Сделай Сам Свою Работу на 5

Каково географическое значение шарообразной фигуры Земли?





СЕМЕНОВА АНАСТАСИЯ

Группа

 

Тема: «Содержание и задачи раздела «Землеведение» (курс «Естествознание») на факультете начального обучения. Место общего землеведения в системе географических наук

 

Назовите предмет изучения общего землеведения.

Предметом изучения общего землеведения является структура оболочки земли, как целостной динамической системы. Планета Земля имеет оболочечное строение земли.

 

Дайте определение понятию географическая оболочка.

Географическая оболочка – это комплексная оболочка земного шара, где соприкасаются и взаимно друг в друга проникают и взаимодействуют литосфера, гидросфера, биосфера и атмосфера. Географическая оболочка в своих границах почти совпадает с биосферой.

 

Назовите отраслевые физико-географические науки.

Род физико-географических наук представлен общим землеведением, ландшафтоведением, палеогеографией и частными отраслевыми науками. Эти разные науки объединяет один объект изучения – географическая оболочка; предмет же изучения каждой из наук специфичен, индивидуален – это какая-либо одна из структурных частей или сторон географической оболочки (геоморфология – наука о рельефе земной поверхности, климатология и метеорология – науки, изучающие воздушную оболочку, формирование климатов и их географическое распространение, почвоведение – закономерности образования почв, их развитие, состав и закономерности размещения, гидрология – наука, изучающая водную оболочку Земли, биогеография изучает состав живых организмов, их распространение и формирование биоценозов). Задача палеогеографии – изучение географической оболочки и динамики природных условий в прошлые геологические эпохи. Предметом изучения ландшафтоведения является тонкий, наиболее активный центральный слой ГО – ландшафтная сфера, состоящая из природно-территориальных комплексов разного ранга. Предметом изучения общего землеведения (ОЗ) являются структура, внутренние и внешние взаимосвязи, динамика функционирования ГО как целостной системы.



Отраслевые науки:
Биогеография.
Климатология.
Геоморфология.
Гидрология.
Океанология.
Гляциология.
Криолитология.
География почв.
Палеогеография.
Картография.
Топография.
Геодезия.
Гео-информационные системы или ГИС.



 

Назовите задачи и объясните педагогическое значение учебного краеведения.

Педагогическое значение краеведения передовыми людьми нашей страны было осознанно еще в очень давние времена. Известный общественный деятель XVIII века Н. Н. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» писал: «Не заставляете детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать».

Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки. Благодаря этому устраняется абстрактность географических понятий и механическое их усвоение.

 

Учебное краеведение преследует две задачи: одна из них всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая – использование этого материала в преподавании. Они друг с другом очень связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения.

Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений.



 

Тема: «Планета Земля. Фигура и размеры Земли»

 

Как изменялись представления людей о фигуре Земли?

Земля, как и другие планеты Солнечной системы, имеет шарообразную форму. Её диаметр составляет в среднем 12 750 км.

Во многих древних народов существовали представления о том, что Земля плоская. Позже, в Древней Греции времен Гомера (IX-VIII вв. До н. Э.), Землю представляли слегка выпуклым диском, который со всех сторон омывается водами океана. Во времена Пифагора (VI в. До н. Э.) Стали предполагать, что Земля – шар. Первые доказательства шарообразности Земли принадлежат древнегреческом ученому Аристотелю (IV в. До н. Э.). Первым, кто определил размеры земного шара, был древнегреческий ученый Эратосфен (III-II вв. До н. Э.). Он определил длину дуги 1° меридиана и рассчитал длину всего круга Земли, равную почти 40 000 км.

В период Средневековья вплоть до XV в. учение о шарообразности Земли отвергалось. В конце XV в. начинается период Великих географических открытий. X. Колумб был уверен, что Земля имеет форму шара. Он искал западный путь в Индию и открыл новый материк Америку (одна тысяча четыреста девяносто два). Фернан Магеллан и его спутники совершили первое кругосветное путешествие (1519-1522 гг.). С тех пор Землю стали изображать в виде объемной модели – глобуса. Первый известный нам глобус диаметром более 0,5 м был изготовлен немцем М. Бехаймом (1 492).

С развитием знаний о природе Земли представление о ее форме совершенствовались. Оказалось, что экваториальный радиус Земли на 21,4 км длиннее полярный.

Более точно геометрическую форму Земли отражает геоида («землеподобную»).

 

Каково географическое значение шарообразной фигуры Земли?

Подобно другим планетам Солнечной системы, Земля имеет шарообразную форму и для всех географических построений можно принимать Землю за шар. Основными доказательствами шарообразности Земли считают сейчас круглую тень, образуемую Землей во время лунных затмений, фотографии и измерения из Космоса с искусственных спутников Земли с разных расстояний и точек траектории полетов; градусные измерения по поверхности Земли.
Земля вращается вокруг так называемой земной оси. Точки пересечения земной оси с земной поверхностью называются полюсами. Различают Северный и Южный полюса. Линия сечения поверхности Земного шара плоскостью проходящей через центр Земли перпендикулярно земной оси – это экватор. Плоскости, секущие земную поверхность параллельно плоскости экватора образуют параллели, а плоскости проходящие через два полюса – меридианы.
Для определения положения точки на поверхности Земли пользуются специальными величинами – географическими координатами. Географическая широта – это величина дуги меридиана от экватора до заданной точки в градусах, географическая долгота – величина дуги параллели от нулевого меридиана до заданной точки. В большинстве стран за нулевой принят меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию, восточнее Лондона – он так и называется Гринвичским.

Из-за вращения вокруг своей оси и возникающей при этом центробежной силы, Земля немного сплюснута у полюсов и ее большая полуось (экваториальный радиус) почти на 21,4 км больше, чем расстояние от центра Земли до полюсов. Такой равномерно сплюснутый у полюсов шар называется сфероидом или эллипсоидом вращения. Эта фигура имеет точное математическое выражение и используется для построения географических карт.

В России для геодезических и картографических работ используется эллипсоид Ф. Н. Красовского (назван в честь ученого, под руководством которого велись расчеты): его экваториальный радиус а = 6378,2 км, полярный радиус в = 6356,8, длина меридиана равна 40008,5 км, длина экватора 40075,7 км, площадь поверхности Земли – 510 млн. км2.

Однако фигура Земли сложнее. Она отклоняется от правильной формы сфероида из-за неоднородного строения недр, неравномерного распределения масс. Истинная геометрическая фигура Земли называется геоидом («землеподобным») и определяется как фигура, поверхность которой всюду перпендикулярна направлению силы тяжести, т. е. отвесу. Поверхность геоида совпадает с уровенной поверхностью Мирового океана (мысленно продолженной под материками и островами). Поднятия и опускания геоида над сфероидом составляют ±50...100 м.
Физическая же поверхность Земли, осложненная горами и впадинами не совпадает и с поверхностью геоида, отступая от него на несколько километров. Сила тяжести все время стремится выровнять поверхность Земли, привести ее в соответствие с поверхностью геоида.

Географическое значение формы и размеров Земли чрезвычайно велико. Вследствие ее шарообразной формы угол падения солнечных лучей на земную поверхность уменьшается от экватора к полюсам, формируются пояса освещенности, тепловые пояса и вообще все природные процессы и явления закономерно изменяются по направлению от экватора к полюсам.

Масса и размеры Земли определяют силу земного притяжения, способную удерживать атмосферу определенного состава и гидросферу, без которых невозможна жизнь.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.