Сделай Сам Свою Работу на 5

ВВОДНЫЕ УРОКИ: РОЛЬ И МЕСТО В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ (ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ)





Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

 

В процессе учебно - познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.

 

Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.

 

Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.

 

Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.

 

Объединенный (комбинированный) урок.

 

На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний.

 

Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников.



 

В частности, своеобразие учебников математики состоит в том, что они построены поурочно, а главное - на каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний.

 

Нестандартные уроки.

 

В последнее время во многих публикациях в научно - педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого "нестандартного урока", к которому относят "уроки-суды", "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-класс" и тому подобное.

 



Возникает вопрос: что же представляют собой названные и не названные нестандартные занятия - родившиеся в коллективном поиске новые типы урока, новые формы обучения?

 

Если их проанализировать с точки зрения характеристических признаков формы, то нетрудно заметить, что среди них нет ни одного, который нельзя было бы отнести к уроку определенного типа или к иной известной форме учебного занятия.

 

Возьмем для примера один из вариантов "урока-суда". На судебном заседании, участниками которого являются ученики класса с наперед определенными ролями (подсудимый, прокурор, адвокат, свидетели, публика), рассматривается дело Всемирной сети Интернет. Роль судьи играет учитель. Эта роль дает ему возможность направлять ход занятия в нужном направлении. Участники соответственно своим ролям оправдывают или осуждают конкретные действия сети Интернет. Итоги слушания дела подводит суд.

 

В конце концов, суд выносит решение: Интернет прочно вошел в нашу жизнь, но нужно научить человека разумно использовать это великое достижение, а не превратиться в Интернет - зависимого пользователя. Это занятие проведено в форме дидактической игры, а точнее - ролевой дидактической игры, поскольку она отвечает основным характеристикам такого типа занятия.

 

Интегрированные уроки.

 

Такое название наиболее адекватно отображает, сущность этого занятия, которое состоит в объединении усилий учителей разных предметов в его подготовке и проведении, а также в интеграции знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин.



 

Интегрированные уроки можно классифицировать по смыслу и дидактической цели. Интегрированные уроки (в зависимости от дидактической цели) можно отнести к одной из групп: уроки изучения новых знаний, уроки систематизации обобщения знаний, комбинированные уроки.

 

Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. На таких занятиях ученики получают глубокие многогранные знания об объекте изучения. Употребляя информацию с разных предметов, ученики по-новому осмысливают события, явления.

 

Благодаря этому расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у школьников умений перенесения знаний с одной области в другую. В таких условиях стимулируется аналитическая деятельность учеников, развивается потребность в системном подходе к объекту познания, формируются умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности.

 

Все это обеспечивает формирование целостного восприятия действительности как необходимой предпосылки формирования научного мировоззрения.

 

Поиск дорог усовершенствования урока осуществляется в различных направлениях:

 

заинтересовывать учеников материалом или формой проведения урока, внешними его признаками. Это проведение урока поэтической свечи, урока - путешествия, урока - выставки, урока - клуба веселых и находчивых, урока - "брейн - ринга";

углубление знаний материала урока за счет реализации межпредметных связей. Это интегрированные, бинарные уроки, уроки - панорамы;

развитие творчества учеников, реализация их потребностей в общении, формирование идеала. Это - уроки словесности, риторики, отличные не только по смыслу, но и по форме проведения: творческая мастерская, пресс - конференция, заседание кружка;

реализация проблемно - поисковой, научно - опытной, экспериментальной работы учеников. Это касается уроков естественного цикла и тех уроков, на которых ученики решают поставленную задачу, защищают рефераты, проекты;

усовершенствование форм контроля знаний: урок - зачет, урок - экзамен, урок - консультация;

пробуждение фантазии, развитие эмоционального восприятия учебного материала. Это урок - сказка, урок-игра.

Нестандартные уроки вызывают живой интерес у учеников, а интерес, как известно, является стимулом познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из "школы зубрежки" в "школу радости".

 

 

ВВОДНЫЕ УРОКИ: РОЛЬ И МЕСТО В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ (ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ)

 

Алексеева Л.В - "Проект Ахей"

 

 

В современной МПИ проблема не получила достаточного освещения и относится к числу слабо разработанных в теоретическом плане. Хотя, советские методисты 1970-80–х гг. обращали свое внимание на проблему вводных уроков, однако рассматривали их функцию односторонне - только как уроки вводного повторения.

 

Практика современного преподавания истории в школе свидетельствует, что вводные уроки подразделяются на 2 вида:

 

1. Уроки, предваряющие изучение нового исторического курса;

 

2. Уроки, предваряющие изучение большого раздела программы в рамках блочно-тематического планирования, выполняя функцию погружения в тему.

 

В ходе учебного года по любому курсу истории проводится от 2 до 5-6 уроков вводного характера. Как правило, вводные уроки бывают двух типов: синтетический и формирования новых знаний. Синтетический урок обычно свойственен уроку, предваряющему изучение исторического курса.

 

I. Вводный урок синтетического типа. В его структуру будут входить этапы:

 

-повторение;

 

-знакомство с содержанием и структурой нового курса;

 

-закрепление.

 

Задачи такого урока будут состоять в том, чтобы:

 

1. Помочь учащимся восстановить в памяти основные знания из предыдущего курса;

 

2. Познакомить с содержанием и структурой нового курса.

 

Важное место на таком уроке отводится вводному повторению. Как указывал А.С.Завадье, цель подобного урока состоит в том, чтобы установить преемственность нового курса с ранее изученным, показать единство исторического процесса (См.: Методическое пособие по новой истории. М., 1978.С. 11.).

 

Е.П.Тонконогая называла вводное повторение корректирующим, поскольку его проведение не только позволяло “вспомнить и восстановить в памяти учащихся основные события предыдущего курса, но и выявить недостающие звенья, и разъяснить их на вводном уроке” (См.: Дидактические особенности урока в вечерней школе. М., 1984. С. 81.).

 

Рассматривали необходимость вводного повторения и другие известные советские методисты: среди них – В.О.Пунский, правда им имелся в виду отдельный урок вводного повторения (См.: Изучение истории СССР в 8 кл. М., 1977. С.29.), его позицию разделяли также Олег Владимирович Волобуев и Г.В.Клокова (См.: Методика преподавания истории СССР (8-9 кл.). М., 1979.С. 8-12.).

 

К сожалению, методика вводных уроков описана недостаточно подробно. На каждом из этапов вводного урока синтетического типа применяются различные методы. На первом этапе вводного урока синтетического типа основным методом является беседа с постоянной опорой на знания учащихся, которые принимают активное участие в формулировании выводов и обобщений.

 

На втором этапе происходит знакомство с новым курсом: дается его краткая характеристика, вводятся общеисторические понятия с их объяснением, устанавливаются хронологические и территориальные рамки, периодизация. Основными приемами являются: лента времени, схема периодов, работа с оглавлением учебника (для изучения структуры курса). Краткая запись новых понятий и их основных признаков.

 

На этапе закрепления проводятся тренировочные упражнения в различных видах и формах. Цель их в том, чтобы учащиеся осмыслили только что полученную информацию. Таким образом, содержание вводного урока, предваряющего изучение нового курса, содержит в себе общетеоретические установки, помогающие приступить к изучению нового курса.

 

II. Вводный урок в качестве погружения в новую тему, относится к уроку формирования новых знаний.

 

Урок имеет следующие задачи: 1) Подготовить учащихся к восприятию новой темы; 2) Осуществить погружение, т.е. сжато сообщить важнейшие события и выводы.

 

Структура урока состоит из 2 частей:

 

1. Содержательная – первичное знакомство с материалом темы, подлежащей изучению на нескольких уроках, где основными методами выступают: изложение учителя и беседа, с оформлением опорного конспекта в тетрадях учащихся;

 

2. Организационная – где учащиеся знакомятся с порядком работы в ходе изучения темы, формами отчетности, опережающими заданиями, библиографическим списком, критериями отметок и др. Учитель представляет учащимся в наглядном виде технологическую карту работы по указанной теме.

 

В современных методических пособиях для учителей истории, прослеживается тенденция в отношении вводных уроков, как уроков, предшествующих изучению нового курса, то есть авторы придерживаются традиционных подходов в данном вопросе. Так, Ф.А.Михайлов в книге для учителя “История Древнего мира” (М., 2000) поместил разработку вводного урока, цель которого, по его мнению, состоит в том, чтобы, опираясь на знания учащихся, полученные в пропедевтике, подготовить к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом, создать первичные представления об истории как науке, рассказать об исторических памятниках, дать общие сведения о хронологии, познакомить с учебником и его структурой.

 

План урока:

 

1. Понятие “Всеобщая история”

 

2. О чем рассказывает история Древнего Мира.

 

3. Вещественные и письменные исторические памятники (С. 6-7).

 

Ю.Н.Лубченков в “Методическом пособии “История др. мира” (М., 1998 г.) видит основную задачу вводного урока в том, чтобы учащиеся осознали значение изучения истории вообще и истории Др. мира в частности, познакомились с историческими источниками и методами работы историков.

 

Что такое история?

Для чего нужно знать историю?

Как историки изучают прошлое?

Таким образом, вводные уроки, предваряющие изучение истории Древнего мира в 5 кл. направлены, прежде всего, на осмысление значимости учебного предмета истории в их обучении и развитии, в личностном становлении.

 

М.Л.Несмелова в методическом пособии “Конспекты уроков для учителя истории. 6-7 кл.” (М., 2001) выделяет 2 варианта изучения темы “Введение в историю средних веков”. Тип первого занятия, исходя из структуры и содержания, относится к уроку формирования новых знаний, а проводится в форме практического занятия. Наблюдается методическое несоответствие. Не имея знаний по новой теме, урок вряд ли может носить характер практического, скорее он может проводиться как лабораторное занятие. Урок у авторов представлен в стандартной форме с набором необходимых приемов, направленных на первичное изучение темы, а не на ее углубление и расширение. План урока подтверждает наше мнение:

 

Термин “средние века” и периодизация.

Мрачное или светлое средневековье.

Значение истории средних веков.

Источники по истории средневековья (С. 6-11.).

Другие авторы – В.Г. и Н.М. Петрович в пособии “Уроки истории. 6 класс” (М., 2001.) приводят изучение материала вводного урока по истории средних веков в следующем виде.

 

Цель урока: дать представление о хронологических и географических границах средневековья, своеобразии путей исторического развития стран и народов, о становлении Западноевропейской цивилизации.

 

Урок состоит из 2-х частей. В первой сообщаются общие сведения о новом курсе, учебниках, тетрадях, требования к ответам и нормам оценок. Во второй проводится лекция, содержание которой направлено на раскрытие понятий: средневековье, Возрождение, цивилизация, исторические источники, феодализм, традиционное общество.

 

Применительно к курсу истории России в древности и средние века, те же авторы рекомендуют на вводном уроке сформулировать цель: ознакомить учащихся с хронологическими рамками и содержанием изучаемого курса, которая будет реализована посредством лекции.

 

Таким образом, предлагаемые образцы для проведения вводных уроков не раскрывают в полной мере особенностей уроков данного вида, их важности в начале изучения нового курса.

 

Появление современных методических пособий по новой истории позволяет выделить общие тенденции в построении вводных уроков по этим курсам. В.Г. и Н.М. Петрович в “Поурочном планировании курсов истории России и всеобщей истории.7 класс” (М., 2001.) предлагают варианты вводных уроков по названным курсам.

 

Вводный урок по новой истории за № 41 (С. 106) ставит своей целью введение учащихся в хронологические, географические и понятийные рамки курса.

 

Основное содержание урока:

 

Понятие новое время. Основные этапы.

Мир на рубеже 15-16 вв. Политическое и экономическое состояние Европы. Модернизация Европы и традиционные общества Востока.

Складывание единой картины мира.

Основные понятия: Новое время, цивилизация и ее виды. Основные методы работы на уроке: лекционное изложение учителя. Работа учащихся с картой.

 

Этими же авторами предложен вариант изучения вводного урока по курсу новой истории России. Урок № 1. (С. 8-9.)

 

Тема: Становление Российской державы.

 

Цель: Знакомство с хронологией и объемом изучаемого курса; отработка умения исторического анализа.

 

Содержание урока:

 

1. Политическая карта России сер. XVI- первой половины XVIII вв.

 

2. Источники и движущие силы прогресса.

 

3. Власть и народ.

 

Основные приемы работы:

 

1.Объяснение значения слова “геополитика”

 

2.Заполнение таблицы под диктовку:

 

“Рост территории Российского государства в XVI-XVIII вв.”

 

Год

 

Правитель

 

Площадь (в тыс. кв. км)

 

 

Конец царствования Ивана III

 

2 200

 

 

Конец царствования Павла I

 

16 123

 

Сообщение учителем основных фактов за 268 летний период. Делают вывод: источники и движущие силы прогресса – в русском народе.

 

3.Работа с картой: нанести границы России в 1533 г. и 1801 г., сравнить и выявить изменение территории.

 

Изучение имеющейся современной литературы по проблеме вводных уроков позволяет констатировать, что она не стала объектом специального изучения. В отечественной методике представлен незначительный по объему и глубине опыт проведения вводных уроков, предваряющих изучение новых курсов, почти не представлены вводные уроки погружения, поэтому проблема требует основательной разработки, выделения направлений и подходов в ее исследовании.

 

1. Комбинированный урок позволяет решить несколько дидактических задач: объяснение нового материала, его закрепление, повторение ранее пройденного, контроль и учет знаний, умении и навыков учащихся. На каждую часть урока отводится приблизительно равное время – 10–15 минут, что позволяв' осуществлять разную деятельность на протяжении всего урока. Этот тип урока наиболее гибкий и эффективный в обучении учащихся.

Проверка знаний на комбинированном уроке может осуществляться как в начале урока, так и после изучения нового мате риала. В специальной (коррекционной) школе более эффекта вен первый вариант: благодаря опросу устанавливается четка; картина глубины и прочности знаний учащихся по содержании пройденного материала, связанного с данным уроком. Такая связь обеспечивает понимание школьниками развития исторических событий, причинно-следственных связей между ни ми. В процессе опроса осуществляется контроль за знаниям] и умениями, происходит их дальнейшее развитие.

Формы и методы проверки домашнего задания разнообразны. На уроках истории в специальной (коррекционной школе чаще встречается сочетание фронтальной беседы с развернутыми индивидуальными ответами учащихся на вопросы. Реже используется письменный, программированный опрос, носящий дифференцированный характер и не требующий затраты большого времени. Для письменной работ! учащимся могут быть предложены вопросы и задания, требующие объяснения событий и их значения, расшифровка: фраз и выражений учебника. Например:

§ Почему война 1812 г. называется Отечественной?

§ Почему рабочие вынуждены были трудиться на капиталистов?

§ Объясни фразу: «Советскому государству грозила смертельная опасность».

Все домашние задания, выполняемые в тетрадях, на карточках, контурных картах, проверяются и оцениваются учителе»

Изучение нового материала – это главный элемент учебного процесса, в ходе которого не только формируются новы знания, но и на их основе осуществляется воспитание учащихся, развитие их мышления, умений работать с исторически материалом. В практике преподавания истории в специально (коррекционной) школе встречаются недостатки в организации изучения нового материала: неспособность учителя стимулировать познавательную деятельность учащихся, когда ученик остаются пассивными на уроке; однообразие методики изучения нового материала (краткий пересказ учителем текста параграфа или попытка проведения беседы при отсутствии необходимых знаний учащихся). Учитель должен конкретизировать и дополнять материал учебника, использовать при объяснении новой темы технические средства, наглядные пособия, организовывать самостоятельное решение учащимися познавательных задач, доступных проблемных заданий; приучать школьников к использованию разнообразных источников исторических знаний, например, исторического документа. Изложение материала учителем должно носить характер рассуждения, что будет стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Он должен не только излагать новые факты, но сравнивать их с прежними, раскрывать причинно-следственные связи, показывать историческое значение событий. Так, например, рассказывая о восстании декабристов 1825 года, учитель разбирает вместе с учениками причины поражения восстания и его значение для дальнейшего развития России.

3. Повторительно-обобщающий урок. Такие уроки могут проводиться после изучения каждой темы программы. Они позволяют решить несколько дидактических задач: обобщить факты, необходимые для понимания важности исторического явления, проверить знания учащихся; ликвидировать пробелы в их знаниях; развивать мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи). Таким образом, повторительно-обобщающий урок имеет четкую коррекционную направленность.

Отмечаются трудности проведения повторительно-обобщающих уроков в специальной (коррекционной) школе, связанные с ограниченными познавательными возможностями учащихся с нарушением интеллекта (слабая память, неумение выделять главное, следить за развитием явления, сделать выводы). Поэтому такие уроки должны быть тщательно подготовлены. Учитель планирует задачи урока, отбирает материал (содержательный и наглядный) для их решения, продумывает вопросы и задания (с опорой на странички для повторения темы в учебнике), вводит игровой материал. На повторительно-обобщающий урок выносятся самые главные вопросы пройденной темы. Большое место отводится наглядности, но ее использование отличается от использования на обычных уроках. На повторительно-обобщающем уроке не ведется детальное изучение объектов с опорой на наглядность, а наглядно-образная опора помогает подвести к выводам учащихся. Работа с наглядностью носит другой характер: идет сравнение картин, рисунков, уже использовавшихся на уроках по теме, для выявления общего и отличного в событиях и явлениях и доказательства произошедших изменений.

Взяв за основу для подготовки повторительно-обобщающего урока вопросы и задания для повторения темы в учебнике, учитель продумывает дополнительные вопросы, чтобы вовлечь в беседу всех учащихся, ведет мысль учащихся от конкретных фактов к обобщениям. Некоторые вопросы опускаются, другие – упрощаются и разбиваются на ряд более мелких, что оправдано в условиях специального обучения.

На повторительно-обобщающих уроках обязательно должна быть предусмотрена работа с картой, хронологической таблицей или «лентой времени». Это позволит и уточнить историко-пространственные и историко-временные представления учащихся с нарушением интеллекта. Для закрепления исторических понятий целесообразно использовать игровые формы и методы: викторины, решение кроссвордов, чайнвордов, разгадывание ребусов.

На повторительно-обобщающем уроке могут составляться сравнительные таблицы. Примером может служить следующая таблица.

Таблица

Как жили и трудились наши предки в VIII–XIV вв.

Вопросы

В славянском поселке

В древнем Киеве

В древней Москве

Занятия

Земледелие, скотоводство огород, охота, рыболовство, бортничество, ремесло

Те же занятия и еще торговля и садоводство

Те же занятия населения

Орудия земледелия

Борона суковатка, соха (вручную, на лошадях)

Соха, плуг (на лошадях, волах)

Соха, плуг (на лошадях, волах)

Способы обработки

Подсечное земледелие

Двуполье

Трехполье

Отвечая на записанные вопросы, ученики под руководством учителя заполняют таблицу. Затем учитель спрашивает: «Что было общего в занятиях славян, жителей древнего Киева и древней Москвы? Какие изменения произошли в труде людей с VIII по XIV вв.?» Текст таблицы позволяет учащимся сделать вывод об этих изменениях.

Кроме рассмотренных трех основных типов уроков в практике преподавания истории в специальной (коррекционной) школе встречаются и такие, как вводный урок к теме или курсу, цель которого – развивать интерес к изучаемому материалу, предмету, а также формировать необходимые умения и навыки учащихся. Заключительный урок (по небольшой теме), на котором повторяется материал нескольких уроков, дается новый материал и подводится общий итог (например, по теме «Отечественная война 1812 года»). Урок контроля и учета знаний (в рамках большой темы для предупреждения и устранения пробелов знаний) и др.

 

В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

 

Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий.

 

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся ( такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такойподход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

 

К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

 

Второй аспект современного урока - Деятельностный аспект

 

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

 

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

 

Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.

 

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

 

Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

 

Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

 

Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;

Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;

Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

 

Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту или конструкт урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата.

 

Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

 

В ГОС 2004 г. требования предъявлялись предметным и метапредметным результатам, так же как и в новых стандартах. Но в стандартах второго поколения предъявляются требования к Личностным результатам. Поэтому в структуру современного урока мною внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.

 

Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.

Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.

Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.

На этапе РЕФЛЕКСИИ учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности

Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей

Учитель обозначает для себя ту часть материала, которую будет использовать в дальнейшем (то есть отбирает материал, рассматривая его сквозь призму деятельности. )

 

Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не давал возможности включить в деятельность всех учащихся, поэтому на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности.

 

Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.

 

Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, кластеров, изучение и комментирование иллюстраций (это позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность)

 

Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию учащихся.

 

На СУ подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода к обучению.

 

Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.

 

Формулировка таких заданий звучит иначе. Для примера рассмотрим несколько заданий: на традиционном уроке математики предлагают высчитать площадь прямоугольника, на современном же уроке задание может выглядеть так :Дан план комнаты и размеры напольных покрытий. Определите, какой из предложенных покрытий полностью закроет пол. Выполняя такие задания учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.

 

Тема урока - это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема урока представляется в его заголовке. Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими учащимися.

 

В качестве примера рассмотрим несколько видов заголовков:

 

2. Вопросительная форма заголовка используется на уроках со сложным теоретическим содержанием, чтобы помочь ученикам выделить в содержании темы главное, проанализировать факты и сделать самостоятельный вывод.

 

Например: «Как изменилась жизнь восточных славян в VI-VIIIвеках?»

 

«Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?»

 

«Нужны ли Ивану Грозному и Российскому государству завоевательные войны?»

 

Заголовки такого типа предполагают рефлЕксию (т.е. процесс анализа индивидом своей мыслительной деятельности) после изучения темы.

 

3. Заголовок, заимствованныйиз известных художественных и исторических текстов подходят для урока по анализу исторических документов, летописей.

 

4. Заголовки, содержащие прием отстранения,освещения знакомого факта под новым углом зрения удобны для установления межпредметных связей и проведении интегрированных уроков.

 

5. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы, создающие проблемные ситуации помогают ученикам задуматься о глубинных причинах событий, на уроках истории такие заголовки помогают увидеть возможность альтернативного развития страны. Они лаконично сочетаются с нетрадиционными формами урока.

 

6. С помощью озаглавливания темы урока можно побудить учеников выразить свое понимание изучаемых событий, текстов и отношение к ним. Для этого в заголовке урока остаются недописанными ключевые слова, а школьники самостоятельно подбирают их в ходе урока.

 

Итак, использование учителем различных видов заголовков выводят урок на новый, современный уровень; позволяют реализовать системно-деятельностный подход к обучению, применять проблемное обучение.

 

Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Я применяю такие приёмы как - интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся.

 

ИТАК,

 

СУ направлен на формирование и развитие УУД,

на достижение личностных результатов;

Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;

Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;

Проектировать пути их реализации;

Контролировать и оценивать свои достижения.

Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

 

Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.