Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные этапы возникновения романо-германской правовой семьи.





Романо-германская правовая система.

Различные национальные системы права включают сходные отрасли права, которые делятся на близкие по своему содержа­нию правовые институты, объединяющие группу однородных норм права.

Романо-германская правовая система возникла в результате рецепции (заимствования основных юридических понятий, институтов, принципов) римского права.

Романо-германская (континентальная) правовая семья вклю­чает в себя национальные системы права стран континентальной Европы - Франции, Германии, Италии, Испании, Скандинавских стран, а также ряд неевропейских стран, сформировавшиеся в русле основных идей и конструкций романо-германской право­вой системы.

Формам национального права, входящим в романо-германскую правовую семью, присущи единые исторические корни и основополагающие общие правовые принципы, что предопре­делило и целый ряд других важных аспектов их сходства и общности, входящие в эту правовую семью системы национального права имеют идентичную структуру.

Право делится на частное и публичное.

Особенностью системы романо-германской правовой семьи является одинаковое понимание природы, смысла и значения нормы права как абстрактно-всеобщего правила поведения, регу­лирующего однородную совокупность общественных отношений.



Такое понимание природы и характера нормы права лежит и в основе романо-германской концепции нормативно-право­вого акта, нормативно-правовой деятельности государства и со­ответствующей кодификации действующего права.

Романо-германские кодексы, другие законы и подзаконные акты – это определенным образом систематизированные (в той или иной степени) комплексы абстрактно-общих правовых норм.

Действующее право стран романо-германской семьи отли­чается большой четкостью, определенностью, простотой, обо­зримостью и доступностью. Его можно легко реформировать и изменять в нужном направлении.

Романо-германское право – это писаное право, состоящее в основном из письменно оформленных нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов)

Основной источник права во всех национальных системах права романо-германской правовой семьи – закон. Законы при­нимаются высшим представительным органом или путем референдума.



Высшей юридической силой в системе нормативных актов здесь обладает писаная конституция (основной закон государ­ства), которая является правовой основой для всех остальных конституционных и обычных) законов и подзаконных актов. Контроль за конституционностью обычных законов и подза­конных актов осуществляют специальные конституционные суды.

Традиционно важную роль в системе источников права в романо-германской правовой семье играют кодексы – кодифи­цированные нормативно-правовые акты отраслевого характера. Хотя они обладают юридической силой обычного закона, однако по существу занимают центральное место и играют ведущую роль в соответствующей отрасли законодательства.

Значительную роль в качестве источника права романо-германской правовой семье играют нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами исполнительной власти (декреты, постановления, циркуляры, инструкции, регламенты и г. д.), как правило, такие нормативные акты принимаются «во исполнение закона» и носят подзаконный характер. При этом осуществляется судебный контроль для обеспечения соответ­ствия подобных подзаконных актов закону.

Обычай играет в системе источников романо-германского права в основном вспомогательную роль, дополняя в необходи­мых случаях действующее законодательство.

Суд в странах романо-германской правовой семьи действует на основе и в рамках закона, поэтому он не наделен правотвор­ческими полномочиями, не имеет права создавать новые нормы права, однако суд обладает большой свободой в толковании при меняемых нормативно-правовых актов, благодаря чему су­дебная практика оказывает значительное влияние на прово-применительный процесс и развитие действующего права.



Судьи в государствах романо-германской правовой семьи не обязаны следовать ранее принятому решению другого суда, за исключением судебной практики верховного суда, но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать нормы, закрепленные в соответствующих юридических актах.

В ряде стран романо-германской правовой семьи общие принципы права (идеи и ценности надпозитивного права и т. д.) имеют силу норм действующего права, а при коллизиях с последними – обладают приоритетом.

Подобная роль обще­правовых принципов опирается не только на традиции романо-германского права, но и на закрепленные в ряде современных конституций континентальных стран естественно-правовые принципы и нормы о прирожденных и неотчуждаемых правах человека, правовых ценностях.

По существу, речь идет о том, что конституционно признан­ное и закрепленное естественное право (в виде принципов есте­ственного права, естественных прав и свобод человека и т. д.) действует как приоритетный источник позитивного права

 

Основные этапы возникновения романо-германской правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право.

В своем становлении романо-германская правовая семья прошла три основных этапа:

• эпоха Римской империи XII в. н. э. зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н. э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т. д., то есть фактическое отсутствие права;

• XIIIXVII вв. возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

• XVIII в. наши дни кодификация права, появление конституций (основных законов) первые США (1787), Польша (1791), Франция (1791) и отраслевых кодексов первые Гражданский кодекс Франции 1804 г. (кодекс Наполеона), Гражданское уложение Германии 1896 г., создание национальных правовых систем.

В своем развитии романо-германская правовая семья прошла достаточно длительный путь, что его обычно разделяют на три основных этапа.
Первый этап - это период обычного права (V-XI вв.). На нем создаются предпосылки для формирования единой системы континентального права.
После падения Римской империи германские народы привнесли в отрасль права свои национальные обычаи, свое национальное германское право. Оно состояло преимущественно из неписаных обычаев, существовавших в народной памяти, и часто были лишены должной ясности и определенности. В тот период германские народы понимали право прежде всего как достояние людей, народа, племени, продукт коллективной совести, а не как выражение сознательного разума или воли, установленных сверху. В этом смысле право было похоже на искусство, миф, язык. Такое право выражало мудрость племени, с помощью которой поддерживалось его мирную жизнь. Право было средством объединения людей в группу, оно стремилось сохранить ее солидарность.
Каждое племя (франки, бургунды, лангобарды, алеманы, вестготы, остготы, фризы, восточные саксы, вандалы и т.д.) жило по своим особым правом. Однако разногласия между обычаями племен не следует преувеличивать. Правовые идеи, рожденные германскими народами, имели много общего и даже во многом напоминали представление других варваров, что имели племенную организацию и полукочевой образ жизни. Эти идеи развивались в контакте с рудиментами римского права и испытывали давления политических и экономических факторов, которые имели несколько однообразный характер по всей Западной Европе. Германское право было довольно примитивным, поскольку было приспособлено только в крайне сложных условиях натурального хозяйства, наполненный принципами упрощенного коллективизма - семейного, родового, общественного.
В те времена особо не различали правовые нормы и процедуры, с одной стороны, и религиозные, моральные, экономические, политические и другие нормы и практику - с другой.
Институты законодательства и судебного решения имели зародышевый характер. Короли хотя и принимали законы, но по конкретным поводам, и в основном для того, чтобы от имени всего народа подтвердить или исправить существующие обычаи.
В V-VIII веках законы германских племен, которые в основном состояли из их обычаев, впервые были записаны на латыни. Речь идет о так называемые варварские правды (leges barba-rorum), или законы варваров. Древнейший из дошедших до нас, - Салічна правда (496). С VI века большинство германских племен уже имела свои варварские законы.
Система правосудия в этот период была разобщенной и аморфной. В судебных процессах царило обращение к сверхъестественного. Исполнение судебных решений никак не обеспечивалось. Не существовало профессиональных судов.
Западная Европа на первом этапе фактически не знала профессиональных юристов, юридических школ, юридических книг, учебников, юридической науки.
Следовательно, право того периода мало обычный, племенной, примитивный и архаичный характер.
Второй этап - этап формирования романо-германской правовоїсім'ї (XII-XVIII вв.). По мнению многих компаративістів, именно его следует считать временем, когда с научной точки зрения появляется система романо-германского права.
Этот этап может быть условно разделен на два периода: средневековый период (XII-XV вв.) и период Возрождения и Просвещения (XVI-XVIII вв.).
В средневековый период Западная Европа существовала как относительно целостное историко-культурное, социально-политическое, цивилизационное сообщество, как региональная, феодальная романо-германская цивилизация.
Именно на этом этапе общество снова осознало необходимость права, начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность. Возвращение этой идеи в XII - XIII веках стало, несомненно, революционным шагом.
Можно условно выделить пять обстоятельств, которые существенно повлияли на формирование романо-германского права в XII-XV веках:
1. Рецепция римского права. Второй этап формирования романо-германского права ассоциируется с восприятием римского права. В эти времена Западная Европа обращается к юридического наследия античности, прежде всего Свода Юстиниана как воплощение правовых традиций Древнего Рима.
2. Деятельность европейских университетов. Идея рецепции римского права, его нового осмысления и приспособление к условиям, которые радикально изменились, впервые была осознана и проведена в жизнь в университетах благодаря плодотворному труду глосаторів и постглосаторів. Именно в уни
университетах право проектировалось как система, органично развивается, как свод принципов и процедур, что будет строиться, как и соборы, в течение поколений и веков.
3. Влияние канонического права. По мнению некоторых ученых, каноническое право в средние века мало даже более глубокое влияние на правопорядок и общественную жизнь европейских стран, чем римское право. Неслучайно исторически первой западной средневековой правовой системой было новое каноническое право, что появляется в XII веке. Только позднее под влиянием канонического права состоят правовые системы европейских королевств, свободных городов, появляется торговое право, маноріальне и феодальное право.
4. Создание городского права. На развитие общеевропейской правовой традиции существенно повлияли так называемые хартии городской свободы, оформляющие отношения города с сеньором, на землях которого оно стояло, и содержали нормы конституционного, уголовного, торгового и другого права. Особое внимание можно обратить на магдебургское право, которое стало моделью муниципального устройства для городов Германии и Центральной Европы.
5. Создание торгового права. Начиная с XII века в Европе формируются основные понятия и институты торгового права нового времени - lex mercatoria. Появление этой относительно обособленной правовой системы обусловлен активным развитием торговли и быстрым ростом состояния торговцев. Начальная разработка торгового права осуществляется купцами самостоятельно. Купцы организуют международные ярмарки и рынки, создают торговые суды, основывают торговые представительства по всей Западной Европе. Вследствие этого появляются нормы, регулирующие применение кредитных инструментов, накладных и других транспортных документов, организацию и деятельность деловых ассоциаций и совместных предприятий, применения процедуры банкротства. Старые правовые институты приспосабливаются к новым потребностям. Подъему торгового права способствуют развитая система нотариата, созданная в конце XI-XII веков, и кодификации обычаев, проводимых европейскими правителями. Характеризуя торговое право, следует особо подчеркнуть его универсальности: во всех европейских странах и городах того периода руководящие принципы и важнейшие правила торговли были одинаковыми или очень похожими. Эта особенность обусловлена транснациональным, космополитическим характером торговли.
Итак, особенностью формирования романо-германского права является то, что оно в отличие от англосаксонского права не является следствием расширения и усиления королевской или любой другой власти, следствием их централизации. Его фундаментом от самого начала была общность культуры и традиций западноевропейских стран. С XI по XV века эта общность выражалась, в частности, в преданности едином духовном и властном влияния римско-католической церкви. А основными центрами углубление и распространение идей, лежащих в основе романо-германского права, стали европейские университеты.
В период Возрождения и Просвещения в Европе происходят существенные изменения. Эпоха Ренессанса выпустила на волю критический дух, который все еще дремал. Поэтому римское право, которое ранее считалось умом в письменной форме (ratio scripta), начиная с XVI века кажется ученым сборником устаревших и иррациональных законов. В XVII-XVIII веках ведущей в юриспруденции становится течение, названная доктрина естественного права, что пытается отойти от безусловного подчинения римскому праву, стремится сформулировать следующие принципы права, которые были бы выражением его рационалистических основ. Школа естественного права требовала, чтобы рядом с частным правом, основанным на римском праве, Европа выработала нормы публичного права, выражающие природные неотъемлемые права человека и гарантируют свободу личности. Представители естественной школы права выдвинули ряд конкретных предложений относительно проведения реформ в различных отраслях права - от международного и государственного в уголовный и уголовно-процессуального. По мнению Е. Аннерса, рационалистическое естественное право было, вероятно, самым сильным источником вдохновения для развития европейского права после Свода римского гражданского права (Свода Юстиниана).
Основной формой общественной организации в Западной Европе становятся национальные государства, которые не признавали, с одной стороны, верховенства Священной Римской империи, а с другой - верховенства Папы Римского. Лютеранская реформация подточила светскую власть римско-католической церкви; церковные суды потеряли большую часть своей юрисдикции. Каждое государство хотела стать суверенным и самостоятельно решать, какими должны быть ее законы. Поэтому естественной выглядит принципиальное требование национализации юридической науки и законодательства.
Университеты трансформируются из общеевропейских исследовательских и образовательных учреждений в национальные учреждения. Это уничтожает универсальную юридическую науку и тенденции общего европейского законодательства, которые сложились в средние века.
Все это приводит к тому, что в XVIII веке критики римского права начали движение за замену Свода Юстиниана новыми писаными законами (кодексами). Кодексы должны быть короче Свод Юстиниана, хорошо благоустроенными и легкими для восприятия.
Первые кодексы и законы в их современном виде появляются в европейских странах в XVIII веке. их появление является следствием взаимодействия трех факторов - политических требований реформ эпохи Просвещения, метода рационалистического естественного права и влияния книгодрукування.Проте настоящее подъема законодательства происходит уже после буржуазных революций, когда начинается третий этап развития романо-германской правовой семьи. Его исторические пределы: от XIX века до нынешних времен. Естественно, что этот этап называется периодом законодательного права.
Буржуазные революции победили в XVIII-XIX веках в странах континентальной Европы, в корне изменили или полностью отменили феодальные правовые институты. Они внесли существенные корректировки в представление именно о праве и превратили закон с второстепенного на основной источник романо-германского права.
Повышение роли законодательства и его постепенное накопление вызывают необходимость кодификацп. В XIX веке в большинстве стран Европейского континента принимаются многочисленные кодексы: сначала гражданские, а потом уголовные, уголовно-процессуальные, административные, гражданско-процессуальные, торговые и другие. Кодификация позволила упорядочить действующее законодательство, избавиться нормативно-правовых архаизмов. Она способствовала преодолению существующей дробности права, устранению разнообразия обычаев, уменьшению разрыва между правовой теорией и практикой.
Сегодня кодексы наряду с другими нормативными актами регулируют практически все важнейшие сферы общественной жизни. Кодификация символизирует окончательное завершение процесса формирования системы романо-германского права как целостного явления.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.