Сделай Сам Свою Работу на 5

Разработка котлованов и траншей





Для разработки грунта в котловане подбирается ведущий экскаватор, оборудованный прямой лопатой, обратной лопатой или же драглайном.

Рабочее место одноковшового экскаватора включает в себя: площадку, на которой работает экскаватор; площадку, на которой размещается транспорт, в том числе место для разворота и разъезда автосамосвалов, а при бестранспортной схеме – отвал грунта. Зона, где работает экскаватор, называется экскаваторным забоем.

В соответствии с [4] выемки в грунтах следует разрабатывать до проектной отметки с сохранением природного сложения грунтов основания. Допускается разработка выемок в два этапа: черновая и окончательная (непосредственно перед возведением конструкции). Таким образом, отклонения при черновой разработке (недобор грунта) смотреть в [4] (табл. 6.3).

Экскаватор, оборудованный прямой лопатой, как правило, принимают для разработки плотных тяжелых грунтов (γср ≥ 1700 кг/м3) I - IV группы грунта с объемом выемки 3000 м3 и более при транспортной схеме удаления грунта. Экскаватор такого типа выполняет выемку выше уровня стоянки при соответствующей высоте забоя.



Экскаватор драглайн принимают для разработки более слабых и увлажненных грунтов I-II группы с разгрузкой в отвал и в транспорт. Драглайн удобен для разработки траншей, каналов при бестранспортной схеме размещения грунта.

Экскаватор, оборудованный обратной лопатой, производит выемку как драглайн – ниже уровня стоянки. Его применяют чаще всего для образования неглубоких выемок (в пределах паспортной глубины копания) в слабых и повышенной плотности грунтах I - IV группы при сравнительно небольшом объеме разработки. Обратная лопата работает с погрузкой грунта как в транспорт, так и в отвал.

Экскаватором, оборудованным обратной лопатой, аналогично, как и прямой лопатой, разрабатывают грунт обычным лобовым забоем, уширенным первого и второго типа, боковым. Согласно этому, в зависимости от размера котлована, технологические схемы его разработки формируют лобовыми уширенными забоями, смешанными забоями лобовой формы и комбинированными – лобовыми забоями в сочетании с боковыми.

Обычно в практике разработки котлованов, проектируя схему выемки массива, избегают формировать уширенные забои с большим количеством параллельным проходок, так как это увеличивает путь перемещения экскаватора в пределах выемки, усложняет контроль качества работ в забое и снижает безопасность работ. Чаще всего число проходок в одном уширенном забое принимают n=2…3, реже 4.



Прямая лопата

Разработка котлована «прямой лопатой» начинается с устройства съезда для экскаватора и транспортных средств.

Для въезда в котлован устраивают траншею уклоном 10-15 градусов и шириной 3,5 м (одностороннее движение) и 7 м (двустороннее движение).

Длина въездной траншеи

, (44)

i – уклон траншеи (0,01-0,15), h – глубина котлована, м.

1. Радиус габаритной установки определяется величиной диагонали, соединяющей наиболее удаленную точку опоры нижней тележки с осью экскаватора, и рассчитывается для всех типов одноковшовых экскаваторов по формуле

(45)

где Ао и Во – длина и ширина нижней тележки экскаватора, м.

2. Наименьший радиус копания на уровне стоянки:

rст=Rо+rо; (46)

где rо – расстояние, необходимое для установки ковша на подошве забоя (приложение 3), м;

Rо – радиус габаритной установки, м, см. приложение 3 или по (45).

3. Расстояние между осями двух параллельных проходок:

(47)

2rст<A<2Rст , где Rст – наибольший радиус копания на уровне стоянки (по [2] или по приложению 3), м;

rст – наименьший радиус копания на уровне стоянки (по [2] или по приложению 3), м.

Если условие соблюдается, то для разработки котлована одновременно на всю ширину принимается уширенный забой двумя параллельными проходками.



4. Величина рабочей передвижки:

(48)

5. Число циклов экскавации по (27).

6. Высота подъема ковша в момент разгрузки.

, (49)

где hБ - высота бермы (если автосамосвал расположен на уровне стоянки экскаватора hБ= 0), м;

hT – высота до верха кузова автосамосвала, м;

hр – высота разгрузки (приложение 3 табл. 3.4), м;

с = 0,2…0,5 м – переподъем ковша для разгрузки.

Формирование забоя выполняется следующим образом. Ширина лобовой проходки по верху, в зависимости от размеров рабочих параметров экскаватора Rр (наибольший радиус копания) и lп, не должна превышать 1,9Rр. Если ширина котлована (или отдельного массива выемки) по верху находится в пределах Вк = (1,9 ... 2,5) Rр (Вк – ширина котлована), то для разработки такого котлована (или массива) может быть принят первый тип уширенного забоя – двумя параллельными проходками. При ширине котлована (массива) в пределах (2,5...3,5) Rр разработку его чаще всего проектируют по схеме второго типа уширенного лобового забоя - с перемещением экскаватора по поперечно-челночной схеме.

Котлован, ширина которого превышает (3,5…4) Rр, разделяют на отдельные массивы, разработку которых проектируют по технологической схеме, сочетая в комплексе различные формы лобового и бокового забоев.

Ширина обычной лобовой проходки Вл:

(50)

Ширина уширенного лобового забоя по низу:

Влнл-2mH3, (51)

m – коэффициент откоса грунта.

Ширина уширенного лобового забоя по верху:

(52)

Rр – наибольший радиус копания (приложение 3 или [2]), м.

n- число параллельных экскаваторных проходок в составе уширенного забоя:

(53)


Рис.5. Схема разработки котлована уширенным лобовым забоем с перемещением экскаватора по поперечно-челночной схеме, оборудованного прямой лопатой.

 

Обратная лопата

Определение параметров зоны рабочего места и расчет экскаваторного забоя выполняют по унифицированным техническим и размерным параметрам экскаватора, учитывающим тип и конструктивные особенности машины, его линейные размеры и вид рабочего оборудования. При этом особо учитывают грунтовые условия и правила безопасного ведения работ.

RР - наибольший радиус копания, который определяется расстоянием между осью вращения экскаватора и зубьями ковша, устанавливаемыми на уровне стоянки при наибольшем угле поворота рукоятки относительно стрелы. Принимается по технической характеристике экскаватора;

Rст - наименьший радиус копания на уровне стоянки. Определяется радиусом габаритной установки R0 (приложение 3) и минимально допустимым расстоянием d=1м крайней точки опоры экскаватора до верхней бровки откоса экскаватора:

rст = R0+d (54)

lП - длина рабочей передвижки. Может приниматься по техническому паспорту машины, но должна быть откорректирована по заданной глубине копания Нз и коэффициенту откоса m:

(55)

t - безразмерный параметр, который по технической характеристике экскаваторов, оборудованных обратной лопатой, больше единицы:

(56)

где Нн - наибольшая глубина копания грунта по технической характеристике экскаватора, м.

RCТ - наибольший радиус копания грунта на уровне стоянки.

Rст=rст+lп (57)

RЗ - радиус копания на заданной глубине, определяется расстоянием на уровне подошвы забоя от оси вращения экскаватора до нижней кромки забоя:

RЗ= rст+lп+mНЗ. (58)

АТ - наименьшее расстояние от оси перемещения экскаватора до продольной оси автосамосвала(при расположении его на уровне стоянки экскаватора).

АТ=RП+0,5bТ+d<RВ (59)

 

Рис. 6. Схема разработки котлована уширенным забоем второго типа экскаватором, оборудованным обратной лопатой.

Расчетный угол поворота платформы для разработки грунта в пределах ширины обычной лобовой выемки:

(60)

Формирование забоев при разработке котлованов экскаваторами с обратной лопатой и драглайном принимают так же, как и для прямой лопаты.

Экскаватор – драглайн

В промышленном и гражданском строительстве одноковшовые экскаваторы, оборудованные драглайном, применяют для разработки грунта при устройстве насыпей и выемок, для разработки грунта в котлованах и траншеях, при устройстве нагорных и водоотливов канав и др. экскаватор работает как с погрузкой в транспорт, так и по бестранспортной схеме.

1. Экскаватор-драглайн имеет основные характеристики, м:

- радиус габаритной установки;

- расстояние от оси вращения до пяты стрелы;

- высота до опорного шарнира стрелы;

- радиус разгрузки;

- высота разгрузки ковша;

- радиус поворота платформы.

2. Наименьший радиус копания на уровне стоянки rст определяется по паспортной характеристике машины.

Наибольший радиус копания Rp определяется расстоянием от оси вращения машины до точки свеса ковша над уровнем стоянки. Зависит от длины и угла наклона стрелы. С учетом угла заброса ковша этот радиус рассчитывают по формуле

(61)

где 0,123=tg β; β=7° - расчетный угол заброса ковша (β=0…15°);

z0 – горизонтальное расстояние от оси вращения экскаватора до опорного шарнира стрелы, м, (приложение 3);

lс – длина стрелы, м, (приложение 3);

НГ – расстояние от уровня стоянки до оси верхнего блока стрелы, м:

, (62)

hш– высота опорного шарнира стрелы над уровнем стоянки, м, (приложение 3);

αс – угол наклона стрелы (принимается 30° или 45°).

 

 

Рис.7. Схема разработки котлована экскаватором-драглайном

 

4. Радиус копания Rз на уровне дна забоя определяется расстоянием между осью вращения экскаватора и точкой пересечения откоса выемки с плоскостью дна котлована:

(63)

где Hз - глубина забоя (глубина котлована минус недобор грунта).

5. Длину рабочей передвижки lп при заданной глубине копания рассчитывают по формуле:

(64)

6. Наибольший радиус копания Rст:

(65)

7. Для обеспечения набора грунта ковшом при перемещении его по откосу забоя минимальная глубина копания H0:

(66)

где - коэффициент, зависящий от группы грунта (приложение 3).

8. Наименьшее расстояние от оси перемещения экскаватора до продольной оси автосамосвала Ат:

(67)

где bТ - ширина кузова принятого автосамосвала;

d - наименьшее допустимое расстояние от наиболее выступающего параметра платформы экскаватора до автосамосвала (d=1м).

Высота подъема ковша в момент разгрузки:

(68)

где hБ - высота бермы, м;

Hт – высота до верха кузова, м;

с = 0,2…0,5 м – переподъем ковша для разгрузки.

Формирование забоев при разработке котлованов экскаваторами с обратной лопатой и драглайном принимают так же, как и для прямой лопаты.

Ширину обычной лобовой проходки по верху рассчитывают по (50) или:

ВЛ=2Rрsinθp< 2Rp, (69)

где θр – расчетный угол поворота платформы по (61), град.

Размеры уширенной проходки первого и второго типа рассчитываются по формулам для прямой лопаты.

Ширину массива боковой проходки по верху (и по низу) для драглайна рассчитывают по формулам:

(70)

а общую технологическую ширину боковой проходки:

(71)

Параметр ε, как и для обратной лопаты, на практике применяют равным от 0 до 1,5 м. Технологические углы поворота платформы экскаватора рассчитываются так же, как и для обратной лопаты.

5. Технико-экономическое сравнение вариантов механизированных звеньев

Окончательных выбор комплекта механизмов производят на основании сравнения технико-экономических показателей (ТЭП) по каждому варианту.

В КП сравнение рекомендуется производить по следующим ТЭП:

- себестоимость м3 разрабатываемого грунта, руб.;

- трудозатраты на разработку м3 грунта, чел.;

- продолжительность разработки грунта, дни.

Себестоимость разработки грунта

Себестоимость разработки 1 м3 грунта Се определяется:

, (72)

где Со – себестоимость всего объема разрабатываемого грунта, руб., определяется по формуле (74);

V – объем разрабатываемого грунта, м3.

Со=1,08(Ссмдопсм.тр), (73)

где 1,08 – коэффициент, учитывающий накладные расходы;

Ссм – стоимость машиносмены машины, входящей в звено, руб., определяется по табл.6.1 прил. 6;

Сдоп – дополнительные единовременные затраты, связанные с организацией работ и неучтенные в стоимости машин для данного процесса, руб., определяется по формуле (74);

Ссм.тр – стоимость машиносмены автотранспортных средств, руб., определяется по формуле (79).

(74)

где Е – единовременные затраты по доставке машин на строительную площадку, руб., определяется по формуле (75);

Т – продолжительность работы машины на объекте, смен, определяется по графику производства работ;

Г – годовые амортизационные отчисления на полное восстановление и ремонт машин, руб., определяется по формуле (76);

Тг – нормативное количество смен, вырабатываемых машиной за год, смен (приложение 6);

Сэт – текущие эксплуатационные затраты, руб., определяется по формуле (77).

Е=Стрмд (75)

где Стр – стоимость доставки машины на объект, руб., (приложение 6);

Смд – стоимость монтажа и демонтажа машины на объекте, руб., (приложение 6).

(76)

где А – амортизационные отчисления, %, (приложение 6);

1,1 – коэффициент косвенных расходов на содержание мастерских и охраны.

Сэт=1,08(Собреммэн)+1,5·З (77)

где 1,08 и 1,5 – коэффициенты накладных расходов;

Соб – стоимость технического обслуживания, руб. (приложение 6);

Срем – стоимость всех видов текущего ремонта, руб., (приложение 6);

См – стоимость смазочно-обтирочного материала, руб., (приложение 6);

Сэн – стоимость энергоносителя, руб., (приложение 6);

З – заработная плата машиниста, руб., определяется по ЕНиРу в составе калькуляции трудовых затрат.

Ссм.трэеLпр.см (78)

где Сэ – эксплуатационные расходы, включая годовые амортизационные отчисления, руб., (приложение 6);

Эе – расходы, приходящиеся на единицу автопробега, руб., (приложение 6);

Lпр.см – сменный пробег автотранспорта с грузом и без груза, км, определяется по схеме производства работ.

Трудозатраты и продолжительность работ

Продолжительность работ Тр определяется по ведущей машине в звене по формуле:

(79)

где V – объем работ, выполненный ведущей машиной в соответствующих единицах измерения, маш.-смен.

Трудозатраты по искомому виду работ определяются по калькуляции трудовых затрат, маш.-смен (чел.-смен).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.