Особое место занимают игры-наблюдения - за растениями, животными, людьми, которые помогают в дальнейшем найти правильный образ.
Первый год обучения – подготовительный. Он рассчитан на ознакомление учеников с простейшими элементами сценической грамоты.
Цель первого года обучения - развитие, раскрепощение личности ребенка, выявление творческих способностей.
Задачи:
- переход порога сцены, упражнения на преодоление страха перед публичным одиночеством;
- раскрепощение, снятие телесных и психологических зажимов;
- ощущение своего тела и своего голоса, как «инструмента»;
- развитие воображения и внимания.
Ведущей деятельностью для детей младшего возраста является игра, поэтому все упражнения даются в занимательной игровой форме, при которых создается психологически комфортная атмосфера на занятиях.
В коллективе к первому году обучения относятся так же и учащиеся средних классов. Конечно же у этого возраста другие психофизические особенности, но это не исключает развитие и обучение через тренинговые игры. Поскольку они позволяют привести детей и психологически, и эмоционально на одну стартовую площадку, т.е. снимают зажим, дискомфорт, гипертрофированное чувство стыдливости.
Вообще, программа, особенно на начальном этапе, в большинстве своем основывается именно на тренинговых играх. Дети любят играть, особенно с взрослыми, потому что те привносят в игру новые свежие неожиданные элементы, что, в свою очередь будит детскую фантазию и придает игре большую привлекательность. Теория дается в процессе практических занятий.
Теория.
Рождение звука. Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Отделы речевого аппарата. Система дыхания. Дыхание и голос. Дыхание и звук. Гигиена речевого аппарата.
Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных.
Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание. Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Актёрское взаимодействие.
Правила поведения зрителя, этикет до, во время и после спектакля, концерта. Правила поведения артиста за кулисами.
Практика.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.
Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок.
Игры и упражнения, помогающие сосредоточить и организовать актерское внимание.
Игры и упражнения, развивающие воображение и фантазию.
Импровизация под музыку.
Упражнения на координацию в пространстве.
Упражнения на действия с реальными предметами в условиях вымысла.
Игры и упражнения на развитие слуховых восприятий и других сенсорных умений
Игры на развитие ассоциативного и образного мышления.
Упражнения на «общение».
Игровые упражнения на достижение эмоционального раскрепощения, открытости.
Особое место занимают игры-наблюдения - за растениями, животными, людьми, которые помогают в дальнейшем найти правильный образ.
Работа над этюдами (темы – предметы, животные, цирк), развивающие мастерство перевоплощения, выразительность пластики. Разбор и обсуждение ошибок.
Предполагаемый результат и механизм оценки получаемых знаний.
На данном этапе программа является в основном развивающей, и поэтому не предполагает зачетной системы контроля за результатами. Главный показатель – это личностный рост каждого отдельного члена группы, что выявляется благодаря наблюдениям педагогов, работающих с детьми, а также превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе занятий, проводится в форме открытого урока.
К концу первого года обучения дети должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
Знания:
- Знать правила поведения зрителя, этикет до, во время и после спектакля, концерта;
- Знать правила поведения артиста за кулисами;
- Знать звукоряд гласных.
Умения:
- Уметь выполнить разминку, подготовить свое тело к работе под руководством педагога;
- Уметь выполнить артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога.
- Уметь воспринимать замечания и советы, как педагога, так и товарищей;
- Уметь тактично и культурно судить о работе других.
Навыки:
- Выполнять упражнения актерского тренинга на внимание, память и фантазию в присутствии постороннего человека;
- Овладеть навыками правильного дыхания, четкости произнесения гласных и согласных в сочетаниях.
2-й год обучения
№
| Тема занятий
| Общее
количество часов
| из них
| | | | | теория
| практика
|
| Вводное занятие. Речевой аппарат и забота о нем. Инструктаж.
|
|
| | | Речевой тренинг
| | | |
| Дыхательная гимнастика
|
| |
|
| Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти, губ и языка
|
| |
|
| Упражнения на расслабление окологлоточной мускулатуры
|
| 0,5
| 0,5
|
| Звукоряд гласных. Артикуляция гласных, согласных
|
| |
|
| Тренировка артикуляции гласных и согласных в сочетаниях
|
| |
|
| Тренировка артикуляции гласных и согласных в скороговорках
|
| |
|
| Упражнения на развитие силы и посыла звука
|
| 0,5
| 0,5
|
| Речевые упражнения с движением
|
| |
|
| Работа над текстом песен
|
| |
| | Актерский тренинг
| | | |
| Упражнения на освобождение мышц
|
| |
|
| Игры, упражнения на развитие сценического внимания и зрительной памяти
|
| |
|
| Упражнения на координацию в пространстве
|
| |
|
| Игры, упражнения на развитие фантазии и воображения
|
| |
|
| Игры, упражнения на развитие ассоциативного и образного мышления.
|
| |
|
| Игры и упражнения на развитие органов чувственного восприятия - слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса.
|
| |
|
| Упражнения на развитие чувства ритма
|
| |
|
| Упражнения на коллективную согласованность
|
| |
|
| Наблюдения
|
| |
|
| Упражнения на действия с реальными предметами в условиях вымысла
|
| |
|
| Упражнения на память физических действий
|
| 0,5
| 0,5
|
| Знакомство с элементом «общение»
|
| 0,5
| 0,5
|
| Этюды
|
| 0,5
| 1,5
|
| Работа над созданием образа в музыкальном произведении
|
| |
|
| Открытые уроки для родителей
|
| |
| | итого
|
| 3,5
| 30,5
| Цель второго года обучения - овладение основами артистической техники.
Работа в этот период «держится на трех китах»:
- Внимание. Творческое внимание это такое внимание, при котором актер при помощи своей фантазии делает заданный объект необходимым для себя, нужным, важным, интересным.
- Воображение. Превращение неинтересного в интересное. Способность делать для себя интересными объекты, которые в будничной жизни ничего интересного не представляют.
- Фантазия. Та часть актерского искусства, которую необходимо развивать именно в детском коллективе, так как у детей еще не притуплена творческая наивность и глубокая серьезность, с которой они относятся к продуктам собственного вымысла.
Задачи:
- раскрепощение, снятие телесных и психологических зажимов;
- развитие внимания, воображения и фантазии;
- освоение элементов актерского мастерства.
Теория.
Артистическая этика.
Объекты внимания. Управление вниманием.
Органы чувственного восприятия.
Создание «киноленты видений».
Способность видеть и слышать партнера как основа взаимодействия.
Оценка факта.
Отношение.
Построения этюда.
Практика.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.
Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных и согласных звуков. Упражнение на сочетание звуков. Упражнения с текстами скороговорок.
Самомассаж.
Резонаторные упражнения.
Упражнения на развитие силы и посыла звука.
Упражнения на освобождение мышц.
Игры и упражнения на развитие сценического внимания и зрительной памяти.
Игры и упражнения, развивающие воображение и фантазию.
Игры и упражнения на развитие ассоциативного и образного мышления.
Игры и упражнения на развитие органов чувственного восприятия - слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса.
Упражнения на достижение эмоционального раскрепощения, открытости.
Упражнения на действия с реальными предметами в условиях вымысла.
Упражнения на память физических действий.
Упражнения на «общение» и «взаимодействие».
Упражнения на развитие чувства ритма внутреннего и коллективного.
Импровизация под музыку.
Работа над этюдами на действия с реальными предметами в условиях вымысла, на память физических действий, развивающие воображение, наблюдательность, последовательность и точность действий в сценическом пространстве. Разбор и обсуждение ошибок.
Поскольку второй год является фундаментом всего дальнейшего обучения, закладывая основы артистической техники, эти темы будут присутствовать и в последующих годах обучения, обрастая подробностями, применимо к новому материалу.
Предполагаемый результат и механизм оценки получаемых знаний.
На данном этапе программа является и развивающей, и обучающей. Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе занятий, проводится в форме открытых уроков. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам вокального коллектива (присутствие публики обязательно). При этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого отдельного ребенка.
Кроме того, результат работы и детей, и педагога, можно увидеть во время концертных выступлений, которые проходят на публике.
К концу второго года обучения дети должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
Знания:
- Знать правила поведения зрителя, этикет до, во время и после спектакля, концерта;
- Знать правила поведения артиста за кулисами;
- Знать основные законы артистической этики;
- Знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- Знать объекты внимания;
- Знать органы чувственного восприятия;
- Знать основное построение этюда.
Умения:
- Уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени занятий и репетиций;
- Уметь выполнить разминку, подготовить свое тело к работе под руководством педагога;
- Уметь выполнить артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога;
- Уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы;
- Уметь управлять своим внимаем (к предмету, распределение внимания, к партнеру);
- Уметь активизировать свою фантазию;
- Уметь повторить ритм, заданный педагогом и сохранять темпо-ритм до конца выполнения задания;
- Уметь построить связный рассказ о своих впечатлениях от увиденного;
- Уметь в течение 2-3 минут импровизировать под заданную педагогом музыку или на тему;
- Уметь работать коллективно.
- Уметь оценивать свою работу и работу других.
Навыки:
- Владеть приемами разминки и разогрева тела;
- Определять мышечный зажим;
- Выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека;
- Овладеть навыками правильного дыхания, четкости произнесения гласных и согласных в сочетаниях, в скороговорках;
- Самостоятельно выполнять задания, предложенные педагогом;
- Выполнять подготовленную заранее программу показа в присутствии зрителей.
3-й год обучения
№
| Тема занятий
| Общее
количество часов
| из них
| | | | | теория
| практика
|
| Вводное занятие. Речевой аппарат и забота о нем. Инструктаж.
|
|
| | | Речевой тренинг
| | | |
| Дыхательная гимнастика
|
| |
|
| Артикуляционная гимнастика
|
| |
|
| Упражнения на расслабление окологлоточной мускулатуры, внутриглоточная артикуляция
|
| |
|
| Тренировка артикуляции гласных и согласных в сочетаниях
|
| |
|
| Тренировка артикуляции гласных и согласных в скороговорках, стихах
|
| |
|
| Массаж и резонирование
|
| |
|
| Упражнения на развитие силы и посыла звука
|
| |
|
| Речевые упражнения с движением
|
| |
|
| Орфоэпия гласных и согласных
|
|
| |
| Работа над текстом песен
|
| |
| | Актерский тренинг
| | | |
| Упражнения на освобождение мышц
|
| |
|
| Упражнения на развитие сценического внимания и зрительной памяти
|
| |
|
| Упражнения на развитие фантазии и воображения
|
| |
|
| Упражнения на развитие ассоциативного и образного мышления.
|
| |
|
| Упражнения на развитие органов чувственного восприятия - слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса.
|
| |
|
| Упражнения на развитие чувства ритма
|
| |
|
| Наблюдения
|
| |
|
| Оправдание места действия, физического действия
|
| 0,5
| 0,5
|
| Упражнения на память физических действий
|
| |
|
| Упражнения на коллективную согласованность
|
| |
|
| Сценическое общение, взаимодействие партнеров и воздействие друг на друга
|
| 0,5
| 1,5
|
| Предлагаемые обстоятельства. Логика действия.
|
| 0,5
| 1,5
|
| Этюды
|
| |
|
| Работа над созданием образа в музыкальном произведении
|
| |
| | итого
|
| 3,5
| 30,5
| Цель третьего года обучения - научиться действовать в предлагаемых обстоятельствах.
Задачи:
- закрепление и углубление ранее пройденного;
- освоение «элементов воплощения»;
- выработка сознательного целесообразного действия в сценическом пространстве в предлагаемых обстоятельствах.
Теория.
Артистическая этика.
Орфоэпия гласных и согласных.
Предлагаемые обстоятельства.
Логика действия.
Органическое (подлинное) действие.
Физическое действие. Словесное действие.
Приспособление.
Практика.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.
Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных и согласных звуков. Упражнение на сочетание звуков. Упражнения с текстами скороговорок.
Самомассаж.
Резонаторные упражнения.
Упражнения на развитие силы и посыла звука.
Речевые упражнения с движением.
Упражнения на освобождение мышц.
Упражнения на развитие сценического внимания и зрительной памяти.
Упражнения, развивающие воображение и фантазию.
Упражнения на развитие ассоциативного и образного мышления.
Упражнения на развитие органов чувственного восприятия - слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса.
Упражнения на достижение эмоционального раскрепощения, открытости.
Упражнения на память физических действий.
Упражнения на «общение», «взаимодействие» и «воздействие».
Упражнения на развитие чувства ритма внутреннего и коллективного.
Импровизация под музыку.
Работа над этюдами на действие в предлагаемых обстоятельствах, на общение в условиях оправданного молчания. Разбор и обсуждение ошибок.
Предполагаемый результат и механизм оценки получаемых знаний.
Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе занятий, так же проводится в форме открытых уроков в присутствие публики и во время концертных выступлений.
К концу третьего года обучения дети должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
Знания:
- Знать основные законы артистической этики;
- Знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- Знать основные правила орфоэпии;
- Различать компоненты актерской выразительности;
- Знать виды приспособления;
-
Умения:
- Уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени занятий и репетиций;
- Уметь выполнить разминку, подготовить свое тело к работе;
- Уметь самостоятельно выполнить артикуляционную и дыхательную гимнастику;
- Уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы;
- Уметь координировать слова и физические действия;
- Уметь управлять своим внимаем (к предмету, распределение внимания, к партнеру);
- Уметь активизировать свою фантазию;
- Уметь работать коллективно в заданном тепмо-ритме и импровизировать;
- Уметь построить связный рассказ о своих впечатлениях от увиденного;
- Уметь видеть возможности разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
- Уметь работать с партнером;
- Уметь в течение 3-4 минут импровизировать под заданную педагогом музыку или на тему;
- Уметь оценивать свою работу и работу других.
Навыки:
- Владеть приемами разминки и разогрева тела и речевого аппарата;
- Овладеть навыками правильного дыхания, четкости произнесения гласных и согласных в сочетаниях, в скороговорках;
- Овладеть навыками саморегуляции (контроль и управление мышечным напряжением и расслаблением);
- Выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека;
- Самостоятельно выполнять задания, предложенные педагогом;
- Выполнять подготовленную заранее программу показа в присутствии зрителей.
Обучение по программе «Основы актерского мастерства» должно подвести учащихся к умению совершать подлинные, целесообразные органические действия в вымышленных обстоятельствах. Для этого важно воспитать чувство правды действия, переживания, а артистическая техника должна быть доведена до такого состояния, когда природа исполнителя сама, непроизвольно втягивается в процесс творчества. Все это подводит учащегося к показателю результата - к работе над этюдом. А одна из главных задач - органическое существование актера в условиях сцены - диктует еще одно условие: необходимость зрителя в зале.
Так же в ходе обучения у учащихся развивается потребность в правильном дыхании и четкой дикции, которые напрямую связаны с качеством исполнения вокальных произведений.
Список литературы для учащихся
Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Ленинград «Детская литература», 1986.
Максимова В.А. …И рождается чудо спектакля: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1980.
«Театр круглый год» приложение к журналу «Читаем, учимся, играем».
Станиславский К.С. Работа актера над собой, ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М.: Искусство, 1985.
Список литературы для педагогов
Василенко Ю. С. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации, М., Просвещение, 1973 г
Ганелин Е.Р. Школьный театр. Программа обучения детей основам сценического искусства. Методическое пособие. Кафедра основ актерского мастерства. Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. - СПб, 2002.
Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб: Речь, 2001.
Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. - М., 1992 г.
Ершова А. П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие личности школьника.//Сборник: Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. - М., 1984.
Захава Б.Е.. Мастерство актера и режиссера. Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для ин-тов культуры, театр. и культ.-просвет. училищ. - М. «Просвещение», 1973.
Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. Пособие для учителей, М., Просвещение, 1970 г.
Ильев В.А. Когда урок волнует (Театральная технология в педагогическом творчестве): Уч. пособие (2-е издание, исправленное и дополненное) для студентов педагогических учебных заведений и студентов художественно-педагогических факультетов институтов искусств и культуры, учителей школ, лицеев, колледжей, гимназий. – Пермь, 2004.
Клубков С. В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. - М.: Репертуарно-методическая библиотечка "Я вхожу в мир искусств" N 6(46) 2001.
Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М.: Искусство, 1978.
Пеня Т.Г., Ершова А.П., «Театральные занятия для младших школьников» - М.: Просвещение,1995.
Петров В.А. Нулевой класс актера. – М.: Советская Россия, 1985.
Савостьянов А.И. Рождение артиста. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2006.
Станиславский К.С. Работа актера над собой, ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М.: Искусство, 1985.
Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов /Под ред. А. Б. Никитиной. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
«Театр круглый год» приложение к журналу «Читаем, учимся, играем». Выпуск № 3,4 2004 год, Выпуск № 1,2 2005 год.
Титова А. А. Дикция и орфоэпия. Методическая разработка по курсу «Сценическая речь», М., 1981 г.
Товстоногов Г.А. «Зеркало сцены» в 2 томах - 2е изд., Л.: Искусство, 1984 г.
Чехов М.А. О технике актера. Литературное наследие: В 2 т.: Т. 2 - М.: Искусство, 1986.
Шангина Е.Ф. Тренинг актерских и режиссерских способностей. Методические рекомендации для самодеятельных театральных коллективов. – Барнаул, 1990.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|