. Херман (Herman, 1986). В его работах дельфины-афалины должны были сначала усвоить «названия» различных предметов в бассейне и совершаемых с ними действий.

Для одного дельфина (по кличке Акеаками) «словами» служили жестовые сигналы экспериментатора, который стоял на краю бассейна. С другим дельфином (по кличке Феникс) общались с помощью звуковых сигналов, генерируемых компьютером. Животные должны были усвоить связь между объектами в бассейне и обозначающими их знаками, а также между жестами и манипуляциями, которые они должны были совершать.

Постепенно дельфины, повинуясь цепочкам из 2—3 знаков, научились точно следовать инструкциям тренера и выполнять некие комбинации действий с предметами, например: «дотронься хвостом до иллюминатора», «набери воды и облей N», «надень кольцо на палку слева», «просунь палку в кольцо» и т.п. Далее проводились тесты с использованием новых предложений, в которых животных также просили принести или переместить какой-либо предмет либо положить один предмет внутрь другого, на него или под него и т.п. Дельфины продемонстрировали способность точно понимать сигналы, символизирующие пространственное соотношение предметов. Этот факт хорошо согласуется с данными о способности дельфинов к обобщению этих признаков в лабораторных экспериментах (Стародубцев, 2000).



В ряде тестов предмет, с которым дельфину нужно было манипулировать, находился вне поля его зрения или же инструкцию подавали за 30—40 с до появления предмета. Дельфины успешно следовали жестам инструктора и в этих условиях, когда их поведение определялось не стимулом, а сохраненным в памяти мысленным представлением о нем.

Поведение дельфинов свидетельствовало также о понимании роли порядка слов в предложении и возможности без специального обучения правильно реагировать на новые, логически упорядоченные последовательности «слов» языка-посредника.

И хотя доказательств того, что дикие дельфины обладают речью, еще не существует, в одном безупречно выполненном эксперименте недавно было показано, что афалины действительно понимают предложения длиной до пяти слов. Например, команда "КОЛЬЦО ВВЕРХУ ПРИНЕСИ КОРЗИНУ ВНИЗУ" вызывает у обученного дельфина иную реакцию, чем фраза "КОРЗИНА ВНИЗУ ПРИНЕСИ КОЛЬЦО ВВЕРХУ". В отличие от шимпанзе, дельфины понимают как символы, так и порядок слов.



 

 


Элементарная рассудочная деятельность

 

Один из первых экспериментальных подходов к изучению элементарной рассудочной деятельности у животных в сравнительно физиологическом плане был осуществлен Л. В. Крушинским и его сотрудниками (Крушинский, 1977). По определению Л. В. Крушинского, в основе любой, самой сложной формы рассудочной деятельности животного лежит способность улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими закономерностями.

Для оценки уровня развития рассудочной деятельности у дельфинов были выбраны два критерия: способность к решению экстраполяционных задач и оценка некоторых геометрических свойств предметов (оперирование геометрической мерностью фигур).

Изучение способности черноморских афалин экстраполировать направление движения исчезающих за преградой раздражителей при различных условиях их предъявления проводилось в отсеке размерами 8*10,5 м2, куда была помещена звуко- и светонепроницаемая ширма длиной 6 м, высотой 2 м, на одну треть погруженная в воду, с окном шириной 0,8 м в середине (Крушинский и др., 1982). Окно и пространство от ширмы до дна отсека были забраны сетью. Слева и справа от ширмы имелись проходы шириной около 2 м, позволявшие дельфину оплывать ширму с любой стороны. При (проведении эксперимента дельфину, находившемуся на стартовой позиции напротив окна ширмы, предъявлялся в окне натуральный (рыба) или другой привлекавший его раздражитель (мяч). После подхода животного к окну по сигналу (всплеску о воду раздражителя) и при попытке охватить приманку последняя на держателе отодвигалась вдоль ширмы и скрывалась из поля зрения животного. Таким образом, животному предлагалось решить задачу отыскания раздражителя: после получения информации о первоначальном направлении движения раздражителя экстраполировать его последующий путь за ширмой и обойти ее с соответствующей стороны. В следующем опыте приманку продвигали в противоположном направлении, а в дальнейшем направление ее перемещения меняли без строгого чередования.



Были проведены 4 серии опытов, различавшихся характером раздражителей и средой, в которой их предъявляли. В экспериментах первой и второй серий приманкой служила рыба. В первой серии ее передвигали за ширмой под водой на глубине 0,2 м (22 предъявления). Дельфин правильно решил задачу, допустив только две ошибки. Во второй серии рыбу 15 раз предъявляли и продвигали за ширмой над водой на высоте 0,2 м. Это не отразилось на решении задачи дельфином, допустившим лишь одну ошибку.

В третьей и четвертой сериях опытов, в которых в качестве приманки использовался мяч, передвигавшийся в 8 пробах по поверхности воды и в 10 — на высоте 0,2 м над поверхностью, дельфин во всех случаях решил задачу правильно.

Таким образом, афалина четко проявила способность к экстраполяции направления скрывавшихся за преградой как натуральных, так и искусственных раздражителей, предъявлявшихся под водой и над водой (что исключало возможность их восприятия за преградой), т. е. показала высокий уровень рассудочной деятельности при решении простого варианта экстраполяционной задачи.

Сандра (самка атлантической афалины) по прибытии в дельфинарий она сразу же стала проявлять большой интерес к засовам в вольере. Сначала научилась открывать засовы, поднимая их вверх. Потом засов сменили, и теперь он представлял собой ручку с запирающим механизмом, чтобы его открыть надо было: 1. повернуть ручку вниз. 2. толкнуть ее от себя до упора. 3. повернуть ее вверх и потянуть на себя. Только после этого дверца открывалась. Сандра долго рассматривала ручку дверцы, а в гидрофоне раздавались эхолокационные щелчки разной мощности. Четыре дня она изучала замысловатый замок, и в итоге он был открыт. Засовы еще несколько раз усложнялись, но все они были открыты. Теперь же дверцы заменены вертикальными заслонками, из цельного листа нержавеющей стали, и зазора между нижним концом заслонки и дном практически нет, и пока он еще не открыт (хотя попытки в этом направлении уже есть).


Заключение

 

Существует несколько различных точек зрения, взглядов на разумность этих животных. Одни учёные считают, что дельфины по разуму ничем не уступают шимпанзе, другие считают, что дельфины в несколько раз превосходят приматов, третьи никогда не наблюдали у этих животных каких то особых способностей, и поэтому не считают их разумными. Каждые довольно убедительно доказывают свои выводы и поэтому довольно сложно принять какую-либо одну точку зрения. Для себя я понял, что дельфины обладают элементарной рассудочной деятельностью, но каждый в большей или меньшей степени. Дельфинам, как и человеку, как и другим высоко развитым животным присуща определённая способность или если можно сказать талант. Талант у них проявляется в разных сферах их жизнедеятельности – кто-то великолепный охотник, кто-то «профессиональный взломщик замков», кто-то пускатель пузырей или колец, кто-то «профессиональный спасатель», кто-то лучший в мире «трюкач» и т.д. Этой точки зрения придерживается отечественный учёный исследователь Барышев Н.С. Он пишет об этом так «Мы не раз еще могли убедиться, что сообразительность животных зависит от их индивидуальных особенностей».

В нашей стране в течение многих лет ведутся успешные исследования дельфинов. Особенно занимает умы ученых проблема общения у животных, расшифровка их «языка». Каждый год мы узнаем об этом новые удивительные факты.


Список литературы

1. Н. Л. Крушинская, Т. Ю. Лисицына. «Характерные черты условнорефлекторной деятельности дельфинов»

2. http://www.delfin.org.ua/articles/10/

3. http://science.ua/2010/01/09/dolphins-intelligence/

4. http://www.pnas.org/content/103/21/8293.full.pdf

5. http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/scotland/edinburgh_and_east/4750471.stm

6. http://ria.ru/science/20081231/158435927.html

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.