Сделай Сам Свою Работу на 5

Изучение нового материала.





Организационный момент.

Урок – лекция учителя

В 19 в. Оформились три основных общественно-политических учения: либерализм, консерватизм, социализм. Каждое из них имело свои взгляды на общество и государство

ЛИБЕРАЛИЗМ. Разрешено все, что не запрещено.Вы помните, что основные идеи либерализма (от лат. liberum — относящийся к свободе) появились в эпоху Просвещения. В XIX в. они получили свое дальнейшее развитие как в теории, так и в практической деятельности ряда политиков. Главный принцип либерализма — право человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство перед законом, на свободу слова, печати, собраний, на участие в решении государственных дел.Считая важнейшей ценностью индивидуальную свободу, прежде всего свободу от внешнего принуждения, либералы должны были определить ее пределы. Что дозволено человеку? Ответ на вопрос был заложен еще в Декларации прав человека и гражданина — разрешено все, что не запрещено законом. Но при этом либералы считали, что свободным может быть только тот, кто несет ответственность за свои решения, т. е. прежде всего собственник, образованный человек.



Путь преобразований для либералов — это путь реформ, а ни в коем случае не революций.

Либералы выдвигали требование ограничения деятельности государства законом и провозглашали принцип разделения трех ветвей власти, известный вам из учения Локка и Монтескье. Отстаивая принцип свободы личности, либералы применяли его в решении социальных вопросов, утверждая, что каждый самостоятельно несет ответственность за собственное благосостояние.

В экономической области либерализм выступает за свободный рынок и свободное состязание между предпринимателями без посредников и без судей, за борьбу, где выигрывает самый отчаянный, за не ограничиваемый государством товарообмен. От государства требуется только одно: оно должно обеспечивать свободу частного предпринимательства и как можно меньше вмешиваться в рыночные отношения. Государству отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего собственность.

Вы уже знаете, что индустриальная революция увеличивала число лиц наемного труда, и либералы, чтобы сохранить влияние в обществе, должны были учитывать их интересы. В последней трети XIX в. появляется так называемый новый либерализм, авторы которого отклонили учение о государстве — «ночном стороже». Они заявили, что государство должно проводить реформы, способные защитить наименее обеспеченные слои населения и предотвратить революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться достижения всеобщего благосостояния.



В начале XX в. новые либералы предлагали ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых. По их мнению, государство должно было законодательно гарантировать минимальную заработную плату и ограничить продолжительность рабочего дня, а некоторые из них требовали от государства уничтожения монополий и восстановления свободной конкуренции. Новые либералы призывали государство использовать достижения экономического прогресса для всех представителей общества. В отличие от либерализма середины XIX в. новые либералы признали за правительством и партиями право играть главную роль в урегулировании имеющихся в обществе противоречий.

КОНСЕРВАТИЗМ. Сохранять традиционные ценности!Почти все социальное законодательство XIX в. было принято по инициативе консерваторов. Не противоречит ли это тому, что мы о них знаем? Ведь консерватизм (от лат. conservatio — охранять, сохранять) — это учение, возникшее еще в XVIII в., стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей.

Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению либеральных взглядов и влиянию революционных идей. Его главный принцип — сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка. В отличие от либералов консерваторы признавали за государством право на сильную власть, подчиняющую себе личность, а в области экономической жизни — право на регулирование экономики, если это необходимо для сохранения традиционных ценностей (но без покушения на святое право собственности). Поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения «охранительных» социальных реформ, но только как самое крайнее средство. Они не верили в возможность социального равенства всех людей, выступали сторонниками сохранения сословных и классовых различий. «Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага»,— говорили они. Размышляя о свободе личности, консерваторы указывали, что свобода человека выражается в возможности соблюдения традиций.



Популярность «неолиберализма» встревожила консерваторов: возникла реальная угроза потери голосов избирателей. Им пришлось согласиться с тем, что общество должно стать более демократическим, что требуется расширить избирательные права населения, что государство не должно вмешиваться в экономику.

В результате и лидер партии английских консерваторов (бывших тори) Бенджамин Дизраэли (1804—1881), и канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк (1815—1898) стали социальными реформаторами — у них не было другого выбора в условиях роста популярности либеральных и социалистических идей.

СОЦИАЛИЗМ.Наряду с либерализмом и консерватизмом в XIX в. в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма, развивавшиеся во многих произведениях мыслителей XVI—XVIII вв. В начале XIX в. возникли учения Роберта Оуэна, Анри Сен-Симона, Шарля Фурье.

Мыслители были обеспокоены судьбой разорявшихся ремесленников и работников рассеянной мануфактуры, движением фабричных рабочих в первом поколении, еще помнивших более благополучную жизнь в собственном доме, и пытались создать картину нового общества и государства, где не будет частной собственности, нищеты и вражды между членами общества, где человек будет защищен и уважаем. Их социалистические идеи являлись утопическими, но они пользовались популярностью среди ремесленников и рабочих, разорявшихся или терявших работу. Учение социалистов-утопистов было несбыточным, но разочарованным и униженным людям хотелось верить в этот «сон золотой».

Анри Сен-Симон (1760— 1825).

В своих книгах мыслитель излагает планы переустройства общества. Он считал, что его прогрессивному развитию мешают экономические кризисы. Как же от них избавиться? Мыслитель предлагал создать «новую промышленную систему», «общество индустриалов», в котором совпадут интересы рабочих и предпринимателей. Но как это сделать?

Сен-Симон считал, что общество состоит из двух основных классов — праздных собственников и трудящихся индустриалов. К первым относятся крупные землевладельцы и капиталисты-рантье, не участвующие в производственном процессе, военные и крупные чиновники. Класс индустриалов составляют остальные 96% населения, куда входят все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наемные рабочие, ремесленники и фабриканты, купцы и банкиры, ученые и художники. Доходы собственников Сен-Симон считал паразитическими, доходы индустриалов — трудовыми. Он надеялся сплотить подавляющее большинство нации для мирного и постепенного преобразования общества. Сен-Симон не выступал против частной собственности, а лишь против злоупотребления ею и считал возможным установить над ней контроль со стороны общества. Мыслитель считал возможным убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями», т. е. с рабочими, используя для этого проповедь христианской морали.

Шарль Фурье (1772—1837) предлагал преобразовать общество, с помощью объединений тружеников — фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельскохозяйственное производство. В фалангах не будет наемного труда и заработной платы. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым «труда и таланта». Бедняки вкладывают свой труд, капиталисты — необходимые для развития производства средства (но могут работать организаторами производства, инженерами), ученые — свой талант. В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство, однако сама обстановка созидательного труда превратит капиталиста в труженика.

Чтобы преодолеть однообразие труда, все должны в обязательном порядке переходить от одной работы к другой. Каждому человеку гарантируется жизненный минимум, и труд из подневольного превратится в свободный. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники. Таким представлялся мыслителю идеальный мир.

Сен-Симон, Фурье и Оуэн составили проект будущего общества, основанного на свободной трудовой деятельности людей. В их учениях наряду с различиями мы видим и общие черты: преобразование общества должно происходить только мирным путем на основе религиозных убеждений и проявления доброй воли людей. Сен-Симон и Фурье также считали, что частная собственность должна сохраняться и служить всем членам общества, сильная же государственная власть не нужна.

Роберт Оуэн (1771 —1858) в своих работах пошел дальше, считая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег. Вместе с тем, и особенно это заметно в работах Фурье, социальные утописты в своем стремлении сделать всех счастливыми искренне считали возможным полностью регламентировать личную жизнь человека, диктовать ему обязательный образ действий и поведения.

Сен-Симон, Фурье и Оуэн жили для людей, ничего не искали лично для себя. Фурье умер почти нищим. Мыслители имели учеников и последователей, но воплотить в жизнь их учения никому не было дано, хотя такие попытки имели место (ученики Оуэна создавали предприятия, основанные на принципах уравнительного коммунизма, но они распадались).

Разорение предприятий, основанных на принципах социализма и уравнительного коммунизма, доказывает несбыточность, утопичность этих учений.

Домашнее задание. Параграф 9, подготовка к проверочной работе.Заполняем таблицу на стр.86. Подготовка к ролевой игре-Выбери путь развития, который тебе импонирует и почему?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.