Сделай Сам Свою Работу на 5

Как бытуют древнерусские памятники.





ВВЕДЕНИЕ.

Хронологические границы.

Вопрос о начале древнерусской литературы очень сложен. Но в XI веке литература уже была (“Слово о законе и благодати” – один из хорошо датированных памятников, так как упоминаются золотые ворота, заложенные в 1037 году, а также живой Ирина, жена князя Владимира, умершая в 1051 году). К концу X века сложились не только предпосылки, но и причины возникновения литературы.

Предпосылки:

- письменность (создали Кирилл и Мефодий; у нас, на Руси, была уже в X веке. Есть миф об Эвелесовой книге, но это обман);

- развитый язык (способный выразить многое. Был достаточно развит друвнерусский язык);

- мышление образами (к XI веку уже существовало).

Причины:

· потребность (когда понадобилось решать проблемы);

· приход христианства (Библия, религия, книги);

· потребность в книгах;

· образование государства;

· наука (когда представления о мире необходимо фиксировать).

Лихачев полагал, что “Речь философа”, помещенная в “Повесть временных лет” (приблизительно 986 год), существовала как отдельное сочинение и представляла основы православия.

Когда заканчивается древнерусская литература? Когда уходят черты древней литературы (середина XVII века), начинают исчезать черты, появляется вымышленный герой, ведущий себя далеко не идеально. Переходный период длится первую треть XVIII века. Этот период делят на две части: по векам (XVII и XVIII)/



Наша литература начинается в конце X – начале XI века, а заканчивается в конце XVII.

 

Географические границы.

Литература называется так, потому что возникла на территории Древней Руси. В литературу мы включаем множество переводных произведений. Так создали первый славянский литературный язык. Книги, написанные на старославянском языке, распространились, и этот язык получил название литературного (то есть нормированного) языка, и являлся одной из основ нашего языка. Эти книги начали у нас переписываться (то есть искажаться).

Литературный язык, являющийся одним языком для всех, называется языком – посредником.

 

Количество литературных памятников.

Лет 40 назад пытались посчитать списки текстов (не произведений, а конкретных текстов; не считались частные коллекции). Получилась цифра от 1,5 до 2 миллионов. Был произведен отбор памятников литературы от памятников письменности. Провести эту границу (между литературой и остальной письменностью) очень сложно. Мы смотрим – есть ли автор, есть ли установка на образ.



 

Принципы отбора памятников древнерусской литературы.

Еще мы должны отобрать литературу для курса. Существует два принципа:

1) выбор наиболее характерного для той или иной эпохи (памятник должен формировать наше представление об эпохе);

2) самые яркие памятники эпохи (“Слово о полку Игореве”).

 

Периодизация древнерусской литературы.

Это вопрос до сих пор спорный.

Первая классификация по периодам:

1 – период Киевской Руси;

2 – период феодальной Руси;

3 – литература XVI – XVII веков, то есть литература нового централизованного русского государства.

Но такая периодизация нас очень давно не устраивает, так как литература развивается не по века м.

Но другая классификация, уже более подходящая, очень дробная:

- XI – начало XII века;

- XII век;

- с 1231 года до конца XIII века;

- …

Но есть большой и главный недостаток такой периодизации – ее создатели пользовались разными критериями, на которых и была она основана.

Лучший вариант периодизации – по стилю эпохи. Понятие “стиль эпохи” шире, “чем литературное направление”). Но применительно к средневековой литературе понятие “направление” не применимо. Там нет направлений, течений. Авторы пишут похоже, так как есть философские, эстетические, этические и религиозные представления, которые отражаются в художественных текстах.



Были выражены 4 стиля:

- стиль монументального историзма (господствовал с момента возникновения литературы до первой трети XIII века);

- эмоционально – экспрессивный (стиль плетения словес или риторико – панегирический стиль; XIV – XV века);

- второй монументализм (XVI век);

- барокко (вторая половина XVII века и вся Петровская эпоха).

Представления об этих стилях формируются постепенно.

Из-за такой периодизации возникают еще 3 переходных периода.

(1) В стиле монументального историзма главное – общее движение мировой истории. Поэтому произведения обычно начинаются с начала (с потопа или сотворения мира: европейские народы пошли от Ефета – сына Ноя), а затем какие-либо зафиксированные события. Отсюда такие представления, что мир един, он движется. Для летописца каждое событие важно. Это жанр летописи.

(2) Переход от одного периода к другому не мгновенный. Переход от стиля монументального историзма к эмоционально – экспрессивному длится до конца XIII века. Происходит поворот к человеческой личности.

(3) Для эмоционально – экспрессивного стиля характерно обращение к состоянию души – экстазу - которое достигается молитвами, уходом человека в самого себя. Это особое состояние авторы стараются передать читателю, чтобы он тоже возвысился. Используются особые художественные средства – нанизывание синонимов (“Житие Степана Перского”).

(4) Следующий переходный период характеризуется переходом к государственным идеям, из формированию, которые легли в основу стиля второго монументализма (конец XV – начало XVI веков).

(5) В период второго монументализма создаются особые произведения религиозного характера (“Четьи - Минеи” – чтение богоугодных на каждый день месяца: 30000 страниц и 20000 иллюстраций; “Домострой” – памятник этой эпохи).

(6) Следующий переходный период – начинается смутное время. Конец XVI – начало XVII веков – переход к барокко, прежде всего к понятию судьбы.

(7) В эпоху стиля барокко (вторая половина XVII века – вся Петровская эпоха)…

 

Как бытуют древнерусские памятники.

Древнерусские памятники бытуют не так, как современные – нет того, кто издает, кто покупает, нет автора. Отсюда множество особенностей:

- как пишут, на чем пишут (есть версия, что книги писали на бересте – Новгород. Но это не для больших произведений. Писали на пергаменте – особ выделанной телячьей коже, дорогом материале (стоимость одной книги равнялась стоимости одного большого поместья). От дороговизны книги, скорей всего, было особое отношение к тому, что в них написано, украшение книги (на обложке было две деревянных корки, обложки украшались драгоценными камнями). Книги, хранясь, лежали. Также украшался и текст (инициалы) картинками, приписками на полях. Богослужебные книги, как правило, не меняются (а другие книги могут быть подвергнуты изменению). Не существует двух абсолютно одинаковых повестей. Если эти изменения носят случайный характер, такой список называют вариантом произведения. Но есть еще и языковые отличия (например, написано произведение на юге, затем переходит во Псков – а там другой диалект; если произведение долго переписывается на северо – западе, то появляются и черты того диалекта). Изной произведения – это изменение произведения с присутствием диалекта той местности, где оно было переписано. Редакция –список памятников, содержащий сознательные изменения текста: краткая редакция – сокращение, пространная редакция – расширение текста с добавлением новых сведений, стилистическая редакция – измена стиля, идеологическая редакция – измена содержания и направленности текста). В переходный период (4) происходит спор между стяжателями и нестяжателями: должна ли церковь обладать имуществом. Нестяжатли во главе с Нилом Сорским думали, что церковь не должна иметь имущества, утверждали, что церковь должна заниматься только духовными делами. А стяжатели во главе с Иосифом утверждали, что церковь должна существовать как самостоятельное … Представитель нестяжателей написал “Трение с Иосифом”. Сначала князья были на стороне нестяжателей (им казалось выгодным отторгнуть земли церквей), он потом их положение менялось (изменилась идея). Существует исходный текст – протограф (древнейший исходный текст), затем текст переписывается, редактируется. Так произведение бытует.

- оформление (не только украшение, но и начерк – начертание букв, которое свойственно определенной эпохе (а почерк – это индивидуальное). Мы в древний период выделяем 3 типа начерка:

· устав (геометрически правильные буквы, перпендикулярные строке);

· полуустав;

· скоропись – огромное количество завитушек, надстрочных/подстрочных букв, множество сокращений. На бумагу постепенно переходят в XIV – XV веках. Если не нравится то, что написано на пергаменте, то это можно стереть и написать “по новой”. Такое прием называется полимпест. Писались строчки без пробелов, позже знаменательные слова стали отделяться).

Воссоздание протографа – необходимо для изучения “внутренних” особенностей списков. Обычно текста этот не совсем понятен: переписанный текста может содержать ошибки и так называемые темные (то есть непонятные) места (например, “Слово о полку Игореве” – опубликовано в 1860 году, текста XVI века, до этого переписывался 4 века. Текст погиб в пожаре 1812 года, сейчас трудно восстановить реальный текст).

Такого рода исправления (например: решили, что в одном слове содержится два разных слова: къмэти – первоначально решили, что это два слова (к метанию), но затем выяснили, что слово “мэть” отдельно не встречается ни в одном древнерусском тексте, а “къмэти” – встречается, что означает “воин”) называются конъектура.

После восстановления текста нужно попытаться восстановить историю данного произведения. Сопоставлением редакции и протографа восстанавливается история произведения.

I

 

II III IV

 

VII V VI

 

VIII

(восстановление протографа)

Необходимо датировать произведения. Проще всего датировать список (конкретный список – по начерку, по украшению, по водяным знакам на бумаге). Труднее датировать протограф (не дошедший до нас): надо учитывать языковые особенности.

По возможности надо узнать, кто автор. В своей массе произведения анонимны/псевдонимны (псевдонимы использовались, чтобы произведение уважалось). Тогда не существовало понятия “авторского права”. Иногда удается определить автора: например, “Повесть временных лет”, написанная Нестором в 1113 году (в одной из повестей упоминается его имя). Но это возможно далеко не всегда.

Но до изучения текста необходимо сделать еще одну вещь – объединить все только что сказанное и перейти к “внутреннему” изучению.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.