Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы группировки данных





Программа разработки предусматривает реализуемые на втором этапе статистического исследования сводку и группировку статистических данных. Эти операции, осуществляемые на основе статистических таблиц, позволяют систематизировать полученные в ходе наблюдения данные, провести обработку и подсчет групповых итогов, расчеты простейших производных величин (статистических коэффициентов, средних величин). На этом же этапе, для повышения наглядности данных, предусматривается использование графических изображений. Иногда (в официальной статистике — почти всегда) на этом заканчивается весь процесс обработки собранных данных.

Группировка — основа статистической разработки (систематизации) первичного материала. Группировка, правильно спланированная на этапе подготовки исследования, позволяет облегчить регистрацию или повысить точность измерений на этапе сбора исходных данных без снижения результативности исследования в целом. Группировка собранной исходной информации определяет весь ход статистического анализа.

В ходе статистической разработки исследователю приходится сталкиваться со следующими вариантами группировок, каждый из которых имеет свои методические особенности:



разделение анализируемой статистической совокупности на группы по тем или иным признакам. С такого рода группировкой приходится сталкиваться уже при подготовке программы сбора и в ходе реализации программы разработки любого исследования;

объединение мелких однородных групп в более крупные. Этот вариант группировки применяется, как правило, уже в процессе статистической обработки данных, если выясняется несостоятельность мелких групп (малое число наблюдений, нечетко выраженный характер распределений и т.п.). Возможность такой группировки целесообразно предусмотреть уже на этапе подготовки программы сбора данных, т.е. обеспечить возможность укрупнения групп в соответствии с общепринятыми границами групп;

комплексная группировка обеспечивает формирование комплексных оценок на основе многих учетных признаков, даже если они разнородны. Такая группировка часто делается на основе специально разрабатываемых алгоритмов или экспертных оценок (по аналогии — постановка диагноза на основе многих симптомов и результатов лабораторных обследований). Такая группировка представляет весьма сложную задачу и нередко сама по себе является самостоятельной целью исследования.



Выделяют следующие основные виды группировки в зависимости от конкретной цели статистического исследования (табл. 1).

Таблица 1

Классификация статистических группировок

Аналитические Структурные Типологические Специальные (балансовые, матричные и т.д.)
Характеризуют взаимосвязи между признаками, проявляют основные тенденции Выявляют состав, структуру обследованных групп Характеризуют основные группы (типы групп признаков) Используются при составлении балансов предприятий и учреждений, отраслей промышленности и т.п.

 

Аналитическая группировка выявляет взаимосвязи между явлениями (признаками их характеризующими). При этом они подразделяются на факторные и результативные. Взаимосвязь проявляется в систематическом изменении результативного признака в связи с изменением факторного. Например: температура тела влияет на частоту пульса, в зависимости от величины роста изменяется вес и т.п.

Структурная группировка выявляет состав, строение однородной в качественном отношении статистической совокупности. Например: состав больных по полу, возрасту, диагнозу и т.п. Сопоставление данных структурной группировки во времени дает представление о структурных сдвигах.

Группировка типологическая — с ее помощью в статистической совокупности выделяются качественно однородные в существенном отношении группы. Например: группы больных с одинаковым диагнозом, с одинаковым исходом заболеваний и т.п.



При статистической разработке материала любого исследования необходимо учитывать существующие правила и стандарты определения группировочных признаков и границ групп (возрастно-половые группировки, группировки по категориям тяжести труда и т.п.). Несоблюдение правил формирования этих группировок ведет к потере ценности данных.

В национальной статистике выделяют следующие возрастно-половые группы (в границах точного возраста):

1) Дети до 3 лет. Эта группа находится под наблюдением детских консультаций и обслуживается детскими яслями. Из них часто выделяются дети в возрасте 1 и 2 года жизни;

2) Дошкольники — дети от 3 до 7 лет. Обслуживаются детскими садами;

3) Дети и подростки школьного возраста от 7 до 13 лет и 13—16 лет;

4) Подростки от 16 до 18 лет;

5) Трудоспособный контингент — мужчины 16—60 лет, женщины 16—55 лет;

6) Лица пенсионного возраста — мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше;

7) Женщины репродуктивного возраста — обычно от 15 до 45 лет.

Иногда для группировки по возрасту используют одногодичные или (для взрослых) пятилетние, реже десятилетние интервалы. Группировка с пятилетним интервалом выглядит следующим образом: до 20 лет, 20—24, 25—29, 30—35 и т.д. С десятилетним интервалом: до 20 лет, 20—29, 30—39 и т.д. При изучении заболеваемости в связи с производственными факторами обычно используются аналогичные 5- и 10-летние интервалы группировок по стажу работы: 1—4 года, 5—9 лет, 10—14 лет и т.д. При этом, к группе 1—4 года относятся лица со стажем от 1 года до 4 лет 11 мес. 29 дней. Аналогично, к группе со стажем от 5 до 10 лет относятся лица, отработавшие от 5 лет до 9 лет 11 мес. и 29 дней.

В ряде случаев целесообразно расчленять отдельные крупные группы на более мелкие. Например: до 20 лет, 20—29, 30—39, 40—44, 45—49, 50—59, 60 и старше.

Группировка данных по своей сути представляет собой принцип классификации, т.е. установление принадлежности явлений и объектов к определенным классам. В государственной статистике для этого используются классификаторы — специальные справочники, инструкции и указатели в виде алфавитных и систематических словарей, дополняемых стандартным перечнем объектов и их групп. Использование классификаторов в официальной статистике является обязательным и имеет силу государственного стандарта. Основные классификаторы рассчитаны на длительное испо­льзование. Однако, с течением времени они пересматриваются, дополняются, в них вносятся необходимые коррективы. Так, с 1983 до 1999 года в СССР, а затем в России общепринятой считалась Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра. С 1999 года была введена классификация 10-го пересмотра (с 01.01.99 г. по Приказу Минздрава России № 3 от 12.01.98 г.).

В медико-биологических научных исследованиях использование государственных и международных классификаторов болезней и причин смерти не является строго обязательным. Однако, только их прямое применение или возможность путем вторичной группировки привести данные исследований в рамки, определяемые общепринятыми классификаторами, гарантирует сопоставимость статистических материалов о заболевае­мости, причинах смерти разных категорий населения на различных территориях страны и зарубежом.

 

Вопросы по теме занятия.

1. Основные этапы научного исследования.

2. Цели, задачи и план исследования.

3.Способы получения исходных данных для исследования.

4. Понятия текущего и единовременного наблюдения.

5. Сплошное и не сплошное исследование. Методы.

6. Виды выборок.

7. Понятия повторной и бесповторной выборки.

8. Оценка численности выборки для доли в случае повторного отбора.

9. Оценка численности выборки для доли в случае бесповторного отбора.

10. Оценка численности выборки для среднего в случае повторного отбора.

11. Оценка численности выборки для среднего в случае бесповторного отбора.

12. Группировка собранной исходной информации.


 

Тестовые задания по теме.

1. Первый этап статистического исследования включает в себя

1) анализ результатов

2) вычисление первичных итогов

3) определение целей и задач, составление плана исследования

4) углубленную математико-статистическая обработку данных

Правильный ответ: в

 

2. По охвату статистической совокупности исследование может быть

1) сплошное или единичное

2) сплошное или не сплошное

3) не сплошное или выборочное

4) первичное или вторичное

Правильный ответ: б

 

3. Ко второму этапу статистического исследования относится

1) анализ полученных результатов, выводы

2) наблюдение, сводка и группировка полученных статистических материалов

3) определение целей и задач

4) углубленная математико-статистическая обработка данных

Правильный ответ: б

 

4. Признаки, подлежащие регистрации в ходе статистического исследования, называются

1) количественные

2) учетные

3) качественные

4) случайные

Правильный ответ: б

 

5. Учетные признаки по виду могут быть

1) качественные или количественные

2) первичные или факторные

3) результативные или вторичные

4) вероятные или достоверные

Правильный ответ: а

 

6. По роли в статистической совокупности учетные признаки можно подразделить на

1) достоверные и невозможные

2) первичные и вторичные

3) качественные и вероятные

4) факторные и результативные

Правильный ответ: г

 

7. Сбор данных при переписях населения относится к наблюдению

1) текущему

2) единовременному

3) случайному

4) математическому

Правильный ответ: б

 

8. Исследование, предполагающее регистрацию всех случаев, составляющих генеральную совокупность, называется

1) первичным

2) случайным

3) выборочным

4) сплошным

Правильный ответ: г

 

9. Совокупность, состоящая из относительно однородных элементов, объединенных наступлением определенного признака, называется

1) группой

2) когортой

3) классом

4) выборкой

Правильный ответ: б

 

10. Ошибки, связанные с неправильным выбором объекта исследования, использованием неправильных группировок, называются

1) методические

2) логические

3) математические

4) статистические

Правильный ответ: а

 

11. Ошибки, заключающиеся в необоснованном использовании различных статистических критериев и приводящие к искажению сущности результатов исследования, называются

1) логические

2) статистические

3) математические

4) методические

Правильный ответ: а

 

12. Четвертый этап статистического исследования включает в себя

1) анализ полученных результатов, выводы

2) определение целей и задач

3) вычисление первичных итогов

4) углубленная математико-статистическая обработка данных

Правильный ответ: а

 

13. Выбор объекта и единицы наблюдения, а также учетных признаков, подлежащих регистрации в ходе исследования, включает в себя

1) план исследования

2) схему исследования

3) шаблон исследования

4) программу исследования

Правильный ответ: г

 

14. Диагноз заболевания – это признак

1) статистический

2) случайный

3) количественный

4) качественный

Правильный ответ: г

 

15. Признак, изменяющий свое значение под влиянием другого, связанного с ним, называется

1) первичный

2) факторный

3) результативный

4) вторичный

Правильный ответ: в

 

16. Репрезентативность, определяемая числом наблюдений, гарантирующим получение статистически достоверных данных, называется

1) количественная

2) качественная

3) математическая

4) статистическая

Правильный ответ: а

 

17. Структурное соответствие выборочной и генеральной совокупностей – это репрезентативность

1) статистическая

2) количественная

3) качественная

4) математическая

Правильный ответ: в

 

18. Выборка, в которую каждый элемент генеральной совокупности имеет известную и равную вероятность отбора, называется

1) стратифицированной

2) простой случайной

3) систематической

4) кластерная

Правильный ответ: б

 

19. В случае, когда совокупность делится на подгруппы, а затем из каждой подгруппы случайным образом выбираются элементы, то такая выборка будет называться

1) систематическая

2) простая случайная

3) стратифицированная

4) кластерная

Правильный ответ: в

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.