Сделай Сам Свою Работу на 5

СП 6. Вестминстерская и консенсусная модели.





По А. Лейпхарту (книга «Модели демократии) есть 4 вида дем конституций – президентство+ мажоритаризм = американская, президентство + пропорциональность = латиноамериканская, парламентаризм+ мажоритаризм=вестминстерская, парламентаризм+пропорциональность = евроейская.

Про вестминстерскую еще будет в вопросе про Англо-саксонскую политическую традицию. Британская версия – оригинал, самая известная. + Новая Зеландия, Барбадос – почти идеалы.

Ее признаки:

1)концентрация исполнительной власти в однопарти ном кабинете с незначительным большинством(кабинет министров формируется одной партией, имеющей даже незначительное большинство в парламенте); редко бывают коалиционные кабинеты. 2)слияние властных полномочий(исполнительных и законодательных) и доминирование кабинета министров (относительно законодательного органа); в теории парламент может вынести вотум недвоерия Кабинету, поэтому как бы контролирует его. На деле он поддерживается большинство в парламенте и доминирует.3)асимметричная двухпалатная система, приближающаяся к однопалатности; То есть палаты-то две, но палата Дордов, состоящая из наследственной аристократии и получающих статус пэров при жизни, на саом м деле особо не имеет полномочий. У них по сути могут только задерживать законопроект(финансовый на месяц, остальные на год). 4)двухпартийная система; в Британии Консерваторы и лейбористы. Есть еще либеральные домекраты, но по сути у них не бывает большиснтва. Либералы, социал-демократы, либерал-демократы – тоже участвуют, получают места, но слишком мало, недостаточно. Только один кливаж – соц.-экомном., в остальном программы партий одинаковые. Лейбористы – лево-центристы, Консерваторы – право-центристы. Отсюда разница в избирателях – за лейбористов – рабочие, за консерваторов – средний класс. 5)разделение в рамках партийной системы происходит по проблемам, относящимся к одной области (социально-экономической), и не принимает радикальной формы; 6)на выборах (в одномандатных округах) побеждает тот, кто получил большинство (часто относительное) голосов избирателей (позже Лейпхарт дал иную формулировку – мажоритарная и диспропорциональная электоральная система); это может приводить к тому, что в целом по стране голосов у одной партии меньше, чем она в итоге получает процентов мест в парламенте. Эта система особенно хреново сказывалась на мелких партиях, но Консерваторы и Лейбористы не отменили это, так как им выгодно. Еще бы. Так бы они получали меньше мест, а так набрали свои 35-40 процентов голосов в округе, и готово, у них уже одно место. А остальные идут в попец. 7)унитарное и централизованное правление; местные правительства имеют свои полномочия, но непосредственно подчинены центральному праительству и зависимы от него финансово. Хотя в 1997 году шотлансдкий и уэльский парламенты получили автономию и Блэр объявил о конце эры жестко централизованного праивтельства. 8)неписаная конституция и верховенство парламента(даже в конституционных вопросах), что обеспечивает гибкость конституции; У них неписаная конституция. Магна Карта 1215, Билль о правах 1689, Парламентские акты 1911, некоторые конвенции, принципы, традиции, но как таковой конст нет. Поэтому считающиеся основополагающими положения закона, которые в других странах записаны в Конституцию, могут быть сменены простым, а не конституционным большинством. 9)так как нет писаной конституции, то т.к. нет основного закона, судам не с чем сверять конституционность законов, принимаемых парламентом. Парламент – последняя инстанция как принятия, так и интерпретации законов. По сути никто не может отменить или заблокировать законодательство изданное Парламентом кроме него самого. НО: в 1973 – принятие законов ЕС, затем – судебный контроль со стороны Суда ЕС. 10) Контроль Цб исполнительной властью.





 



Теперь консенсусная модель?

Консенсусную модель тоже описывал Лейпхарт. Это типа в Швейцарии и Бельгии, а также на наднациональном уровне ЕС.

1. Консенсусная модель демократии преследует цель увеличения правящего большинства посредством включения в политику максимально возможного числа интересов и характеризуется 8ю элементами: 1)участие в исполнительной власти посредством большой правительственной коалиции; Например, в Швейцарии была принята в 1959 году магическая формула 2-2-2-1 Это распределение мест в Кабинете между Христианскими демократами, Соц демократами-радикальные демократы и Шведская народная партия. Критерии представительства языковых групп неформальные, но правила соблюдаются. Бельгия – с 1970 официальное требование, чтобы в кабинете были представлены в равных соотношениях френч-спикинг и голландцы. Все правительства коалиционные.

2. 2) (сбалансированная исполнительная и законодательная власть); В отличие от Британии, где доминирует кабинет. Шв – члены кабинета избираются на 4 года, в этот период парламент не может вынести им вотум недоверия (выносится не всему кабинету, а индивидуально). Ветви независимы, если предложение кабинета отклоняется, то не пострадает ни кабинет, ни член кабинета, кот-му принадлежит предложение.)сбалансированная (симметричная) двухпалатная система и представительство меньшинства; Так, например, в Швецарии в Национальном Совете – нижней палате, представлен народ, а в Совете Штатов – кантоны, и там маленькие кантоны получают больше представительства, чем в нижней палате. 4)многопартийность (ни одна партия не имеет большинства в парламенте); 5)выражение в многопартийной системе нескольких социальных расколов и соответствующего числа проблем (помимо социально-экономических); 6)пропорциональное представительство; что обеспечивает лучшее представительство чем при Вестминстерской системе 7)территориальный и внетерриториальный федерализм и децентрализация; Шв – всегда была федерацией или даже конфедерацией – 20 кантонов, 6 полукантонов. Бельгия – была унитарной, но в 1970 – тенденция к децентрализации, 1993 – официально стала федерацией. 3 сообщества – фламандцы, германцы, французы 8)писаная (строгая) конституция и вето меньшинства. 9) многопартийная система. Шв – 4 кр. Партии, из которых любая имеет шансы получить чуть больше, всего около 15 партий. Бельгия – 3 партии до 1960-х, но затем стало гораздо больше по лингвистическим соображениям. В парламенте – 9 партий. Причина – гетерогенность обществ, несколько кливажей – религия, язык, национальность. 10) раз писаная конституция, то право судебного контроля. То есть можно сравнивать конституционность законов( в Швейцарии правда этого нет). 11) независимость ЦБ.

Общий вывод анализа– консенсусные демократии лучше обеспечивают права меньшинств, и могут быть более «демократичными», чем мажоритарные, что особенно важно в условиях осуществляющих демократического транзита многосоставных обществ.

Ну и если вдруг будут спрашивать про то как эта модель рабоатет в ЕС, то вот:

1. комиссия – 20 членов (на момент написания статьи), каждая страна представлена – это очень широкая коалиция.

2. состав Европейской Комиссии должен быть утверждён голосованием в Европарламенте. У парламента – власть распустить комиссию при квалифицированном большинстве в 2/3. Однако у парламента подчинённая роль – он слабее, тем не менее. Совет ЕС – из министров от кабинетов стран-членов, его называют верхней палатой, самый сильный институт.

3. Европарламент – 8 официально признанных партий – Партия евросоциалистов., Европейского народа и т.д.

4. с 1979 – Европарламент напрямую избирается. По модели, близкой к PR. Однако, очевидно, что перепредставлены крупные страны – Люксембург – 6 членов, а Германия – 99.

5. корпоративизм ещё не развит, но ЕС интегрируется вглубь и корпоративизм должен возрасти (Лейпхарт прогнозирует). Комитет по эконом. и соц. вопросам состоит из представителей групп интересов, назначаемых гос-ми.

6. в ср с международными организациями – очень централизован, но по ср с гос-ми – конфедерация, децентрализован.

7. палаты по-разному формируются: Европарламент напрямую избирается, Совет – из представителей национальных кабинетов. Но совет гораздо влиятельнее Европарламента.

8. конституции как таковой нет, есть Лиссабонский договор. Менять законодательство сложно, долго, затратно.

9. Европейский Суд – есть право судебного контроля, должен следить за соответствием нац. законодательств законом ЕС.

10. с 1998 года сущ. Европейский ЦБ – очень независимый, так специально создавался. Экономист – самый независимый в мире, + Маастрихтский договор обязывает внутренние ЦБ автономизировать.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.