Сделай Сам Свою Работу на 5

Зрительные агнозии: краткая характеристика основных симптомов при разных типах агнозии. Виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, оптико-пространственная, цветовая, лицевая, буквенная и др.





Большинство авторов, исходя из клинической феноменологии, выделяет шесть основных форм нарушений зрительного гнозиса:

1)если больной, правильно оценивая отдельные элементы объекта (или его изображения), не может понять его смысла в целом - это называется предметной агнозией (проба - копирование рисунков). Предметная зрительная агнозия связана с поражением нижней части «широкой зрительной сферы». Она характеризуется тем, что больной видит как будто бы все, он может описать отдельные признаки предмета, но не может сказать, что же это такое. Особо грубое нарушение возможности правильно оценить предмет возникает при двухстороннем поражении нижних частей широкой зрительной сферы: больной, глядя на предмет, не может его опознать, но при его ощупывании часто правильно решает эту задачу. В своей повседневной жизни такие больные ведут себя почти как слепые и хотя они не натыкаются на предметы, но постоянно ощупывают их или ориентируются по звукам.

2) если он не различает человеческие лица (или фотографии) - лицевой агнозией;

3)если он плохо ориентируется в пространственных признаках изображения - оптико-пространственной агнозией; проба - копирование рисунка. Связана преимущественно с поражением верхней части «широкой зрительной сферы». В грубых случаях у больных нарушается ориентировка не только в лево-правых, но и в верхне-нижних координатах. У больных с оптико-пространственной (как и с предметной) агнозией, как правило, нарушается способность рисовать (при относительной сохранности способности копировать изображение). Они не умеют передавать на рисунке пространственные признаки объектов (дальше-ближе, больше-меньше, слева-справа, сверху-снизу).



4) если он, правильно копируя буквы, не может их читать - буквенной агнозией;

5) если он различает цвета, но не знает, какие предметы окрашены в данный цвет, т. е. не может вспомнить цвет знакомых предметов, - цветовой агнозией; Различают собственно цветовую агнозию и нарушение распознавания цветов как таковых (цветовая слепота или дефекты цветоощущений). Цветовая слепота и нарушение цветоощущений могут иметь как периферическое, так и центральное происхождение, т. е. быть связанными с поражением как сетчатки, так и подкорковых и коркового звеньев зрительной системы. Такие больные правильно различают отдельные цвета и правильно их называют. Однако им трудно, например, соотнести цвет с определенным предметом и наоборот; они не могут вспомнить, каков цвет апельсина, моркови, елки и т. д. Больные не могут назвать предметы определенного конкретного цвета.



6) как самостоятельная форма выделяется и симультанная агнозия - такое нарушение зрительного гнозиса, когда больной может воспринимать только отдельные фрагменты изображения, причем этот дефект наблюдается и при сохранности полей зрения.

 

Методы исследования нарушений зрительного гнозиса. Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении периферического, подкоркового и коркового звеньев зрительного анализатора (снижение остроты зрения, различные формы гемианопсий, скотомы, расстройства светоощущения, цветоощущения, фотопсии).

 

Сенсорные и гностические нарушения работы кожно-кинестетической системы. Тактильные агнозии. Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторичных полей коры верхней и нижней теменных областей мозга.

 

Виды тактильных агнозий: предметная (астереогноз), буквенная, цифровая, тактильная алексия), агнозия пальцев, агнозия текстуры объекта. Соматоагнозия. Агнозия позы. Методы исследования нарушений тактильного гнозиса.

Часть была в предыдущем вопросе.

Агнозия позы.

Расстройство, при котором больной не может определить, в каком положении находятся части его тела (поднята или опущена его рука, лежит он или стоит и т. п.) Больные затрудняются в копировании положения руки по отношению к лицу, не могут точно скопировать положение указательного пальца врача но отношению к лицу. Сходные затруднения наблюдаются у тех же больных при узнавании и копировании разных по ориентации положений кистей рук по отношению друг другу, демонстрируемых врачом. Во всех этих заданиях элементы праксиса позы очень тесно связаны со схемой тела и её узнаванием. Встречается чаще, чем пальцевая агнозия. Возникает при поражении верхнетеменной области левого полушария и её связей со зрительным бугром (нарушения двусторонние).



Методы исследования нарушений тактильного гнозиса.

1)Локализация прикосновения. Правая рука. Левая рука.

2)Проба Тойбера (одновременное прикосновение к левой и правой руке).

3)Дермолексия (определение фигур и цифр, написанных на коже).

4)Называние пальцев (без зрительного контроля):

5)Правая рука - 5 1 3 2 4 5 1 4 2. Левая рука - 2 4 1 5 3 4 2 3 1.

 

Сенсорные и гностические нарушения работы слуховой системы.

 

20. Слуховые агнозии. Сенсорные нарушения работы слуховой системы и поражении периферического, подкоркового и коркового звеньев слухового анализатора. Слуховая агнозия, амузия, аритмия, нарушения слуховой памяти. Нарушение речевого фонематического слуха.

Слуховая агнозия, амузия, аритмия, нарушения слуховой памяти.

Нарушение речевого фонематического слуха.

Часть была в предыдущем вопросе.

 

Нарушение фонематического слуха.

Нарушение фонематического слуха ведет к резкой дезорганизации всей речевой системы. При полном разрушении этой области коры у человека пропадает способность различать фонемы родного языка. Такие больные не понимают обращенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю или зашумленную речь (например, когда одновременно говорят двое людей), т.е. речь в усложненных условиях. Особенно затруднено для них восприятие слов с оппозиционными фонемами. Например, звуки г-к-х и с-з они не различают; слова забор-собор-запор звучат для них как одинаковые. Дефект понимания устной речи является центральным звеном в этом заболевании. Однако, поскольку все формы речевой деятельности связаны между собой, нарушение одного звена влияет на всю речевую систему, вторично страдают и все другие формы речевой деятельности.

В грубых случаях у таких больных отсутствует активная спонтанная устная речь. Речевое высказывание заменяется словесным салатом, когда больные произносят какие-то непонятные по своему составу слова или набор звуков. Иногда больные правильно произносят только привычные слова. Как правило, они заменяют одни звуки другими (литеральные парафазии), так как при сенсорной афазии распадается первичный звуковой состав слова, т.е. восприятие тех элементов (звуков), из которых складывается слово.

У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, потому что для них неясен тот образец, который подлежит написанию; у них резко затруднено повторение услышанных слов; нарушено также чтение, поскольку нет контроля за правильностью своей речи. Иными словами, вследствие нарушения фонематического слуха распадается вся речевая система. В то же время у больных с сенсорной афазией нет нарушений музыкального слуха, у них сохранена артикуляция, им доступны любые оральные позы (по образцу).

При нарушении речевого слуха у ребенка возникает сенсорная дислалия (нарушение звукопроизношения). В зависимости от того, каким является дефект - фонематическим или фонетическим, - выделяют 3 основные формы дислалии: акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую, артикуляторно-фонетическую. К акуститко-фонематической дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К ним относятся: операция опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.

 

21. Основные типы слуховых агнозий в подсистеме неречевого слуха.

 

22. Нарушение слухоречевого восприятия: слухоречевые агнозии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.